Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медный алтарь для жертвоприношений

Ашем повелел Моше: "И сделай Жертвенник (мизбеах) из дерева шитим, в пять локтей (амот) шириною. Четырехугольным будет он, и три локтя его высота" (27:1).

На этом Жертвеннике приносили в жертвы животных. Поэтому он назывался также мизбеах аола (Жертвенник всесожжении). Были у него и другие названия:

Мизбеах адама, земляной Жертвенник — потому что он был полым внутри, и его нужно было наполнять землей, когда евреи разбивали лагерь.

Мизбеах ахицон, внешний Жертвенник — потому что он находился во дворе Мишкана.

Каркас Жертвенника был сделан из кедра. Дерево служило напоминанием о заслуге Авраама, который ждал гостей под деревом. Кроме того, деревошитим искупало безумный грех тельца (этимологически слово шитимсвязано со словом штут, безумие). Жертвенник был обит медью. Медь искупала грех дерзости, о котором пророк Иешаяу сказал, что у совершающего его — "медный лоб" (см. Иешаяу 48:4).

Все размеры Жертвенника намекают на заслуги еврейского народа. Его длина (5 амот) и ширина (5 амот) составляли в сумме десять, что указывало на заслугу народа Израиля, принявшего Десять Речений, расположенных на двух Скрижалях, по пять Речений на каждой. Его высота составляла три амот, что указывало на трех великих вождей народа: Моше, Аарона и Мирьям.

Как уже говорилось, все главные составные части Мишкана являлись символами различных частей Общины Израиля: Ковчег Завета обозначалталмидей хахамим, Стол — царей, золотой Жертвенник — священников, Светильник — мудрых вождей Торы. Медный Жертвенник олицетворял собой Общину Израиля в целом, включая все вышеперечисленные группы. Четыре выступа-рога в его углах представляли собой четыре высшие отличительные особенности, дарованные еврейскому народу у горы Синай:

1. величие превращения в избранный народ Всевышнего;

2. Корону Торы;

3. Священнослужение;

4. Царство.

К Жертвеннику вел пандус, потому что заповедь Ашема запрещала подниматься к Жертвеннику по ступеням.

Середину Жертвенника опоясывал решетчатый настил с равномерно расположенными по периметру Жертвенника отверстиями (михбар),высотой в один локоть. Его верхний край разделял Жертвенник на верхнюю и нижнюю части, чтобы отделить "верхнюю" и "нижнюю" кровь. (Кровью мирной жертвы, жертвы всесожжения и повинной жертвы кропили нижнюю часть Жертвенника, а кровью очистительной жертвы — верхнюю часть, за исключением жертвы из птиц, когда поступали наоборот.) Над решетчатым настилом находился выпуклый обод (карков), отделанный резным орнаментом из цветов и бутонов и служивший украшением Жертвенника.

Ашем повелел Моше: "На Жертвеннике должен вечно гореть огонь!"

"Царь Вселенной, — возразил Моше, — разве огонь не расплавит слой меди и не сожжет Жертвенник, сделанный из дерева?"

"Эти правила верны в физическом мире, — ответил ему Ашем, — но они неприменимы к Моему Царству. Подумай, ведь в Небесных сферах ангелы огня обитают вблизи запасов снега и града. Но никто никому не причиняет вреда. Когда ты был на Небесах, ты проходил через огонь, и Мое Небесное воинство хотело тебя сжечь, но ты не обжегся. Уверяю тебя, что, несмотря на вечный огонь, Жертвенник не пострадает".

С Жертвенником связаны и два других чуда. Хотя он был расположен во дворе Мишкана, под открытым небом, дождь ни разу не потушил на нем огня. Кроме того, столб дыма всегда поднимался от Жертвенника вертикально к Небу, и его не относило ветром.

Таким образом, Жертвенник противостоял всем четырем стихиям:

— огню — хотя огонь на нем пылал день и ночь, медь не расплавлялась, а дерево не сгорало;

— воде — он был ей неподвластен;

— ветру — как ни дул ветер, столб дыма всегда оставался вертикальным.

— он был наполнен землей, которой не коснулся меч.

Все это указывает на то, что Жертвенник защищал народ Израиля от вреда, который могли нанести ему четыре стихии.

На назначение Жертвенника указывают начальные буквы его названия(мизбеах). Он дает еврейскому народу:

мехила — прощение,

зхут — заслуги,

браха — благословение,

хаим — жизнь.

Храм в Иерусалиме был расположен на горе Амориа. Ашем сделал так, что Медный Жертвенник был помещен на особое место на этой горе: на то самое, с которого Ашем взял землю, чтобы сотворить первого человека, Адама, где Каин и Авель принесли свои жертвоприношения, где Ноах построил после потопа Жертвенник и где Авраам наложил путы на Ицхака, намереваясь принести своего сына в жертву Всемогущему.

 

Тецавэ

В разделе Тецавэ ни разу не упоминается имя Моше. Это исполнение проклятья, которое Моше сам навлек на себя, сказав Всевышнему после происшествия с золотым тельцом: "Если Ты не простишь их грех, то я прошу Тебя вычеркнуть меня из Твоей книги, которую Ты написал!" Слова праведника должны иметь последствия (даже если связанное с ними условие не осуществилось). Поэтому Ашем вычеркнул имя Моше из разделаТецавэ.

(Рокеах объясняет, что в этом разделе, где описываются одеяния священнослужителей, имя Моше отсутствует, поскольку по начальному замыслу он должен был стать коэном. Но, когда Моше отказался отправиться в Египет, чтобы стать вождем евреев, Ашем передал эту должность его брату Аарону. Этот отказ вызвал гнев у Ашема, и Он сделал Моше леей, а не коэном.

В предыдущем разделе Трума отсутствует имя Аарона, поскольку, услышав о том, что священникам будут даны дорогие одежды, украшенные драгоценными камнями, он отошел в сторону. Он не хотел, чтобы насмешники, подобные Датану и Авираму, заявили, будто он не получил эту заповедь от Ашема, а установил ее для самовосхваления.)

Заповедь зажигания Меноры

Сразу же после различных указаний, связанных со строительствомМишкана и его священными сосудами, Ашем дал новую заповедь. Он повелел жертвовать для светильника оливковое масло.

"Пусть сыны Израиля все время будут заняты исполнением заповедей, — сказал Ашем, — чтобы у них появились заслуги". Он приказал Моше: "Ты лично станешь ответственным и будешь принимать пожертвованное оливковое масло".

Лишь то масло, которое получают при первом отжиме олив, годилось дляМеноры. Эти первые капли были совершенно чисты и не содержали осадка. Масло, полученное при последующих отжимах, уже требовало очистки, и его не разрешалось использовать для Меноры. Его, однако, можно было использовать для минхи, мучного приношения.

(Тот факт, что лишь первые капли выжатого масла можно использовать для зажигания Меноры, тогда как для минхи разрешалось использовать и второй отжим, является важным уроком для нас.

Хотя соблюдающий Тору еврей, как правило, следит, чтобы потребляемая семьей пища была кашерной, он гораздо меньше заботится о "пище для ума", которая попадает в его дом в виде светской литературы или через средства массовой информации.

Согласно точке зрения Торы, для Меноры (представляющей интеллект) разрешается использовать лишь самое чистое масло. Масло для Менорыдолжно быть лучше масла для жертвоприношений (символизирующих пищу). Тора требует, чтобы наши умы получали только самую чистую, незагрязненную информацию.)

Почему Ашем выбрал для зажигания оливковое, а не какое-нибудь другое масло?

Община Израиля подобна оливе, как сказал пророк Ирмеяу (11:15): "Свежей оливой, плодом прекрасным назвал тебя Всевышний".

В каком отношении еврейский народ подобен оливе?

— Как оливковое масло — самое чистое из всех масел, так и народ Израиля — самый святой из всех народов.

— Оливы дают свою драгоценную жидкость только после отбивания и отжима. Точно так же в результате изгнания, после избиений, пыток и мучений сыны Израиля очищают свои сердца и возвращаются к Ашему. Внутренняя сущность еврея чиста. Только ецер ара (дурные побуждения) мешает ему служить Ашему. Когда внешняя шелуха снята под воздействием внешних сил, утверждает себя его истинная природа — святость.

— Все жидкости при смешении образуют единое целое. Масло представляет собой исключение. Оно не смешивается с другими жидкостями, а остается отделенным от них. Так и Община Израиля является единственным народом в истории, который не был поглощен другими народами, а сохранился и навсегда сохранит свои отличительные черты.

— В смеси разных жидкостей масло всплывает на поверхность. Так, когда еврейский народ выполняет волю Ашема, он возвышается над всеми народами.

— Как масло служит для освещения мира, так и мудрость, излучаемая Храмом, освещала весь мир.

Коаним наполняли светильники Меноры маслом каждый вечер. Они должны были гореть до утра. Количество масла было рассчитано так, чтобы его хватило на длинные зимние ночи. Это количество использовалось постоянно, даже в короткие летние ночи, и поэтому определенное количество масла в летние утра оставалось.

Особое чудо происходило с одним из семи светильников Меноры, Западным светильником (Нер маарави). Западным светильником назывался второй по счету светильник с восточной стороны. В него наливали столько же масла, как и в другие светильники, но коэн, приходивший утром почистить Менору,постоянно обнаруживал, что этот светильник горит. Вечером он вновь зажигал остальные светильники от все еще горевшего Западного светильника. Некоторые из наших мудрецов говорят, что Западный светильник приходилось зажигать лишь раз в год. Чудо указывало на присутствие Шехины в среде Израиля. Оно продолжалось до кончины Шимона Праведного.

Однажды в Эрец Исраэль случился неурожай оливы, и масла для Менорыоказалось очень немного. Священники плакали (они восприняли это как знак Небесного неудовольствия). В этот период чудо, обычно происходившее только с Западным светильником, происходило со всейМенорой. Несмотря на малое количество масла, Менора ярко горела всю ночь.

Ашем приказал нам зажигать Менору не ради Себя — Ему не нужен огонь смертных. Наоборот, Он Сам освещает всю Вселенную.

Зрячий человек и его слепой друг однажды вместе шли домой. Зрячий сказал слепцу: "Позволь мне поддержать и вести тебя, чтобы ты благополучно добрался до дома". Когда они добрались, зрячему пришло в голову, что его слепой друг должен придти в отчаяние при мысли о своей беспомощности. Он решил приободрить друга. "Пожалуйста, включи мне свет", — попросил он. На самом деле ему не нужны были услуги другого человека, он попросил об услуге ради своего слепого друга.

Так же и Ашему не нужен наш свет. Он попросил нас зажигать для НегоМенору, чтобы наделить нас заслугами и возвысить в глазах других народов.

Иллюстрацией тому, что Ашем не нуждается в земном свете, служит устройство окон Храма. Они были сделаны необычно. Вместо того чтобы быть широкими внутри и узкими снаружи (давая возможность проникнуть свету), они были узкими внутри и расширялись наружу. Это показывало, что свет исходит из Храма в мир.

Ту же идею символизировал тот факт, что Менора не была установлена в Святая Святых, "особых покоях" Ашема. Вместо этого Ашем повелел, чтобы ее установили в Святилище, где коаним совершают свое служение. Здесь же, а не в Святая Святых, находился и Стол, что показывало — Ашем не нуждается в пище смертных.

В наши дни мы не можем жертвовать в Храм масло для Меноры. Взамен существует мицва освещать Батей-Кнесет (синагоги) и Батей Мидраш (дома учения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...