Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моше наказан за то, что не обрезал своего сына

В Мидиане Ашем явился Моше и приказал ему: Вернись в Египет! Тебе нечего бояться мести Датана и Авирама. Они обеднели и больше не пользуются влиянием. Поэтому они не смогут причинить тебе вреда!

Когда Ашем говорил с Моше, Его голос разделился на два, и Аарон в Египте услышал, как тот же голос приказал: Иди и встречай Моше в пустыне!

Моше попросил своего тестя: "Позволь мне взять мою жену и детей и уйти!"

"Куда ты поведешь их?" — спросил Итро.

"Я хочу вернуться к моим братьям в Египет, — ответил Моше, — и посмотреть, живы ли они ".

Итро возразил: "Почему ты хочешь привести их туда? Евреи Египта будут счастливы, если им позволят уйти. Почему же ты хочешь увеличить их число и привести туда твою жену и детей?!"

"Когда-нибудь сыны Израиля будут стоять на горе Синай и слушать слова: "Я Ашем, твой Б-г!" Неужели мои дети не должны быть там, чтобы услышать эти слова Б-га?" — ответил Моше.

"Ты прав, — согласился Итро. — Иди с миром."

Ашем приказал Моше взять в Египет свой жезл, чтобы совершать там чудеса. Хотя жезл был невероятно тяжел, он казался невесомым, когда его нес Моше. Жезл был сделан из сапфира, и на нем были нанесены знаки — первые буквы названий Десяти Казней. На его поверхности было начертано также Б-жественное Имя.

Ашем приказал Моше сказать фараону: Исраэль — Мой первенец. Отпусти Моего сына, чтобы он мог послужить Мне. Если ты откажешься отпустить его, то Я накажу тебя, убив твоих первенцев!

Взяв жену и детей, Моше тронулся в путь. По дороге в Египет Ашем послал ангела Смерти.

Когда ангел начал заглатывать Моше, Ципора сразу поняла, что ее муж наказывается Ашемом за то, что не обрезал своего сына.

Даже после ухода из Мидиана Моше медлил с обрезанием сына, потому что был слишком занят подготовкой места для ночлега всей семьи. Менее значительный человек чем Моше не был бы сразу наказан за такую задержку. Ашем был предельно строг, когда судил Моше, который был выдающимся праведником, поэтому он приказал ангелу немедленно поставить под угрозу жизнь Моше за его пренебрежение мицвой.

Еще одна мысль мелькнула у Ципоры, и она воскликнула: "Может быть, тебя наказывают, потому что ты женился на мне!" Она не знала точно, напал ли ангел на Моше потому, что он женился на ней, а не на девушке, которая была еврейкой по рождению, или потому, что он не совершилмилу.

Ципора схватила нож (согласно другим точкам зрения, острый камень) и обрезала своего сына. Ангел сразу отпустил Моше. Поняв, что Моше попал в опасность, потому что не выполнил мицву милы, Ципора воскликнула: "Как велика мицва обрезания! Мой муж заслужил смертную казнь за то, что не приложил должных усилий, чтобы выполнить эту мицву, и все его многочисленные заслуги не помогли спасти его. Но теперь он спасен благодаря выполненному обряду!" Как велика заповедь обрезания! Если бы не эта заповедь, Ашем не создал бы небо и землю.

Она равна всем заповедям Торы вместе взятым.

Тринадцать заветов было заключено благодаря ей.

Наказание за ее невыполнение — карет.

Она превосходит великую мицву Шабата (потому что этот обряд совершается даже в Шабат).

Моше и Аарон во дворце фараона

В то время, когда Моше покинул Мидиан, Аарон отправился навстречу ему из Египта, встретил его на горе Синай и поцеловал.

"Кто эта женщина и дети?" — спросил Аарон.

"Это моя жена и сыновья", — ответил Моше.

"А куда ты ведешь их?" — спросил Аарон.

"В Египет", — был ответ.

"Евреи, которые там находятся, так страдают, а ты хочешь привести туда жену и детей?!" — воскликнул Аарон.

Моше рассказал Аарону, что Ашем избрал его спасителем евреев. Аарон, далекий от какой бы то ни было зависти, обрадовался величию своего брата. Они вместе отправились в Египет и собрали старейшин — вождей еврейского народа.

Еврейский народ подобен птице, а старейшины подобны ее крыльям. Как птица не может летать без крыльев, так и евреи не могут подняться на более высокий уровень без руководства и совета Мудрецов Торы.

Мудрецы отгородились от материальных сторон жизни, поэтому они способны подняться над своим поколением и вести народ к духовным целям.

Моше показал знаки, которые ему были даны, чтобы подтвердить истинность своей миссии, но сыны Израиля поверили в него еще до того, как знаки были показаны. Как только он произнес слова, заповеданные ему Ашемом, они признали Моше, потому что Серах, дочь Ашера, была еще жива и подтвердила, что согласно традиции, известной ей еще из дома Яакова, эти слова мог произнести только истинный спаситель.

Моше, Аарон и старейшины отправились во дворец фараона. Как только они приблизились к дворцу, им открылось ужасное зрелище — горы трупов убитых евреев. Одни были втоптаны в землю, у других были отрублены кисти рук и ступни. Фараон безжалостно расправился с их несчастными братьями.

Старейшины в ужасе воскликнули: "Мы лучше останемся рабами, чем пойдем с тобой к фараону!" Один за другим они разбежались. Из-за этого во время вручения Торы только Моше было позволено взойти на гору Синай, а старейшины должны были оставаться на нижних склонах горы.

Моше сказал Аарону: "Они не получили указания от Ашема, а мы получили. Поэтому мы должны идти, даже если фараон убьет нас!"

Во дворец фараона вело четыреста разных входов. Каждый вход охраняли львы, медведи и другие дикие звери. Когда охранники увидели Моше и Аарона, они спустили двух молодых львов, которые бросились на них. Моше взмахнул своим жезлом, и львы тут же присмирели и пошли рядом с Моше и Аароном, послушные, как овечки. Остальные звери тоже стали ручными и лизали ноги Моше и Аарону. Стражники были поражены этой сценой.

Никогда они не видели людей, хотя бы отдаленно похожих на этих двух высоких бородатых мужчин, которые вызывали трепет всем своим видом: глазами, горевшими как солнце, и лицами, излучавшими величие. В руках одного из них был жезл с нанесенным на нем Б-жественным Именем. Стражникам они казались скорее ангелами, чем людьми; стражники почтительно позволили им пройти и доложили о них фараону.

Позднее фараон наказал дворцовую стражу за то, что она пропустила Моше и Аарона без особого разрешения. Некоторые из них были казнены, а некоторые сняты с их должностей.

Когда фараон узнал о приходе Моше и Аарона, он сказал: "Эти люди, должно быть, посланцы какой-то далекой страны, которые пришли, чтобы поздравить меня!"

Случилось так, что этот день был днем рождения фараона. Посланцы многих стран приходили с подарками и свитками, на которых были записаны гимны, прославлявшие фараона.

"Кто вы?" — обратился фараон к Моше и Аарону.

Они ответили: "Мы посланцы Ашема, Ашем говорит: Отпусти народ Мой, чтобы он мог служить Мне в пустыне!"

"А кто такой Ашем? Я НЕ ЗНАЮ АШЕМА. Он никогда не посылал мне подарков и не оказывал мне честь посланием", — ответил фараон.

"Он Б-г евреев", — воскликнули Моше и Аарон.

"Разве у них есть Б-г? Почему же Он не помогал им все эти годы?"

"Он ждал, пока придет время наказать тебя сразу за все твои многочисленные злодеяния".

"Если ОН Б-г, как вы говорите, то дайте мне найти Его имя в моих записях ".

У фараона была энциклопедия, где имелся список богов всех народов, но он не мог найти упоминания Всемогущего.

"Нет такого Б-га, — объявил он. — Его нет ни в одной из моих книг".

Фараон, конечно, слышал имя Б-га и знал, как Он помогал Аврааму, Ицхаку и Яакову. Когда фараон объявил, что он не знает Ашема, он слукавил, но не сказал неправды. Он имел в виду, что, хотя он и слышал о Б-ге патриархов, имя "Ашем" было для него ново, потому что до Исхода из Египта Он Сам скрывался под этим именем. Фараон намеренно отрицал Его существование, чтобы не слушать Его послание. Поэтому Моше и Аарон ответили грубо:

"Глупец! Ты не там ищешь его. В твоих книгах есть только безжизненные боги. Там ты не найдешь Всемогущего. Наш Б-г — это живой Б-г, Царь Вселенной!"

С чем можно сравнить реакцию фараона?

С поведением глупого слуги коэна.

Коэн отправился за границу, а его слуга пустился на поиски его. Он пришел на кладбище и закричал: "Кто-нибудь видел моего хозяина?" "А твой хозяин не коэн?" — спросили его. "Да, он коэн", — ответил слуга. "Так почему же ты ищешь его на кладбище?" — спросили его насмешливо.

Так же Моше и Аарон объяснили фараону, что бессмысленно искать Ашема, Вечно Живого Б-га, в списке безжизненных идолов. Фараон спросил: "Ваш Б-г старый или молодой? Сколько городов Он завоевал? Как велико Его войско? Сколько лет Он правит?"

"Ашем существовал, когда еще не было мира, и будет жить вечно. Он создал тебя и дал тебе жизнь". "А что Он сделал?" — спросил фараон. "Он поддерживает небо и землю. Его голос разделяет горящее пламя. Огонь — Его лук, а пламя — Его стрелы, Облака — Его щит, а молния — Его меч. Он создает холмы и горы, покрывает горы травой, приносит дождь и росу. Он заставляет траву расти. Он слышит вопль роженицы, создает зародыш во чреве матери и приводит ребенка в мир".

"Вы лжете! Я хозяин мира! Я создал и себя и Нил! — закричал фараон.

Моше пригрозил: "Злодей! Ты будешь страдать от этой самой реки, воды которой превратятся в кровь."

"А теперь уходите!" — приказал фараон. Он позвал своего советника Билама с сыновьями, чтобы передать им этот разговор.

"Что вы возитесь с ними? — удивился Билам. — Они обычные маги, как и мы. Когда они придут сюда в следующий раз, мы их испытаем."

Фараон отягощает жизнь рабов

Весть о том, что два еврейских вождя пришли к фараону и потребовали, чтобы он освободил евреев, быстро облетела всех. Сыны Израиля немного успокоились и стали работать медленнее. Это привело фараона в бешенство. "Почему вы, Моше и Аарон, мутите народ и отрываете его от работы?!" — орал он. — Вы, наверно, придумали весь этот план, потому что сами из колена Леви, и это освобождает вас от работы. Но я изменю закон! С сегодняшнего дня колено Леви тоже должно работать. Чего вы от меня требуете? Чтобы я отпустил 600 тысяч рабов! Если бы вы попросили меня отпустить тысячу или две тысячи человек, то я бы еще подумал об этом, но неужели вы рассчитываете, что я откажусь от 600 тысяч работников?

Фараон вызвал египетских надсмотрщиков и приказал им: "Перестаньте давать евреям солому для изготовления кирпичей! С сегодняшнего дня каждый должен сам собирать солому. Однако не позволяйте никому делать меньше кирпичей, чем они делали ежедневно. Евреи бездельники, и поэтому они говорят: "Отпустите нас принести жертвы нашему Б-гу". Пусть они работают еще больше! Им не разрешается отдыхать от работы на седьмой день и читать книги, как они это делали раньше."

В это время Моше, по указанию Ашема, отправился назад, в Мидиан. Он привез свою жену и детей к тестю и оставался в Мидиане шесть месяцев.

Почему Ашем сделал так, что положение рабов ухудшилось в последние шесть месяцев изгнания, когда Моше не было с сынами Израиля? Ответ таков: в течение последнего этапа подготовки к спасению Ашем испытывал сынов Израиля. Он хотел узнать, кто среди них был праведником и заслуживал спасения, а кто — грешником и должен был исчезнуть во время трех дней тьмы.

В страданиях проявляется истинная природа человека. Сыны Израиля подверглись испытанию увеличившимися трудностями, чтобы стало ясно, сохранят ли они свою веру в Ашема. Праведники остались верными Ашему, а грешники отрицали его Провидение. Уход Моше был частью испытания. Сыны Израиля оказались без вождя, к которому можно было бы обратиться, и поэтому целиком зависели от Ашема.

Египетские надсмотрщики предупредили еврейских урядников, чтобы те заставляли евреев работать больше и делать столько же кирпичей, как и раньше, когда им поставляли солому. Но еврейские урядники жалели своих угнетенных братьев и отказывались заставлять их выполнять большую работу. За отказ подчиниться египетские надсмотрщики их избили. Ашем щедро наградил урядников, оценив их самопожертвование во имя сынов Израиля. Он пообещал: Эти люди в будущем станут старейшинами еврейского народа. Поскольку они дали себя избить ради своих братьев-евреев, они достойны, чтобы дух святости снизошел на них, и они возглавят еврейский народ!

Евреи вынуждены были рассеяться по всему Египту, чтобы найти солому для изготовления кирпичей. Всякий раз, когда египтянин замечал на своем поле еврея, он проявлял необычайную жестокость.

Ашем побудил фараона издать указ, который запрещал давать евреям солому, чтобы таким образом проявилась порочность каждого египтянина и чтобы потом египтяне не могли жаловаться: "Почему казни обрушились на нас? Ведь виновен только фараон, мы же невинны".

Через шесть месяцев Ашем явился Моше в Мидиане и повелел ему вернуться в Египет.

Вскоре Моше встретился с Аароном (Моше пришел из Мидиана, а Аарон — из Египта), и они вместе предстали перед фараоном, чтобы передать ему послание

Ашема. Когда они выходили из дворца, пришли еврейские урядники, чтобы повидаться с ними. Они жаловались на новый указ, по которому им не давали соломы для изготовления кирпичей. Двое урядников, нечестивцы Датан и Авирам, стали чернить Моше и Аарона. "Мы не знаем, действительно ли вы посланцы Ашема, — заявили они. — Только сам Ашем знает. Если правда, что Он послал вас, пусть Он накажет фараона. Если же вы лжете, пусть Он накажет вас. По вашей вине на нас обрушилось столько несчастий, что у нас изо рта идет зловоние. С тех пор как вы пришли, египтяне стали заполнять незаконченные части стен еврейскими младенцами, и зловоние от их трупов отравляет воздух. Ваше присутствие заставило египтян понять, что мы будем спасены, и они хотят помешать нашему уходу. Вы вложили в руки египтян меч, который поразит нас."

Евреи жаловались Моше: "Мы подобны ягненку, которого похитил волк. Когда пастух заметил, что ягненок пропал, он бросился догонять волка. Но это лишь все испортило. Волк так разъярился, заметив погоню, что убил ягненка . Так же и у вас с фараоном: мы обречены и непременно умрем!"

Не выдержав упреков, Моше обратился к Ашему и взмолились: "Ашем, почему ты сделал зло этому народу? В книге Берешит я прочел, что поколение Потопа было наказано, а поколение Рассеяния и содомиты были уничтожены потому, что они были нечестивы. Но что сделали эти люди, чем они заслужили рабство? И если Ты ответишь, что тайны Твоих путей выше моего понимания, то почему я должен быть посланцем, принесшим такие страдания евреям? Что я отвечу тем, кто обвиняет меня и говорит, что я вложил в руки фараона меч, который убьет их? Правда, что когда-нибудь они будут спасены, но как же дети, которых сейчас замуровывают в стены?"

По строгой букве закона (мидаит адин) Моше должен был быть умертвлен за то, что он произнес эту жалобу Ашему. Однако Моше был спасен, потому что Ашем видел, что этот крик отчаяния вызван глубоким состраданием к своим братьям.

Ашем ответил: "Если ты обеспокоен судьбой младенцев, которые гибнут в стенах, то можешь спасти одного из них. И ты поймешь, что эти дети, если их оставить в живых, стали бы нечестивыми. Я просто выпалываю терни среди сынов Израиля".

Моше спас одного из детей — мальчика по имени Миха. Это был тот самый Миха, который позже участвовал в изготовлении Золотого Тельца и который в Эпоху Судей установил идола в Израиле.

Ашем заверил Моше: "Ты еще увидишь те чудеса, которые Я пошлю в наказание фараону, — он будет так торопиться удалить сынов Израиля из своей земли, что даже не оставит им времени на приготовление пищи в дорогу. Но раз ты жаловался на Меня, ты никогда не увидишь, что Я сделаю с тридцатью двумя царями в Эрец Канаан. Не ты, а твой ученик Иеошуа введет сынов Израиля в Страну!"

Ашем продолжал упрекать Моше за то, что он усомнился в Его путях; об этом — в начале следующей главы, Ваера.

Ваера

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...