Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное управление ВЭД.

Цели и принципы внешнеэкономической политики государства. Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической политики внешней и общей экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции Центра должны находиться такие важнейшие вопросы: разработка федеральных программ, защита экономического суверенитета страны в целом, ее отдельных субъектов, разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД, подготовка и заключение международных договоров, контроль за их соблюдением, организация деятельности торгпредства РФ за рубежом, формирование и использование золотовалютных резервов РФ, определение порядка купли-продажи отдельных товарных групп, разработка платежного баланса РФ.

Субъекты РФ правомочны: осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству, контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы, заключать соглашения по сотрудничеству с субъектами зарубежных федеративных государств, иметь своих сотрудников в торговых представительствах РФ за рубежом.

Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики любой страны состоит в обеспечении благоприятных условий в сфере ВЭД для эффективного развития отечественного бизнеса. Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни. Во внешнеэкономической политике проявляются противоречивое взаимодействие двух основных тенденций в развитии современных международных экономических отношений – с одной стороны, гармонизации развития этих отношений, а с другой – обострения конкурентной борьбы на международной арене.

В связи с этим во внешнеэкономической политике реализуются два основных ее направления: протекционизм и либерализация внешнеэкономической деятельности. Протекционизм состоит в защите отечественного бизнеса и внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции (пассивный аспект протекционизма) и/или поддержке отечественного бизнеса в его экспансии на рынках зарубежных государств (активный аспект протекционизма). Либерализация связана со снятием всевозможных видов барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Обычно понятие либерализации ВЭД связывается с понятием открытости национальных экономик.

Следует подчеркнуть, что протекционизм и либерализация (как две крайности во внешнеэкономической политике) отражают не только специфику внешнеэкономической политики тех или иных государств, но и их реакцию на изменения в общей системе международных экономических отношений.

В реальной практике ВЭД практически всех стран мира реализуется некий средний, компромиссный, комбинированный вариант внешнеэкономической политики. При этом стратегия внешнеэкономической политики состоит прежде всего в определении ее целей (стратегических) и в решении концептуальных, главных вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными вопросами внешнеэкономической политики. Документы концептуального характера принимаются и в нашей стране. Так, 10 января 2000г. был подписан Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в котором поставлен целый блок задач в области внешнеэкономической деятельности. К ним относятся: создание общих благоприятных условий для интеграции российской экономики в общую систему мирохозяйственных связей, расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства со странами СНГ, необходимость защиты интересов отечественных товаропроизводителей в условиях либерализации внешней торговли и другие.

Законодательство, регламентирующее ВЭД России. Все нормативные акты РФ, регулирующие деятельность граждан и юридических лиц во внешнеэкономической сфере, можно условно подразделить на общие и специальные. Общие являются нормативные акты, регулирующие отношения субъектов в целом, содержат общие принципы регулирования, которые в частности относятся и к внешнеэкономическим отношениям. Среди них: Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993г. Она определяет права граждан на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе во внешнеэкономической сфере, устанавливает гарантии их соблюдения. Гражданский кодекс РФ устанавливает понятия, виды условия совершения сделок, права и обязанности сторон. Отдельная глава кодекса посвящена правоспособности иностранных физических и юридических лиц, а также условия заключения внешнеэкономических сделок. Некоторые нормативные акты финансового права также содержат нормы, регулирующие внешнеэкономические отношения, например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» регламентирует вопросы исчисления и уплаты НДС по экспортно-импортным операциям.

Вопросы внешнеэкономической деятельности освещаются так же и в нормативных актах иных отраслей права. В частности, Уголовный Кодекс РФ определяет действия лиц во внешнеэкономической деятельности как преступления (контрабанда, невозвращение вывезенных художественных и культурных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей) и устанавливает ответственность за их совершение.

Из числа действующих ныне законов в сфере ВЭД в России следует указать: Указ Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991г., Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г., Закон «О таможенном тарифе» от 24 мая 1993г., «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 10 июня 1993г., Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995г., Закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999г.

Органы, регулирующие ВЭД России. Органы регулирования можно разделить на органы общей компетенции и специальные. К первым относятся Президент, Федеральное собрание, Правительство России. Центральным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за разработку и проведение единой государственной социально-экономической политики в целом, определяет и разрабатывает эффективные методы развития экономики, организует и координирует инвестиционную политику, организует разработку и контролирует выполнение федеральных программ. В систему Министерства входят: Внешнеэкономические объединения, Всероссийская академия внешней торговли, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных в регионах. В структуре Министерства важное место занимают торговые представительства за рубежом. Кроме того, регулирование некоторых вопросов находится в ведении таких органов, как Министерство финансов, Центральный банк, Министерство науки и технологий, Государственный таможенный комитет. К организациям, содействующим внешнеэкономической деятельности относится Торгово-промышленная палата и ее представительства за рубежом.

Торгово-политическое содействие государства развитию внешнеторговой деятельности. Мировая торговля, несмотря на постоянную тенденцию к все большей ее либерализации, не является рыночным механизмом, предполагающим абсолютную свободу участников. Имея многовековые традиции и обычаи, она представляет собой вполне определенное правовое пространство, в рамках которого можно действовать только при условии выполнения сложившихся правил.

В настоящее время в мире существует множество союзов и организаций со статусом международных, региональных, отраслевых, которые заняты разработкой, совершенствованием торговых процедур, правил, типовых документов, а также осуществляют контроль за соблюдением установившегося порядка и согласованных совместных обязательств и требований. Помимо международных организаций регулирование торговых отношений осуществляется на двустороннем межгосударственном уровне, путем заключения межправительственных соглашений и протоколов.

Одной из наиболее авторитетных и представительных международных организаций такого рода является Всемирная торговая организация, функционирующая с 1 января 1995 г. и выступающая правопреемницей действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Полноправными участниками ВТО являются 110 стран, еще 13 государств рассматривают в качестве кандидатов в члены организации.

Целью ВТО является проведение политики, направленной на максимальную либерализацию внешней торговли. Правилами ВТО регулируется свыше 90 % объема мировой торговли, а основа ее позиции – это режим наибольшего благоприятствования в торговле. Стремление к свободной торговле, освобожденной от пут высоких таможенных барьеров и администрирования порядка передвижения товаров через национальные границы, связано с тем, что мировое хозяйство, основанное на принципе режима наибольшего благоприятствования в торговле, может стать более эффективным с точки зрения рационализации размещения ресурсов и достижения более высокого уровня материального благосостояния. Реализация принципа сравнительных издержек приведет к тому, что каждая страна должна будет ориентироваться в своей специализации на те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивая их на товары, издержки производства которых выше относительно других стран. При условии, что каждая страна будет придерживаться этого принципа, мировое сообщество сможет в полной мере использовать преимущества международной специализации, получая больший реальный доход за счет рационального использования мировых ресурсов.

Антиподом либерализации является протекционизм – политика, направленная на защиту национального производства и рынка через систему таможенных барьеров, ограждающих национальных производителей от конкуренции с более дешевыми иностранными товарами на внутреннем рынке.

Либерализм во внешней торговле, напротив, направлен на стимулирование конкуренции, ограничение монополий, поскольку конкуренция иностранных фирм вынуждает местные фирмы переходить на более энерго- и ресурсосберегающие технологии, снижать издержки, внедрять достижения технического прогресса, повышать качество производства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

Вопрос присоединения России к ВТО носит сложный характер. Принципиальность вопроса заключается в том, что, вступив в ВТО, Россия будет обязана полностью привести свой внешнеторговый режим в соответствие с нормами ВТО, и прежде всего осуществить меры по снижению импортных пошлин.

В условиях кризисной экономики России безоговорочное снижение импортных пошлин чревато не только подрывом интересов национальных производителей, но и доведением до окончательного разорения целых отраслей экономики. Прежде всего, это автомобилестроение, АПК, текстильная промышленность и некоторые другие, по которым импортные пошлины на продукцию иностранных конкурентов в настоящее время самые высокие. Эти отрасли, да и большинство других, не смогут конкурировать с аналогичной импортной продукцией, которая станет значительно дешевле после снижения пошлин. Это касается и производителей алкогольной продукции, защита интересов которых была проведена правительством РФ в 1997 г. путем резкого ужесточения режима ее импорта. Противоречивость позиции России в вопросах пересмотра импортных пошлин связана с внутренними экономическими проблемами, незавершенностью реформирования, создания условий для роста и структурной перестройки экономики.

Для российских экспортеров торговля по правилам ВТО не дает ощутимых ценовых преимуществ либо потерь, так как импортные пошлины у большинства их партнеров и так довольно низкие, а устав ВТО не заменит конъюнктуры мировых рынков. Однако сведет до минимума дискриминацию российских экспортеров отдельных товаров, которая в явной или скрытой форме проводится уже многими странами (США, Канадой, Мексикой, Бразилией, Чили, Польшей, Индией, странами ЕС). Обвинения, как правило, предъявляются в применении демпинговых (заниженных по сравнению с установившимися) цен, что сопровождается ведением против российских экспортеров антидемпинговых расследований (иногда даже без консультаций с правительством РФ), наложением штрафов и введением квот на российский экспорт. Членство в ВТО должно обеспечить необходимую защиту.

Что касается самой Всемирной торговой организации, то она в значительной степени заинтересована в принятии России в число своих членов. Во-первых, без России как важнейшего поставщика сырья невозможна полная либерализация и недопущение демпинга в мировой торговле сырьевыми товарами. Во-вторых, согласно решениям Уругвайского раунда в 1994 г., страны-члены ВТО должны к 2005 г. значительно ослабить защитные меры при импорте даже в отношении стран не членов ВТО и, если Россия не будет связана аналогичными обязательствами, их рынки рискуют пострадать от российского экспорта.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...