Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление развитием организаций

Субъекты управления проектами

Субъектами управления проектами являются заинтересованные стороны проекта (программы,портфеля), взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления
• Управленческий аппарат заказчика проекта, включая все необходимые подразделения и организации, представляющие различные роли заказчика (например, инвестор, функциональный заказчик, генеральный заказчик и др.).

• Управленческий аппарат исполнителя (или исполнителей) проекта, включая все необходимые подразделения и организации, представляющие различные роли исполнителя (генеральный подрядчик, генеральный системный интегратор, подрядчик, субподрядчик, поставщик и др.).

 

· Команды проектов (группы управления, рабочие группы) — специализированные организационные структуры, создаваемые на время выполнения проектов и включающие управленческий и технический персонал, выделяемый заказчиком и исполнителями для выполнения проектов. Возможные роли: • Инвестор • Заказчик • Генконтрактор • Генподрядчик • Исполнители • Соисполнители • Прочие

 

Команда проекта (программы, портфеля):• Менеджер проекта и команда УП • Менеджер программы и команда УП • Менеджер портфеля и команда УП • Менеджеры ПОД в организации • Функциональные менеджеры проекта и члены команд.

 

К ключевым участникам любого проекта относятся:

• Менеджер проекта. Лицо, ответственное за управление проектом.

• Заказчик/пользователь. Лицо или организация, которые будут ис- пользовать продукт проекта. Может существовать множество уровней за- казчиков. Например, к числу заказчиков нового фармацевтического препа- рата могут относиться врачи, назначающие данный препарат, пациенты, которые его принимают, страховщики, которые его оплачивают. В некоторых областях приложения заказчик и пользователь совпада- ют, в то время как в других под потребителем подразумевается юридиче- ское лицо, получающее продукты проекта, а под пользователями – тех, кто будет непосредственно использовать продукт проекта.

• Исполняющая организация. Предприятие, чьи сотрудники непо- средственно участвуют в исполнении проекта.

• Члены команды проекта. Группа, которая выполняет работы по проекту.

• Команда управления проектом. Члены команды проекта, непо- средственно занятые в управлении его операциями.

• Спонсор. Лицо или группа лиц, предоставляющая финансовые ре- сурсы – деньгами или в натуральном выражении – для проекта.

• Источники влияния. Лица или группы, которые напрямую не свя- заны с получением или использованием продукта проекта, но которые, в связи с их положением в организации-заказчике или исполняющей органи- зации, могут положительно или отрицательно повлиять на ход выполнения проекта.

• Офис управления проектом (PMO). Если в исполняющей органи- зации имеется этот офис, он может быть участником проекта, если он несет прямую или непрямую ответственность за результаты проекта. Офис управление проектом Офис управления проектом (Project management office, PMO) – это подразделение, осуществляющее централизацию и координацию управле- ния приписанных к нему проектов

 

Управление рисками

К традиционным областям управления проектами, так или иначе связанным с отклонениями, относятся риски, проблемы и изменения. Риски – нежелательные и незапланированные вероятные события, наступление которых может привести к тому, что цели проекта (одна или несколько) не будут достигнуты.

1) Управление рисками. Неприятности еще не наступили, но существует возможность возникновения нежелательных и незапланированных событий, которые могут привести к тому, что цели проекта (одна или несколько) не будут достигнуты. Цель этой стадии – предотвратить неприятности до их возникновения или, по крайней мере, встретить их во всеоружии.

2) Управление проблемами.Неприятности наступили, и необходимо выяснить их происхождение, степень влияния на проект, способы преодоления. Цель этой стадии – обеспечить проекту возможность идти так, как запланировано.

3) Управление изменениями.Неприятности оказались достаточно серьезными, и справиться с ними без ущерба для проекта не удалось. Цель этого этапа – модификация ранее согласованных продуктов и услуг, сроков исполнения и стоимости работ, управленческих и технологических процессов.

События в проекте, связанные с отклонениями, могут развиваться по различным сценариям, некоторые из которых представлены на рисунке.

Риски, проблемы, изменения тесно связаны между собой и должны рассматриваться в стандарте в рамках единого раздела управления отклонениями.

В стандарте необходимо отразить:Процедуры, регламентирующие основные этапы работы – идентификация, мониторинг и анализ рисков, разработка, планирование и реализация мероприятий. • Шаблоны документов, отражающих процесс работы с рисками – карточка риска, журнал рисков проекта и т. д.

Типовые стратегии работы с рисками:
1) Избежание риска (перенос) – Выбор такого проектного решения из возможных альтернатив, которое исключает возникновение рискового события. 2) Принятие риска – Признание существования риска и отказ от активных мероприятий по противодействию из-за их невозможности или нецелесообразности. 3) Снижение риска: • 3.1– снижение вероятности. • 3.2 – уменьшение влияния.

Процессы и функции управления рисками: 1) Концепцияуправления рисками: 1.Стратегия управления рисками (цели и задачи, методы анализа и количественной оценки, допустимая степень рисков участников) 2.Выявление факторов рисков и неопределенности 3.Регистрация, первичная классификация рисков 4.Качественная оценка рисков 5.Утверждение концепции2) Анализ и количественная оценка рисков: 1.Уточнение источников рисков 2.Уточнение рисковых событий (факторов риска) 3.Оценка неопределенности и вероятности события 4.Оценка влияние 5.Оценка возможных ущербов (степени угрозы)3) Планирование мер реагирования: 1.Распределение рисков 2.Выбор стратегии работы с риском 3.Планирование мероприятий по работе с рисками 4) Мониторинг рисков и реагирование: 1.Реагирование на совершившиеся события 2.Анализ состояния рисков и актуализация плана управления рисками 3.Контроль использования резервов. 5) Завершение. 1.Анализ и обобщение 2.Сводный отчет по управлению рисками 3.Отчет по использованию резервов 4.Извлеченные уроки

Классификация рисков:

Фактор Риска Угрозы Мероприятия по снижению риска
Организационные риски
Недостаточная поддержка проекта со стороны высшего руководства заказчика Увеличение сроков исполнения работ вплоть до их приостановки Выделение ответственного лица со стороны высшего руководства заказчика, контролирующего сроки и качество работ по проекту
Нарушение баланса интересов участников Скрытый или явный саботаж со стороны отдельных участников Формирование организационных структур управления проектом, в которых обеспечено представительство всех заинтересованных сторон на всех уровнях управления
Рассогласование мнения участников по содержательным Вопросам Сложность приемки результатов работ и проектной документации Определение регламентов взаимодействия, прав, обязанностей и ответственности участников проекта и органов управления
Недооценка сложности проекта Снижение качества результата работ при попытке уложиться в заданные сроки и бюджет Определение необходимого уровня детализации планирования Планирование и использование Резервов
Недооценка взаимозависимости результатов работы рабочих групп Позднее выявление ошибок, простои персонала проекта, срыв сроков Раннее выявление взаимосвязей работ за счет экспертизы проектных решений и привлечения экспертов в смежных областях Фиксация взаимосвязей в сетевом графике
Человеческие риски
Нежелание части персонала осваивать новые технологии Снижение эффективности внедрения, возникновение напряженности в коллективе Разработка системы мотивации Персонала
Сложность освоения новых технологий Высокие требования к квалификации персонала Разработка высококачественной пользовательской документации Организация постоянно действующих курсов подготовки Персонала
Сопротивление руководителей Среднего и высшего звена из опасения потери авторитета Невозможность успешного внедрения готовой системы Использование правильных технологий внедрения (в том числе правильное формирование внедренческих команд)
Технические риски
Неочевидность технических решений, отсутствие аналогов, ориентация на тупиковые технологии Неудовлетворительные потребительские качества системы, невозможность развития системы даже в краткосрочной перспективе Организация процедур внутренней и внешней экспертизы
Неполнота и неточность Исходной информации Несоответствие результатов проекта ожиданиям заказчика Проведение исполнителем исследования имеющейся документации и своевременное уведомление заказчика о необходимости проведения дополнительных работ по сбору, анализу и формализации исходных данных
Ошибочный выбор программной и/ или технической платформы Высокая стоимость владения Проведение выбора платформ на тендерной основе, сравнение платформ и обоснование выбора с позиций стоимости владения
Финансовые риски
Недостаточное финансирование Невозможность завершения проекта Ранжирование задач по степени важности и поэтапная разработка и внедрение
Несвоевременное финансирование Потеря первоначальных инвестиций Корректное формирование бюджета проекта, планирование финансовых резервов

Информационные технологии управления проектами

Под информационной технологией понимается совокупность процессов сбора, передачи, переработки, хранения информации, реализуемых с помощью современных программных средств. Информационная система управления проектом -комплекс информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов управления проектом.

В процессе реализации проекта менеджерам приходится оперировать значительными объемами данных, которые могут быть собраны и организованы с использованием компьютера. Кроме того, многие аналитические средства, например, пересчет графика работ с учетом фактических данных, ресурсный и стоимостной анализ подразумевают достаточно сложные для неавтоматизированного расчета алгоритмы.Персональные компьютерные системы, оснащенные программным обеспечением для управления проектами, должны обеспечивать выполнение функций:

· работа в многопроектной среде;

· разработка календарно-сетевого графика выполнения работ;

· оптимизация распределения и учет ограниченных ресурсов;

· проведение анализа "что-если";

· сбор и учет фактической информации о сроках, ресурсах и затратах, автоматизированной генерации отчетов;

· планирование и контроль договорных обязательств;

· централизованное хранение информации по реализуемым и завершенным проектам и т.д.

Распределенные интегрированные системы в качестве основных инструментов используют:

· архитектуру клиент-сервер. Она позволяет рабочим станциям ("клиентам") и одному или нескольким центральным ПК ("серверам") распределять выполнение приложений, используя вычислительную мощность каждого компьютера. Большинство систем клиент-сервер используют базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД). Для успешного управления проектом необходимо, чтобы данные, полученные во время планирования и выполнения проекта, были всегда доступны всем участникам проекта;

· системы телекоммуникаций (передача цифровых данных по оптико-волоконным кабелям, локально-вычислительные сети и т. д.);

· портативные компьютеры;

· программное обеспечение поддержки групповой работы, обеспечивающее:

1) обмен электронной почтой;

2) документооборот;

3) групповое планирование деятельности;

4) участие удаленных членов команды в интерактивных дискуссиях средствами поддержки и ведения обсуждений;

5) проведение "мозгового штурма", давая возможность его участникам высказывать свои мнения с помощью компьютеров, подключенных к одному большому экрану.

Существуют различные подходы к классификации программного обеспечения для управления проектами:

1. По стоимости - на дорогое ПО (более 1000 $) и недорогое ПО (менее 1000 $).

2. По функциональности - на профессиональное и настольное (непрофессиональное).

Программные продукты недорогой части рынка:

1. Microsoft Project 2000. Производитель - Microsoft Corporation. Microsoft Project является на сегодняшний день самой распространенной в мире системой планирования проектов. Отличительной особенностью программы является ее простота и интерфейс, заимствованный от продуктов серии Microsoft Office 2000. Разработчики не стремятся вложить в пакет сложные алгоритмы календарно - сетевого и ресурсного планирования. В целом, Microsoft Project можно рекомендовать в качестве инструмента планирования и контроля небольших проектов пользователям-непрофессионалам в управлении проектами и новичкам.

2. TimeLine 6.5, производитель— TimeLine Solutions Corporation. Программный продукт TimeLine 6.5 предоставляет следующие возможности:

· реализация концепции многопроектного планирования, что позволяет назначать зависимости между работами проектов;

· хранение информации по проектам в единой базе данных;

· достаточно мощные алгоритмы работы с ресурсами, включающие их перераспределение и выравнивание между проектами, описание календарей ресурсов.

3. Spider Project, производитель - Spider Technologies Group. Spider Project является российской разработкой. При этом он имеет несколько отличительных особенностей, позволяющих ему конкурировать с западными системами. Это мощные алгоритмы планирования использования ограниченных ресурсов. В пакете реализована возможность использования при составлении расписания работ взаимозаменяемых ресурсов (пулы ресурсов). Использование ресурсных пулов избавляет менеджера от необходимости жестко назначать исполнителей на работы проекта. Ему достаточно указать общее количество необходимых для производства работ ресурсов и из каких ресурсов это количество выбирать.

Профессиональные программные продукты:

1. Фирмы WST Corporation.

2. Фирмы Primavera Systems, Inc.

3. Artemis Views, производитель - Artemis International.

Более подробную информацию об этих продуктах можно почерпнуть из литературы, представленной в списке в конце лекции.

Рост и развитие экономики

В центре всех происходящих в мире изменений лежит понятие «развитие», под которым обычно понимают:

· увеличение сложности какой-либо системы;

· улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);

· увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);

· количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;

· социальный прогресс.

Развитие любой социально-экономической системы представляет собой ее существенное, необходимое движение, ее изменение во времени. Выделяют следующие формы развития:

· эволюционное (постепенное) и революционное (скачкообразное);

· экзогенное (за счет внешних источников) и эндогенное (на основе внутренних ресурсов);

· экстенсивное (в количественном отношении) и интенсивное (качественное развитие).

Одним из показателей успешного экономического развития являются высокие темпы экономического роста. На практике под экономическим ростом понимается долговременное увеличение объема реального ВВП на душу населения.
Согласно теории роста, основанного на инновациях, вопрос о стимулировании экономического роста напрямую связан с увеличением интенсивности инновационной деятельности на уровне предприятий, которая в свою очередь определяется ожидаемой прибылью от вложений в исследования и разработки.

Важнейшая роль инноваций как основы экономического роста стран, а также стремление развитых государств конкурировать за счет высоких технологий являются характерными чертами современного (постиндустриального) этапа развития экономики.

Инновационная экономика (или «экономика знаний») – это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.

Экономика России в настоящее время обладает четко выраженной ресурсно-сырьевой направленностью. Основную долю российского экспорта за 2010 г.составили: минеральные продукты, топливно-энергетические товары и металлы.
Ученые из российских академических институтов полагают, что инновации в России в настоящее время в первую очередь должны обеспечивать производство качественных и доступных населению продуктов питания и лекарств, строительство жилья и дорог, коммуникаций, ресурсосберегающие технологии. Многие из инноваций нужны не для гармонизации экономики, а для выживания страны.

Другим важным аспектом формирования российской инновационной экономики является решение проблем вузовской науки. Как известно, высшие учебные заведения России обладают значительным инновационным потенциалом. Поэтому усилия ученых и государственных работников направлены на то, чтобы, во-первых, возродить вузовскую науку как важную часть инновационного потенциала страны, а во-вторых, обеспечить подготовку качественных специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики.

Начиная с 1990-х гг., инновационная деятельность в России тесно связана с системой высшего образования и осуществляется по двум основным направлениям:
- реализация инновационных программ;

- развитие различных научно-технических и инновационных организационных структур (технопарки на базе ведущих вузов страны, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, центры сертификации и коммерциализации, малые инновационные предприятия).

Не менее важным шагом к созданию инновационной экономики (помимо развития науки) являются инновации российских предприятий, которых на сегодняшний день очень мало.

МЕНЕДЖЕР

Термин «менеджер» произошел от английского «manage», что означает: «управлять, заведовать, стоять во главе, справляться».

Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся-управленческой деятельностью в конкретной сфере функционирования инновационного процесса. Это означает, что специалист занимает постоянную должность и уполномоченный принимать управленческие ришення.
В условиях ускорения научно-технического прогресса резко возрастает роль инновационных менеджеров-инноваторов, способности которых, их квалификация и профессиональное умение фактически определяют судьбу компании.

От профессионализма и мастерства таких людей во многом зависит успех большинства инновационных проектов. В зависимости от рода деятельности организации задачи подобного специалиста могут быть самыми разными: от разработки продуктов на основе новых технологий (прорывные инновации) до создания потребительских товаров, обладающих уникальными свойствами (модернизация продукта).

Процесс инновационного развития на разных предприятиях осуществляется по-разному, но можно отметить общие принципы. Главным звеном инновационной деятельности крупных предприятий являются исследовательские подразделения, которые заняты поиском кардинальных стратегических решений, а также разработкой изделий, программ, технологий и т.п. Руководители этих подразделений должны отвечать за порученное задание, должны уметь работать по отлаженному алгоритму и управлять коллективом по четким инструкциям и положениям.

Рост конкуренции, сокращение жизненного цикла продукции заставляют организации превращать новаторство из случайных озарений в повседневную практику. Трудности создания нового в сочетании с растущей сложностью техники и технологий предопределили бригадный метод работы. Человек, действующий в одиночку, даже будучи работником функционального подразделения не в состоянии быть одновременно разработчиком и исследователем рыночной конъюнктуры, решать, что считать удачным продуктом, как, когда и для кого его выпускать. Для решения этих задач на предприятиях могут быть созданы временные творческие коллективы или рисковые подразделения. На успех может рассчитывать лишь новаторский коллектив, который имеет знания и навыки в смежных областях. Такой коллектив (группу проекта) возглавляет специалист-инициатор перспективных разработок. Он подбирает коллектив разработчиков и исследователей по собственному усмотрению и получает полную самостоятельность в выборе направления исследований, организации работы и расходования ресурсов. Такой подход позволяет предотвратить уход ведущих, талантливых работников и привлечь на работу специалистов из других фирм.

Требования к личностным качествам инновационных менеджеров

Опыт российских и зарубежных предприятий показывает, что успешное превращение научно-технических разработок в инновационный продукт способны обеспечить лишь профессионально подготовленные менеджеры. Особенность инновационной деятельности заключается в изменчивости требований к стилю руководителя. По мере взросления фирмы требования к руководителю меняются, поэтому должен меняться и стиль руководства, чтобы соответствовать новым требованиям. Это значит, что для проведения организационных изменений, связанных с инновационной деятельностью, в первую очередь к переменам и обучению, должны быть готовы руководители. Их личный пример готовности к переменам позволит снизить сопротивление переменам со стороны сотрудников.

Отличительной характеристикой инновационных менеджеров является адаптивность к переменам, под которой понимается способность принимать, а не только генерировать изменения; меняться самому, а не только желать изменить окружающую действительность. «Адаптивная» особенность личности инновационного менеджера является его ключевым отличием от менеджера, предпринимателя.

Ассоциацией менеджеров России были определены основные требования к личностным качествам инновационного менеджера:

·Креативность, изобретательность, отсутствие стереотипов - 84%

·Организованность - 66%

·Красноречие, умение убеждать и доказывать свою точку зрения - 37%

·Эрудированность - 32%

·Независимость -32%

·Харизма - 25%

·Другое - 6%

Личностные качества инновационного менеджера пересекаются с необходимыми качествами предпринимателя. Ниже представлены наиболее значимые, на наш взгляд, качества инновационного менеджера, которые заимствованы от предпринимателя:

·Жажда достижений (желание победы в конкурентной борьбе).

·Желание доминирования. Хотят доминировать в любой ситуации, иметь все под своим контролем и направлять других.

·Уверенность в себе и своих возможностях.

·Терпимость к двусмысленности.

·Рисковость (аналитические способности, проявляющиеся в анализе степени риска и принятие «разумного риска»).

·Находчивость (способность действовать нестандартно).

·Настойчивость (последовательность) и желание опередить свое время, что проявляется в попытках втиснуть столько дел в каждый час своего рабочего дня, сколько возможно.

·Энергичность (способность на работу высокой степени интенсивности).

·Способность управлять командой - умение руководить, находить общий язык с людьми и распределять роли в коллективе.

При подготовке и отборе инновационных менеджеров этим характеристикам необходимо уделять наибольшее Поскольку инновационная деятельность подразумевает работу в области новых технологий и продуктов, необходимо разбираться в вопросах управления правами на интеллектуальную собственность, а также защиты указанных прав, знать особенности российского и зарубежного законодательства в этой сфере. Большим плюсом для соискателей является опыт организации и проведения научных исследований, умение моделировать различные процессы и управлять ими, владение английским языком, основами финансового планирования и бухгалтерского учета. В учебных планах вузов и организаций, занимающихся повышением квалификации, акцент должен быть сделан именно на эти компетенции будущих или существующих руководителей.

Интеллектуальная собственность – это совокупность личных неимущественных и имущественных исключительных прав на некоторую информацию, которая может быть представлена на материальном носителе, распространенной в неограниченном количестве копий (по всему миру); при этом интеллектуальной собственностью будут являться права не на сами копии, а на отраженную в них информацию.

  • На интеллектуальную собственность накладываются ограничения в виде срока действия исключительного права, объема производства (тиражирования), территорий и т.п.;
  • ИС может подлежать купле, продаже, сдаче в аренду, обмену на иную собственность или безвозмездной передаче и т.д.
  • ИС нематериальна и неосязаема, т.е. она не может быть идентифицирована или определена с точки зрения ее физических параметров;
  • Многократное воспроизведение ИС лишено смысла в отличие от вещной собственности;
  • Правовая защита ИС имеет принципиально иную форму, учитывающую ее существенную особенность, и доступную к восприятию.

· К объектам права интеллектуальной собственности отно­сятся: патенты на изобретения, полезные модели, промыш­ленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фир­менные наименования, программы для ЭВМ, «ноу-хау», тор­говые секреты, авторские и смежные права и др.

· Во внутригосударственных правовых системах отноше­ния по созданию и использованию интеллектуальной собст­венности регулируются нормами авторского права, патентного права и другими институтами гражданского и торгового права.

· Защита интеллектуальной собственности непосредствен­но связана с деятельностью по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Под недобросовестной конкуренцией, в част­ности, понимают: распространение искаженных сведений о товаре, характере, способе, месте его изготовления, потреби­тельских свойствах и других качествах товара; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования, маркировки товара; копирование формы, упаковки, внешне­го оформления товара и др.

· Законы специальные:

· ГК РФ Часть 4,«Парижская конвенция по охране промышленной собственности», «Конвенция об охране литературных и художественных произведений».

· К общей нормативной базе:

· Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, ФЗ РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ РФ. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации».

составляющие нематериальных активов

Нематериальные активыэто объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но обладающие стоимостной оценкой и приносящие доход организации.

К ним относятся права (исключительные и неисключительные на использование объектов интеллектуальной собственности).

Например, в организациях культуры используются имущественные права на произведения литературы и искусства, на объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из лицензионных и авторских договоров:

- права на литературные, драматические и музыкально-драматические произведения;

- произведения хореографии и пантомимы, музыкальные произведения;

- аудиовизуальные произведения, диафильмы и другие кино- и телепроизведения;

- произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения прикладного искусства.

К нематериальным активам относятся также лицензии.

Лицензия – это разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями различных видов деятельности.

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости.

Нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере начисления амортизации.

Нематериальные активы обладают следующими характеристиками:

(1) не имеют материально-вещественной (физической) структуры;

(2) могут быть идентифицированы (выделены, отделены) от другого имущества;

(3) предназначены для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

(4) используются в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

(5) не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

(6) способны приносить организации экономическую выгоду;

(7) имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и др.).

В состав внеобо­ротных активов входят нематери­альные активы, к которым относятся: патенты, лицензии, торговые марки и товарные знаки, другие права по использо­ванию производственной информации, права на пользование землей и природными ресурсами, программные продукты для ЭВМ, права на интеллектуальную собственность (ноу-хау) и др.

Патенты и лицензии дают их владельцам исключительные права пользования, производства и продажи продуктов или процессов на период, предусмотренный законодательством. Патентные права могут вноситься участниками в качестве сво­его вклада в уставный капитал или приобретаться за плату, ко­торая также включает стоимость юридических и консультаци­онных услуг.

Лицензия - правовой документ, дающий:

1) разрешение на использование другими физическими или юридическими лицами изобретений, технологий, технических знаний, производственного опыта и т.д.

2) разрешение, выдаваемое государственными органами на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Лицензионный договор

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату (п. 1 ст. 1235 ГК РФ).

Если в лицензионном договоре не указана территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности, лицензиат вправе осуществлять его использование на всей территории Российской Федерации, если не отмечен срок, то в течение 5 лет, но не более срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

Существенными условиями лицензионного договора являются:

- предмет договора - результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство) (п. 1 ст. 432, пп. 1 п. 6 ст. 1235 ГК РФ);

- способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (пп. 2 п. 6 ст. 1235 ГК РФ);

- размер вознаграждения (п. 5 ст. 1235 ГК РФ).

Существует два вида лицензионных договоров:

1. Лицензия неисключительная (простая) - то есть право лицензиара, которое разрешает лицензиату (покупателю лицензии) использовать предмет договора в пределах территорий, оговоренных соглашением, сохраняя за лицензиаром право самостоятельно пользоваться им на данной территории и на определенный срок, а также продавать лицензии на аналогичных условиях третьим лицам.


2. Лицензия исключительная - правовой документ по использованию объектов нематериальных активов в оговоренных пределах. Чаще всего эти пределы устанавливаются по срокам и территории действия данной лицензии. Основное отличие исключительной лицензии состоит в том, что лицензиар (продавец лицензии) не может пользоваться правами сам или переуступать их третьему лицу в оговоренных пределах.
При отсутствии упоминания в договоре о характере лицензии лицензия предполагается простой (неисключительной) (п. 2 ст. 1236 ГК РФ).

При письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (сублицензионный договор) (п. 1 ст. 1238 ГК РФ).

Лицензия возвратная - правовой документ по использованию объектов нематериальных активов.

Лицензия перекрестная - правовой документ по взаимному предоставлению патентных прав различными патентодателями.

Лицензия полная - правовой документ, по которому лицензиар предоставляет лицензиату все права по использованию объектов нематериальных активов (на срок действия лицензионного договора). Если срок действия лицензионного договора превышает срок действия патента или равен ему, то такие лицензионные договоры на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки по своему технико-экономическому смыслу равноценны продаже патента. Между тем при продаже патента право собственности на предмет договора переходит к покупателю, а при продаже полной и других видов лицензий это право к лицензиату не переходит. Собственником предмета договора остается лицензиар, хотя он и передает право использования лицензии в полном объему лицензиату (но только на новый срок действия лицензии).

Лицензия принудительная - правовой документ, который выдается по решению компетентной инстанции в обязательном порядке при наличии определенном законом обстоятельств (неиспользование объекта промышленной собственности, недостаточное использование, общественная потребность в более широком использовании изобретения) в случае невозможности достигнуть согласия с обладателем собственности на патент.

Современное понятие цены лицензиихарактеризует собой уточненную в лицензионном соглашении сумму плате­жей или лицензионного вознаграждения, которая определяет минимальную допустимую для лицензиара и максимально возможную для лицензиата сумму платежей за новый интел­лектуальный информационный продукт или услугу.

Практика лицензионной торговли имеет свои особен­ности:

• наличие специфических видов информационных про­дуктов (услуг), поступающих на рынок, с учетом величины их стоимости и издержек, а также полезности будущих инфор­мационных продуктов и услуг, созданных на основе п

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...