Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы о рабе-еврее, проданном по решению суда

Заповедь, относящаяся к еврею-рабу, выбрана в качестве первой в разделе Мишпатим. Народ Израиля был освобожден из египетского рабства, чтобы стать слугой Ашема. Еврей, сам являющийся рабом Ашема, обязан поэтому обращаться со своим рабом с должным уважением. Любому хозяину-еврею предписано освободить своего раба-еврея не позже, чем через шесть лет после начала рабства.

Если вор не может возместить украденное, его продают в рабство черезбейт-дин, а деньги, вырученные от его продажи, отдаются в качестве компенсации жертве преступления (законы о рабе, который продал себя сам, рассматриваются в книге Ваикра 25:39). Бейт-дину разрешается продать вора только еврею или гер-цедеку (человеку, принявшему иудаизм). Запрещено продавать еврея с аукциона, где продаются рабы. Продажу следует обставить так, чтобы она не оскорбляла его достоинства.

Хотя в Торе вор называется "рабом", его хозяину не разрешается использовать слово "раб" с целью унизить его. Он должен считать его своим братом. Вообще по закону Торы хозяину предписывается создать своему рабу-еврею такие условия, что может показаться, будто он приобрел себе не раба, а господина!

Очевидно, что положение "раба" более терпимо, если предполагается, что в конце шести лет службы он может заявить: "Я люблю моего хозяина... и не хочу выходить на свободу (21:5)".

Вот некоторые из законов Торы, относящиеся к рабу-еврею:

— Запрещается заставлять раба выполнять унизительную работу, например, мыть ноги своему хозяину или надевать хозяину обувь, даже если эти же виды работ добровольно выполняет сын для своего отца или ученик для своего учителя.

— Хозяин должен делить со своим рабом всякую пищу, какая есть в доме. Если хозяин ест белый хлеб, он не может кормить своего раба черным хлебом. Если он пьет вино, то не должен давать своему рабу воду. Если он спит на удобной кровати, то не может допустить, чтобы его раб спал на соломе.

— Если у раба, до того как он попал на службу к хозяину, была какая-то профессия, запрещается требовать от него, чтобы он выполнял другую работу, а не ту, к которой привык.

— Служба раба-еврея никогда не продолжается дольше шести лет со дня продажи. Через шесть лет он автоматически становится свободным. Если за время своей службы раб заболел и его хозяин вошел из-за него в большие расходы, он, тем не менее, не должен хозяину, ничего, когда уходит.

— Если он поступает на службу, будучи женатым, то хозяин обязан содержать его жену и детей.

— Если раб холост, хозяин не имеет права дать ему наложницу из хананеев, чтобы он с ней жил, а хозяин получил новых рабов в результате их связи.

— Если человек становится рабом, будучи женатым, хозяин вправе дать ему еще и хананейскую наложницу, чтобы она родила для хозяина новых рабов.

Тора обеспечивает вору, который не может дать компенсации, условия, лучшие из возможных. Вместо того, чтобы запирать его в тюрьму и обрекать его семью на позор и голод, Ашем помещает раба в круг еврейской семьи. Его хозяин заботится не только о нуждах раба, но также и о нуждах его жены и детей. Чтобы показать вору, как низко он пал, хозяину разрешается дать ему хананейскую наложницу, дети которой остаются в собственности хозяина. Это тот вид брака, который евреям запрещен, и он должен дать вору понять всю глубину его падения и побудить его подняться, чтобы на седьмой год он освободился не только от физических оков, но и духовно стал свободным, готовым к возвращению в общество полноценным евреем.

Раб добровольный

Если после шести лет службы раб заявляет: "Я люблю моего хозяина, мою жену и моих детей и не хочу выходить на свободу" (21:5), то хозяин приводит его в бейт-дин. Если раб в присутствии судей настаивает на своем отказе выйти на свободу, хозяин подводит его к двери своего дома (или дома другого человека) и прокалывает его правое ухо шилом или другим инструментом в знак того, что он остается рабом до начала следующего юбилейного года (до йовеля, так называется каждый пятидесятый год). Только в йовель раб станет свободным, если доживет до него.

Каков смысл церемонии у двери?

Ашем говорит: "Во время десятой казни — поражения первенцев — сыны Израиля пометили кровью свои косяки и притолоки. За выполнение этой заповеди Я пощадил их, чтобы они остались в живых и стали Моими слугами. Еврей, который после этого соглашается стать рабом человека, должен быть отмечен в качестве такового у дверного косяка!" Кроме того, дверь, ведущая на улицу, была выбрана местом совершения этого акта, чтобы прохожие могли упрекнуть добровольного раба, сказав: "Ты хочешь быть рабом, когда Закон Торы дарует тебе свободу?"

Почему из всех его органов прокалывают именно ухо? Ашем сказал: "Пусть будет проколото ухо, потому что оно слышало у горы Синай: "Ты не должен воровать", однако его хозяин ослушался заповеди и совершил кражу!"

Все слова Торы содержат не только буквальный, но и более глубокий смысл. Ашем, говоря о еврейском народе, взятом Им себе в слуги, сказал:

ОН БУДЕТ СЛУЖИТЬ ШЕСТЬ ЛЕТ, — активная жизнь человека в мире в среднем составляет шестьдесят лет.

А НА СЕДЬМОЙ ГОД ОСВОБОДИТСЯ, — через семьдесят лет он покидает этот мир. Тогда он освобождается от обязанности выполнять заповеди.

ЕСЛИ ОН ПРИШЕЛ САМ, — если он прожил жизнь без Торы и заповедей.

ТО И УЙДЕТ САМ, — он покинет этот мир без заслуг, которые приобретаются выполнением заповедей.

ЕСЛИ ОН ЖЕНАТ, — если, однако, он занимался Торой (которая называется супругой человека), " то его жена уйдет с ним" — Тора будет сопровождать его даже после смерти. Сказано, что, после того как человек умирает, его не сопровождают ни золото, ни серебро, ни жемчуг, а только Тора и выполненные им заповеди.

ЕСЛИ ЕГО ХОЗЯИН ДАЛ ЕМУ ЖЕНУ И ОНА РОДИЛА ЕМУ ДЕТЕЙ, — если он стал великим и у него появились ученики (которые считаются его детьми), но мотивы, побуждавшие его изучать и преподавать Тору, были низкими.

ТО ЖЕНА И ДЕТИ БУДУТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ЕГО ХОЗЯИНУ, А ОН ОСТАНЕТСЯ ОДИН, — он покинет этот мир, не имея заслуг.

НО ЕСЛИ РАБ СКАЖЕТ: "ЛЮБЛЮ МОЕГО ХОЗЯИНА, МОЮ ЖЕНУ И МОИХ ДЕТЕЙ", — я занимаюсь Торой из любви к Ашему и учу учеников во имя Небес.

"И НЕ УЙДУ НА СВОБОДУ", — он никогда не утратит Тору, которую обрел. Даже после смерти его сила будет возрастать в будущем мире (олам аба).

ТО ПУСТЬ ХОЗЯИН ПРИВЕДЕТ ЕГО К СУДЬЯМ (написано слово Элоким), —т.е. он удостоится понимания Шехины.

И ПОДВЕДЕТ ЕГО К ДВЕРИ, — войдет в ворота праведных.

ИЛИ К ДВЕРНОМУ КОСЯКУ, — даже в Ган Эден он будет ходить от дверей одной ешивы к другой.

И БУДЕТ ВЕЧНО СЛУЖИТЬ Ашему, — во времена воскрешения мертвых.

Законы о еврейской служанке

Если человек беднел и продавал свое имущество, поля и | дом, но все равно не мог выполнить своих денежных обязательств, ему разрешалось продать в рабство свою дочь, не достигшую двенадцати лет. Девочка становилась служанкой в еврейском доме. (Что касается рабства, то женщину бейт-дин за воровство не продает.) Тора указывает, что для хозяина дома или его сына взять в жены такую девушку — особая мицва.Так Тора заботится и об обедневшем отце, и о дочери. Если хозяин дома на ней 1 женится, то деньги, которые он за нее заплатил, становятся деньгамикидушин (бракосочетания).

Если ни хозяин, ни его сын не хотят на ней жениться, то они должны принять меры, чтобы добиться ее скорейшего освобождения, согласившись вычесть из стоимости ее освобождения то, что она уже отслужила. Если продавший ее отец снова становится состоятельным, то он должен ее выкупить.

Все законы об отношении хозяина к рабу-еврею распространяются и на еврейскую служанку. Более того, хозяин не должен отправлять ее с поручениями на рынок, как мужчину, а может вместо этого позволить ей стать помощницей хозяйки в доме.

Она освобождается, если происходит одно из четырех событий: у нее появляются признаки половой зрелости; | умирает ее хозяин; проходят шесть лет службы; наступает год йовелъ. Законы о возможном продлении службы прокалыванием уха к девочке не применимы.

Наказание за убийство

Непреднамеренное убийство

Если человек убил кого-то нечаянно, без намерения, он должен бежать в один из городов-убежищ (арей миклат). Существуют специальные города-убежища, выделенные для этой цели (как это будет объяснено в разделеМасей).

Когда Моше попросил Ашема: "Открой мне Твои пути управления мирскими делами", Ашем велел ему подняться на вершину горы".

Моше увидел внизу, в долине, человека, склонившегося над колодцем, чтобы испить воды. Пока он пил, из его кармана выпал кошелек, и он ушел от колодца, не зная о своей потере.

Спустя немного времени к колодцу подошел другой человек. Он увидел на земле кошелек, поднял его и ушел. Вскоре после этого владелец кошелька вернулся за пропажей. Заметив другого незнакомца, который подошел к колодцу, он заподозрил в нем вора и закричал: "Верни мне мой кошелек!" Ложно обвиненный незнакомец ответил искренне: "Я ничего не знаю ни о каком кошельке!" Владелец кошелька, решив, что его обманывают, достал свой нож и в порыве гнева убил незнакомца.

Наблюдавший эту сцену с вершины холма Моше воскликнул: "Объясни мне Твои пути, о Г-споди! Как Ты допускаешь, чтобы был убит невинный человек?"

"Я открою тебе Мой небесный План, — ответил ему Ашем. — На самом деле, владелец украл кошелек у другого человека. Когда он выронил его у колодца, его поднял настоящий хозяин и взял назад. Третий человек, пришедший к колодцу, был убийцей. Он убил отца человека, который украл кошелек (а потом искал его). Я свел этих двоих вместе у колодца, чтобы сын смог отомстить за кровь убитого отца".

(Убийца не имел, конечно, никакого права убивать предполагаемого вора. У него была свобода выбора: он мог отказаться от преступления и не быть наказанным за него. Но Ашем предвидел, что он совершит убийство, и столкнул его с жертвой, которая заслуживала смертной казни.)

Так Ашем позволил Моше взглянуть на абсолютную Справедливость Его путей.

Преднамеренное убийство

Человек, убивший другого преднамеренно, в присутствии свидетелей и после того, как его предупредили, что Тора запрещает убийство, может быть приговорен бейт-дином к смертной казни.

Если человек заслуживает смертной казни, то для приведения приговора в исполнение его можно (и нужно) вывести даже из Храма. Даже если убийца держится за священный жертвенник, это не спасает его от кары. И если даже он коэн (священник), совершающий службу, он должен предстать перед бейт-дином, чтобы осуществилось правосудие.

Примером человека, которого увели от жертвенника согласно закону Торы, был Иоав, военачальник царя Давида.

Когда на трон взошел царь Шломо, военачальник Иоав стал опасаться за свою жизнь. В свое время он поддерживал Адонияу, сводного брата Шломо, в его борьбе за трон. Иоав знал, что у Шломо есть основания считать его предателем. Поэтому Иоав бежал в Шатер Собрания и ухватился там за рога жертвенника, посчитав, что здесь он будет в безопасности. Но он ошибся. Царь Шломо отправил к нему своего советника Бенаяу бен Еояд, и тот приказал Иоаву: "Выходи по слову царя!" Но Иоав отказался, заносчиво ответив: "Я умру здесь!" Когда царь Шломо услышал об ответе Иоава, он приказал: "Пусть умрет рядом с жертвенником, как сказал. Убейте его и похороните!" Так Иоав был убит у жертвенника.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...