Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-правовое регулирование в строительном комплексе

Правительство РФ осуществляет управление социально-экономическими процессами в строительстве путем создания рыночных условий для свободного предпринимательства в строительном комплексе на основе рационального сочетания всех форм собственности, создания и реализации правового механизма рыночной экономики; объединяет и направляет работу центральных органов исполнительной власти, действующих в строительном комплексе, устанавливает их организационно-правовой статус, утверждая положения о них. К полномочиям Правительства РФ в области градостроительной деятельности относятся установление основ федеральной политики в этой области, установление порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; установление порядка лицензирования разработки градостроительной и проектной документации, установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов особого регулирования федерального значения и др.

Контроль и надзор в строительстве начинается в стадии проектирования и затем осуществляется в процессе строительства и после его окончания (в процессе приемки законченных строительством зданий и сооружений).

Контрольно-надзорные функции за безопасным ведением работ в строительстве, соблюдением правил пожарной безопасности, экологических, санитарно-противоэпидемических и других правил ведут, соответственно, органы госгортехнадзора, электронадзора, пожарного, экологического, санитарно-эпидемиологического и других функциональных видов государственного контроля и надзора.

В промышленном комплексе, как и во всех других отраслевых хозяйственно-экономических комплексах, к виновным физическим и юридическим лицам государственными органами исполнительной власти межотраслевой компетенции применяется административная ответственность за административные правонарушения межотраслевого масштаба и характера, например, за нарушения законодательства о труде и охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ), фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ), административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (ст. 15.1-15.26) и другие.

При этом должностные лица контрольно-надзорных государственных органов вправе применять меры административного предупреждения, пресечения (приостановление, запрещение работ) и административные наказания, предусмотренные ст. 9.4 и 9.5 КоАП РФ.

  1. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе (АПК). Административная ответственность в данном комплексе (по КоАП РФ).

Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и связанного с ним иного производства: основные отрасли с\х производства (земледелие, растениеводство и животноводство) и специальные отрасли сельского хозяйства (лесное хозяйство, охотничье дело, рыбное хозяйство, мелиорация и водное хозяйство, заготовки, хранение и промышленную переработку сельскохозяйственной продукции).

Гос. регулирование агропромышленного производства осуществляется посредством экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию с\х продукции, сырья и продовольствия. Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села; иные направления,

Контроль, надзор и административная ответственность в агропромышленном комплексе имеет своей целью и социальным предназначением сохранение и преумножение богатств природы, обеспечение правильного целесообразного использования и сохранности материальных ценностей, предупреждение эпидемических и иных небезопасных для человека заболеваний среди животных и растений, обеспечение высокого качества заготавливаемой для промышленной переработки и длительного хранения сельскохозяйственной продукции.

Правом привлечения к административной ответственности виновных физических и юридических лиц пользуются действующие в системе Министерства сельского хозяйства РФ:

· органы государственного ветеринарного надзора и их должностные лица

· органы государственного карантинного фитосанитарного контроля и их должностные лица

· органы государственного контроля и надзора в области защиты растений и их должностные лица

· государственные семенные инспекции и их должностные лица

· Органы Росгосхлебинспекции при Правительстве РФ,

· Много органов исполнительной власти, наделенных правом применения административных наказаний, действует в системе Министерства природных ресурсов РФ:

· органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, и их должностные лица

· органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, и их должностные лица

· органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, и их должностные лица

· органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, и их должностные лица

· органы государственного экологического контроля и их должностные лица

· Органы рыбоохраны и их должностные лица

органы государственного ветеринарного надзора и их должностные лица (ст. 23.14 КоАП РФ) — за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.6-10.8 КоАП РФ);

органы государственного карантинного фитосанитарного контроля и их должностные лица (ст. 23.15 КоАП РФ) — за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений; нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза; за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.1-10.3 КоАП РФ);

органы государственного контроля и надзора в области защиты растений и их должностные лица (ст. 23.16 КоАП РФ) — за нарушение правил обращения с пестицидами; нарушение правил борьбы с растениями-сорняками (ст. 8.3,10.1 КоАП РФ);

государственные семенные инспекции и их должностные лица (ст. 23.19 КоАП РФ) — за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений; за нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений; за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (ст. 10.12-10.14 КоАП РФ).

Органы Росгосхлебинспекции при Правительстве РФ, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, и их должностные лица (ст. 23.18 КоАП РФ) могут привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна (ст. 7.18 КоАП РФ).

Много органов исполнительной власти, наделенных правом применения административных наказаний, действует в системе Министерства природных ресурсов РФ:

органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, и их должностные лица (ст. 23.21 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за самовольное занятие земельного участка; за уничтожение межевых знаков границ земельных участков; за самовольную переуступку права пользования землей; за сокрытие или искажение экологической информации о состоянии земель; порчу земель; за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; за использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 7.1, 7.2, 7.10, 8.5, 8.6-8.8 КоАП РФ);

органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, и их должностные лица (ст. 23.23 КоАП РФ) могут применять административные наказания за уничтожение специальных водохозяйственных или водоохранных знаков; за самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии); за повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки; за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; за самовольную переуступку права пользования водным объектом; за сокрытие или искажение экологической информации о состоянии водных объектов; за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов; за нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования; за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; невыполнение правил ведения судовых документов; за нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации; за нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (ст. 7.2, 7.6-7.8, 7.10, 8.5, 8.12-8.16, 8.19, 9.2 КоАП РФ);

органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, и их должностные лица (ст. 23.24 КоАП РФ) могут привлекать к административной ответственности за самовольное занятие участков земель лесного фонда; за уничтожение специальных лесоустроительных и лесохозяйственных знаков; за самовольное занятие участка леса; за пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); за сокрытие или уничтожение информации о состоянии лесов, земель лесного фонда и многие другие разновидности норм и правил лесопользования, охраны и защиты лесного фонда (более двадцати наименований) (ст. 7.1, 7.2, 7.8-7.11, 8.7, 8.8, 8.12, 8.13, 8.24-8.37 КоАП РФ);

органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, и их должностные лица (ст. 23.26 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц виновных в уничтожении, повреждении специальных знаков, устанавливаемых пользователями и охранителями животного мира; пользовании объектами животного мира без разрешения (лицензии); в нарушении правил охраны среды обитания или путей миграции животных и многих других правил десяти наименований (ст. 7.2, 7.11, 8.33, 8.34-8.37 КоАП РФ);

органы государственного экологического контроля и их должностные лица (ст. 23.29 КоАП РФ) полномочны привлекать к административной ответственности лиц, виновных в уничтожении или повреждении знаков особо охраняемых природных территорий; за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и целого ряда других экологических требований и норм (около двадцати наименований) (ст. 7.2, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4-8.6, 8.18-8.19, 8.21-8.23, 8.31, 8.33-8.36, 8.39 КоАП РФ).

Органы рыбоохраны и их должностные лица (ст. 23.27 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение правил охраны рыбных запасов и многих других связанных с ними правил и норм по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам, и среды их обитания (ст. 7.2, 7.11, 8.33, 8.34-8.38, 11.8-11.11, 11.13, 11.15-11.17 КоАП РФ).

  1. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе. Административная ответственность в данном комплексе (по КоАП РФ).

В хозяйственно-обслуживающий комплекс входит группа организационно самостоятельных отраслей экономики, объединяемых общностью, осуществляемой предприятиями этих отраслей, хозяйственно-обслуживающей деятельности, являющейся специфической разновидностью производственно-хозяйственной деятельности. Деятельность всех отраслей хозяйственно-обслуживающего комплекса связана с оказанием хозяйственных услуг (транспортных, торговых, информационных, связи и других), представляющих собой полезное действие той или иной потребительной стоимости, не обладающей физической формой товара, но имеющей финансовый эквивалент своей рыночной стоимости.

В систему хозяйственно-обслуживающего комплекса входят следующие отрасли экономики:транспорт , связь , внутренняя торговля и бытовое обслуживание, ЖКХ.. Весь смысл деятельности обслуживающих отраслей состоит в организации обслуживания физических и юридических лиц (клиентуры) за пределами данной обслуживающей отрасли. Это обусловливает существование двух групп организационных отношений: 1) отношений внутриотраслевого масштаба и характера между организациями данной отрасли и(организация прогнозирования развития отрасли, финансирования и материально-технического оснащения, научно-техническое нормирование, работа с кадрами и т.д.). 2) отношений, выходящих за пределы собственно отрасли, складывающихся между предприятиями обслуживающих отраслей и клиентурой. (правила перевозок, торговли, правила предоставления услуг бытового характера, правила пользования жилым помещением и другие)

Важнейшим элементом государственной организации любых видов хозяйственного обслуживания физических и юридических лиц является защита их интересов как потребителей. восемь основополагающих прав потребителей: 1) право на выбор; 2) право на возмещение вреда; 3) право быть выслушанным; 4) право на информацию; 5) право на потребительское образование; 6) право на удовлетворение базовых потребностей; 7) право на качество; 8) право на безопасность.

Административная ответственность в отраслях хозяйственно-обслуживающего комплекса применяется к физическим и юридическим лицам многими контрольно-надзорными органами и их должностными лицами:

· Органы российской транспортной инспекции и их должностные лица

· Органы автомобильного транспорта и их должностные лица

· Органы морского транспорта и их должностные лица

· Органы внутреннего водного транспорта и их должностные лица

· Органы государственной инспекции по маломерным судам и их должностные лица

· Органы железнодорожного транспорта и их должностные лица

· Органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации

· Органы единой системы организации воздушного движения в РФ

· Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией,

Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и их должностные лица.

Административная ответственность в отраслях хозяйственно-обслуживающего комплекса применяется к физическим и юридическим лицам многими контрольно-надзорными органами и их должностными лицами:

Органы российской транспортной инспекции и их должностные лица (ст. 23.36 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц за административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.2, 8.3, 8.22, 8.23, 11.2, 11.14, 11.15, 11.17, 11.23, 11.25-11.29, 12.3, 19.19 КоАП РФ.

Органы автомобильного транспорта и их должностные лица (ст. 23.37 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.15, 11.18, 11.19 КоАП РФ.

Органы морского транспорта и их должностные лица (ст. 23.38 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.6, 11.7, 11.8-11.11, 11.13-11.19 КоАП РФ.

Органы внутреннего водного транспорта и их должностные лица (ст. 23.39 КоАП РФ) уполномочены привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 11.6-11, 11.13-11.19 КоАП РФ.

Органы государственной инспекции по маломерным судам и их должностные лица (ст. 23.40 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.7-11.13 КоАП РФ.

Органы железнодорожного транспорта и их должностные лица (ст. 23.41 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.1, 11.14-11.19 КоАП РФ.

Органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации (ст. 23.42 КоАП РФ), имеют право привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.3, 11.5, 11.14-11.19 КоАП РФ.

Органы единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации и их должностные лица (ст. 23.43 КоАП РФ) уполномочены привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.4, 18.1 КоАП РФ.

Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией, и их должностные лица (ст. 23.44 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.1, 13.6-13.9, 13.18 КоАП РФ.

Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и их должностные лица (ст. 23.49 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 10.8, 14.2, 14.4, 14.15, 14.16, 19.14 КоАП РФ.

  1. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления.

1.Образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Констатация – документ, фиксирующий уровень образования.

Образование – сфера исполнительной власти (управленческая сфера), в результате которой государство готовит молодое поколение к профессиональной деятельности, будущей жизни.

2. Органы:

а) Федеральный уровень

- Министерство образования и науки Российской Федерации

- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

- Федеральное агентство по науке и инновациям

- Федеральное агентство по образованию

б) Уровень субъектов РФ

- Республики могут иметь свои Министерства образования

- НСО: Управление образования Новосибирской области, Управление начального профессионального образования, Управление науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий.

в) Местный уровень

В городах, районах – свои отделы, управления образования на усмотрение Администрации.

г) Образовательные учреждения

- Учреждения дошкольного образования

- Школы

- Учреждения среднего профессионального образования

- Учреждения высшего профессионального образования

3. Правовая база:

С одной стороны, она значительна, с другой – своеобразна.

а) Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (в СССР такого закона не было).

б) ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ (носит частный характер).

в) ГОСТы среднего общего, среднего профессионального, высшего образования.

г) Типовое положение «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ», утверждено Постановлением Правительства РФ 5 апреля 2001 года № 264.

В основном Типовые положения утверждает Правительство РФ, но может и Президент РФ.

  1. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция.

Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение предусмотренных на образование ассигнований, утверждает Федеральную программу развития образования в стране, контролирует основные этапы ее реализации, осуществляет международные связи. Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают разработку и реализацию стратегии государственной политики в образовательной области, ее законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления. Например, постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 одобрена Национальная доктрина образования в Российской Федерации (СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.) — основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Президент РФ и Правительство РФ создают и устанавливают их организационно-правовой статус или определяют учредителей некоторых особо важных и значимых образовательных учреждений.

К компетенции Правительства РФ отнесено установление порядка лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; определение порядка разработки, утверждение и введение государственных образовательных стандартов и ряд других функций и полномочий, вытекающих из норм и требований Конституции РФ, федеральных законов и соглашений высших органов управления России и субъектов Федерации по вопросам государственной организации системы, структуры и содержания образования в Российской Федерации.

Отраслевыми органами в системе государственного управления образованием в Российской Федерации являются: Министерство образования и науки РФ и все иные федеральные министерства и ведомства, имеющие в своей системе образовательные учреждения отраслевого профиля; государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы управления образованием, которые создаются по решению органов местного самоуправления.

Министерство образования и науки РФ (Положение о нем см.: СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2562) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными и субъектов Федерации государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, Российской академией образования, иными отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, научными организациями, молодежными и детскими общественными объединениями и организациями.

В ведении Министерства образования и науки РФ состоят действующие на основе специальных Положений, утвержденных постановлениями Правительства РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию.

Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливают порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного) образования), дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего послевузовского, дополнительного) образования.

Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки обучающихся государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам. Государственная аккредитация осуществляется на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации, которая проводится Государственной аттестационной службой Минобразования и науки России.

В крупных вузовских центрах субъектов Российской Федерации созданы и действуют советы ректоров, которые являются государственно-общественными органами управления высшим и послевузовским профессиональным образованием на территории этого субъекта Федерации и одновременно отделениями Российского союза ректоров.

  1. Правовой статус образовательных учреждений и их система. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им.

Типовое положение «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ», утверждено Постановлением Правительства РФ 5 апреля 2001 года № 264.

I. Общие положения

II. Прием в высшее учебное заведение

III. Образовательная деятельность высшего учебного заведения

IV. Научная деятельность высшего учебного заведения

V. Управление высшим учебным заведением

VI. Обучающиеся и работники высшего учебного заведения

VII. Подготовка научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации научно-педагогических работников

VIII. Экономика высшего учебного заведения

IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность высшего учебного заведения

ВУЗ – образовательное учреждение, готовящее профессиональные кадры для работы в определённой сфере.

ВУЗ создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) федерального подчинения - Правительством РФ;

б) подчинения субъекта РФ - органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом управления образованием;

в) муниципальное- органом местного самоуправления.

Президент также может создавать ВУЗы.

Сведения о создании, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений представляются в федеральный орган управления образованием.

Высшее учебное заведение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Задачи ВУЗа:

1. Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования.

2. Удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации.

3. Организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования.

4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников.

5. Накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6. Распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Структура ВУЗа:

1. В состав ВУЗа входят кафедры по отраслям знаний и факультеты по направлениям подготовки специалистов.

2. ВУЗ может иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантуру, интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, клинические базы и другие структурные подразделения.

3. В составе университета и академии в качестве структурного подразделения, осуществляющего в рамках уставной деятельности высшего учебного заведения автономную образовательную, научную либо научно-исследовательскую деятельность, могут быть созданы институт и (или) научно-исследовательский институт.

Высшее учебное заведение самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов.

Система управления ВУЗом:

ВУЗы на общем собрании принимают свои уставы.

1. Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор.

Ректор высшего учебного заведения избирается путем тайного голосования на общем собрании (конференции) на срок до 5 лет.

Утверждение кандидатуры, избранной на должность ректора, осуществляется органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение, в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

2. Заместители ректора.

3. Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет.

В состав ученого совета входят ректор, который является его председателем, проректоры, а также по решению ученого совета - деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются на общем собрании (конференции) высшего учебного заведения путем тайного голосования.

Учёный совет решает основные проблемы, а ректорат проводит эти решения в жизнь.

4. Декан (возглавляет факультет).

5. Заместители декана (но их может и не быть).

6. Заведующий (возглавляет кафедру).

7. Должностные лица, возглавляющие структурные звенья и назначаемые приказом ректора (например, главный бухгалтер).

Категории (обучающиеся и работники ВУЗа):

1. Студенты, аспиранты, слушатели и другие категории обучающихся.

2. Должности для научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

  1. Государственное регулирование управления российской наукой.

1. Наука – сфера исполнительной власти (управленческая сфера), в которой решаются конкретные управленческие задачи.

Законодательство не даёт определения науки.

Наука – деятельность специалистов в определённой сфере.

Наука – совокупность полученных в результате исследований знаний.

Виды наук:

1. Фундаментальная – наука по линии Академии наук, по другим линям.

2. Вузовская – научная деятельность преподавателей.

3. Ведомственная – научная деятельность в отдельных сферах (например, в сфере обороны).

2. Органы:

Управлять наукой сложно.

а) Федеральный уровень

- Министерство образования и науки Российской Федерации

- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

- Федеральное агентство по науке и инновациям

Для фундаментальных наук управление идёт по линии этих отделений (например, над НИИ стоит Президиум).

б) Уровень субъектов РФ

НСО: Департамент науки, высшего профессионального и среднего образования.

в) Основное звено – организации в ранге учреждений (НИИ и др.)

3. Правовая базаограничена:

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ.

Правовое положение Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования РФ.

Этот орган за всё время своего существования прошёл много реорганизаций. Сейчас он является звеном Министерства образования и науки РФ.

В основном в ВАК работают люди на непостоянной основе.

ВАК формируется из числа ведущих специалистов в области науки, техники, образования и культуры.

Состав ВАК утверждается Правительством РФ по представлению Министерства образования и науки РФ, согласованному с федеральным органом исполнительной власти

ВАК возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от обязанностей Правительством РФ. Председатель ВАК имеет двух заместителей, назначаемых и освобождаемых от обязанностей Правительством РФ. Главный ученый ВАК назначается и освобождается от обязанностей Правительством РФ.

Задачи ВАК:

1. Обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координации деятельности в области аттестации научных и научно - педагогических кадров высшей квалификации.

2. Содействие улучшению качественного состава научных и научно - педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования с учетом потребности общества и государства, перспектив развития науки, образования, техники и культуры.

Функции ВАК ограничены:

1. Разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирования и организации работы диссертационных советов, инструкции и формы документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий.

2. Контролирует деятельность диссертационных советов.

3. Разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук, аттестатов профессора и доцента по специальности государственного образца.

4. Проводит анализ защищенных диссертаций и в установленном порядке представляет для заинтересованных организаций соответствующую информацию.

5. Определяет перечень ведущих научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов докторских диссертаций.

6. Разрабатывает положение об экспертном совете.

7. Совместно с заинтересованными организациями подготавливает рекомендации по результатам экспертизы научных и технических программ и проектов.

8. Участвует в подготовке проектов международных договоров по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.

Правовая база:

1. Положение «О Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ», утверждено Приказом Минобра

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...