Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальные произведения для прослушивания

 

Ф. Шуберт. Аве Мария.

Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».

Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».

В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.

М. Теодоракис. Сиртаки.

П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».

Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника».

Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.

Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.

Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.

Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 

Учащиеся должны знать:

музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);

музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).

Учащиеся должны уметь:

выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;

сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;

распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;

сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;

воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.

 

Класс

 

(1 ч в неделю)

 

ПЕНИЕ

 

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предьщущих классах, а также на новом материале.

Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

Работа над кантиленой.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).

Развитие умения определять сильную долю на слух.

Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.

Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).

 

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

 

Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.

Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).

Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).

Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.

Игра на музыкальных инструментах.

Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.

Обучение детей игре на фортепиано.

 

Примерный музыкальный материал для пения

 

П е р в а я ч е т в е р т ь

 

Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.

Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.

Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

 

В т о р а я ч е т в е р т ь

 

Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.

Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.

Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.

Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.

 

Т р е т ь я ч е т в е р т ь

 

Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.

Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

 

Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь

 

Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.

Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого.

Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.

Во кузнице. Русская народная песня.

Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

 

Музыкальные произведения для слушания

 

В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».

Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».

К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад».

Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».

Монте. Чардаш.

В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.

Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».

М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».

Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.

Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.

Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.

В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.

Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 

Учащиеся должны знать:

современные детские песни для самостоятельного исполнения;

значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);

народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);

особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.

Учащиеся должны уметь:

петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

ясно и четко произносить слова к песнях подвижного характера;

исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;

различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

 

РИТМИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе умственно отсталые дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха».

Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

 

ПРОГРАММА

Класс

(1 ч в неделю)

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...