Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сыны Израиля бросают вызов Ашему

Сыны Израиля странствовали по Синайской пустыне и пришли в Рефидим,где не было воды. Так они были наказаны Ашемом за то, что не послушались Его предостережения не собирать ман в Шабат.

На этот раз их жажда была невыносима, они страдали еще сильнее, чем в Маре. Поэтому более слабые пожаловались Моше: "Дай нам воду, чтобы мы могли 185напиться!" Их слова считаются еще одним из Десяти Испытаний, которым сыны Израиля подвергли Ашема в пустыне. Мучимые жаждой, менее достойные из них роптали на Моше, говоря: "Зачем ты вывел нас из Египта? Чтобы уморить жаждой нас, наших детей и скот?" Люди роптали против Моше, но не против Аарона, которого любили за его бесчисленные попытки восстановить мир между ними.

Моше воззвал к Небесам: "Если бы я пожаловался Тебе на сынов Израиля, — сказал он, — я бы заслуживал смерти, потому что ты повелел мне быть терпеливым. Но если я промолчу, то они закидают меня камнями, потому что их страшно мучит жажда. Поэтому между ними и Тобой я обречен на гибель!" Хотя люди ругали его, Моше все же молился о них Всевышнему. 1

Ашем ответил Моше: "Не клевещи на Моих детей, обвиняя их в намерении забить тебя камнями. Пройди перед народом, и мы посмотрим, нападет ли кто-нибудь на тебя хотя бы словесно! Возьми свой жезл, ударь в скалу на горе Хорев и расколи ее. Из нее потечет вода, и люди смогут напиться. Возьми с собой старейшин в качестве свидетелей, что в скале, которую ты расколешь, раньше не было источников воды". Творец повелел Моше совершить это чудо с помощью жезла, потому что сыны Израиля утверждали, что жезл был дан Моше только для разрушения. "Этот жезл навел на египтян Десять Казней в Египте и ; столько же у Ям Суф" —утверждали они. Поэтому Ашем приказал Моше воспользоваться тем же жезлом, чтобы извлечь воду из скалы.

Впоследствии та же самая скала, чудом дающая воду, сопровождала сынов Израиля во время их странствий по пустыне. Скала, известная под названием ? "Колодец Мирьям", давала в пустыне воду до кончины Мирьям.

Ашем назвал место, где сыны Израиля потребовали воды, Маса Умерива,потому что евреи бросили Творцу вызов, сказав: "Мы будем служить Ашему, только если Он будет среди нас". Их слова означали, что они хотели, чтобы у них был источник воды для всей общины, так же как ман,который выпадал регулярно. Ашем удовлетворил их просьбу, дав им Колодец Мирьям.

Нападение Амалека

Народ Амалека, потомки Эйсава, питали глубоко укоренившуюся ненависть к евреям. Они считали своим долгом отомстить потомкам Яакова за своего праотца Эйсава. И само имя "Амалек" означает, что он жаждал еврейской крови. Амалек состоит из ам лак (народ, пришедший лизать кровь).

Как только сыны Израиля ушли из Египта, амалеким предложили другим народам: "Давайте объединимся и нападем на евреев!" Поэтому, когда сыны Израиля переходили Ям Суф, собрались все народы. Однако Ашем сделал так, что все они оказались бессильны и не смогли причинить вреда евреям. Оказавшись свидетелями чудес разделения Ям Суф, остальные народы преисполнились страха и не посмели напасть на народ Израиля. Тогда Амалек предложил: "Мы, амалеким, нападем на сынов Израиля! Если они нанесут нам поражение, мы обратимся в бегство, но если мы окажемся победителями, придите и присоединитесь к нам в нашей битве".

Амалек ждал возможности напасть на евреев, но пока народ Израиля был верен Ашему, Он защищал его, и Амалек был бессилен что-либо сделать. Лишь грешники из числа сынов Израиля, изгнанные из Лагеря Облаком Славы и обреченные странствовать вне Облака, были убиты Амалеком.

После того как сыны Израиля согрешили, Облако Славы перестало их защищать. Причину этого можно понять из притчи:

Во время путешествия отец нес своего сына на плечах. Наслаждаясь путешествием, маленький мальчик заметил что-то красивое в витрине магазина. "Не купишь ли ты это мне? — спросил сын отца. Отец купил ему эту вещь. По мере того как они шли все дальше, мальчик замечал все больше и больше предметов, которые он хотел получить, и отец выполнял все его желания. Позднее мальчик увидел, что идет друг его отца, и спросил: "Не видели ли вы моего отца? Я не знаю, где он!"

"Дурак! — воскликнул отец. — Я как раз сейчас несу тебя на плечах, я выполняю все твои желания, а ты спрашиваешь, где я?" Отец тут же снял своего сына с плеч, прибежала собака и укусила его.

Точно так же Ашем обеспечивал в пустыне все нужды сынов Израиля: Он окружил их Семью Облаками Славы, дал им перепелов и ман. И все же после этого они бросили Ему вызов в Маса Умерива, спросив: "Есть ли Ашем среди нас или нет?" (Шмот 17:7). Ашем ответил: "Если вы сомневаетесь в Моем присутствии, то Я покину вас, и придет собака, которая вас укусит!" И Ашем позволил Амалеку напасть на евреев.

Моше приказал Иеошуа: "Отбери нам сильных, Б-гобоязненных людей, чтобы сражаться с Амалеком, и веди их в бой за пределами Облака Славы!"

Из слов Моше: "Отбери нам людей" — мы узнаем, что учитель должен дорожить честью своих учеников так же, как и своей собственной, потому что Моше поставил своего ученика Иеошуа вровень с собой.

Моше не пошел на войну сам, предпочтя, чтобы бой вел Иеошуа, поскольку он был выходец из колена Йосефа, обладавшего силой для сражения с Амалеком. Однако Всевышний наказал Моше за то, что он переложил выполнение мицвы на другого, а не исполнил ее сам. поэтому руки Моше отяжелели, когда он поднимал их во время битвы.

Моше объявил, что следующий день он провозгласит днем поста. Он будет помогать Иеошуа в сражении, стоя на вершине холма и поднимая руки в молитве Ашему. "Я буду вести войну наверху, а ты будешь вести ее внизу, — сказал он Иеошуа. — Я уверен, что Ашем совершит для нас чудеса ради заслуг наших праотцов и праматерей!"

Иеошуа отправился в бой, а Моше взошел на вершину холма вместе с Аароном и Хуром. Моше попросил их сопровождать его, потому что для спасения в момент опасности человеку нужно иметь очень много достоинств: Аарон обладал статусом священника, а Хур — царским достоинством (он был из царского колена Иеуды).

Моше взял с собой свой жезл и умолял Ашема: "Царь Вселенной, этим жезлом Ты вывел сынов Израиля из Египта, им Ты разделил Ям Суф. Так же, как Ты совершил этим жезлом чудеса в прошлом, я прошу Тебя, сделай снова то же самое, даже если сыны Израиля на заслужили этого!"

Моше поднял руки в молитве. Пока его руки были подняты, сыны Израиля брали верх в битве, но как только руки ослабевали, верх брал Амалек. Руки Моше опускались всякий раз, когда сыны Израиля не обращали свои сердца целиком к Ашему. Тогда Моше чувствовал, что его руки становились тяжелыми, как будто к ним были привешены два металлических груза, и он больше не мог держать их поднятыми. Это было вызвано тем, что народ Израиля согрешил, бросив Ашему вызов в Маса Умерива, а также тем, что Моше не пошел в бой сам.

Моше принесли камень, он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали его руки. Во время войны Моше отказывался сесть на подушку в знак сочувствия несчастьям народа Израиля.

Все евреи вышли из своих шатров для молитвы, и Моше возглавил ее. Когда евреи видели, что он становится на колени, они тоже становились на колени; если он падал в молитве на землю, они поступали так же.

Во время этой войны Моше повелел солнцу остановиться в небе, и благодаря этому его слава разнеслась по всему миру. Амалеким с помощью астрологии рассчитали, в какой момент они победят евреев. Однако Моше спутал их расчеты, изменив положение созвездий.

Моше и весь народ Израиля постились весь день и молили Всемогущего даровать им победу. Наконец, Иеошуа выиграл бой. Согласно повелению Ашема он отрезал головы воинам Амалека, оставив в живых только слабых амалеким.

В это время Всемогущий не позволил сынам Израиля уничтожить Амалека, потому что ни один народ не может быть уничтожен, пока не падет его духовный облик на Небесах. Духовный облик Амалека — сам Сатана. Он исчезнет только тогда, когда грех будет искоренен из среды народа Израиля. Каждый грех еврея добавляет силы духовному облику Амалека. Только когда евреи избавятся от греха, Амалек будет уничтожен.

Ашем сказал Моше: "Запиши в Торе, что народ Амалека настолько бесстыден, что напал на еврейский народ после исхода из Египта, поэтому Я поразил его. Пусть это послужит предостережением всем тем, кто нападает на Мой народ. Они тоже будут наказаны по их делам мера за меру. Амалек будет уничтожен в этом мире и даже в мире грядущем. Передай Иеошуа, который приведет сынов Израиля в Страну, что Я полностью искореню Амалека. Из его потомков Я уничтожу Агага и Амана. Во времена Машиаха об Амалеке не сохранится даже воспоминаний."

Чтобы отметить чудо победы над Амалеком, Моше построил жертвенник и назвал его Ашем-ниси, "здесь Ашем совершил ради нас чудо". Он воскликнул: "Ашем клянется, что пока в мире есть злодеи, Его Имя и Его трон не воцарятся полностью. Он объявляет Амалеку войну во всех поколениях, до прихода Машиаха!

Итро

Итро обращается в иудаизм

Человек стоял на крыше и наклонился. Потеряв равновесие, он упал и получил тяжелые переломы и травмы. К счастью, он остался жив. Его быстро доставили в больницу, и несколько врачей занялись его лечением.

Специалисты по травмам сердца и легких осмотрели пациента и прописали лекарства. Хирург сделал рентгеновские снимки, оперировал пострадавшего и наложил гипс. Невропатолог распорядился, чтобы проверили, не пострадал ли в результате падения мозг. Дерматолог перевязал раны и выписал мази. Окулист проверил зрение и назначил очки.

После многочисленных лечебных процедур здоровье пациента, наконец, пришло в норму. Человек, страдающий одновременно множеством различных болезней, должен лечить каждую болезнь отдельно. Одного общего лечения нет. В физическом мире это так. Однако существует уникальное средство, способное излечить все духовные болезни, даже если человек совершил множество различных прегрешений. Лекарство, которое излечивает все, — СЛУШАТЬ СЛОВО АШЕМА. Так увещевал пророк Ирмеяу людей своего поколения: "СЛУШАЙТЕ слово Ашема, Дом Яакова! Даже если душа ваша отягощена многими различными грехами, СЛУШАЙТЕ, И ВЫ БУДЕТЕ ЖИТЬ!"

Хотя все народы слышали громоподобный треск расступающегося Ям Суф и знали о победе народа Израиля над Амалеком, они, однако, не прислушались к этому предупреждению.

Был только один человек, осознавший смысл этих грандиозных событий. Поняв, что Ашем всемогущ, он сделал вывод, что служить Ашему — его моральный долг. Этим человеком был тесть Моше Итро.

Итро жил в Мидиане, стране, которая была союзником Амалека и врагом еврейского народа. Сначала Итро готовился присоединиться к Амалеку в его борьбе против народа Израиля. Но когда он услышал о чудесной победе евреев и о повелении Всевышнего уничтожить Амалека за нападение на них, Итро немедленно раскаялся.

Итро без промедления взял жену Моше Ципору и двоих ее сыновей (которые не принимали участия в исходе из Египта, потому что Моше вернул их в Мидиан, чтобы они пожили в доме Итро) и отправился в пустыню, в лагерь сынов Израиля. Он собирался стать гером и присоединиться к евреям в пустыне, даже если ради этого пришлось бы поступиться высоким положением и удобствами повседневной жизни.

Когда Итро приблизился к лагерю сынов Израиля, он написал в письме, адресованном Моше: "Твой тесть Итро пришел. Пожалуйста, выйди и встреть меня. Если ты не хочешь выйти ради меня, то выйди ради твоей жены Ципоры, а если не ради нее, то ради двух ее сыновей".

Итро привязал письмо к стреле и послал ее в Облако Славы. Хотя обычно Облако отбрасывало все, это послание оно пропустило ради Моше.

Ашем повелел Моше: "Встреть твоего тестя! Только Я решаю, когда следует принять будущего гера, и Я говорю тебе, что Итро пришел сюда исключительно во имя Небес. Поэтому встреть его дружелюбно и не отвергай!"

Из слов Творца ясно, что Моше колебался, встречать ли ему своего тестя. Ашему пришлось убеждать Моше. Причина колебаний в том, что всю свою жизнь Итро был жрецом идолов. Моше не мог знать, искренне ли его желание стать евреем и останется ли он тверд в этом решении. Только Всемогущий, которому известны мысли человека, мог заверить Моше, что Итро будет верен иудаизму. Поэтому Он повелел Моше почтить Итро.

Моше, Аарон и Семьдесят Старейшин отошли от Облака Славы и пошли навстречу Итро. Кто мог не последовать за ними, видя, как эти почтенные люди идут встречать Итро? Весь народ двинулся вслед за Моше, Аароном и Старейшинами. Итро, первый праведный гер, был встречен по-царски. Даже Шехина явилась встретить его. Моше поклонился своему тестю и поцеловал его.

Поведение Моше, уважение, с каким он относился к своему тестю, учат нас, как человек должен чтить родителей своего супруга. Моше повел Итро прямо к Храму. Там он вдохновенно описал ему подробности исхода из Египта, разделение Ям Суф и полную чудес войну с Амалеком. Этим рассказом он надеялся направить своего тестя на путь Торы.

Моше рассказывал Итро: "Ашем дал нам небесный хлеб, ман, который вкусом может напоминать хлеб, мясо или рыбу, он издает все благоуханные ароматы, какие только существуют в мире. У нас есть колодец Мирьям, и вкус его воды похож на молодое или старое вино, молоко или мед, она превращается в любой из изысканных напитков. Мы на пути в Эрец Исраэль, и Ашем обещал нам величайшие из наград — Землю, будущий мир, царство дома Давида, воскрешение из мертвых и новый мир после этого, постижение высшего блаженства."

Когда Итро услышал подробное описание великих чудес, совершенных Всевышним ради народа Израиля, он сразу претворил в жизнь свое решение перейти в иудаизм. Взяв острый нож, он сделал себе обрезание и провозгласил Ашема единственным Повелителем. Однако в глубине души Итро жалел египтян, утонувших в Ям Суф.

(Наши мудрецы осуждают Итро за это. Мы склонны жалеть любого человека, даже нечестивца. Царь Давид говорил: "Разве нет во мне ненависти, О Ашем, к тем, кто ненавидит Тебя?" Мы должны воспитывать себя так, чтобы не только наши действия, но и наши чувства были продиктованы Торой).

"Барух Ашем, Благословен Б-г, — провозгласил Итро. — Который спас вас из Египта, страшной страны, и от рук фараона, безжалостного царя, и Кто освободил вас из египетского рабства! Это истинное чудо, что народ, состоящий из шестисот тысяч мужчин, смог пересечь египетские границы, которые славятся тем, что они так хорошо охраняются, что ни одному рабу никогда не удавалось бежать.

Я изучил все религии в мире и убедился, что все они ложны, и я пришел к пониманию, что Ашем — истинный Б-г. Теперь я с еще большей ясностью понимаю, что Ашем стоит над всеми остальными силами, потому что в Казни Поражения Первенцев Он уничтожил всех египетских богов. Его величие проявилось и в том, что Он сварил египтян в том самом котле, в котором они варили других. Раз они пытались уничтожить еврейских младенцев топя их, Он утопил их самих."

На Итро самое большое впечатление произвели наказания Ашема мера за меру, потому что они исключают возможность случайностей и доказывают, что жизнь человека определяется Б-жественным Провидением.

Когда Итро, бывший жрец-идолопоклонник, исследовавший все религии в мире, воскликнул: "Теперь я знаю, что Ашем царит над всеми другими силами", — он совершил самое великое освящение имени Творца. Услышав об этом, народы мира отказались от своих идолов, поняв их бесполезность.

Тот самый Итро, который многие годы приносил жертвы богам всех народов, теперь принес жертву Творцу. После этого он сел за трапезу вместе с Аароном и Старейшинами. Моше, однако, не присел, он стоял и подавал блюда.

В честь Итро произошло особое чудо: во время трапезы специально для него выпала порция мана. Это чудо показало, что Итро стал частью еврейского народа.

Итро советует назначить судей

(В Гемаре высказываются два мнения относительно того, когда Итро присоединился к сынам Израиля. Согласно одному, повествование не соответствует хронологическому принципу. Эта точка зрения сводится к тому, что Итро в действительности пришел к сынам Израиля лишь после дарования Торы, и эпизод, описанный в этой главе, произошел лишь на второй год пребывания в пустыне).

Находясь в лагере сынов Израиля, Итро заметил, насколько отличались их повседневные дела от дел обитателей остальной части мира. В пустыне евреи не были заняты выращиванием или изготовлением чего-либо, не занимались они и торговлей. Ман, выпадавший по утрам, обеспечивал достаточное количество еды на весь день. Не требовало времени ни приготовление пищи, ни ведение домашнего хозяйства, потому что манможно было есть сразу, а Облако Славы стирало и гладило одежду. Весь день евреи изучали Тору и выполняли мицвот.

Толпы народа собирались вокруг Моше, Аарона и Семидесяти Старейшин, чтобы послушать слова Торы и задать различные вопросы о алахе имицвот, устанавливающих отношения между человеком и его Творцом и между человеком и его ближними.

Итро казалось странным, что Моше сидит, а люди вокруг него стоят. Он подумал, что Моше не оказывает народу Израиля должного уважения, заставляя людей стоять из почтения к нему.

"Почему ты сидишь, как царь, — спросил он Моше, — тогда как люди, пришедшие выслушать твое суждение, стоят?"

Моше объяснил своему тестю: "Они пришли ко мне изучать Тору, и поэтому они стоят, так как ученикам подобает стоять перед своим учителем Торы. Я объясняю им и подробности Б-жественного закона — алахи и мидрашим."

Итро посоветовал: "Бремя, лежащее на тебе, Аароне и Семидесяти Старейшинах, слишком велико. От столь большого напряжения вы все увянете, как лист на дереве. Позволь мне дать тебе совет, которому ты последуешь, если на то будет воля Ашема! Оставайся и далее посредником между народом и Всевышним, учи людей словам Торы и наставляй их, как молиться и делать добро. Однако не бери на себя и не возлагай на Аарона и Старейшин все бремя ответов на вопросы, связанные с алахой. Вместо этого назначь над народом судей. Они будут решать все второстепенные вопросы, а тебе останутся только самые важные. Судьи не должны заниматься больше ничем, чтобы люди всегда могли к ним обратиться".

Итро считал, что человек должен обладать следующими достоинствами, чтобы стать еврейским судьей:

Он должен хорошо знать Тору и быть богат (чтобы ему не нужно было никому льстить и отдавать предпочтение одной стороне перед другой). Он должен быть человеком влиятельным, побуждающим других поступать правильно.

Он должен иметь страх перед Небом, чтобы судить по справедливости.

Это должен быть человек, заслуживающий доверия, на слово которого люди могут положиться.

Он не должен стремиться к накоплению. Ни свои, ни чужие деньги не должны для него иметь значения. У такого человека не появится желание брать взятки.

(В отличие от всех светских руководителей, вожди Торы в течение веков отличались тем, что служили народу Израиля без вознаграждения. Пример этого показал наш великий руководитель Моше Рабейну, который в конце жизни сказал, что он никогда не брал с народа плату. Даже когда он ехал в Египет, чтобы спасти евреев, он воспользовался своим собственным ослом и ему не были возмещены расходы, связанные с путешествием. Так же и пророк Шмуэль перед смертью призвал весь народ в свидетели, что он не взял ни у одного человека даже самую малость. Отправляясь судить людей, он, обычно, брал свой собственный шатер и пищу. Примеры более поздних вождей Торы, "ненавидевших деньги", слишком многочисленны, чтобы приводить их здесь. Рассказанная ниже история характерна для поведения р. Йосефа Хаима Зоненфельда (Рав Иерусалима, скончавшийся в 1930 году):

Группа людей, возглавляемая леди Самуэль (женой главного представителя короны во времена английского мандата над Палестиной), посетила Иерусалим, и леди Самуэль нанесла визит жене р. Йосефа Хаима Зоненфельда. Когда позже ее спросили, почему она отдала дань уважения одному из "старомодных рабби, которые противятся прогрессу", она ответила: "Позвольте мне сначала рассказать вам о моей встрече с этим человеком. Тогда вы сможете решить, есть ли в вашем прогрессивном обществе человек, который мог бы с ним сравниться. Несколько недель назад я пришла домой к рабби Зоненфельду, чтобы дать ему некоторую сумму денег, полученную мной от голландского общества, целью которого является поддержка ученых. Я знала о крайней бедности рабби и, объяснив цель своего посещения, вручила ему чек. Я заметила, как мне посчастливилось, что я могу помочь ему. Он, однако, не был тронут и спокойно ответил: "Я не принимаю этого". Я решила, что он не понял, что это за пожертвование и рассказала о специальном фонде для ученых, цель которого — поддержка таких людей,, как он. "Нет, это не для меня, — повторил он. — Я не возьму". Я отправилась к другому раву, чтобы он повлиял на него, но это ни к чему не привело. Я вынуждена была отослать деньги обратно, в Амстердам. А теперь скажите мне, знаете ли вы другого, столь же благородного человека?!" Когда муж леди Самуэль услышал этот рассказ, он настоял на том, чтобы в тот же день нанести визит раву Зоненфельду.

Итро сказал Моше: "Выбери судей, обладающих теми качествами, которые я тебе назвал. Пользуйся тем озарением, которое снизошло на тебя, чтобы не обмануться относительно их характера. Назначь судей, каждый из которых будет судить тысячу человек, сто человек, пятьдесят и десять человек". На шестьсот тысяч человек будет:

600 судей-тысячников (по одному на тысячу)

6000 судей-сотников (по одному на сотню) 12000 судей (по одному на пятьдесят) 60000 судей (по одному на десять)

Итого, было предложено 78 тысяч судей. "Если ты претворишь в жизнь мой план, то решения по вопросам алахи будут, несомненно, правильными.

Моше прислушался к совету своего тестя. По этому поводу Шломо говорил: "Тот, кто следует советам, мудр".

Почему Моше раньше не назначил судей? Почему ему самому не пришло в голову это сравнительно простое решение?

В действительности, Моше получил повеление от Ашема назначить судей. Потом, однако, это повеление было от него скрыто, чтобы у Итро появилась возможность дать совет, и в награду этот недельный раздел Торы назван его именем.

Первоначально Итро звали Есер, но потом к его имени добавили букву вав,так что оно превратилось в Итро. Это знак того, что он стал евреем и что этот раздел был введен в Тору ради него.

Во многих случаях Тора добавляет букву к имени человека, и это означает, что он достиг величья. И, наоборот, в имени человека пропускается буква, если он теряет свой духовный статус. Например, когда Аврам и Сарай поднялись на большую духовную высоту, к их именам было добавлено по букве, что изменило их на Авраам и Сара. Точно так же к началу имени ученика Моше Ошеа была добавлена буква, и это превратило его имя в Иеошуа. С другой стороны, имя Эфрона, который продал Аврааму Пещеру Махпела, было уменьшено на одну букву (вав), когда он не выполнил своего обещания дать Аврааму пещеру в подарок и даже украл у Авраама деньги, когда тот взвешивал серебро. Точно так же друг Амнона бен Давида, Иеонадав, был переименован в Ионадава, после того как он дал своему другу плохой совет. На самом деле у Итро было всего семь имен:

Есер — его первоначальное имя, когда он был неевреем.

Итро — новое имя, которое он принял, когда стал гером, данное ему в честь того, что к Торе был добавлен раздел его имени.

Ховав — потому что он любил Тору.

Хввер — потому что он стал соратником Ашема.

Реувэль — показывавшее, что он стал любимцем Ашема и другом народа Израиля.

Путиэль — означавшее, что он отказался от идолопоклонства.

Кейни — потому, что он был ревностным приверженцем Ашема (каней —приверженец), и потому, что он приобщался (кана) к Торе. Почти год Итро прожил в лагере сынов Израиля, до тех пор пока они оставались у подножия горы Синай. Но когда евреи стали готовиться к путешествию вЭрец Исраэль, Итро отказался сопровождать их, сказав Моше: "Позволь мне вернуться в мою страну, чтобы там распространять истину и привести народ под крыло Шехины".

Моше с великими почестями и подарками отпустил своего тестя.

(Другие подробности относительно причин ухода Итро из лагеря сынов Израиля можно найти в разделе Беаалотха под заголовком: "Итро уходит из лагеря в пустыню").

Приготовления к дарованию Торы

В начале месяца Сивана (который в том, 2448 году пришелся на первый день недели) сыны Израиля пришли в пустыню Хорев.

В Торе эта пустыня имеет пять названий: Синай, Цин, Кадеш, Кадемот иПаран, и все они связаны с великим событием, вручением Торы, которое должно было произойти здесь.

Синай — сэне — терновник, в котором Ашем открылся Моше, рос на горе в этой пустыне и дал свое название им обоим. Буква "юд" была добавлена ксэне, превратив его в Синай, ради Десяти Заповедей, которые были даны здесь.

Кроме того, название Синай указывает на то, что со времен вручения Торы народы прониклись ненавистью (сына) к евреям, которые этим грандиозным событием были выделены в качестве Избранного Народа Творца.

Цин — название, означающее, что в этом месте сыны Израиля получили Б-жественные Заповеди (цин связано с ництаву — было заповедано).

Кадеш — это название означает, что сыны Израиля были здесь освящены.

Кедемот — это тоже указание на Тору, которая, хотя и существовала еще до Творения, была дана человечеству в этой пустыне значительно позже(кедем — Тора, существовавшая с древних времен).

Паран — со времен, последовавших за вручением Торы, сыны Израиля были благословлены большим количеством детей (пару — увеличившийся); это название относится и к пустыне.

Почему Ашем не даровал Своему народу Тору немедленно после исхода из Египта? Почему Он ждал семь недель от исхода из Египта до дарования Торы?

В середине учебного года маленький мальчик заболел и должен был оставаться дома. В течение многих недель он был прикован к постели. Когда ему, наконец, разрешили встать, он был слаб и истощен.

На следующий день в доме мальчика раздался телефонный звонок. Звонил глава местной ешивы, он сказал отцу: "Я слышал, что ваш сын уже здоров. Пора ему возвращаться в школу!"

"Это невозможно! — возразил отец. — Мальчик после болезни слаб. Пусть он останется дома еще два-три месяца, чтобы оправиться и набраться сил благодаря усиленному питанию. Тогда он сможет ходить в школу!" Точно так же и Ашем считал, что сыны Израиля не могли получить Тору сразу после исхода из Египта. Он сказал: "Они еще не оправились от последствий рабского труда в Египте. Пусть они останутся в пустыне еще несколько месяцев, поедят ман и перепелов и попьют воду из Колодца. Когда они окрепнут, Я дам им Тору".

Принц, искавший жену, услышал о девушке из благородной семьи, которая обладала качествами, необходимыми для королевы. Чтобы склонить ее к браку, он решил прежде всего осыпать ее подарками. Только после этого он собирался просить ее руки.

Узнав, что она идет в лавку пекаря, он велел поднести ей от его имени большой кремовый торт. Когда она пришла в магазин одежды, принц потребовал, чтобы ей вручили элегантный костюм, за который он заплатил. В ресторане она получила от него фаршированного гуся, в винном магазине — хорошее вино, а в магазине сладостей — коробку конфет в роскошной упаковке. Позднее принц попросил ее руки, и она не возражала.

Так и Ашем, перед тем как даровать Тору еврейскому народу, дал знать о Себе, проявив великую доброту: Он провел евреев по сухой земле через Ям Суф, Он спас их от Амалека, Он дал им ман, обладавший наиболее приятными ароматами в мире, Колодец, вода которого по вкусу не уступала лучшим напиткам, а также перепелов. Только потом Всевышний спросил их, хотят ли они принять Его Тору, и они не возражали.

Когда сыны Израиля вышли из Египта, среди народа было множество споров и раздоров. В распрях покинули они город Сукот, и, когда расположились лагерем на следующей стоянке, в Эсаме, пререкания между ними продолжались. Ашем не мог даровать Свою Тору людям, которые не жили в мире между собой.

В конце концов, по прибытии в пустыню Синай, евреи прекратили распри и объединились. Ашем сказал: "Теперь им можно дать Тору Мира, потому что они научились жить в гармонии друг с другом!" Войдя в Синай, евреи раскаялись также в предыдущем грехе, когда они пренебрегли изучением Торы.

На второй день месяца сивана, в день прихода сынов Израиля к горе (это произошло на второй день недели), Ашем не обратился к народу, утомленному путешествием, а дал ему отдохнуть на восточном склоне горы.

(Приведенная в нашем повествовании точка зрения принадлежит р. Иосе. Он утверждает, что начало месяца сивана приходится на первый день недели. С другой стороны, мудрецы верят, что начало месяца выпало на второй день недели. Следовательно, дарование Торы было седьмогосивана).

На третий день этой недели Всевышний призвал Моше на вершину горы и дал ему указания относительно того, как приготовить сынов Израиля к дарованию Торы: "Обратись к женщинам раньше, чем к мужчинам. Говори с ними мягко и расскажи им все в общих чертах. Мужчин же наставляй твердо, им следует хорошо знать сложные детали правил."

Почему Всевышний повелел, чтобы наставления, связанные с дарованием Торы, сначала были даны женщинам и только потом мужчинам?

Существует несколько причин:

1. Точно так же, как женщины становятся обязанными выполнять мицвот в двенадцать лет, на год раньше, чем мужчины, так и мицвот во время дарования Торы были даны сначала им.

2. Если женщинам оказать такую честь, они будут прилагать больше усилий, чтобы научить своих детей Торе.

3. Ашем сказал: "После того как Я дал первую мицву Адаму, а не Еве, она согрешила. Теперь Я обращусь к женщинам, чтобы они не думали, что их нарушения мицвот менее важны, чем нарушения мужчин".

4. К женщинам обратились сначала, оказав им особую честь, ибо сыны Израиля были спасены из Египта благодаря заслугам праведниц.

Вот первые слова, которые Всевышний поведал Моше для передачи народу Израиля накануне дарования Торы:

"Вы сами видели, как Я наказал египтян за то, что они поработили вас. Вы узнали о Десяти Казнях и исходе из Египта не от посланцев и не из записей или устной традиции. Вы сами видели, как Я выступил на вашей стороне. Хотя египтяне заслуживали смерти за идолопоклонство, кровопролитие и безнравственность еще до того, как вы пришли в их страну, я не наказал их за грехи, пока они не обошлись с вами жестоко. Вы были свидетелями того, как быстро привел Я вас в Рамсес, когда пришло время избавления. Когда потом египтяне устремились за вами в погоню, Я защитил вас от их камней Облаком Славы, подобно тому как орел защищает своих детенышей. Всякая другая птица носит своих птенцов, держа их в лапах, так как опасается нападения более крупных птиц. Орел не боится никаких других птиц, он боится лишь стрелы человека, поэтому он носит своих детенышей на спине, чтобы стрела попала в него, а не в птенцов. Я действовал точно так же, защищая вас от египетских стрел Своим Облаком, и теперь вы продолжаете свое странствие по пустыне под защитой Облака Славы.

Я привел вас к горе Синай, чтобы вы служили Мне. Если вы будете выполнять Мой завет, соблюдая мицву Шабата, которую Я заповедал вам в Маре, и если вы будете выделять себя, совершая брит милу и отбросив всякие мысли об идолопоклонстве, то вы готовы получить Мою Тору и стать Моим Избранным Народом. Вас одних буду Я любить. Хотя Мне принадлежит вся земля, из всех народов Я буду лелеять лишь вас. Вы будете Мне Царством Коэнов и народом Святым.

Передай эти слова сынам Израиля точно так, как Я сказал их тебе!"

Почему Ашем назвал сынов Израиля ЦАРСТВОМ КОЭНОВ?

Когда наш народ получал Тору, каждый еврей достиг такого величия, что был достоен есть жертву, как коэн. Однако эта привилегия была отнята у евреев, когда они совершили грех Золотого Тельца.

Чего ожидал Творец от евреев, назвав их НАРОДОМ СВЯТЫМ?

Он хотел, чтобы они оставались выше других народов мира и их омерзительных дел.

Всемогущий предупредил Моше: "Я явлюсь тебе в плотном Облаке, и весь народ услышит, когда Я буду говорить с тобой, чтобы все они поверили тебе и пророкам, которые последуют за тобой".

(Слова Ашема означали, что на горе Синай весь народ Израиля будет слушать, как Ашем обратится к Моше. Это убедит евреев в том, что Моше действительно посланец Всевышнего).

В тот же день Моше получил повеление установить у подножия горы границы для народа.

Вечером Моше вернулся к сынам Израиля и в присутствии всего народа передал слова Ашема Старейшинам. Затем он рассказал им о страшных наказаниях за нарушение мицвот и наградах за их выполнение.

Весь народ Израиля хотел принять Тору и ответил:

"Все, что Ашем скажет, мы выполним".

(В этом случае они ответили лишь "Мы выполним". Позже они сказали: "Мы будем выполнять и мы будем слушать". Значение этих слов будет объяснено в разделе "Другие события, происшедшие перед дарованием Торы").

Хотя народ согласился не переступать границы, установленной для него у подножия горы Синай, он не совсем был удовлетворен посланием, переданным Моше. Евреи хотели услышать Самого Ашема, а не только получить доказательство того, что Моше является Его посланцем. "Тот, кто узнает что-то от посланца, не может сравниться с тем, кто узнает это от царя!" — воскликнули они. — Мы хотим видеть Ашема, а не слышать произносимые Его устами слова". Тогда евреи еще не знали о том ужасе, в который их повергнет появление Шехины. Позже они пожалели о своей просьбе и попросили Моше говорить с Всевышним вместо них.

Ранним утром четвертого дня недели Моше появился на Небесах, чтобы сообщить Творцу ответ народа. (На самом деле Ашему не было необходимости выслушивать ответ Моше. Но своим поведением Моше показал, что посланец должен принести ответ тому, кто послал его за ним). Моше передал, что, хотя люди согласны остаться у подножия горы, они хотят, чтобы Он обратился непосредственно к ним. Всевышний ответил: "Я выполню их просьбу. Я сам сойду на гору Синай на глазах у всего народа Израиля".

В этот день Моше было поручено научить народ приготовиться к дарованию Торы: мужья должны были отдалиться от своих жен, совершив омовение и выстирав одежду. Это очищение должно было продолжаться два дня, а на третий день Ашем дарует людям Тору.

Хотя Творец назначил для очищения лишь два дня, Моше понял Его истинное намерение и решил добавить третий день для особых приготовлений. Поэтому он велел народу готовиться к дарованию Торы три дня. Вернувшись к народу вечером четвертого дня недели, он сказал: "Готовьтесь сегодня, а также на пятый и шестой день недели, потому что в Шабат вам будет дарована Тора."

(События двух оставшихся дней перед дарованием Торы, когда Моше построил жертвенник и окропил народ кровью, описаны в разделе "Другие события, имевшие место перед дарованием Торы" (Шмот, гл. 24).

Ашем согласился с решением Моше. После произнесения слов "Мы исполним" и очищения в течение трех дней сыны Израиля стали подобны ангелам. Они сохраняли уровень Адама перед грехопадением и были готовы получить Тору.

Перед дарованием Торы Творец излечил все физические недостатки евреев.

Богатый человек хотел женить своего сына, но ему не нравился свадебный зал в его округе. Часть принадлежностей в нем была сломана, занавеси казались старыми, обои поблекли, и потолок не был безупречным. "Этот зал не подходит для грандиозной свадьбы, которую я устрою своему сыну, — подумал он. — Однако, если построить новый зал, то это надолго отложит свадьбу. Поэтому у меня нет другого выбора, как отремонтировать старый зал и заново его обставить". Он вызвал

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...