Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Дизайн-проект макета серии учебно-методических пособий «Искусство для всех»

3.1. Разработка дизайн - макета учебно-методического пособия

С развитием полиграфической отрасли появился огромнейший выбор печатной продукции, удовлетворяющей самым разным вкусам. Разнообразие печатных изданий открывает доступ к любой требуемой информации. Перед выходом на потребительский рынок любое издание проходит многоступенчатые этапы допечатной подготовки, печатания, переплетных и отделочных процессов. В типографии издательский оригинал превращается в готовое издание.

Целевое назначение любого издания — удовлетворение потребностей в печатной продукции как в информационном средстве. При оформлении печатного издания дизайнер стремится подать материал в наиболее лучшей, удобной для читателя форме.

В данной главе рассматривается подробный процесс создания дизайн-макета серии учебно-методических пособий «Искусство для всех», который включает в себя книгу, состоящую из 3-х разделов, и сопутствующую ей рекламную продукцию.

При разработке графического решения макета было просмотрено и проанализировано большое количество аналогов. Основываясь на теории изученной литературы по данной теме, был создан макет книги и макеты календарей, пакета (упаковки), блокнота, закладки.

На первом этапе работы необходимо было ознакомиться с создателями воспроизводимой антикварной серии книг «Искусство для всех». Изучить их творческую деятельность, достижения в творчестве и рассмотреть репродукции картин. Необходимо было систематизировать материал книги по структуре содержания, определить какой объём информации текстовой и иллюстративной будет вмещать проектируемая книга. На основе изученного материала охарактеризовать образ будущей книги ключевыми словами-определениями, которые станут являться своего рода требованиями к разрабатываемому макету книги, включая сопутствующую рекламную продукцию.

«Искусство для всех» издавалась более ста лет назад. Первый выпуск этого удивительного двенадцатитомника был выпущен в 1901 году прошлого века. Над изданием работала академическая элита того времени: И. Репин, В. Маковский, И. Крамской, П. Чистяков, ведущие художники и педагоги Российской императорской академии художеств. Актуальность издания этой серии является на сегодня бесспорной. Образовательная значимость этого издания сегодня в эпоху визуального осмысления реального мира придает изобразительному искусству особую роль, роль научного познания природы и человека. Великий русский художник И. Репин, принимавший участие в этом издании, высказывался по поводу образования через изобразительное искусство: «Чтобы понимать плоды науки и наслаждаться ими, требуется специальная подготовка; против этого никто не будет спорить. О музыке можно сказать почти то же самое. Кто не подмечал выражения искренней скуки от Бетховена y людей, непричастных к музыке, имеющих примитивные вкусы? Людей, не посвящённых в живопись, случалось мне подводить к лучшим созданиям Рембрандта, Веласкеса, Тициана; широко раскрыв глаза, они чистосердечно удивлялись и не верили, когда я говорил, что это самые замечательные произведения живописи». [21]

Для большей наглядности, представленной в книге богатой иллюстративной информации формат издания выбран достаточно крупный — А4. Объём материала завёрстан в программе компьютерной верстки Adobe InDesign на 355 полос многостраничного издания. Чтобы обеспечить книге наилучшую прочность и долговечность, переплёт выбран в твёрдую обложку.

Прототип проектируемого макета издавался до орфографической реформы 1918г., поэтому содержит элементы дореформенной грамматики русского языка. Потребовалось значительное время на обработку текстового материала. При создании макета текстовый материал книжной серии оригинала был переведен с дореформенной письменности на современный статус правописания с изменением алфавитно-буквенного состава.

Иллюстративная информация сканировалась и редактировалась в графическом редакторе Adobe Photoshop. В виду того, что книги находятся не в лучшем состоянии, поэтому изображения страниц требовали значительной обработки. Зачастую улучшать качество изображения современными методами — кропотливая работа. Обработанные изображения поочередно вставлялись в макет и занимали нужное положение согласно темы главы. Иллюстрации непосредственно связаны с текстом. [16]

На следующем этапе создания дизайна пособия были выбраны основные цвета и гарнитура. Дизайнер должен учитывать настрой, который создает тот или иной цвет (цвет является носителем информации, как текст и иллюстрации), знать психологию цвета и функцию цвета, помогающую читателям быстро и просто ориентироваться в книге. Перед тем, как сделать выбор цветового решения издания, необходимо знать следующее: во-первых — для какой цели будет использоваться цвет в книге, во-вторых — какое психологическое воздействие окажут различные цвета на читающего. Это нужно для того, чтобы цвет был не только вспомогательным декоративным элементом, а стал бы единым целым с содержанием, неотъемлемой частью восприятия авторского текста [17].

Основная идея дизайна книги — это его колористическое решение. Иллюстрации проектируемого пособия в основном содержат ахроматические цвета. После многочисленных вариантов основным был избран синий цвет, так как более сочетаемый с серым. Этот цвет придаёт изданию живописность, свежесть, романтическо-творческое настроение. Синий цвет в позитивном значении: духовность, мудрость, терпение, истина, спокойствие и умиротворение; этот цвет вдохновляет на великие свершения, с синим цветом связана интуиция и тяга к высшим знаниям. Олицетворяет собой покой, гармонию и новизну. [18]

В проекте также присутствует спокойный и нейтральный бежевый цвет. Наличие дополнительного бежевого служит хорошим фоном для информационного материала.

Выбранные характеристики колорита соответствуют поставленной задачи по созданию предлагаемого макета.

Проектируемая книга, как уже говорилось выше, состоит из трех разделов, каждый раздел будет отделяться от другого различными оттенками синего. Первый раздел: C — 99, М — 76, Y —1 0, K — 45; второй: C — 94, М — 46, Y — 14, K — 52 и третий: C — 90, М — 84, Y — 14, K — 42.

В дизайне учебного пособия прослеживается не только идея сочетания выбранных основных цветов, но и сочетание различных гарнитур шрифта, соответствующих жанру книги.

В дизайне книги используется несколько гарнитур шрифтов. Для основного текста был выбрана гарнитура Petersburg. Гарнитура разработана в фирме ПараТайп (ПараГраф) в 1992 году дизайнером Владимиром Ефимовым. Удобочитаемый, экономичный, статичный, элегантный шрифт нейтрального рисунка, он подходит как для набора длинных текстов, так и для книжных заголовков. Также он имеет хорошую емкость, что немаловажно учитывать при выборе гарнитуры основного текста. Слишком сложные по конфигурации шрифты могут иметь негативный эффект — неразборчивый текст раздражает читателя, нерезультативно выполняет свою функцию передачи информации. Учитывая специфику издания (учебно-методическое пособие) и его формат, а также длину строки текстового блока, для набора основного текста был выбран оптимальный кегль 9 pt. в чёрном цвете. На белом фоне черный шрифт не напрягает глаза — это решение традиционное.

Шрифт был подобран таким образом, чтобы содержание текста учащиеся усваивали быстро, с наименьшим утомлением. Учитывая общий стиль дизайна издания в сочетании с композиционным решением, этот шрифт наилучшим образом вписывается в общую концепцию издания.

В качестве декоративного шрифта для обложки, колонтитулов, шмуцтитулов, авантитула, титула, содержания были использованы гарнитуры Baskerville DA и Helvetica. Выбор шрифтов аргументирован их конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами в проекте книжного издания.

Шрифт Baskerville DA из серии гарнитур Baskerville получил название в честь английского разработчика шрифтов Джона Баскервилла (John Baskerville). Учитывая, что Джон Баскервилл не мог придумать кириллические буквы, его последователям пришлось создавать их самим. Поэтому в разных шрифтах, именуемыми Baskerville, начертание кириллических букв может быть различным. Д. Баскервилл усовершенствовал шрифты путем прибавления контрастности между толстыми и тонкими штрихами. Засечки в его шрифтах были острыми и тонкими. У округлых знаков он сделал наклон оси овалов практически вертикальным. Округлые штрихи по формообразовании приблизились к правильной окружности. Некоторые буквы при этом стали шире.

Шрифт Helvetica — семейство шрифтов класса нео-гротеск, по начертанию не имеет засечек, отличается математической аккуратностью рисунка. Шрифт был создан на основе Akzidenz-Grotesk (1896) и Schelter-Grotesk (1880) в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году и первоначально назывался Neue Haas Grotesk. В 1960 году название изменилось по указанию головной компании Stempel AG. Первоначальное предложенное название было Helvetia — Гельвеция, устаревшее латинское название Швейцарии, однако в итоге было принято Helvetica, что в переводе с латинского означает «швейцарская». В основном применяется для книжно-журнального набора, рекламы и акциденции.

Выбранные гарнитуры соответствует поставленной художественно-декоративной задаче.

Обложка книги по своему оформлению должна иметь располагающее восприятие, заинтересовывающее, ну и конечно, она должна являться носителем той идеи, которая заключена в содержимом книги.

В основе художественного решения обложки проектируемого пособия лежит вставка фрагментов иллюстраций. При наложении одного фрагмента на другой используется современный модный эффект двойной экспозиции, градиентное «исчезание» картинки. Фрагменты многокрасочных иллюстраций переплетаются с черно-белыми рисунками. Название книги выполнено гарнитурой Baskerville крупным кеглем оранжевого цвета, расположено в нижней части книги. Пониже указывается вид литературы гарнитурой Helvetica, которая имеет более мелкий кегль синего цвета. Дополнительный оранжевый цвет заглавия книги усиливает эмоциональную выразительность и придает особую силу воздействия. В композицию обложки заложена симметрия по центральной оси. Во время разработки дизайна обложки было сделано множество вариантов её художественно-композиционного решения. (см.: рис. 10)

Форзац также составлен из ритмической структуры фрагментов иллюстраций, сходных по содержанию в нейтральных серых тонах с применением графического метода наложения. В данном издании форзац является декоративным элементом оформления и несет эстетическую функцию. (см.: рис. 11)

Начало книги встречает взгляд читателя лаконичным авантитулом в синем цвете с применением графического эффекта мятой бумаги. При выборе этого эффекта хотелось показать ощущение старины, переплетенной с современной графикой. Оформлен авантитул, вставленной в квадрат рисунком капители колонны. На синем фоне красиво выделяется белый шрифт с заглавием книги. (см.: рис. 12)

Титул объединяет общую структуру книги. Эффект мятой бумаги в бежевом цвете содержит левая часть разворотного титула — контртитул. На нем в нижней части помещены выходные сведения, в которых указаны данные первого выпуска серии книг и описание новой редакции. На лицевой стороне титульного листа в верхней части помещен заголовок идентично обложки. Ниже — фрагмент иллюстрации с изображением легких набросков листьев винограда. Под ним нумерация тома данной книги. В титульном листе отсутствует «плакатный» момент, который необходимо выражать в обложках. Композиционное построение симметричное. (см.: рис. 13)

Следующий разворот включает вступительное слово редактора —содержательную характеристику произведения. Настоящее учебно-методическое пособие выпускается под редакцией Ломова Станислава Петровича, академика Российской академии образования и Российской академии художеств, доктора педагогических наук, профессора живописи. Ломов С.П. является лидером и основным руководителем научной школы по разработке научно-методических материалов, учебников, книг по изобразительному искусству для общеобразовательной и профессиональной школы. Ломов С.П. возглавил работу по созданию принципиально нового типа вузовского подразделения в Московском государственном областном университете — факультет Изобразительного искусства и народных ремёсел. Сегодня Ломов С.П., работая в Государственной академии наук Российской академии образования, курирует важнейшие вопросы реформирования и обновления общеобразовательной школы, разработку и внедрение новых образовательных стандартов по всем предметным областям, фундаментальные и прикладные исследования педагогической науки, проблемные аспекты строительства «Новой школы» и пути её развития.

Разворотное «содержание» книги разработано в едином стиле. Полупрозрачные фрагменты рисунков и мятой бумаги пересекают три горизонтальные полосы полупрозрачного синего оттенка, они служат для размещения на них содержания трех разделов. (см.: рис. 14)

Каждый раздел издания начинается с распашного лаконичного шмуцтитула, который эстетично ориентирует читателя на содержание книги. Два изображения шмуцтитула гармонично подобраны, объединяясь, красиво и плавно перетекают одно в другое на фоне мятой бумаги синих оттенков. В верхней части шмуцтитула проведена тонкая горизонтальная белая линия, уходящая в прозрачность, на ней размещается номер раздела. Общая стилистика оформления шмуцтитулов гармонично сочетается с оформлением книги. Цветовое и шрифтовое наполнение четко соответствует общей концепции. (см.: рис. 15)

После шмуцтитула вставлена страница с многочисленным иллюстрационным материалом, содержащимся в данном разделе. Вставки разделяют полоски разной ширины. Сверху располагается широкая полоса с названием раздела в соответствующем цветовом решении. (см.: рис. 16)

Развороты с основным текстом и иллюстрациями имеют единые стилевые тенденции. Поля проектируемого макета заданы в следующих значениях: сверху 35мм; снизу 28 мм; внутри 50 мм; снаружи 50 мм. Широкими полями хотелось показать ощущение легкости воздуха и тем самым выделить расположенные в полосах изображения. (см.: рис. 17)

В верхнем переменном колонтитуле отражается название раздела. Шрифт начертанием Petersburg соответствует цветовой гамме данного раздела. Колонтитулы в проектируемом издании являются дополнительной деталью, улучшая оформление тем, что помогают найти нужный раздел. При их оформлении применялся кегль 9 pt.

В верхней части разворотов проходят три синие горизонтальные полоски, которые различаются по ширине и отступам, выполненные с эффектом прозрачности. Полоски служат в качестве разделителя между колонтитулом и текстом.

Колонцифра представлена в виде номера, набранного гарнитурой Helvetica 15 pt белого тона на квадратной плашке, залитой одним из оттенков синего, соответствует общему дизайну.

В оформлении заголовков для лучшей ориентировки при поиске нужного раздела глав был применен кегль жирного набора 17 pt, а для подзаголовков – 13 pt. Используемая гарнитура Petersburg.

На каждом развороте издания текстовый блок размещается в виде одной колонки по центру, а иллюстрации — в разных местах полосы в зависимости от содержания текста. Все иллюстрации имеют подпись, выполненную той же гарнитурой основного текста кеглем 8 pt.

Текст книги украшает буквица, которая разработана для обеспечения графического разнообразия текста. Буквица является древнейшим элементом оформления текста. Она применяется для того, чтобы выделить начало произведения или его части и направить читателя на желаемое восприятие последующего текста. Буквица утоплена в тексте, а её верхняя линия выровнена по верхней линии строки, которую буквица начинает. Применение буквицы удобно, но не экономично, так как требуется сужение формата основного текста. Буквица выполнена в серых тонах. Она располагается, таким образом, на квадратном фрагменте иллюстрации, что создает впечатление выступающей, высеченной на камне буквы. Края фонового рисунка, на котором расположена буквица, сколоты. Применен эффект тиснения и тени. Буквица создает целостный облик книги и отражает общий художественный стиль.

В проектируемом макете перед началом раздела на полосах разворота, незаполненных текстом вставлялись фрагменты иллюстрированного материала в бежевых тонах.

Разработанный дизайн макета соответствует поставленным задачам, создаёт современный, творческий, элегантный художественный образ.

Подробно описанный выше процесс разработки макета учебного пособия даёт возможность пошагово проследить этапы создания его, что позволяет глубже изучить идею дизайнера. В пошаговой инструкции по созданию макета аргументирован каждый ход дизайнерской разработки. В этом разделе выполнена одна из поставленных задач дипломной работы — разработать дизайн-макета серии учебных пособий по рисунку и живописи.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...