Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моше поднимается на Небеса, чтобы получить скрижали

После того как народ Израиля услышал все Десять Речений, Ашем повелел Моше взойти на гору, чтобы получить Скрижали, на которых были начертаны Десять Речений (суть всех 613-ти заповедей Торы). Моше приказал, чтобы в его отсутствие народ слушался Аарона, старейшин и Хура, сына Мирьям, которых он оставил вместо себя. Он сказал сынам Израиля, что вернется через сорок дней, и попросил их: "Пожалуйста, молитесь за меня и поститесь! Я собираюсь войти в стан ангелов и взойти в обитель небесных огненных существ Ашема. Просите Ашема о милосердии, чтобы я вернулся с миром!"

Все тело Моше дрожало и содрогалось.

Седьмого сивана Моше в сопровождении своего ученика Иеошуа двинулся к горе. Иеошуа поставил свой шатер у подножия горы и не покидал его сорок дней, ожидая возвращения своего учителя. Произошло особое чудо: чтобы обеспечить ему пропитание, для него выпадал май.

Моше взошел на вершину горы и скрылся в облаке, в котором он пребывал шесть дней. То был подготовительный период — очищение его тела для уподобления ангелам. После этого ему было позволено взойти на Небеса и приблизиться к Шехине.

Восхождение Моше на Небеса нельзя понимать в физическом плане. Наши Мудрецы учили (Сука 5): "Моше ни разу не поднялся выше, чем на десятьтефахим". Но в духовном плане он поднялся на самый высокий уровень и поэтому смог общаться с ангелами.

Моше проник через тьму облака и был принят в Небесный стан. Опасаясь за свою жизнь, Моше произносил вслух псалом, который защищает человека от враждебных сил (Теплим 91): "Живущий под покровом Всевышнего, обитает в тени Всевышнего... Не устрашишься ночного ужаса, стрелы, летящей днем".

Когда Моше взошел на Небеса, ангелы недовольно спросили Ашема: "Царь Вселенной, что это земное существо делает среди нас?"

"Он пришел получить Тору", — ответил Всевышний.

"Неужели драгоценная Тора, которую Ты хранил на протяжении 974 поколений до Творения, будет теперь отдана смертным? — возражали ангелы. — Кто этот человек, что он заслужил такой дар?"

"Ответь им", — повелел Ашем Моше.

"Боюсь, что они обожгут меня своим дыханием", — сказал Моше.

"Прижмись к Престолу Моей Славы и ответь им!" — велел Ашем.

Моше повернулся к ангелам и произнес: "В Торе сказано: "Я, Ашем, твой Б-г, Который вывел тебя из Египта, из дома рабства" (Шмот 20). Вы были в Египте? Вы были рабами фараона? В ней сказано: "У тебя не будет других богов!" Разве вы живете среди народов-идолопоклонников? Тора велит: "Помни день Шабата, чтобы освящать его!" Разве вы работаете, что вам нужен отдых в Шабат? В Торе сказано: "Не произноси Имени Б-га попусту!" Разве вы ведете какие-либо дела, что вам приходится клясться? "Чти отца своего и мать свою!" Разве у вас есть родители? Тора запрещает убийство. Разве на Небесах есть кровопролитие? В ней сказано: "Не совершай прелюбодеяний!" Разве вы женаты и вам нужны предостережения? В Торе сказано: "Не укради!" Разве на Небесах есть серебро, которое можно украсть? В Торе сказано, что нельзя домогаться имущества другого. Разве у вас есть дома, поля или виноградники, что вы нуждаетесь в таком предостережении? В вас нет дурного начала, как в людях. Как же приложимы к вам запреты Торы?"

Ангелы согласились с его доводами и стали его друзьями. Перед тем, как Моше покинул Небеса, каждый ангел открыл ему свою особую тайну, спасительную формулу, которая была выведена из Святых Имен Б-га. Тогда же Ангел Смерти открыл Моше тайну, что чуму можно остановить, если сжечь кторэт, воскурения.

Сорок дней Моше пребывал на Небесах и изучал Тору. В конце этих сорока дней Моше получил две сапфировые скрижали.

Пока Моше отсутствовал, народ сделал золотого тельца. И ангелы на Небесах обрадовались: "Теперь, когда люди согрешили, Тора вернется к нам!"

Вернувшись семнадцатого тамуза в стан, Моше увидел, что народ сотворил тельца. Подробности этого события описаны в разделе Ки тиса.

Трума

Тора — лучший товар

Ашем хотел, чтобы Община Израиля построила Мишкан (Переносной Храм), где, постоянно находясь среди еврейского народа, пребывала бы ЕгоШехина. Однако Мишкан, построенный из дерева, — лишь символ истинного местонахождения Шехины. А где ее истинное местонахождение? — В сердце каждого еврея. Тогда спросим: каким образом можно сделать сердце человека обиталищем Шехины! — Только посвятив свое сердце Торе и служению Б-гу.

Заметим, что, предлагая нам Свою Тору, Всевышний всячески расхваливает ее: "Тора — вещь непревзойденная. Она обладает свойствами, которых не найти ни у одного другого товара".

— Человек, берущийся за новое дело, не может быть совершенно уверен в успехе. Всегда существует опасность лишиться вложенного капитала. Но тот, кто изучает Тору, может лишь выиграть. Он никогда не проигрывает.

(Это верно в том смысле, что материальные успехи оцениваются по конечному результату, а при изучении Торы человек получает награду за каждое изученное им слово. Само усилие, затраченное на изучение, является достижением.)

— Если два коммерсанта обмениваются товарами, то каждый из них остается лишь с одним видом товара, отдав то, что раньше ему принадлежало. Но Тора не такова. Два мудреца, которые встретились для обмена знаниями, расстаются, удвоив знания. Каждый из них передал свои знания и приобрел знания другого, не понеся потерь.

— Торговец, который носит с собой дорогой товар, живет в постоянном страхе перед грабителями. Но не такова Тора. Никто не может украсть знания Торы у другого.

Несколько купцов плыли на корабле, на борту которого среди прочих пассажиров находился человек, изучавший Тору.

"Что за товар везешь? — спросили у него купцы.

"Я не могу показать его вам", — ответил мудрец.

Пассажиры презрительно усмехнулись. В течение всего путешествия они развлекались насмешками над талмид хахамом, который не мог показать им столь же ценных товаров, как у них.

Когда корабль прибыл к месту назначения, портовые власти, выполняя приказ правителя, который своими способами решил бороться с засильем импортеров, конфисковали все товары, находившиеся на борту. Все, кто сошел на берег, оказались совершенно нищими. Прибывшие со всеми евреи первым делом разузнали, где находится еврейская община, и направили свои стопы в ближайшую синагогу. Войдя, они увидели группу местных евреев, занятых учением. Бородатые мужчины обсуждали трудное место в Гемаре и задавали сами себе множество вопросов, ответы на которые они не знали. Плывший на корабле мудрец присоединился к ним. Он сумел разъяснить все трудные места, и община почтительно признала его глубокие познания. Ему была оказана честь, дана пища и питье и предложена должность.

Деловые люди, вошедшие вместе с ним, стали просить своего товарища по рейсу: "Пожалуйста, скажи этим людям, чтобы они обеспечили и нас. Мы заслуживаем их помощи, потому что мы были на том же корабле, что и ты, о великий ученый!"

Так они поняли, что Тора в самом деле — наилучший товар.

— Порой разместить и сохранить имущество человека и дорого, и хлопотно. Однако с Торой иначе. Ее не только не надо охранять — она сама охраняет того, кто ею занимается.

— Тот, кто покупает товары, не может купить продавца вместе с ними. Тот, кто овладевает словами Торы, приближается одновременно к Ашему.

Из далекой страны приехал принц, чтобы жениться на единственной дочери царя. Когда он хотел с ней уехать, царь сказал ему: "Я не могу с ней расстаться, она — моя единственная дочь. Однако она также твоя жена, и у меня нет права лишать тебя ее. Поэтому я прошу тебя об одолжении. Построй мне комнату там, куда ты повезешь ее, чтобы я смог жить рядом с тобой!"

Подобно этому, после того как Ашем отдал Тору, Свою драгоценную дочь, Общине Израиля, Он попросил их соорудить Ему Мишкан, в котором на земле будет постоянно пребывать Шехина.

Заповедь о построении Мишкана

После происшествия с золотым тельцом Моше все время просил Б-га простить сынов Израиля. Наконец, он добился прощения, но не был удовлетворен и поэтому спросил: "Как узнают народы мира, что Ты действительно простил еврейский народ?"

"Пусть Община Израиля построит Мишкан, — ответил Всевышний, — и принесет жертвы, которые Я приму. Это будет публичным свидетельством Моей любви к Моему народу!"

Хотя заповедь о строительстве Мишкана была дана лишь после происшествия с тельцом, в Торе она записана раньше. Согласно другим точкам зрения, заповедь построить Мишкан была дана Ашемом сразу после того как евреи воскликнули наасэ вэнишма.

Рамбан говорит, что Мишкан был предназначен, чтобы сохранить для всех поколений свидетельство о Славе Ашема, которая открылась народу Израиля у горы Синай. Другой комментатор, Сфорно (20:21), объясняет, что, если бы не грех тельца, никакие сооружения из золота и серебра не были бы нужны, чтобы привлечь на землю Шехину. Простого алтаря, построенного в любом месте, было бы достаточно, чтобы он служил местом, где бы Шехина пребывала в среде Израиля. Разделы Торы, посвященные описанию Мишкана — Трума и Тецаве, — предшествуют описанию греха золотого тельца, о котором говорится позднее, в разделе Ки тиса. Тора изменяет хронологический порядок, чтобы научить нас, что Ашем приготавливает противоядие от грехов человеческих еще до того, как человек согрешит. Ашем предвидел грех золотого тельца. Поэтому Он заранее выдвинул мысль о сооружении Мишкана. Своим грехом евреи вынудили Шехину удалиться на Небеса. Однако, благодаря Мишкану, Шехина снова вернулась на землю.

Мишкан (а позже — Бейт Амикдаш, Храм) был важен для Израиля в трех отношениях:

— Благодаря тому что священная служба в нем совершалась в точном соответствии с Б-жественными предписаниями, Израиль свыше получил защиту от тех, кто на него нападал. Он обеспечивал евреям безопасность среди языческих народов.

Мишкан был источником духовного подъема. Посещая Мишкан и Храм, проникаясь трепетом перед Ашемом, видя коаним (священников), совершающих службу, каждый еврей ощущал побуждение к еще более усердному соблюдению Торы и заповедей.

— Весь народ постоянно был свидетелем явных чудес в Мишкане и Храме. Это убеждало людей, что между Ашемом и Его народом существуют особые отношения, подобные отношениям между отцом и его детьми.

Когда Моше услышал слова Б-га: "И устроят они Мне святилище, и буду обитать в среде их" — он был поражен.

"Как можешь Ты, Чья Слава наполняет небо и землю, пребывать в той скромной обители, которую мы возведем для Тебя?" — спросил он.

Ашем ответил: "Мне совсем не нужен в качестве места пребывания весь Мишкан. Моя Шехина будет находиться лишь на площади в один локоть — между шестами Ковчега". (Шехина пребывала в самой святой частиМишкана, которой являлся Ковчег Завета.)

Ашем, в своей великой любви к Израилю, ограничил Свою Шехину лишьМишканом, как отец, стремящийся жить со своими детьми.

Пожертвования на строительство

Ашем сказал Моше: "Назначь сборщиков пожертвований, чтобы они собирали средства на строительство Мишкана. Вклады будут приниматься от любого еврея, чье сердце подскажет ему принять в этом участие".

Сборщики средств должны быть евреями по рождению. Ни один из Эрев рае (толпы, вышедшей вместе с евреями из Египта) не мог стать сборщиком средств, поскольку из-за эрев рае произошел грех золотого тельца. Но людям из эрев рае тоже было разрешено приносить пожертвования.

Услышав от Всевышнего, что Мишкан надо было строить в пустыне, Моше подумал о том, располагает ли община необходимыми для такой постройки материалами. Но еще до того как он успел задать этот вопрос, Ашем уже ответил на него. "Не только у всех сынов Израиля, вместе взятых, есть необходимые материалы, чтобы построить Мишкан, — сказал Он Моше, — но даже каждый еврей в отдельности может дать все необходимые для строительства материалы. Каждый смог бы построить Мишкан сам". Действительно, каждый из евреев имел огромное богатство, которое было получено из добычи, выброшенной морем Суф (тем морем, которое, расступившись и пропустив сынов Израиля, затем сомкнуло свои воды над египетской армией). Кроме того, для праведников жемчуг и драгоценные камни выпадали каждое утро вместе с маном.

Ашем повелел, чтобы для строительства Мишкана и его составляющих были собраны пятнадцать различных материалов. (Другие источники (Танхума, Даат Зекеним) приводят цифру тринадцать, считая шемен ламаор, бесамим лешемен амишха и кторет асамим одним материалом.) Каждый вид материала был выбран Б-гом либо для искупления какого-то определенного греха, либо для наделения сынов Израиля какой-то определенной заслугой (благословением) за сделанное пожертвование.

Вот эти материалы:

Заав (золото). Ашем сказал: "Пусть золото, пожертвованное дляМишкана, искупит то золото, которое в заблуждении было пожертвовано для золотого тельца".

Кесеф (серебро). Оно должно искупить продажу Иосефа, которого обменяли на двадцать кусков серебра.

Нехошет (медь). Для искупления нечистоты сердец.

Существуют три вида цедаки (пожертвований, милостыни). Их можно сравнить с золотом, серебром и медью. Милостыня, которую человек раздает, когда он и его семья здоровы и дела идут хорошо, сравнима с золотом. Это цедака, наиболее весомая на Небесах. Она подобна дару, приносимому императору. Хотя у дающего в данный момент нет неотложных причин давать ее, он делает это, чтобы защитить себя от возможных неприятностей в будущем. Есть еще второй тип цедаки. Это милостыня, которую дает человек, когда он заболел. Она менее эффективна, потому что подается в момент нужды. Ее сравнивают с серебром. Если человек медлит с пожертвованием и дает милостыню, лишь когда он опасно болен (так сказать, уже с веревкой на шее, готовый к казни), то ценность такойцедаки снижается до стоимости меди. Тем не менее человек не должен воздерживаться от даяния ни при каких обстоятельствах. Его цедакаопередит его в будущем мире и создаст ему хорошую репутацию, она защитит его от наказания в мире грядущем.

Тхелет (шерсть, окрашенная в небесно-голубой цвет кровью моллюска, который называется хилазон). Она искупает грех отсутствия голубых нитей в цицит.

Аргаман (шелк малинового цвета). В будущем, когда евреи построят постоянный Храм, в нем будет находиться сидение малинового цвета (см.Песнь песней 3:10).

Толаат шани (пурпур). Для искупления прегрешений, связанных с красным пурпуром (см. Иешаяу 1:18).

— Шеш (тонкое белое льняное полотно). Оно показывает, что евреи будут служить Ашему, как ангелы-распорядители, которые, по описанию, облачены в полотняные одежды (см. Даниэль 12:6).

Изим (козий волос). Жертва хатат, искупающая злые дела, приносилась в виде козла.

Орот элим меадамим (бараньи шкуры, окрашенные в красный цвет). Евреи должны быть достойны прихода Машиаха, который появится в красном одеянии (см. Иешаяу 63:2).

Орот тхашим (разноцветные тахашевые шкуры). Евреи должны быть достойны эры, которая последует за приходом Машиаха, когда Б-г обещал нам сделать башмаки из тахаша (см. Иехезкель 16:10).

Что за животное тахаш? Это единорог с разноцветной шкурой. Однажды он появился в пустыне, чтобы сыны Израиля смогли украсить его шкуройМишкан. Затем он исчез.

Ацей шитим (древесина кедра шитим). Евреи оказались в будущем достойны пророчества Иешаяу о грядущих днях, когда пустыня превратится в плодородную землю, на которой будут расти деревья шитим (см. Иешаяу4:19).

Почему Ашем предпочитал древесину шитим всем остальным кедрам?

Кедр шитим был выбран Всевышним, потому что он не приносит плодов. Б-г хотел показать людям пример. Им следовало рассуждать так: "Если даже Царь Царей построил Свой дворец из дерева, не приносящего плодов, мы тем более не должны использовать для строительства древесину плодовых деревьев!"

Кроме того, Ашем предвидел будущий грех Израиля в месте под названием Шитим (где моавитянки попытаются совратить евреев). Поэтому Он предвосхитил грех, дав указание построить Мишкан из дерева шитим, что принесет искупление за грех в Шитиме.

Шемен ламаор (масло для светильников). Евреи должны удостоиться того, чтобы их огни светили и во времена Машиаха.

Бесамим ликторет асамим (благовония для воскурений). Евреи должны удостоиться эры Машиаха, когда они, как сказано в пророчестве, поднимутся из пустыни, подобно столбам дыма, издающим аромат мирра и ладана (см. Песнь песней 2:6).

Авнэй шоам веавнэй милуим (ониксовые камни и камни для установки в лунках эфода и на нагруднике первосвященника). Евреи достойны обещания Всемогущего, поэтому Он украсит грядущий Иерусалим жемчугом и драгоценными камнями.

Ашем сказал народу Израиля: "Не думайте, что Я должен благодарить вас за то, что вы пожертвовали тринадцать разных материалов для Мишкана.На самом деле это вы в долгу передо Мной, поскольку Я уже оказал вам тринадцать различных видов хэседа (благоволения) после вашего исхода из Египта. Однако Я буду смотреть на вас, как на дающих, которые действовали, не имея никаких обязательств".

Вот тринадцать видов благоволения, проявленных Ашемом к народу Израиля после выхода из Египта:

— "Я омыл тебя водой" — Я очистил тебя от египетского идолопоклонства.

— "Я выжал вашу кровь из вас" — Я дал вам заповеди о жертве Песах и обрезании.

— "Я помазал вас маслом" — Я возложил на вас величие помазания елеем.

— "Я одел вас в расшитые одежды" — вы получили особые (духовные) одеяния, произнеся наасэ вэнишма. Их принесли вам 600 тысяч ангелов, спустившихся с Небес.

— "Я дал вам обувь из тахашевой кожи" — Я дал вам тахашевый покров для Мишкана.

— "Я облачил вас в тонкое полотно" — Я назначил священников, чтобы они служили мне в льняных одеждах.

— "Я покрыл вас шелком" — Я окружил вас семью Облаками Славы.

— "Я украсил вас узорами" — Я дал вам Мои Заповеди, начертанные на двух Скрижалях.

— "Я надел вам на руки браслеты" — Я передал Скрижали в руки Моше, на каждой из них начертав пять Заповедей.

— "Я надел вам на шею цепь" — Я дал вам Тору.

— "Я вдел кольцо вам в нос" — Я дал вам Ковчег Завета, шесты которого крепятся кольцами.

— "Я вдел вам в уши серьги" — Я произнес Десять Речений, которые вошли вам в уши.

— "И прекрасную корону водрузил вам на голову" — Я поместил Мою Шехину среди вас (см. Иехезкелъ 16:9-13, адаптировано по Ялкут Шимонии Таргум Онкелос).

Символическое значение Мишкана

Мишкан на земле является отражением Храма Всевышнего на Небесах.

Б-г повелел, чтобы в земном Мишкане строго вертикально стояли шесты из дерева шитим. Точно так же об ангелах (объемные изображения которых украшают крышку Ковчега) сказано, что они стоят прямо. Как керувим на Ковчеге должны быть сделаны с распростертыми крыльями, так и про Небесных ангелов сказано, что у них есть крылья (см. Иешаяу 6:2). Святая Святых, где пребывает Шехина, напоминает сам Престол Славы.

Мишкан и его составные части представляют собой также мир в миниатюре. Это учит нас, что величие Мишкана равно величию всей вселенной, а его сооружение было столь же грандиозным событием, как и сотворение мира.

Вот некоторые примеры аналогий между Мишканом и вселенной:

— Верхняя и нижняя завесы Мишкана напоминают небо и землю.

— Вода кийора (сосуда для омовения) соответствует воде на земле.

— Жертвенник, на котором приносят в жертву животных, символизирует животных в мире.

Менора (светильник) символизирует солнце и луну.

— Семь ветвей меноры соответствуют сочетаниям семи планет (шива кохвэй лэхет), отражающим последовательность всех естественных событий во вселенной.

Кроме того, структура Мишкана подобна структуре человеческого тела, а его составные части соответствуют разным органам и частям тела:

— Ковчег Завета соответствует сердцу. Как жизнь человека зависит от жизнеспособности его сердца, так и Ковчег, в котором находятся Скрижали, является центром Мишкана.

Керувим, расправившие крылья над Ковчегом, соответствуют легким над сердцем.

Шулхан (стол) соответствует желудку.

Менора соответствует разуму человека.

— В воскурениях просматривается параллель с чувством обоняния.

— Сосуд для омовения представляет жидкую часть человеческого тела.

— Завесы из козьих кож соответствуют человеческой коже.

— Шесты символизируют ребра.

Мишкан был сделан подобным человеческому телу, чтобы мы поняли, что каждый еврей, освятивший себя, становится обиталищем Шехины.

Кроме того, Ковчег, Стол и Жертвенник представляли три отличительные черты, которые Ашем придал народу Израиля. Ковчег символизировал собой Корону Торы, Стол — Корону Царства, а Жертвенник — Корону священнослужения. Подробно мы рассмотрим эту идею в следующих главах.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...