Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моше разделяет тяготы своих братьев

Фараон признал исключительные способности молодого Моше и назначил его своим управляющим.

В роскошном дворце фараона Моше мог жить легко и приятно. Но как только Моше узнал о своем еврейском происхождении, он каждый день уходил из дворца, чтобы навестить своих братьев в трудовых лагерях. Делая вид, что помогает египетским надсмотрщикам, Моше переносил тяжелые грузы с сынами Израиля. Он оплакивал их боль и скорбел: "Ваши мучения причиняют боль и мне, я бы хотел только одного — умереть за вас!"

Если община страдает, человек не должен говорить: "Это не моя забота. Я пойду домой, буду есть, пить и жить с удобствами". Он должен разделить с общиной ее трудности.

Моше придумал, как облегчить участь своих братьев. Он пришел к фараону и сказал: "Я замечаю, что вы обращаетесь со своими рабами неразумно".

"Как так?" — удивился фараон.

"Человек, который должен непрерывно трудиться, обречен на гибель. Вы намного увеличите производительность своих рабов, если позволите им отдыхать один день в неделю."

"То, что ты говоришь, верно, — ответил фараон. — Распорядись, чтобы им давали отдыхать один день в неделю".

Моше приказал, чтобы евреи отдыхали каждый Шабат.

С этого времени в Шабат сыны Израиля были свободны от рабского труда. Они проводили время, изучая свиток, содержащий обещание, что Ашем в конце концов освободит их.

Однажды, когда Моше было уже больше двадцати лет, он совершал свой ежедневный обход трудовых лагерей. Моше оказался свидетелем страшной сцены. Египетский надсмотрщик жестоко избивал еврея. Моше не мог понять, что побудило египтянина поступать так. На Моше снизошел Дух святости, и он понял, что привело к такому обращению с несчастной жертвой.

Датан, который подвергался жестоким побоям, не был обычным работником, Он был еврейским урядником, который должен был наблюдать за работающими евреями. Когда египетский надсмотрщик постучал к нему в дверь, чтобы поднять его на работу, он увидел красавицу Шломит, жену Датана. После того как Датан ушел, египтянин вернулся к его дому и проник в него, выдав себя за хозяина. Датан обнаружил, что над его женой надругались. Надсмотрщик же, опасаясь, что его накажут за содеянное, снял Датана с должности урядника, бросил в трудовой лагерь и теперь жестоко избивал его, рассчитывая убить.

"Ты, нечестивец! — закричал Моше. — Мало того, что ты надругался над его женой, так ты еще хочешь забить его до смерти?"

Моше обдумал, какого наказания заслужил египтянин за его преступление, и пришел к выводу, что он должен быть предан смерти.

Моше судил его по законам сыновей Ноаха, предусматривающим смертную казнь за прелюбодеяние.

Кроме того, египтянина можно было считать человеком, пытающимся убить другого, поэтому его можно было убить в целях самозащиты.

Моше поднял глаза к Небесам. "Есть ли какой-нибудь ангел-хранитель, который спасет этого человека?" Но ответа с Небес не последовало. "Может быть, он прародитель праведных потомков и поэтому его следует помиловать ради их заслуг?" Но озарение от Всевышнего открыло Моше, что среди египетских потомков не будет ни одного праведника.

Тогда Моше огляделся вокруг, чтобы убедиться, что поблизости никого нет и ни один египтянин не видит его, произнес имя Б-га, и египтянин упал мертвым. Моше засыпал его тело песком. Он просил евреев, видевших это, держать все в тайне.

Когда Моше вернулся в трудовой лагерь на следующий день, он увидел, что Датан, еврей, чью жизнь он спас, затеял ссору с Авирамом, братом своей жены. Датан хотел развестись с женой после того, что случилось, а ее брат решительно возражал. Датан уже замахнулся, чтобы ударить Авирама, когда вмешался Моше. "Злодей! — закричал он. — Почему ты бьешь своего ближнего?"

Четыре типа людей названы злодеями: тот, кто поднимает руку, чтобы ударить своего ближнего (даже если он его не ударил); тот, кто берет деньги в долг и не возвращает их; бесстыжий человек; тот, кто провоцирует раздоры.

"Кто ты, чтобы вмешиваться в наши дела? — нагло обратились к Моше Датан и Авирам. — Ты еще слишком молод, чтобы быть судьей! Мы знаем, что ты называешь себя сыном Батьи, хотя на самом деле ты всего лишь сын Йохевед!"

Датан и Авирам попросили аудиенции у фараона. "Этот Моше наносит ущерб вашей чести", — пожаловались они.

"Совсем нет," — ответил фараон.

"Разве вам неизвестно, что на самом деле он не сын вашей дочери, а еврей?"

"Это для меня неважно", — ответил фараон.

В конце концов они сказали ему, что Моше убил египтянина.

"Это зашло слишком далеко, — решил фараон. — Он должен быть приговорен к смерти."

Моше был потрясен предательством Датана и Авирама. "До сих пор я не понимал, чем народ Израиля заслужил рабство", — сказал он. — Но теперь я знаю — среди сынов Израиля есть доносчики".

Моше был арестован и передан в руки палача.

Палач занес меч над Моше, но Ашем превратил его шею в кусок мрамора. Палач обрушил на него меч во второй раз, но напрасно. После многочисленных безуспешных попыток принесли другой меч огромных размеров. Вместо того чтобы отрубить Моше голову, меч обрушился на палача и нанес ему смертельный удар. Моше бежал, и фараон отправил своих солдат в погоню, но Ашем поразил их всех слепотой. Когда фараон спрашивал: "Где Моше"? — он не получал ответа, потому что всякий, кто пытался ответить, становился глух и нем. Так Моше невредимым покинул землю египетскую.

Моше в земле Куш

Когда Моше был управляющим во дворце фараона, советник Билам бежал. До него дошли слухи, что Моше собирался его убить. Он странствовал со своими двумя сыновьями, пока не пришел в землю Куш, где в то время шла война. Воспользовавшись тем, что царь Кокенус покинул столицу, чтобы быть в первых рядах воинов, Билам возглавил восстание против отсутствующего государя. Людей убедили речи Билама, они назначили его своим новым правителем, а сыновья Билама стали министрами.

Билам научил жителей земли Куш, как укрепить столицу, чтобы царь Кокенус и его воины не смогли пробраться в город.

"Поднимите стены столицы с двух сторон настолько, чтобы нельзя было взобраться на них, — советовал Билам. — С третьей стороны города выройте глубокий ров, наполните его водой, прорыв между ним и рекой канал. А территорию у четвертой стороны столицы заполните змеями".

Когда Кокенус вернулся с войны, все входы в город были заблокированы. Высокие стены с двух сторон столицы были непреодолимым препятствием, поэтому Кокенус решил, что солдаты на плотах преодолеют преграду и атакуют город. Однако солдаты утонули. Свергнутый правитель попытался вторгнуться в город с четвертой стороны, но там были змеи, и Кокенус потерял сто семьдесят солдат, погибших от их укусов.

Именно в этот момент около города появился Моше и присоединился к свергнутому царю. Кокенус быстро оценил мудрость Моше и назначил его своим советником. Через девять лет Кокенус умер, и Моше стал вождем вместо него. Воины жаловались Моше: "Мы не видели наших жен и детей девять лет, потому что Билам занял крепость. Посоветуй нам, что делать?" Моше ответил: "Если мы попытаемся взять над ними верх в битве, то проиграем, а если попробуем преодолеть водную преграду, то утонем. Поэтому мы должны найти другой выход. Пусть каждый воин поймает молодого аиста, принесет его в свой дом и научит летать!"

Солдаты поймали молодых аистов и вырастили их, научив летать. Моше распорядился, чтобы птиц не кормили два дня. На третий день он приказал: "Пусть каждый воин опояшется мечом, оседлает коня и возьмет с собой аиста. Мы ворвемся в город с той стороны, где змеи". Когда они приблизились к городу, Моше приказал, чтобы аистов отпустили. Голодные птицы набросились на змей и уничтожили их всех до единой. Как только со змеями было покончено, солдаты бросились в атаку. Каждый сражался за свой дом, жену, детей. Билам со своими сыновьями бежал обратно к фараону. Моше был объявлен законным царем земли Куш. Жена прежнего царя, Кокенуса, стала женой Моше. Но Моше, боявшийся Ашема, не приблизился к ней. Он помнил Авраама, который заставил своего слугу Элиезера поклясться не брать Ицхаку в жены дочерей Ханаана, и Ицхака, который предостерегал Яакова, чтобы тот не женился на дочерях Хама. Сорок лет Моше спокойно царствовал, но когда сын бывшего царя стал взрослым, царица сказала министрам: "Как вы можете терпеть на троне чужеземца, который не разделяет вашего образа жизни и не поклоняется ни одному из богов земли Куш? Пришло время назначить царем моего сына Мунхама!"

Министры согласились и короновали на царство Мунхама.

Моше покинул землю Куш с великими почестями и дарами. Ему было шестьдесят семь лет. Моше опасался вернуться в Египет и направился в Мидиан.

Моше в Мидиане

Итро бежал из египетского двора в Мидиан. Там он был назначен на самую почетную должность — первосвященником местных богов. Но Итро не хотел поклоняться безжизненным изображениям. Отвергнув египетский культ, он отказался от религии мидианитов и изучал разные религии, стремясь познать все верования в мире. После долгих размышлений он понял, что все они ложны. Хотя он не нашел еще истинной веры, но решил, что не может больше служить богам, лишенным всякого смысла. Поэтому он сказал народу Мидиана: "Я слишком стар, чтобы быть первосвященником. Возьмите у меня все культовые предметы, используемые для служения богам. Мне они больше не нужны!"

Мидианиты поняли, что Итро презирает служение их идолам, и в отместку бойкотировали его. Никто не мог жениться на его дочерях, никто не мог помочь ему чем-либо, никто не мог наняться к нему на службу и охранять его овец. Поэтому все его семь дочерей были незамужними. Они должны были пасти его овец, потому что ни один пастух не соглашался работать на него.

Всякий раз, когда дочери Итро ходили к колодцу, чтобы набрать воды для овец, пастухи грубо обращались с девушками и подпускали их к колодцу только тогда, когда все уже заканчивали набирать воду.

Однажды поведение пастухов было более вызывающим, чем обычно, — они толкнули беззащитных девушек в воду. И тут вдруг вмешался прохожий в египетской одежде. Он спас беспомощных девушек и напоил их стада. Пока незнакомец, которым оказался Моше, был у колодца, вода поднималась навстречу ему. Она опустилась до своего первоначального уровня, только когда он ушел.

Когда приходит праведник, с ним приходит и благословение. Так мы узнаем, что и вода Харана была благословенна благодаря Яакову. Перед тем, как уйти, девушки поблагодарили Моше за то, что он спас их. Моше ответил: "Не благодарите меня! Благодарите лучше египтянина, которого я убил. Если бы не он, меня бы не было сегодня здесь".

Моше хотел этим сказать, что он был лишь орудием Б-жественного Провидения.

Человека укусила ядовитая змея, и он бросился к реке, чтобы промыть рану. В тот момент, когда он подбежал к берегу, он услышал крики маленького ребенка, который тонул. Человек протянул руку и вытащил ребенка на сушу. "Как же мне благодарить тебя? — воскликнул ребенок. — Если бы не ты, я бы утонул". "Это не я спас тебя, — поправил его человек. — Это змея, которая укусила меня. Из-за змеи я подбежал к реке и поэтому смог спасти тебя".

Точно так же Моше объяснил дочерям Итро, что Ашем является причиной, направляющей ход событий, чтобы достичь Своих целей.

Итро был удивлен необычно ранним возвращением дочерей. "Почему вы сегодня вернулись так рано?" — спросил он их. Девушки рассказали, что пастухи бросили их в колодец и что их спас незнакомец. Они повторили слова Моше о Б-жественном Провидении.

"Почему же вы не привели этого человека в дом? — спросил Итро. — Судя по тому, как вы его описываете, он должен быть одним из потомков Яакова. Пригласите его к нам на трапезу". Приглашение Итро было вызвано не только стремлением проявить гостеприимство. Он пригласил чужестранца, помня о том, что его дочери одиноки, и надеясь, что чужестранец, может быть, его будущий зять!

Дочь Итро Ципора привела чужестранца. (Имя Ципора — птица — означает, что она была проворна, совершая добрые дела).

Итро расспросил Моше о его прошлом. Когда Итро узнал, что Моше бежал от египетского суда, он из страха перед фараоном решил заточить его в темницу.

Моше был брошен в яму, где он провел десять лет. Все это время его кормила Ципора, которая тайно приносила ему пищу. Через десять лет она спросила отца: "Не хочешь ли ты увидеть человека, которого ты заточил в темницу десять лет назад?" "Он давно умер с голоду", — ответил Итро. "Я слышала о величьи Б-га евреев, — сказала Ципора. — Он спас Авраама из плавильной печи, Ицхака — от ножа на алтаре, а Яакова — от руки ангела. Он также спас этого человека от меча фараона". Итро послал в темницу гонца, и ему сообщили, что Моше жив и что его застали молящимся Ашему. Итро пришел в восторг. Он приказал, чтобы Моше освободили, постригли, одели и привели к нему в дом.

Когда Моше вышел в сад за домом Итро, чтобы поблагодарить Ашема за то, что Он поддержал его и сохранил ему жизнь, он заметил сапфировый жезл, торчащий из земли. Он вынул его и принес Итро, чтобы узнать, чей он. "Если ты смог сдвинуть этот жезл, то ты, должно быть, его законный владелец! — воскликнул Итро. — Знай, что, согласно астрологическим расчетам, это особый жезл, поэтому я взял его из дворца фараона после смерти Йосефа, которому он принадлежал. Звезды предрекают, что владелец этого жезла спасет евреев из Египта. Никто другой не мог вытащить его из земли".

Жезл был сделан Самим Ашемом, который дал его Адаму. Затем он был передан Шету, а потом Аврааму, Ицхаку, Яакову, Йосефу и Моше. После смерти Моше он был вручен царю Давиду и последующим царям из династии Иеуды.

После всего, что произошло, Итро относился к своему гостю с большим уважением. Моше научил домашних Итро служить Ашему. Первой приняла его учение Ципора. Она очистила дом от следов идолопоклонства. (Имя Ципора означает очищающая дом). Ципора обладала величьем Сары, Ривки, Рахели и Леи. Когда Моше было семьдесят семь лет, он женился на ней. Итро заставил Моше поклясться, что он не вернется со своей семьей в Египет. Там его жизнь была в опасности, над ним тяготел приговор, вынесенный из-за доноса Датана и Авирама. Итро заклинал Моше посвятить своего первого сына служению идолам.

Эти слова наших Мудрецов указывают на то, что Моше самим фактом своего добровольного пребывания вблизи Итро (который еще не был евреем) подвергал своих будущих потомков опасности духовного разложения, которое могло привести к идолопоклонству. Надеясь оказать положительное влияние на Итро, Моше жил рядом с ним. Однако Моше недооценивал опасностей, которые были заключены в этом унизительном окружении. Поэтому его поступок, согласно единодушному суждению наших Мудрецов, называется "связыванием себя клятвой".

Рав Десслер объясняет, что само решение человека поселиться там, где Тора находится не на высоте, — это уступка, ослабляющая служение человека Ашему, потому что даже на величайших людей оказывает влияние их окружение. Следовательно, если кто-то выберет себе местом жительства район, проникнутый атмосферой изучения Торы и страхом перед Ашемом, можно поставить ему в заслугу, что он поднял свой уровень и уровень своей семьи во всех будущих поколениях.

Итро потребовал от Моше, чтобы его первенец остался необрезанным. Моше хотел выполнить мицву — иметь детей — и надеялся: Ашем направит события так, что он сможет обрезать своего сына.

Моше пас стада Итро за то, что получил руку его дочери. Как только Моше стал пастухом, на стада Итро снизошло благословение. Животные быстро размножались, и ни одно из них ни разу не сожрал дикий зверь. Обычно, Моше пас стада на ничейной земле и следил, чтобы они не паслись в полях, которые не принадлежали Итро. Моше был самым внимательным из пастухов.

Ашем не позволяет человеку занять высокое положение, не проверив его малыми делами. Так было в жизни двух человек, которых Ашем испытал в повседневных делах, перед тем как возвеличить их.

Однажды от стада отбился ягненок, и Моше последовал за ним, пока не добрался до кустарников, росших у водоема. Тут ягненок остановился попить. Моше сказал: "Я не знал, что ты столько пробежал потому, что тебе хотелось пить. Ты, должно быть, устал." Он поднял ягненка себе на плечи и принес его назад в стадо.

Когда Давид был пастухом, он также подвергся испытанию и выдержал его. Он защищал мелких овец от нападения крупных, кормил старых овец мягкой травой, а молодым, сильным овцам оставлял жевать жесткую траву.

Ашем решил, что люди, которые заботятся о нуждах каждой овцы, будут хорошо заботиться и о народе Израиля. Поэтому Он возвеличил Моше и Давида.

Ципора родила Моше двух сыновей. Старшего он назвал Гершом: "Ведь я чужестранец (Гершом происходит от гер — чужестранец), в чужой земле — земле, где все служат идолам, и только я служу Ашему".

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...