Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация административно-правовых отношений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются:

  • Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций).
  • Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).
  • правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения делятся на две группы:

  • внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)
  • внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

 Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т.п., - вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их структурных подразделений, а другой – остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов.

 Главные же, определяющие – внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.

АПО по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на:

  • материальные (административно-правовые), административно-процессуальные
  • административно-договорные.

Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.

Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).

АПО по способу защиты подразделяются на:

  • защищаемые в административном порядке;
  • защищаемые в судебном порядке.

11. Предпосылки возникновения, изменения и прекращения ад­министративно-правовых отношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являютсяюридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Юридический факт может возникать:

  • в результате действий лиц и органов;
  • в результате тех или иных событий.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами.

По характеру различаются действия:

  • правомерные;
  • неправомерные.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

События - это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов - право и обязанность выдать гражданину паспорт.

Таким образом, различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение волевых юридических фактов зависит от воли людей, а неволевых - от воли людей не зависит.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...