Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ состояния нормативно - правовой базы физической культуры и спорта современной России

 

Развитие социально - экономической сферы в стране в последние 10-15 лет привело к положительным сдвигам в области физической культуры и спорта, которые в 90-е годы прошлого века оказались практически полностью заброшены. На сегодняшний день наблюдается повышение основных показателей развития физической культуры и спорта.

Относительно успешно реализовалась федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»: по итогам 2015 года из 16 целевых индикаторов и показателей плановые значения достигнуты по 8 позициям (для сравнения: из 32 объектов, запланированных к сдаче в эксплуатацию в 2006 году, завершено строительство по 23 объектам).

Целью данной программы являлось создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

В соответствии с целью ФЦП, основными задачами программы были: повышение интереса населения Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом; развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства; создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков; целевая поддержка научных и методических разработок в области спорта высших достижений; развитие материально - технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва[39].

В настоящее время одобрена концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, направленная на создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

- создание новой национальной системы физкультурно - спортивного
воспитания населения;

- разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической
культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

- модернизация системы физического воспитания различных
категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях
профессионального образования;

- совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и
спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского
спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной
защиты спортсменов и тренеров;

- развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-
методического, медико - биологического и антидопингового обеспечения
физкультурно - спортивной деятельности;

- развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и
совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной
деятельности;

- создание системы обеспечения общественной безопасности на
объектах спорта и организации работы с болельщиками и их
объединениями[40].

Таким образом, на сегодняшний день остается актуальной проблема развития спортивной инфраструктуры, внедрения современных образовательных технологий в сфере физической культуры, а также вопрос эффективных способов массового привлечения населения к занятиям спортом. В развитие этих сфер необходимо вкладывать средства, так как расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России.

Для представления наиболее полной картины состояния нормативно - правовой базы физической культуры и спорта в России, обратимся к истории развития данной сферы. В связи с тем, что процесс совершенствования структуры государственного управления физической культурой с ноября 1991 г. был направлен на упразднение Госкомспорта СССР и РСФСР, на Олимпийском собрании 6 марта 1992 г. были рассмотрены организационные вопросы и принято Обращение к Президенту, Верховному Совету и Правительству России, а также к 89 субъектам Федерации с просьбой сохранить спорткомитеты, принимать законодательные и административные меры, не допускающие ликвидации существующей системы спортшкол и спортсооружений[41]. Однако экономические трудности вступления регионов в рыночные отношения отрицательно повлияли на деятельность аппаратов государственного управления. Положение осложнялось тем, что на различных уровнях между органами государственной власти допускались разногласия и конфликты, а также личные амбиции руководителей, препятствовавшие исправлению ошибочных управленческих решений.

Управленческие преобразования в регионах России проводились не с такой динамичностью, как в Центре, на федеральном уровне. Из 89 территорий РФ до февраля 1994 г. местные комитеты по физической культуре и спорту сохранились в 78. Был принят ряд документов, направленных на поддержку государственных структур управления физкультурным движением на всех уровнях. В соответствии с Указом Президента РФ «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в Российской Федерации» (01.06.92 г. № 546) при администрациях на местах сохранились управленческие кадры в департаментах и комитетах, которым удалось реализовать практические меры по более полному финансированию расходов на развитие физической культуры, сохранить учреждения дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и др.). Управление сферой физической культуры и спорта в условиях перехода к рыночным условиям при нестабильной экономике страны формируется робкими шагами в создании правового института данной отрасли[42].

Законодательно гражданам предоставляется необходимый объем услуг в сфере физической культуры и спорта, информация для обучения жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам, которые обеспечиваются государством, а также гарантируются равные для всех граждан правовые возможности физического совершенствования, в том числе овладения спортивным мастерством, способствующим укреплению здоровья человека.

Специфические функции физической культуры и спорта регулируются подзаконными, административными и иными нормативными и регламентирующими актами и документами, целевыми программами развития физической культуры и спорта, образовательными стандартами, учебными планами и программами и т. п.

Следует отметить, что в интересах повышения эффективности деятельности органов государственного управления в стране вопросы совершенствования системы управления физической культурой и спортом постоянно находились и находятся в поле зрения Президента Российской Федерации. 29 апреля 1999 г. подписан Закон «О физической культуре и спорте». Впервые физкультурному движению предоставляется высший статус в управленческой иерархии. 8 июня 1999 г. Президент РФ подписал Указ «О создании Министерства по физической культуре, спорту и туризму». Современное спортивное движение в стране переживает процессы трансформации. В современных условиях перехода к рыночным отношениям главенствующим фактором экономического благополучия при финансовой нестабильности становится государственная законодательная поддержка массового физкультурного и спортивного движения в России.

На сегодняшний день роль спортивной политики в улучшении здоровья народа особенна важна, так как экономические и социальные условия не способствуют качественному совершенствованию системы физической культуры и спорта. В России сформирована стойкая потребность в физическом развитии и повышении уровня здоровья населения, государством поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта.

Исходя из федерального устройства страны органы государственной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции принимают свои законодательные и нормативно - правовые акты, имеющие правовое регулирование и обеспечивающие их исполнение в своих регионах.

С 1991 года в Российской Федерации последовательно стала закладываться основа спортивного движения в правовой базе. Всем структурным подразделениям спортивной отрасли необходима законодательная база со многими регламентациями взаимоотношений спортсменов, тренеров, судей, организаторов спорта, преподавателей и др. Нестабильность экономики страны показала и высветила несовершенство нормативно - правовой деятельности спортивной сферы. Требуется концептуальная методологическая направленность созаконных и подзаконных актов с инновациями в заработной плате спортсменов, тренеров, судей и др. Специалистам требуются нововведения в социальной защите, в вопросах трудоустройства и увольнения, реформирование контрактных соглашений между спортсменами и спортивной организацией[43].

В статье 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» названы основные принципы государственной политики в сфере физической культуры: непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признание самостоятельности всех физкультурно - спортивных объединений, отвечающих требованиям данного Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; создание благоприятных условий финансирования физкультурно - спортивных и спортивно - технических организаций, Олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в сфере физической культуры, а также предприятий спортивной промышленности. Сегодня проводимая государством политика в сфере физической культуры не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом. Возможности и потенциал массового спорта и спорта высших достижений не используется в полной мере[44].

Действующим дополнительно к федеральной нормативно - правовой базе регулирования сферы физической культуры и спорта в Пермском крае является Законодательство Пермского края о физической культуре и спорте, которое включает в себя положения Устава края, Закон "О физической культуре и спорте" (от 20 июля 1995 года N 288-50) и издаваемых в соответствии с ними правовых нормативных актов края и направлено на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта.

В Пермском крае актом губернатора создан и действует краевой государственный орган управления физической культурой и спортом.
(Закон Пермского края от 12.03.2007 N 10-ПК). Территориальные органы управления физической культурой и спортом могут быть созданы решением соответствующих органов местного самоуправления. Полномочия государственного органа управления физической культурой и спортом Пермского края устанавливаются Правительством Пермского края.(п. 3 в ред. Закона Пермского края от 11.02.2008 N 190-ПК). Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют развитие физической культуры и спорта по всем вопросам, за исключением отнесенных к компетенции органов государственной власти(в ред. Закона Пермского края от 12.03.2007 N 10-ПК)[45].

Федеральный закон Российской Федерации от 29 апреля 1999 года №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяя условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно - оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно - правовых форм, выделяет физкультуру и спорт инвалидов как одно из приоритетных направлений спортивно - физкультурной политики. Закон (статья 6) возлагает установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание условий для занятий физической культурой инвалидов на уполномоченный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта[46]. В настоящее время нормативы оказания данных услуг инвалидам или не отработаны, или практически не действуют.

Статьей 8 Федерального закона организация физкультурно-оздоровительной работы с гражданами, в том числе инвалидами определяется как функция физкультурно-спортивных объединений и физкультурно - спортивных организаций, что при отсутствии соответствующих нормативов практически снимает вопрос интегрированного участия инвалидов в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Статья 13 предполагает, что «органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации независимо от форм собственности при участии физкультурно - спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций реализуют федеральные программы развития физической культуры и спорта и на их основе разрабатывают свои программы совместно с органами местного самоуправления»[47]. Норма закона закрепляет возможность участия организаций инвалидов в разработке региональных и местных программ развития физкультуры и спорта и, соответственно, предполагает возможность отражения в них потребности инвалидов в специализированных и адаптивных формах занятий физкультурой и спортом.

В статье 18 настоящего федерального закона отражены положения, закрепляющие права инвалидов в сфере физкультуры и спорта, а также ответственность органов управления:

«1. Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на повышение их двигательной активности и является непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалидов.

2. Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов, в том числе детей с отклонениями в физическом развитии, профессиональная подготовка социальных работников, работников физкультурно - спортивных организаций, методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социальной защиты и организациями физической культуры и спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийский комитет России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органы местного самоуправления, физкультурно - спортивные объединения совместно с физкультурно - спортивными объединениями инвалидов участвуют в организации физкультурно - оздоровительной работы с инвалидами, проведении с ними физкультурно - оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов - инвалидов и обеспечении направления их на всероссийские и международные спортивные соревнования.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления вправе принимать решения о проведении в региональных, муниципальных спортивных сооружениях занятий бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию


соответствующим спортивным сооружениям за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или других не запрещенных законом источников»[48].

Положение о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 года №58) предусматривает, что «основными задачами Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму являются: создание научно обоснованной системы оздоровления и физического воспитания населения, развития детского и юношеского спорта, обеспечение использования физической культуры, спорта, спортивного туризма и курортов для социальной адаптации и реабилитации инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем. Кроме того Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму участвует в пределах своей компетенции в организации физкультурно - оздоровительной и спортивной работы с инвалидами, лицами с ослабленным здоровьем, проведении с ними физкультурно - оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов - инвалидов к всероссийским и международным спортивным соревнованиям и направлении их на такие соревнования»[49].

Таким образом, важнейшими элементами вышепредставленных нормативно - правовых актов, во многом определяющих развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на долгосрочную перспективу, является обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно - спортивной деятельности.

Что касается правового обеспечения сферы физической культуры и спорта для инвалидов, то здесь федеральное законодательство, с одной стороны, определяет требование доступности для инвалидов занятий физкультурой и спортом в целях осуществления оздоровительных мероприятий, а, с другой стороны, ориентирует на развитие спорта высших достижений в рамках специального спорта.

Главной целью формирования данной нормативно - правовой базы является регулирование отношений в области физической культуры и спорта, а также создание правовых гарантий для функционирования и развития физической культуры и спорта в России, способствующих развитию человеческого потенциала, сохранению и укреплению здоровья граждан, воспитанию подрастающего поколения.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ухудшающееся состояние здоровья и низкий уровень физического развития современной молодежи свидетельствуют о необходимости коренных изменений в системе здравоохранения и физического воспитания. Важнейшими социальными задачами на сегодняшний день являются разработка и применение неотложных мер по модернизации физкультурно - оздоровительной деятельности, преобразованию организационных основ и управления здравоохранением и системой физического воспитания, включающих развитие спортивной инфраструктуры, пропаганду здорового образа жизни, повышение квалификации тренеров - преподавателей. Внедрение инновационных технологий в области физкультуры и спорта должно происходить на базе программно - целевого метода, который бы обеспечивал стратегическое планирование в управлении физкультурно - оздоровительной деятельностью, целевой установкой которого должно являться оздоровление образа жизни.

Помимо вышеперечисленного, для решения проблемы восстановления и укрепления здоровья молодежи необходимо привести в действие систему социально - профилактических технологий. Системный подход к формированию здоровья молодежи означает использование экономических, социальных, правовых, культурных, духовно - нравственных и других факторов, среди которых одно из центральных мест принадлежит физкультурно - оздоровительной деятельности, роль которой в современных условиях неуклонно возрастает[50].

Регулярные занятия спортом и физической культурой составляют основу здорового образа жизни. Сущность здорового образа жизни состоит в особой социальной политике, в которой центральное положение занимает признание обществом, индивидом, государством высокой значимости здоровья и их ответственности за его сохранение и улучшение. Здоровье должно рассматриваться не как пассивная составляющая жизни человека, а как постоянная физическая активность, создание высококачественных условий жизнедеятельности, активная жизненная позиция. Максимальное улучшение физического состояния должно происходить на базе оптимизации образа жизни.

Сегодня существует необходимость в формировании у молодежи ценности здоровья, здорового стиля жизни, в формировании которого большую роль играет физкультурно - оздоровительная работа, так как от степени вовлечения молодежи в физкультурно - оздоровительную деятельность во многом зависит ее физическое, психическое и социальное здоровье. При этом усилия государства должны быть направлены на всю молодежь России, а не только на группы спортивно одаренных.

Организатор работы с молодежью может сыграть важную роль в оптимизации физкультурно - оздоровительной работы с молодежью посредством активной пропаганды здорового образа жизни, реализации проектов в этой сфере, курирования молодежных инициатив, а также при помощи личного примера ведения активного и здорового образа жизни.

Таким образом, для оптимизации физкультурно - оздоровительной работы с молодежью необходимо сформировать у молодых людей ценности здорового образа жизни, создать доступные условия для активного отдыха всех категорий граждан, а также сформировать потребность в регулярных занятиях физической культурой путем развития инновационной инфраструктуры массового спорта.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...