Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тринадцать Б-жественных Атрибутов Милосердия

Когда Моше попросил Ашема открыть ему Б-жественную Славу, Ашем научил его, как должен еврейский народ молиться, чтобы получить прощение за свои грехи. Ашем сказал Моше: "Если бы ты после греха тельца не упомянул заслуги патриархов, Я бы уничтожил евреев. Поэтому Я покажу тебе Мои тринадцать Атрибутов Милосердия. Всякий раз, когда сыны Израиля обратятся ко Мне, упоминая эти Атрибуты, их молитвы не останутся неуслышанными".

Ашем, как и подобает, облачился в талит и, как кантор, прочел Моше Свои тринадцать Атрибутов Милосердия.

Ашем — Б-г Милосердный (пока человек не согрешит).

Ашем — Б-г Милосердный (даже после того как человек согрешил). Б-г равно сострадает человеку — до того как человек совершил грех, и после того как он согрешил и совершил тшуву (раскаяние).

Кель — Б-г Милосердный. Имя Кель — один из Атрибутов Б-га Милосердного.

Рахум — Сострадающий.

Веханун — Милующий.

Эрех апаим — Долготерпеливый; Ашем откладывает наказание не только праведникам, но и злодеям. Он надеется и ждет, что даже злодей раскается.

Рав хэсед — Исполненный благоволения.

Веэмет — Он есть истина.

1. Вышеприведенные атрибуты означают, что даже если грехи человека перевешивают его заслуги, Ашем, тем не менее, щадит его из-за Своего Милосердия.

2. Когда Ашем судит человека, Он соединяет со Справедливостью присущее Ему Милосердие, чтобы отодвинуть или смягчить наказание.

Это Б-жественное качество иллюстрируется следующей притчей. Один человек был должен царю тысячу золотых. Царь послал гонца, чтобы потребовать уплаты долга. Однако у должника требуемой суммы не оказалось. Царь послал второго и третьего посланца и потребовал: "Заплати царю немедленно!" Но у человека не было средств для уплаты. Царь понял, что положение должника ужасно. Он отправил тайного гонца, чтобы тот ночью тихонько подбросил должнику в окно кошелек с тысячей золотых. Человек обнаружил его наутро и был вне себя от радости. Как только прибыл царский гонец, он вернул деньги, которые с него причитались.

Точно так же, если смотреть с точки зрения Б-жественной Справедливости, человек может иногда заслуживать Небесной кары смертью. Но Ашем соединяет Справедливость с Милосердием. Например, Он воздерживается от наказания, пока человек не женится и не родит сыновей. Тогда Ашем забирает душу одного из дарованных человеку сыновей, дав ему таким образом возможность вернуть свой долг Ашему.

Ноцэр хэсед лаалафим — Сохраняющий благоволение для тысяч.

Если кто-то выполняет заповедь Всевышнего из любви к Нему, то заслуга такого выполнения будет защищать его потомков на протяжении по крайней мере двух тысяч поколений после него.

Носэй авон — Терпящий преднамеренные грехи,

— Вафэша — и бунт,

Вехатаа — и непреднамеренные грехи.

Ашем прощает пэша — грехи, совершенные, когда дух человека бунтовал против Б-га; авон — преднамеренные грехи; вехатаа — непреднамеренные грехи.

Каким образом Ашем прощает человеческие грехи?

Если дела человека разделяются между добром и злом поровну, Ашем уменьшает вес его грехов, чтобы чаша заслуг перевесила, и тогда человек прощен.

Существует и дополнительное объяснение. К человеку, который не обращает внимания на душевную боль или оскорбления, причиненные ему другими людьми (и прощает их), соответственно отнесутся на Небесах. Вместо того чтобы подойти к нему с присущей Всевышнему мерой Справедливости, Он не обратит внимания на его недостатки.

Р.Хуна бен р.Иеошуа заболел, и р.Папа пришел навестить его. Он заметил, что состояние у р.Хуны крайне тяжелое. Казалось, он был уже в объятиях смерти. "Приготовьте ему тахрихим (саван)!" — приказал р.Папа. Но р.Хуна выздоровел, и р.Папа постеснялся посетить его снова. Р.Папу спрашивали, как же случилось, что р.Хуне был уже приготовлен саван, а он выздоровел.

"На самом деле ему был вынесен смертный приговор, — объяснил р.Папа. — Но Всевышний изменил приговор из-за его прекрасного характера. Хуна никогда не обижался, когда кто-либо причинял ему зло или оскорблял его".

Венакэ ло инакэ — Несчитающий нечестивца безвинным. Кажущееся противоречие между венакэ (считает невинным) и ло инакэ (не считает невинным) подразумевает, что Ашем наказывает нераскаявшихся грешников и снимает вину с тех, кто совершает тшуву.

— Возлагает вину отцов на детей и на детей их детей до третьего и четвертого поколения.

Всевышний карает детей за зло, совершенное их отцами, если дети упорствуют в нечестивых путях их отцов (но не в том случае, если дети совершают тшуву).

(Комментаторы стремятся понять, почему эта черта является признаком Милосердия. Сфорно объясняет, что Всевышний милосердно откладывает наказание злодея. Он проявляет терпение, пока грехи не достигнут стадии, лежащей за пределами раскаяния. Это обычно случается, когда несколько поколений потомков придерживаются нечестивых путей своих предков.)

Из Торы очевидно, что у Всевышнего награда неизмеримо превосходит меру Его кары. Как мы видим, Он возлагает грехи отцов на детей не далее, чем на четыре последующих поколения. Однако если человек выполняет заповеди, то, согласно Торе, его потомки вознаграждаются, как минимум, до двухтысячного поколения. Таким образом, награда, которую дает Всевышний, по крайней мере в пятьсот раз превосходит кару.

После того как Ашем научил Моше тринадцати Атрибутам Милосердия, Моше повторил их и воззвал ко Всевышнему: "Прости народ Израиля за грех тельца!"

Вторые Скрижали

Ашем повелел Моше сделать Вторые Скрижали: "Поскольку ты разбил первые Скрижали, то обязан сделать вторые".

Ашем открыл Моше, что в земле под его шатром находятся залежи сапфира. Из него надо сделать Вторые Скрижали. "Оставшийся материал будет принадлежать тебе", — сказал Ашем Моше.

Так Моше стал богатым человеком. До этого у него ничего не было. Во время Исхода он не вынес с собой египетского добра, поскольку занимался в последнюю ночь поисками гроба Иосефа и его подготовкой к странствию по пустыне. Теперь Ашем щедро одарил его за это.

То, что Моше нашел богатство в своем собственном шатре, служит Б-жественным уроком всем поколениям евреев. Человек, целиком посвятивший себя изучению Торы, найдет источник существования, не сходя с места. Ему не нужно будет искать себе пропитание вдали от дома.

Именно это обещал Ашем Иеошуа, сказав: "И будешь размышлять о ней (Торе) днем и ночью, и тогда добьешься успеха во всех своих делах"(Иеошуа 1:8).

Ашем повелел Моше подняться рано утром на вершину горы Синай. "Первые Скрижали были даны на глазах у всех, в присутствии народа. Они были разбиты, — сказал Ашем. — Эти, вторые, будут даны в тишине, без публичных церемоний".

Моше взошел на Синай в рош-ходеш элуль и оставался в Небесном Стане сорок дней. То было его третье пребывание на Небесах (что в совокупности составляло 120 дней). Он не ел и не пил в течение всех сорока дней. Его поддерживало великолепие Шехины и изучение Торы. Питался он духовной пищей. Как ангел.

Моше ни разу не лег спать. Он рассуждал так: "Как могу я позволить себе упускать эту единственную в своем роде возможность изучения Торы?"

Царь сказал своему любимому министру: "Сегодня вечером я открою перед тобой дверь своей сокровищницы. Любые драгоценности, любые деньги, которые ты сможешь вынести с собой до восхода солнца, будут твоими!"

Как вы считаете, министр отказался от такой возможности? Пошел спокойно спать домой?

Так же рассуждал и Моше: "Если я засну, то сколько жемчужин мудрости Торы я потеряю!" Он работал все сорок дней, не теряя ни минуты и используя даже ночные часы, чтобы повторять ту часть Торы, которой Ашем учил его днем.

В течение этих сорока дней, проведенных на Небесах, Ашем продиктовал ему всю Тору, книги Пророков и Писания и обучил его их устным объяснениям. В награду за то, что он лишил себя физической пищи и сна из любви к Торе, Моше получил новые откровения и знания Торы, какие не были даны ему во время предыдущих восхождений.

В прошлый раз Моше не испытывал голода и не страдал от недосыпания, поскольку тогда он вышел за пределы своей физической оболочки и стал подобен ангелам. Однако в последние сорок дней он должен был получать Тору, оставаясь в своей физической оболочке. Моше лишил себя пищи и сна, приобретая таким образом Тору своими собственными усилиями.

Десятого числа месяца тишри Ашем простил Общину Израиля за грех тельца. Он дал Моше Вторые Скрижали и назначил этот день Днем Искупления (Йом-Кипур) для всех будущих поколений.

Лучезарное лицо Моше

Когда Моше спустился с горы со Вторыми Скрижалями, его лицо светилось отражением Б-жественных Лучей Славы. Но сам Моше об этом не знал. Свет, исходивший от его лица, был таким ярким, что сыны Израиля боялись к нему приблизиться. Их страх объяснялся грехом тельца. До совершения греха они могли смотреть на Огонь Славы Ашема на горе Синай без страха. Однако после греха они стали трепетать даже при виде Лучей, исходящих от лица Моше.

Ашем дал Моше эти сияющие Лучи после происшествия с тельцом, чтобы показать сынам Израиля, что нет никого, кто был бы подобен Моше, и что они ошибались, ища ему замену.

Моше пришлось прикрыть свое сияющее лицо покровом. Он поднимал покров только когда обращался к Ашему или когда учил народ словам Ашема.

Когда сыны Израиля занимались изучением Торы, они оказывались в состоянии выдержать сияние Лучей Славы. Это свидетельствует о величии, которое придает человеку изучение Торы.

 

Ваякэль

Законы Шабата

Раздел Ваякэль посвящен строительству Мишкана. Но описанию строительства предшествует разъяснение законов Шабата.

В день, последовавший за Йом-Кипуром, Моше собрал всю Общину Израиля и предупредил: "Работать можно в течение шести дней недели. В седьмой день вы должны воздерживаться от всякой работы".

Моше научил сынов Израиля подробным законам, касающимся тридцати девяти основных видов работ (авот млахот), которые запрещены в Шабат. Моше закончил предостережением: "Тот, кто нарушает Шабат, несмотря на то что был предупрежден, и делает это в присутствии как минимум двух свидетелей, подлежит смерти. Даже если Бейт-Дин не сможет казнить его из-за отсутствия одного из вышеупомянутых условий, он, тем не менее, не избегнет небесной кары".

Почему Всевышний повелел Моше говорить народу о соблюдении Шабата перед тем, как сообщить о строительстве Мишкана!

Царь намеревался построить новый дворец. Он собрал лучших архитекторов и долго совещался с ними. Он дал им подробные указания, как построить великолепное здание, которое рисовалось ему в воображении: порталы, входные двери и роскошное внутреннее убранство. Царица с неудовольствием заметила, что ее венценосный супруг днем и ночью думает о своем новом дворце. Во время одного из совещаний с архитекторами она проскользнула в комнату царя и пожаловалась ему: "Ты так поглощен своими планами, что совсем забыл обо мне!"

Царь признал справедливость ее замечания. Он немедленно приказал, чтобы на следующий день был устроен прием в честь царицы.

Так же пожаловался Ашему Шабат: "Ты освятил меня во время шести дней Творения. Теперь евреи, по-видимому, осквернят меня из великой любви кМишкану, который они возводят для Тебя!"

Поэтому Ашем повелел Моше вновь напомнить народу, что законами Шабата нельзя пренебрегать, даже строя Мишкан.

Помимо многих других правил Моше научил сынов Израиля и тому, что в Шабат запрещено зажигать огонь. (Священнослужителям разрешалось зажигать огонь в Храме для принесения жертв в Шабат. Однако им запрещалось выполнять эту работу для личных целей.)

Нечестивый император Адриан бросил вызов р.Иеошуа бен Ханания, сказав: "Я более велик, чем ваш учитель Моше!"

"Как так?" — удивился р.Иеошуа.

"Очень просто. Я жив, а он умер. Разве в ваших книгах не сказано: "Живая собака лучше мертвого льва" (Коэлет 9:4)?"

Р.Иеошуа сказал ему: "Я соглашусь с тобой, если ты сможешь выполнить одно условие. Издай закон, запрещающий твоим подданным зажигать огонь три дня подряд".

"Нет ничего проще!" — согласился Адриан. И издал такой закон.

Вечером оба они поднялись на террасу дворцовой крыши.

Р.Иеошуа взглянул на город и заметил вдалеке дым, поднимающийся из трубы одного дома. "Разве ты не запретил зажигать огонь?" — спросил он императора.

В дом был отправлен гонец. Он вернулся с известием, что там живет знатный человек, которому врач предписал пить горячие напитки, чтобы вылечить простуду. Для этого он и зажег огонь.

"Вот видишь, — обратился к Адриану р.Иеошуа бен Ханания. — Твои подданные не выполняют твоих приказов даже при твоей жизни. Этот человек без труда мог подождать еще день и не зажигать огня. Наш учитель Моше предостерег нас две тысячи лет тому назад: "Не зажигайте огня в Шабат", — и по сей день ни в одном еврейском доме в Шабат не зажигают огня!"

В местах, где люди пренебрегают законами Шабата, часто возникают пожары: если евреи не обращают внимания на запрещение Всемогущего зажигать огонь в Шабат, Он наказывает их тем, что вспыхивают их собственные дома.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...