Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории инноваций: формирование и развитие

10.09.2012

Инновации существуют много тысяч лет. Наши предки занимались эпохальными, или базисными, инновациями, изменившими лицо общества, продвинувшими его вперед. И это было задолго до того, как сформировалась наука и обособился небольшой слой занимавшихся ею ученых. Поэтому говорить о том, что наука – единственный источник инноваций, было бы опрометчиво. В последние столетия, когда произошел инновационный взрыв индустриальной эпохи, далеко не всегда ученые были инициаторами крупнейших инноваций. Инициаторами инноваций были предприниматели (например, Форд), политические и государственные деятели, архитекторы, художники, музыканты.

Хотя инновационная практика существует много тысячелетий, предметом специального научного изучения инновации стали лишь в XX в.

В формировании и развитие теории инноваций вырисовываются три значимых этапа:

– 10-30-е гг. – формирование фундаментальных основ теории (период базисных инноваций в этой сфере научного познания);
– 40-60-е гг. – развитие и детализация базовых инновационных идей предыдущего периода;
– с середины 70-х гг. – новый теоретический прорыв, связанный с освоением и распространением технологического уклада, волной эпохальных базисных инноваций в период становления постиндустриального общества. Этот период охватит, вероятно, и первые десятилетия XXI в.

Формирование основ теории инноваций происходило в рамках становления общей теории циклов и кризисов, прежде всего в экономической и технологической сферах.

Большой вклад в фундамент теории инноваций заложил Н.Д. Кондратьев. Излагая учение о больших циклах конъюнктуры примерно полувековой длительности, он обосновал закономерную связь «повышательных» и «понижательных» волн этих циклов с волнами технических изобретений и их практического использования.
Н.Д. Кондратьев увязывает технологические и экономические инновационные волны с радикальными переменами в других сферах жизни общества: «…войны и социальные потрясения включаются в ритмический процесс развития больших циклов и оказываются не исходными силами этого развития, а формой его проявления. Но раз возникнув, они, конечно, в свою очередь оказывают могущественное, иногда пертурбирующее влияние на темп и направления экономической динамики».

Таким образом, Н.Д. Кондратьевым заложены основы общей теории инноваций, охватывающей не только технологию и экономику, но и социально-политическую сферу, а также раскрывающей механизм взаимодействия инноваций в различных сферах общества.

Основоположником теории инноваций считается Йозеф Шумпетер, который подхватил и развил основные идеи Н.Д. Кондратьева в этой области. Шумпетер сконцентрировал свое внимание на экономических инновациях, высоко оценил роль предпринимателя-новатора в экономическом прогрессе.

Основные теории инноваций Шумпетера:

– инновационная деятельность как важнейшая функция предпринимателей;
– различение инноваций-продуктов и инноваций-процессов, радикальных (базисных) и улучшающих, технологических и экономических инноваций;
– место инноваций в циклической динамике экономики;
– неизбежность преодоления силы инерции, сопротивления среды.

Шумпетеру принадлежит динамическая концепция цикла, где цикличность рассматривается как закономерность экономического роста. Согласно этой концепции движущая сила процветания - массовые инвестиции в основной капитал, которые служат воплощением определенных новшеств. Важнейшая роль в теории циклов отводится кредиту, который создает возможность вовлечения в экономический оборот дополнительных экономических ресурсов и тем самым реализации нововведений.

Деловые циклы проходят две фазы:

в первой фазе экономика выходит из состояния равновесия благодаря массовой инновационной деятельности предпринимателей;

во второй фазе экономика движется к состоянию равновесия с учетом новых условий ее функционирования; это движение сохраняется до возобновления инновационных процессов.

Шумпетер связывал цикличность с внешними причинами:возникновение пятен на солнце, которые ведут к неурожаю и общему экономическому спаду; войнами, революциями и другими политическими потря­сениями; освоением новых территорий и связанной с этим миг­рацией населения, колебаниями численности населения земного шара; мощными прорывами в технологии, позволяющими ко­ренным образом изменить структуру общественного производст­ва, и другими причинами.

 

Единомышленник Кондратьева Питирим Сорокин заложил основы инноваций в социокультурной сфере, понимая ее в широком смысле – не только искусство и культуру, социальные и политические отношения, но и динамику научных открытий и изобретений, межгосударственных и гражданских войн. он исследовал, в частности, тенденцию динамики технических изобретений более чем за 5 тысячелетий истории общества, а также наиболее крупные нововведения, наблюдавшиеся за тысячелетия в других сферах духовной жизни общества. Отмечая наличие долгосрочных колебаний в социокультурной динамике, выражающихся в смене преобладания идеационального, чувственного и интегрального социокультурных типов, Сорокин отрицал наличие общего тренда исторического прогресса, считал эти колебания (флуктуации) бесцельными, с чем трудно согласиться. Им даны количественные оценки инновационных волн в ряде сфер духовного воспроизводства.

Итак, за три десятилетия XX в. были заложены фундаментальные основы теории инноваций, особенно технологических и социокультурных.

Дальнейшее развитие теории инноваций – с 40-х до середины 70-х гг. XX в. – не характеризуется столь фундаментальными прорывами в этой области познания. Этому помешали Вторая мировая волна и послевоенная гонка вооружений, Однако теория инноваций существенно продвинулась вперед.
Среди фундаментальных работ этого периода следует отметить крупную монографию выдающегося английского ученого Джона Бернала «Наука в истории обществ» (“Science in history”), изданную в Лондоне в 1954 г. И в СССР в 1956 г.

В этот период большое внимание уделялось взаимосвязи инноваций с экономическим ростом. Этой проблеме была посвящена нобелевская лекция Саймона Кузнеца, прочитанная им в декабре 1917 г. В ней сформулирован ряд новых подходов к теории инноваций, развивающих идеи Шумпетера и Бернала.

1. Кузнец ввел понятие эпохальных нововведений, лежащих в основе перехода от одной исторической эпохи к другой.
2. Революционное ускорение темпов экономического роста в индустриальную эпоху вызвано, по мнению Кузнеца, эпохальным нововведением – новым источником роста стало ускоренное развитие науки.
3. Обсуждая социальные последствия нововведений, Кузнец отмечает, что они могут нести как положительный, так и отрицательный характер. Экономическая функция государства – стимулировать их рост и структурные изменения, анализировать, отбирать или отбрасывать правовые и институциональные нововведения нового потенциала производства. Без нововведении наука чахнет, инновационная волна служит питательной почвой для расцвета научных исследований.
4. Технологические нововведения взаимосвязаны с нововведениями в других сферах общества.
Современный этап в развитии теории инноваций ведет отсчет от публикаций монографии немецкого ученого Герхарда Менша «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию» и последовавших за ней публикаций и международных конференций, посвященных теории длинноволновых колебаний в экономике Кондратьева и Шумпетера.

В разработку теории циклов и инноваций активно включились советские ученые. Серию монографий по этим проблемам опубликовал Ю.В.Яковец.

Фундаментальное исследование долговременных тенденций в динамике науки, техники и экономики выполнил академик А.И.Анчишкин. Он выделил в истории научно-технического прогресса три эпохальных переворота, реализовавшие кластеры базисных инноваций:

- первую промышленную революцию конца XVIII – начала XIX вв.;
- вторую промышленную революцию последней трети 19 – начала XX вв.;
- третью промышленную революцию, начавшуюся с середины XX в. и переросшую в научно-техническую революцию.

Были опубликованы обзор теорий долгосрочных тенденций в капиталистической экономике С.М. Меньшикова и Л.А. Клименко по этой проблеме, монографии Л.С. Барютина по техническим нововведениям в промышленности, В.И. Кушлина об обновлении производственного аппарата.

В российскую науку было возвращено наследие Н.Д. Кондратьева, его учение о больших цикла конъюнктуры и связанных с ними долгосрочных колебаниях экономической динамики. В России в этот период сложилась сильная инновационная школа. Новая волна в развитии теории инноваций связана с глубоким кризисом мировой экономики в середине 70-х в начале 80-х гг. XX в., обусловленным переходом к 5 Кондратьевскому циклу. Этот переход происходил на фоне мирового энергетического кризиса в революции цен.

Главные достижения развития теории инноваций во второй половине XX в.:

1. В центре внимания исследователей были длинноволновые колебания в экономике и обществе и связанные с ними волны базисных инноваций. Американские ученые Дж. одельски и У. Томпсон датируют их начало 1930 годом.
2. Наряду с длинноволновыми колебаниями изобретении, инноваций, экономической активности были выдвинуты и исследованы сверхдлинные вековые и тысячелетние волны эпохальных инноваций, преобразующие не только технику и экономику, но и всю структуру общества.

Арнольд Тойнби исследовал циклы в динамике локальных цивилизаций, периодическую смену их поколений. Фернан Бродель вслед за Р.Камероном обосновал наличие не только полувековых Кондратьевских, но и вековых трендов протяженностью от 150 до 300 лет, полагая, что более длительных исторических циклов не существует.
3. Продолжая традицию Н.Д. Кондратьева, О. Шпенглера, Й. Шумпетера, П. Сорокина, исследователи инноваций распространили их не только на технологию и экономику, но и на другие сферы жизни общества, включая науку, политическую и социальную жизнь, культуру, этику, религию.

Артур Шлезингер Младший в книге «Циклы американской истории» выдвинул положение о политических циклах длительностью 30 лет – циклах активной жизни одного поколения. В течение первых 15 лет каждое поколение отличается высокой инновационной активностью, а затем занимает консервативную позицию. Это положение относится не только к политике, но и к другим сферам деятельности людей. Закон смены поколений действует на протяжении всей истории, во многом определяя ритм колебаний инновационной активности.

В трудах Ю. Яковца 1984 г. и 1988 г. исследована взаимосвязь цикличной динамики науки, изобретений, нововведений и смены поколений машин и технологических укладов, развития эффективности и цен техники, введены понятия экологических, образовательных, организационно-производственных, управленческих циклов. В следующей (1999 г.) работе Ю. Яковца «Циклы.Кризисы.Прогнозы» все виды циклов в развитии общества систематизированы как проявления общей закономерности циклично-генетической динамики. Выделены циклы экологические, демографические, технологические, экономические, социально-политические, в духовной жизни общества (в науке, культуре, образовании, этики, религии), обобщающие исторические циклы.

4. На новом этапе развития теории инноваций большое внимание уделено их территориальному аспекту, колебаниям уровня инновационной активности различных стран и цивилизаций.

5. Особое внимание было уделено экономическому механизму осуществления инноваций. Большинство исследователей стоит на точке зрения необходимости сочетания рыночного конкурентного механизма (особенно в отношении улучшающих инноваций) с активной государственной поддержкой базисных инноваций, определяющих конкурентоспособность страны. Серьезное внимание было уделено инновационному менеджменту, практическим вопросам коммерциализации технологий.

6. Новым словом в развитии теории инноваций стало обоснование концепции технологической квазиренты. По сути дела, главный результат и стимул инновационной деятельности – получение сверхприбыли в период распространения эффективных инноваций.

Эти предложения докладывались на заседании круглого стола глобального гражданского форума Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге 2 сентября 2002 г.

Таким образом, рассматривая весь путь развития теории инноваций, можно увидеть, что идеи цикличной динамики Николая Кондратьева, Питирима Сорокина, Йозефа Шумпетера, Герхарда Менша явились основой для дальнейшего развития этого научного направления.

Г.С.Альтшуллеру
Работа над ТРИЗ была начата Г. С. Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Первая публикация — в 1956 году[2] — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям».[2] Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Первоначально «методика изобретательства» мыслилась в виде свода правил типа «решить задачу — значит найти и преодолеть техническое противоречие».

В дальнейшем Альтшуллер продолжил развитие ТРИЗ и дополнил его теорией развития технических систем (ТРТС), в явном виде сформулировав главные законы развития технических систем[3]. За 60 лет развития, благодаря усилиям Альтшуллера, его учеников и последователей, база знаний ТРИЗ-ТРТС постоянно дополнялась новыми приёмами и физическими эффектами, а АРИЗ претерпел несколько усовершенствований. Общая же теория была дополнена опытом внедрения изобретений, сосредоточенном в его жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Впоследствии этой объединённой теории было дано наименование общей теории сильного мышления (ОТСМ).


Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: О компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

Г.С.Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», эквипотенциальное™, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического действия, непрерывности полезного действия, проскока, «обратить вред в пользу», обратной связи, «посредника», самообслуживания, копирования, дешевой недолговечности взамен дорогой долговечности, замены механической схемы, использования пневмои гидроконструкций, применения гибких оболочек и тонких пленок, применения пористых материалов, изменения окраски, однородности, отброса и регенерации частей, изменения физико-механических параметров объекта, применения фазовых переходов, термического расширения, сильных окислителей, инертной среды, композиционных материалов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...