Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Календарный график выполнения дипломного проекта

№ №п/п Наименование этапа работы Срок представления Примечания
1. Сбор материала к дипломной работе и обзор аналогов 24.01.16  
2. Разработка концепции издания 11.02.16  
3. Разработка шмуцтитулов: выбор цветовой гаммы и концепции 03.03.16  
4. Работа с текстом: выбор шрифта и поиск иллюстраций 17.03.16  
5. Разработка элементов оформления (колонтитулов и колонцифр) и системы навигации 01.04. 16  
6. Отрисовка эскизов графических композиций в программе Adobe Illustrator 07.04. 16  
7. Вёрстка текста и иллюстраций в программе InDesign 14.04.16  
8. Работа с текстом пособия: редактирование и корректура 28.04.16  
9. Разработка дизайна форзацев на основе отрисованных композиций 05.05.16  
10. Дизайн авантитула, титула и содержания, отрисовка графических элементов 13.05.16  
11. Проектирование обложки с учетом выбранной концепции издания 20.05.16  
12. Разработка рекламно-полиграфической 26.05.16  
13. Оценка рентабельности 03.06.16  
14. Издание книги 06.06.16  
15. Визуализация книги и сопутствующей рекламной продукции на планшетах 07.06.16  

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент Витковский А.Н. ____________________

 

Автор дипломного проекта: Денисова А.И.___________


 

Содержание

Введение

Глава I. Приемы и принципы художественного оформления книги

1.1. Основные этапы истории книжного оформления

1.2. Понятие о структуре книги и ее элементах внешнего и внутреннего оформления

1.3. Единство оформления книжных изданий

Глава II. Исследование особенностей создания учебно-методической литературы

2.1. Исследование концепций аналогов учебных пособий по предметам изобразительного искусства

2.2. Изучение особенностей верстки

Глава III. Дизайн-проект макета серии учебно-методических пособий «Искусство для всех»

3.1. Разработка дизайн - макета учебно-методического пособия «Искусство для всех»

3.2. Разработка полиграфической (сопутствующей) продукции для пособия

Глава IV. Экономическое обоснование дизайн-проекта

4.1. Маркетинговые предпосылки рентабельности

полиграфической продукции 4.2. Расчёт себестоимости и составление сметы полиграфической

продукции дизайн-проекта

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Полиграфическая продукция окружает нас повсюду — журналы, газеты, открытки, красочные календари и т.д. Но из всего большого многообразия изданий основной является книга. Книга сопровождает нас всю жизнь, помогает разобраться в сложных ситуациях, открывает окно в неизведанный мир.

Книга — это важнейшее средство информации, распространения знаний, научных и политических идей. Понятие «книга» подвергалось анализу во многих научных исследованиях. [1]

Книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях. Без нее невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Под влиянием книги возникают различные идеи, образы, мысли, которые формируют совокупное знание, дающее толчок новому витку в развитии общественного сознания, она представляет собой единый целостный организм, имеющий своеобразную, характерную для каждой эпохи эстетику, воплощенную в художественно-графических формах. Она помогает формировать взгляд на мир, помогает развивать чувство прекрасного, постичь настоящее искусство и способствует формированию безупречного вкуса.

Особая роль в учебно-познавательной деятельности отводится учебной литературе. Учебные пособия несут в себе информацию, которая предоставляет не только знания о предмете, но помогает применять эти знания в практической среде.

В данной дипломной работе раскрывается тема создания практического руководства для начинающих и самодеятельных художников со множеством рисунков в тексте и цветных иллюстраций. В качестве источника были использованы экземпляры томов серии «Искусство для всех», которые издавались в начале ХХ века книгоиздательством "Благо" под редакцией проф. А. В. Маковского и Вадима Лесового, при участии: И. Е. Репина, проф. Д. И. Киплика, преп. педагогических курсов при Академии Художеств А. Г. Новикова, Н. К. Прозорова, Т. И. Котуркина, В. А. Лепикант, Г. А. Ангерта, Б. Ф. Шлецера и др.

Актуальность:

Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы привлечь и заинтересовать широкий круг читателей в области обучения изобразительного искусства, и направлена на повышение качества процесса обучения творческой деятельности.

Объект исследования:процесс проектирования макета учебно-методического пособия на основе оригинала-пособия «Искусство для всех» и сопутствующей рекламно-полиграфической продукции.

Предмет исследования:исследование стилистических особенностей оформления учебного пособия в целях усовершенствования учебного процесса, создание целостной системы визуализации, разработка рекламно-полиграфической продукции и рекламной кампании.

Цель:разработка дизайн-проекта учебно-методического пособия для широкой читательской аудитории и рекламно-полиграфической продукции.

Задачи:

1) Исследовать основные этапы истории книжного искусства;

2) Исследовать понятие единства оформления книжных изданий;

3) Изучить основные элементы и функции книги;

4) Рассмотреть аналогичные учебные пособия;

5) Изучить особенности верстки книжных изданий;

6) Проанализировать результаты проведённых исследований;

7) Разработать макет учебного пособия в соответствии с требованиями к ним;

8) Разработать проект рекламно-полиграфической продукции;

9) Оценить рентабельность разработанного дизайн-проекта полиграфической продукции.

.

Гипотезадипломной работы заключается в том, что глубоко продуманное художественное решение с использованием оригинальных и современных эффектов оформления учебно-методического пособия и сопутствующей рекламно-полиграфической продукции позволит привлечь широкий круг читателей, заинтересованных в области изобразительного искусства. Результаты настоящей работы помогут воспитать культуру изобразительной деятельности и обеспечить заслуженное внимание читателей в области изобразительного искусства.

Научная новизнаисследования в научных положениях переиздания редкой антикварной книги с новым дизайнерским подходом и применением новых современных технологий:

Практическая значимостьдипломной работы заключается в обеспечении доступности информации, заложенной в антикварном учебном пособии. Очевидно, что, например, не каждый человек может позволить купить себе ту или иную книгу, не каждый может прочитать или посмотреть то или иное издание. «Старые» книги разбросаны по музеям и библиотекам всего мира, поэтому доступ к ним ограничен. В связи с этим можно говорить об ее доступности при случае выхода данного учебного пособия большим тиражом. [2]

 

 

Глава I. Приемы и принципы художественного оформления книги

1.1. Основные этапы истории книжного оформления

Под искусством книги, ее дизайнерским оформлением понимается создание своеобразного неповторимого облика, организация издания как целостного организма с помощью художественных и полиграфических средств (воспроизведение текста и его расположение, выбор определенного формата, гарнитуры, вида бумаги, переплета, композиция книги в целом, ее иллюстрирование и декоративное убранство).

Основные приемы и принципы художественного оформления книги складывались еще в глубокой старине. Книжное производство до изобретения книгопечатания было технологически простым — листы бумаги строчка за строчкой заполнялись рукописным текстом, рисованными буквицами, различными иллюстрациями и другими декоративными элементами. Создателем книги был переписчик, так как от него зависел выбор основных книжных параметров — формата и пропорций разворота.

Средневековая книга являлась уникальным произведением искусства. Книги с иллюстрациями носят название иллюминированными, а изображения носят название миниатюры. В процессе изготовления миниатюры использовалась клеевая краска, гуашь, золото или серебро. Иллюминированная рукопись была настоящим сокровищем, в основном предназначалась для храмов, монастырей, богатых и знатных заказчиков, она должна была подходить тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.

В эпоху раннего Средневековья книжное дело собственно полностью принадлежало духовенству. Книги находились под цензурой церкви, которая жестко следила за содержанием богословских трактатов, беря на себя роль проповедника. Взяв в свои руки монопольное право на переписывание книг, она тем самым препятствовала широкому распространению знаний среди мирян. Многие "вредоносные" с точки зрения церкви книги были сожжены на кострах вместе со своими авторами и переводчиками. [3]

Книжные богатства монастырей оказываются статьей дохода духовенства, именно монастыри были скоплением собраний рукописных книг. В Средние века даже самая скромно оформленная книга стоила целого состояния, большинство населения являлось неграмотным, необразованным — это было искусство «не для всех».

Со временем начиная с XII века, средневековая культура теряет сугубо церковный характер, во многих европейских странах книгоиздание постепенно переходит в руки мастеров-ремесленников, среди которых появляются специалисты по оформлению книг. Их стараниями книга становится нарядной и начинает отвечать эстетическим требованиям своих заказчиков.

С развитием культуры заметно улучшается и искусство украшения книги, разнообразнее становятся средства оформления. В некоторых случаях оттесняя текст на задний план. Так, экземпляр Библии, созданный во Франции в XII в. (Bible moralisee), был снабжен пятью с лишним тысячами миниатюр. Не довольствуясь богато разукрашенными инициалами, порой представлявшими собой целые миниатюры, вычурно оформленными заголовками, рубрикацией важнейших разделов и букв, многоцветными иллюстрациями, мастера стали отделывать и свободное пространство — поля книги, как бы заключая текст в растительный орнамент или в другую декоративную раму. В общем искусство оформления книги средневековыми мастерами было доведено до безупречности. Краски были сочными и яркими — они оставили чистоту и свежесть до наших дней, несмотря на минувшие столетия. [4]

Со временем книгопечатание вытеснило рукописную книгу, сохранив основные приемы и принципы художественного оформления. Самые первые книжные издания копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис — изображение автора произведения, текст набирался шрифтом, подобным рукописному; начало страницы и каждый раздел текста заполнялись заставками и инициалами и т.п.

С появлением книгопечатания и по мере совершенствования технологического процесса художнику-оформителю донести до читателя свой первоначальный замысел становится все сложнее и сложнее. В связи с этим, у отдельных книжных художников появлялось желание исключить машинное производство как своеобразное «препятствие» между творческим замыслом и конечным продуктом художественного творения.

Главенствующим местом в оформлении изданий книг постепенно выдвигается не декоративное украшение, а иллюстрация — реалистическая картинка, которая тесно связанна с текстом.

Книга прошла большой исторический путь, начиная от примитивности до современной изощренности высокотехнологичных средств подачи информации. Одновременно с развитием общества развивается и книга, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи. Для каждого исторического отрезка времени характерно отличающееся своеобразие и индивидуальность элементов оформления. Перед нами сквозь толщу времени возникает образ книги как чудеснейшего творения человечества. [5]

В наши дни особый интерес доставляет познание мировой истории книгоиздания, выявление особенностей художественно-технического оформления древних мастеров. Поиск тонкостей ведет к совершенствованию современного искусства книгоиздания на основе новых технологий.

Для качественного оформления всех элементов книги, дизайнер должен иметь представление об интересах ее потенциальных читателей, особенностях различных читательских групп, условиях, в которых происходит знакомство индивида с книгой, и, конечно, он должен знать содержание самой книги и цель ее издания.

1.2. Понятие о структуре книги и ее элементах внешнего и внутреннего оформления

Структура книги

Начиная со старинных рукописных книг и заканчивая современными изданиями, структура и основные ее элементы остались практически неизменными.

К книжным изданиям предъявляются требования художественного единства всех элементов содержания и формы, эстетической выразительности. Художественное оформление книг, несомненно, играет немаловажную роль для приобретателей, вызывает спрос на книжную продукцию.

Содержание произведения непременно должно отражаться в дизайне, в той или иной системе полиграфических и художественных средств. Для того, чтобы грамотно оформить книгу необходимо ознакомиться с ее структурой.

Книга как произведение искусства и продукт полиграфии делится на несколько взаимосвязанных элементов, которые в целом составляют ее внешний и внутренний облик. Познание структурных особенностей позволяет без лишних затрат времени профессионально и грамотно найти нужную информацию как в отдельно взятых книгах, так и в их массиве. Составить первоначальное представление о книге помогает в значительной степени такие сведения как выпускные данные, аннотация, предисловие, содержание и т.п.

Последовательность и взаимосвязь всех элементов книги трактуется композиционным построением книги. Под оформлением книги понимается выражение ее содержания художественными и полиграфическими средствами.

Функциональность современной книги определяется ее структурой, которая понимается как целое, состоящее из связанных между собой элементов.

Элементы оформления книжных изданий делятся на внешние и внутренние.

1.2.2. Элементы внешнего оформления

К внешним элементам книги относятся: формат, объем, обложка, суперобложка, переплет, форзац.

Форматом издания называют размер книги по ее ширине (основанию) и длине (высоте) после обрезки.

В России существуют пять основных групп книжных форматов:

· сверхкрупные — (84×108/16; 70×90/8);

· крупные — (70×90/16; 75×90/16);

· средние — (60×90/16; 84×108/32);

· малые — (70×90/32; 70×108/32);

· сверхмалые — (60×90/32).

Отпечатанная книжная страница получается несколько меньше бумажного листа, т.к. из типографии выходит обрезанной с трех сторон.

Выбор формата книжного издания зависит от читательской аудитории, объема печатаемого материала, целевого назначения.

Объем книги тесно связан с форматом и исчисляется листами издания: печатными, авторскими и учетно-издательскими.

Обложка книги обычно состоит из бумажного покрытия и содержит главные выходные сведения. Именно с обложки начинается знакомство с изданием. Обложка служит для защиты книжного блока. Если книжное покрытие выполнено из твердых материалов, то это уже будет переплет. Его назначение состоит в объединении книжного блока и предохранении в повреждении. Переплет состоит из корешка и сторонок, которые состоят из передней и задней части и могут быть гибкими и жесткими.

Суперобложка может быть тканевой и бумажной, надевается на переплет. Содержит те же сведения что и обложка. Придает книжному изданию особое изящество и привлекательность, выступает как элемент книжного украшения.

Применяются еще и такие элементы оформления как футляр. Футляром служит коробка, в которой хранятся книги.

Книжный блок – это основная часть конструкции издания, заключающая в себе листы определенной последовательности.

Форзац служит одним из элементов художественного оформления, состоит из двух склеенных листов и служит защитой от загрязнения. Он может быть сюжетно-тематическим и декоративным, но чаще всего бывает гладким, из белой или цветной бумаги.

Таким образом, переплет прошел определенные стадии развития.

 

1.2.3. Внутренние элементы оформления книги.

Внутренние элементы книги, раскрывают информацию, которая содержится в ней. К внутренним элементам относятся: титульные листы, текст, текст, книжные полосы, справочно-вспомогательные элементы, иллюстрации.

Текст, передающий содержание, является основной частью книги. По характеру набора текст подразделяется на простой и сложный. К простому тексту не применяются разнообразные шрифты и приемы набора, он может содержать одинаковую длину строки, быть сплошным и с выделениями. В сложном тексте содержаться различные гарнитуры и приемы набора, в нем наблюдается много выделений. Выделения в тексте делаются полужирным, жирным или курсивным шрифтом, а также с помощью разрядки с увеличением пробела между буквами и др. В зависимости от назначения книжный текст делится на основной и справочно-вспомогательный. Основной текст передает книжное содержание, к справочно-вспомогательному тексту относятся остальные виды текстов.

Площадь страницы, занятая текстом и иллюстрациями, называется форматом или размером полосы набора. Формат книжной полосы определяется различными требованиями к длине строки, размером и соотношением полей.

На книжной странице размещается четыре поля: корешковое (внутреннее), верхнее, наружное (боковое) и нижнее. Поля страницы предохраняют края текста от порчи и загрязнения. На белом поле отдыхает глаз после чтения каждой строки. Правильно заданные размеры полей придают книжным страницам композиционную завершенность.

В книжных изданиях различают три разновидности полос, следующих друг за другом в определенной последовательности: начальные, рядовые и концевые. Элементом дизайнерского оформления начальной полосы служит прописная буква текста или главы – буквица. Буквицы бывают наборные – шрифтовые (т.е. крупнокегельные литеры данной гарнитуры шрифта), рисованные и гравированные.

Фронтиспис – книжная иллюстрация, обычно она занимает левую сторону разворота титульного листа. В качестве фронтисписа может быть помещен портрет автора издания. При распашном титуле фронтиспис помещают между титулом и первой страницей книги.

На книжных полосах помещается и справочно-вспомогательные элементы – колонтитулы, колонцифры, сигнатуры и нормы. Колонтитул – это текст, размещенный в некоторых изданиях над каждой полосой текста. Колонтитул, в который помещается имя автора и заглавие книги, называется постоянным. Колонтитул, отражающий рубрикацию книги (название разделов, глав, параграфов), называется переменным (или скользящим). Зачастую колонтитулы применяются в изданиях большого объема, тексты которых делятся на большое количество разделов. Колонтитул иногда отделяется от остального текста колонлинейкой. Колонцифра – это порядковый номер страницы. Сигнатура – обозначение порядкового номера печатного листа книги (тетради), которое помещается в нижнем внутреннем углу первой полосы каждого печатного листа и обычно повторяется со звездочкой на его третьей полосе. Рядом с сигнатурой ставится норма – сокращенное название книги, фамилия автора или номер типографского заказа. Нормы и сигнатуры облегчают вести контроль при фальцовке и комплектации книжного блока.

Титульный лист, шмуцтитул и авантитул относятся к титульным элементам.

В некоторых изданиях титульному листу предшествует авантитул, т.е. выходной лист, на котором повторяется часть титульных данных. Авантитулом называется первая страница издания, которая располагается перед титульным листом. Иногда к нему применяются и другие названия: фортитул или выходной лист. Страница может не содержать никакой информации. Она как бы защищает титульный лист. Авантитулу, как правило, присваивается первый номер при нумерации страниц.

Титульный лист – это выходная страница книги, на которой располагаются все основные библиографические данные об издании. Титул может быть кратким и подробным. Существуют два основных вида титульных листов. Однополосный титул занимает только одну страницу. В многотомных и особо оформленных изданиях применяется распашной или развернутый титул, который может занимать две смежные страницы книжного разворота. Левая часть такого титула именуется контртитул. Содержит выходные данн присущие серийному или многотомному изданию в целом (например, знак охраны авторского права, каталожные данные, аннотация и основные сведения об издании и издателе). Правая часть распашного титула – основной титул, который содержит сведения, относящиеся только к данному тому. В переводных изданиях на контртитуле размещаются библиографические данные об издании на языке оригинала.

К основному требованию оформления титульного листа относится выражение сущности книги, ее типа. Оформлении титулов бывает, как чисто шрифтовое, так и с применением различных рамок и орнаментальных украшений.

Перед отдельными значительными разделами книги может помещаться добавочный титул – шмуцтитул. Первоначально он выполнял функцию предохранения основного титула от загрязнения. В современных изданиях он выполняет роль титула раздела, тома, главы и содержит обычно только их порядковый номер, заглавие, иногда – эпиграф.

К титульным элементам книги также относятся и учетно-регистрационные сведения, которые обычно помещаются на последней странице книги, а иногда на обороте титульного листа.

На этой странице помещают: название книги, автора, место издания, название издательства, год выпуска, количество страниц, фамилия редактора, технического редактора, корректора, даты сдачи издания в производство и подписания к печати, формат, объем, тираж, номер серии и заказа типографии, индекс, адрес издательства и типографии.

Объектом оформительской работы являются иллюстрированные полосы. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге, отображения пошаговых инструкций. Иллюстрированный материал может быть расположен в виде альбома или приложения в конце книги. Иллюстрация получила широкое применение в журнальном, рекламном и книжном деле. Небольшие изображения выступают в роли визуальной метафоры и способны моментально донести до читателя основную идею текста. Графические изображения в издании могут в свою очередь объяснять или дополнять текст и являются средствами украшения книги.

Система подбора и расположения на книжных страницах иллюстраций, текстов, подписей, пояснений, заголовков и пр. имеет большое значение для читателя — направляет чтение, помогает освоению содержания, либо незаметно помогает углублённому, ёмкому прочтению, предлагая иллюстрационные образы и декоративное сопровождение, либо воздействует на чувства, создавая эмоциональный настрой.

Каждый из конкретных элементов оформления книги обладает специфическими выразительными средствами, которые в совокупности составляют художественный ансамбль книги. Роль художника книги — организатора этого ансамбля — можно сравнить с ролью дирижёра музыкального оркестра или с ролью режиссёра кинофильма или спектакля. По словам В. А. Фаворского: «Если взять все элементы книги, составляющие как бы оркестр разных инструментов, то мы увидим, что каждый элемент книги имеет свой голос, свою задачу... Части книги, её отдельные страницы... по-разному говорят о главной теме». [6]

 

1.3. Единство оформления книжных изданий

 

Оформление книжных изданий цельно, если оно соответствует как разновидности издания и характеру заключенного в нем литературного произведения, так и назначению издания. Другими словами, согласно той цели, для достижения которой издание предназначено. И цельность оформления тем выше, чем шире круг задач, которые оно в каждом конкретном случае содержит. При этом решение всех поставленных задач оформления, всех его элементов и сторон должно быть связано между собой. [7]

При оформлении решаются две, связанные между собой задачи, которых нельзя противопоставлять:

1. взаимосвязанность с утилитарными функциями книги, такими, как удобство пользования, достаточная прочность;

2. взаимосвязанность с ее эстетическими качествами, точнее, с ее композиционно — образной стороной, с ее художественной выразительностью.

Чем совершеннее решены все вопросы оформления, тем больше в нем единообразия.

Утилитарные и эстетические функции важны для изданий любого вида, любого жанра литературы. При оформлении книги необходимо добиваться синтеза этих функций. В основном выделяются два типа оформления книги. В оформлении первого типа основная, но не единственная цель — обеспечить все же утилитарные функции книги. Оформление второго типа решает задачи не только утилитарные, но и эстетические. Утилитарные качества книги не рассматриваются абстрактно. Решать утилитарные задачи можно основываясь на вид и назначение издания. Например, чтобы сделать удобочитаемыми учебники для 1-х, 5-х и 10-х классов или книги для беглого, медленного и выборочного чтения, надо и по-разному офор­мить их. И чем полнее проанализированы и учтены особенности содержания и назначения издания, тем правильнее и глубже будут решены задачи оформления, связанные с его утилитарными функциями. Полностью же обособить утилитарные задачи оформления от эстетических задач не допустимо.

В любой области искусства формирование художественного произведения невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Под композицией мы понимаем целенаправленное выстраивание целого, где порядок и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, назначением, содержанием и гармонией целого.

Основная задача композиционного построения произведения — расположение материала будущего произведения, таким образом, и в такой расстановке, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить суть и назначение произведения, создавая выразительную и слаженную художественную форму, тем самым выдвигая ценность произведения в общем.

Взаимосвязь частей достигается с помощью средств гармонизации на основе соизмерения элементов по принципу сходства или, различия. Так, например, симметрия подчеркивает подобие, контраст – различие, нюанс — и схожесть и различие. Пропорции и ритм выражают закономерности последовательных изменений. [8]

Средства гармонизации можно разбить на несколько групп, исходя из того, какого рода позиция между элементами целого они представляют.

1. Симметрия и асимметрия — отдельная группа, которая характеризуется местоположением частей и элементов относительно оси или центра вращения.

2. Тождество, пропорции, модуль, масштаб — группа, которая характеризуется размерными отношениями между частями целого и между частями и целым.

3. Нюанс и контраст - группа, которая определяет степень различия и характер различия между частями и элементами произведения.

4. Метр и ритм - группа, которая характеризует движение.

Еще одним немаловажным определением в композиционном решении является понятие изобразительного поля. Изобразительным полем именуют ограниченную плоскость, где находится изображение. Под характерной особенностью изобразительного поля понимают то, что оно не нейтрально по отношению к изображаемому на нем, а оказывает на него некоторое воздействие, так как не все точки этого поля равнозначны. Неравнозначность поля происходит из свойств нашего зрительного восприятия, так как результате, одни участки поля расположены в зоне активного восприятия, другие вне его.

Наш взгляд, следуя внутри поля, еще не охваченного изображением, производит ряд движений, скользя по воображаемым кривым и прямым. Это движение нельзя охарактеризовать хаотическим, так как оно имеет явную направленность, в первую очередь, подчиненную геометрической форме поля.

Немаловажное значение в единстве оформления изданий имеет выбор шрифта. Типографский шрифт и его удобочитаемость, и эстетичность неразрывно взаимосвязаны. Вытекает вывод, что, делая выбор на удобочитаемость шрифта, оформитель книги тем самым находит шрифт, обладающий художественными достоинствами. Чтобы четко выявить структуру издания, поочередно провести построение каждой группы структурно-однородных текстов, найти способ ориентировки в издаваемой книге, следует выбрать соотносимые по графическому стилю шрифты, разбить некоторые элементы текста пропорциональными и соразмерными пробелами. [9] На подготовительном этапе подбора изобразительного материала надо решить задачи о цельной графической манере для каждой отдельной группы подобных иллюстраций, об их пропорциональности. Выбрать подходящий для всего материала формат издания, создать удобную для читателя систему расположения (верстки) материала — это значит решить поставленные композиционные вопросы, связанные с соразмерностью всех элементов книги. А пропорциональность, соразмерность применительно к оформлению книги — категории эстетические.

Связь утилитарного с эстетическим во внешнем оформлении еще очевиднее. Однако при построении рассматриваемого типа не назначается цель придать изданию характерную выразительность. В художественно-выразительном типе оформления изданий интерес к утилитарным функциям книги остается, но всплывает и другая, не менее важная задача — полнее раскрыть образ произведения, увеличить его воздействие на читателя, другими словами — оформить выразительно. Зачастую эта цель достигается с помощью изобразительного материала. Особенно заметно это в изданиях художественной литературы с иллюстрированным материалом, который действительно может сделать издание более гармоничным. Необходимо уделить внимание ритму иллюстрирования — он должен совпадать с ритмом развертывания сюжета произведения. Например, если же одни темы или сюжетные линии отражаются более развернуто, а другие, столь же важные, — неполно, то ее единство и связь с литературным произведением убавляется. Ритмичность должна проявляться и в порядке расположения иллюстраций.

Шрифтовое оформление неразрывно связано и с выразительностью. Разумеется, раскрыть суть содержания произведения рисунком шрифта невозможно. Но в печатных изданиях, например, представляется возможным создать ассоциативную взаимосвязь между начертанием шрифта или шрифтовой композицией и характером произведения, и тогда шрифтовое оформление в какой-то мере повышает впечатление от него как более «подходящее» к нему. Значительность оформления в большой части оценивается всем его рассчитанным композиционным строем, решениями, которые могут быть применены не только для иллюстрированных, но и для чисто текстовых изданий.

Необычные решения привлекают своей свежестью, своеобразием. Но усилить это впечатление можно и в рамках традиционной композиции. Подчеркнут большую значимость книги удачные варианты. На этом примере видно, как утилитарные функции книги вместе с тем делаются и эстетическими. Во внешнем оформлении изданий наблюдаемого типа даже его узкоутилитарная задача — сделать книгу достаточно прочной — связана с эстетической: цвет и фактура материала для переплета или обложки — компоненты ее целостного художественного облика. [10]

Следующая задача внешнего оформления — предоставить изначальную информацию об издании, ввести читателя в книгу, заинтересовать, вызвать желание купить или прочитать ее. Поэтому информация должна быть подана выразительно и так, чтобы подготовить читателя к встрече с тем, что он увидит внутри издания. Привлекательность переплета или обложки достигается несколькими способами: и композицией, и с помощью рисованного шрифта или изображения, и цветовым решением и фактурой материала для переплета. Если издание выпускается в суперобложке или с изобразительным форзацем, то для единства структуры важно и то, как расположены внешние элементы издания. Супероб­ложка — первый элемент книги, который встречает читателя, к тому же на ней можно напечатать информацию любой сложности; поэтому на суперобложке желательно поместить наиболее развернутую и декоративно выполненную композицию. Переплетную крышку при наличии суперобложки целесообразно разработать лаконично, используя возможности тиснения. Изобразительным форзацам при этом отводится лишь второстепенная роль: их оформление декоративно, но не ярко.

Если в издании не имеется суперобложка, то на форзацах может быть помещен, специально разработанный, «форзацный», познавательный материал. В итоге каждый элемент внешнего оформления гармонично с другими выполняет свою часть общей цели, все это слажено, объединено с внутренним оформлением. При такой системе оформления вместе с решением утилитарных задач достигается не только пропорциональность и согласность всех элементов издания, но и его выразительность. Это оформление цельно в глубоком смысле слова, действительно проникнуто единством. [11]

Все показатели оформления должны быть свободны от расхождений. При этом всегда надо помнить о цели, исходить из того, какая из задач в каждом отдельном случае особенно важна. Например, если издание с художественными иллюстрациями, то следует выбрать гарнитуру пусть не самую удобочитаемую, но наиболее подходящую графической манере иллюстраций, а удобочитаемость можно достигнуть сокращением длины строки, прибавлением интерлиньяжа, высоким качеством печати. Для путеводителя следует выбрать удобный небольшой формат, и чтобы при этом не пострадали иллюстрации, некоторые репродукции. Показать отдельные элементы в более крупном масштабе, подумать о хорошем полиграфическом исполнении.

Выразительное оформление доходит до читателя только через книгопечатание, обеспечивая заслуженное внимание зрителя. Только при его отличном качестве оформление достигает назначенных задач — и утилитарных, и эстетических. При низком полиграфическом исполнении идея оформления не доходит до читателя или воспринимается в искаженном виде. Даже при самом скромном оформлении небрежный набор, нечеткая печать, косая фальцовка разрушают внешний вид книги. Стремление к выразительности оформления его цельности требуют не меньшего внимания к качеству полиграфического исполнения каждого издания.

 

 

Глава II. Исследование особенностей создания учебно-методической литературы

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...