Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели организации в представлении классиков менеджмента – Тейлора, Файоля, Мейо

Школа административного управления. Классическими считаются труды крупного инженера, ученого и предпринимателя Анри Файоля (1841-1925) – «французского отца» теории административного управления. В течение 20 лет он был директором-распорядителем гигантской горнодобывающей и металлургической компании. Файоль считается автором первой и достаточно полной теории менеджмента.

Файоль рассматривал управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Он утверждал, что компания должна иметь план действий, который основывается на:

– ресурсах фирмы (капитал, здание, сырье, сеть сбыта, репутация и т.д.),

– учете состава и значимости незавершенного производства,

– будущих тенденциях, зависящих от технических, финансовых, коммерческих и других условий.

Организация деятельности должна:

– обеспечивать тщательную разработку и строгое выполнение плана,

– следить за тем, чтобы кадровая и материальная составляющие предприятия соответствовали целям, ресурсам и потребностям фирмы.

Файоль предлагал в качестве критерия загруженности руководителя рассматривать рациональный «диапазон контроля» (количество подчиненных у одного начальника). Он был первым, кто достаточно последовательно показал, что производственный менеджмент пропитан психологией. Главным в менеджменте, по его мнению, является учет человеческих отношений (потом, как мы увидим, эта мысль, в еще более концентрированной форме, будет раскрыта в работах Э. Мейо).

Файоль синтезировал идеи единоначалия (за это особенно ратовал Г. Эмерсон) и функционального администрирования (что было ранее предложено Ф. У. Тейлором). Его подход лег в основу современной теории организации.

 

Фредерик Тейлор был первым, кто выделил менеджмент как отдельную отрасль профессиональной деятельности и смог провести свои исследования на примере единственного предприятия. Он отделил рабочих от машин, сделав их основным критерием производительности.

Существенное достижение этой школы заключалось в систематическом стимулировании работников с целью заинтересованности их в увеличении производительности и объемов производства. При этом предусматривался отдых и перерывы в производстве, а время на выполнение определенных заданий считалось реальным и справедливо определенным.Это предоставляло возможность руководству устанавливать нормы производства и дополнительно платить тем, кто перевыполнял заданный минимум. Ф. Тейлор и его последователи признавали также возможность отбора людей, как физически и интеллектуально отвечали бы выполняемой работе.

Заслугой Тейлора и его последователей следует также считать обоснование потребности выделения управленческого труда как сферы деятельности особенной группы людей, которые могут достигать в ней высокой производительности. Появление школы научного управления было переломным моментом, после которого управление стали признавать как самостоятельную сферу научных исследований.

Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.

Фредерик Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зарабатывать деньги, увеличивая производительность труда.

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».

 

Э. Мэйо – известный американский психолог и социолог; исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях; один из основоположников индустриальной социологии. Обратил внимание на социальную природу человека (основывался на тезисе о человеке как социальном животном), а также на значение малой группы, лидерства и неформальной организации в регуляции человеческого поведения.

Предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала, самоорганизации.

Хоторнские эксперименты – беспрецедентные по масштабам и срокам социально-экономические эксперименты, проводившиеся в США в пригороде Чикаго, на одном из заводов электротехнической компании "Вестерн Электрик". Наиболее его известными участниками, идеологами и руководителями были Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, В. Диксон. В той или иной степени в Хоторнских экспериментах участвовал весь коллектив предприятия численностью около 30 тыс. человек.

Первая часть эксперимента, изначально ставившего целью определить влияние освещенности рабочего места на производительность труда работников, продолжалась с 1924 до 1927 г. В итоге в связи с улучшением освещенности рабочего места было достигнуто повышение производительности труда рабочих, но в то же время наблюдалось фактическое сохранение ее уровня после возвращения к изначальной степени освещенности. Данный результат невозможно было объяснить с помощью традиционных экономических знаний. С этого момента к управлению экспериментами был привлечен Э. Мэйо.

Э. Мэйо сумел существенно снизить текучесть кадров на предприятии путем предоставления работникам дополнительных краткосрочных перерывов. Этот и предыдущий факт явились толчком к проведению социальной части эксперимента в период с 1927 по 1939 г., а затем с 1939 по 1940 г.

 

Факторы упадка

Упадок организации - употребляется при определении условий, при которых в течение определенного периода времени наблюдается существенное и абсолютное сокращение ресурсов организации. Упадок организации часто ассоциируется с негативными изменениями в окружающей среде (сокращаются масштабы ее деятельности в определенных сферах) или меняется ее форма.

Упадок организации определяют три фактора:

1. Организационная атрофия. Организация утрачивает свою эффективность, чрезмерно бюрократизируется, не способна адаптироваться к окружающей среде. Сигнал: чрезмерная громоздкость штатов, административных процедур, недостаток эффективной коммуникации и координации.

2. Уязвимость. Свидетельствует стратегическая неспособность к процветанию в окружающей среде.

3. Упадок окружающей среды или конкуренция. Упадок окружающей среды связывают с сокращением энергии и ресурсов, способных поддержать организацию.

 

Основные теории лидерства

1. Теория "Великого человека":

Теория "Великого человека" предполагает, что способность к лидерству биологически присуща - что великие лидеры рождаются, не становятся. Эти теории часто изображают великих лидеров, как героических, мифических и способных воодушевить массы, когда это необходимо.

2. Теория черт:

Аналогичная в некоторой степени с теорией "великого человека", теория "черт" предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более приспособленными для руководства массой (Томас Карлейлем выделяет следующие исключительные качества присущие лидерам: талант, интеллект, "несгибаемая" воля, сила духа, отвага и т.д.). Теория "черт" определяет конкретные личностные или поведенческие характеристики, общие для лидеров. Из этой теории следует что общие черты, являющиеся ключевыми в формировании лидера, есть у человека, то как мы можем назвать его лидером, но всегда ли это так? Этот вопрос является краеугольным камнем для использования и объяснения феномена лидерства.

3. Ситуационные теории:

Ситуационные теории предлагают, что лидерство, основано на ситуативных переменных. Различные стили лидерства могут быть более подходящим для определенных типов ситуация. Либо же лидерство определенного субъекта проявляется в конкретной ситуации.

4. Поведенческие теории:

Поведенческие теории лидерства основываются на убеждении, что великими лидерами становятся, а не рождаются. Основанная на бихевиоризме - эта теория лидерства фокусируется на действиях лидеров, а не на умственных качествах или внутренних состояниях. Согласно этой теории, люди могут научиться, быть лидерами путем обучения и наблюдения.

5. Теории управления:

Теории управления, сосредотачивает свое внимание на роли контроля, организации и эффективности группы. Теория лидерства базируется на системе поощрений и наказаний. Управленческие теории часто используются в бизнесе, когда работник является успешными, он вознаграждается, когда он становиться не успешным, он получает выговор или наказание.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...