Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, особенности и структура административно-правовой нормы.

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

 

Нормы права по своему юридическому содержанию представ­ляют определенные правила поведения, устанавливаемые государ­ством. Их соблюдение гарантируется различными средствами также государственного характера (организационные, стимули­рующие, разъяснительные меры). При их несоблюдении могут ис­пользоваться меры государственного принуждения, в том числе и юридическая ответственность (дисциплинарная, административ­ная, материальная, уголовная). В подобном качестве правовые нормы фактически выражают регулирование соответствующих об­щественных отношений.

Правовое регулирование управленческих общественных отно­шений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы, должного поведения их участников в сфере государственного управления. В них получает непосредст­венное выражение регулятивная роль административного права.

Административно-правовые нормы -устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отноше­ний, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти.

Регулирующее назначение административно-правовых норм выражается в том, что они устанавливают, когда и при соблюдении каких условий действия, совершаемые органами исполнительной власти, должностными лицами, государственными и негосударст­венными организациями, а также гражданами в сфере государст­венного управления, точно соответствуют требованиям законнос­ти. Вместе с тем в административно-правовых нормах указывает­ся, какие действия можно совершать, от каких следует воздер­жаться и какие совершать необходимо.

Запрещение, дозволение, предписание.

Права и обязан­ности сторон этих отношений взаимны, т.е. они взаимодействуют как носители взаимных юридических прав и обязанностей. Д

Та сторона этих отношений, которой адресуется властное предписание, обязана его исполнить. В каждом управленческом отношении, урегулированном админи­стративно-правовой нормой, правам носителя властных полномо­чий соответствуют обязанности другой стороны. Однако и другая сторона наделяется при этом определенными правами по отноше­нию к исполнительному органу.

Административно-правовые нормы закрепляют не только права граждан, государственных и негосударственных формиро­ваний в сфере регулируемых управленческих отношений, но и их юридические гарантии, включающие как запреты на совершение исполнительными органами (должностными лицами) определен­ных действий, так и их ответственность за игнорирование прав второй стороны отношения.

Административно-правовые нормы в значительной степени рассчитаны на регулиро­вание организации и функционирования субъектов исполнитель­ной власти. Ими определяются система и структура этих субъек­тов; объем предоставляемых им юридически властных полномо­чий; устанавливаются их обязанности как перед государством, от имени которого они выступают, так и перед другими участниками управленческих отношений. В этом смысле показательны административно-правовые нормы, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г., в положениях о федеральных ми­нистерствах и т.п.

Они также содержат правила поведе­ния, адресуемые всем иным возможным участникам регулируе­мых управленческих отношений.

Особенности:

-Так, до­статочно часто они устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и, что особенно важно, сами­ми ее субъектами. Почти все исполнительные органы либо их руководители правомочны издавать нормативные правовые акты различной юридической силы. Содержащиеся в них адми­нистративно-правовые нормы распространяются либо лишь на подведомственные данному исполнительному органу объекты (на­пример, акты отраслевых министерств), либо на определенный круг объектов (например, акты, направленные на обеспечение го­сударственной монополии на алкогольную продукцию), либо, на­конец, на все объекты, действующие в сфере государственного управления.

-Нормы, содержащиеся в актах органов исполнительной, власти, носят подзаконный характер.

-Объясняется это тем, что за­конодательно установленные нормы административного права, как правило, не имеют прямого действия, так как закон является наиболее общим правилом поведения, не учитывающим конкрет­ные особенности и условия их практического применения (исполнения). Но потребность в таком учете несомненна. Именно поэтому на долю исполнительной власти падает основная нагрузка по при­данию общим правилам поведения, установленным законом, пря­мого действия.

Что касается структуры административно-правовых норм, то она традиционна: гипотеза, диспозиция, санкция.

  • гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
  • диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
  • санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...