Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, цели, принципы и функции АП

Сущностью АП явл.регламентация общественных отношений, возникающих в процессе реализации ИВ

Цели АП:

1.обеспечение управленческого воздействия органов ИВ на процессы экономич., социаольно-культ., административно-политич.жизни с целью их упорядочивания

2.создание системы и структуры органов ИВ

3.обеспечение защиты прав и свобод чел-ка

Функции АП:

1.регулятивная - посредством АП норм регламентируются ОО в области ИВ, определяются правила поведения субъектов в конкретной жизненной ситуации, создаются оптимальные условия для функционирования общества и гос-ва

2.охранительная - АП призвано оградить управленческие отношения от противоправных посягательств и предупреждать причинение вреда

3.обеспечительная - обеспечивает деят.др.органов власти (о существовании данной функции ведется спор)

Принципы АП - исходные идеи, руководящие начала, в соответствии с которыми строится вся система отрасли АП

1.конституционные принципы - закреплены в Конституции РФ

- приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст.2)

- законности (ст.15)

- разделения властей

- единства системы гос.власти (ст.11)

- федерализма

- признания местного самоуправления

2.организационно-функциональные принципы

- принцип ответственности за принимаемые решения

- профессионализм и компетентность органов власти и должностных лиц

- принцип равного доступа граждан к гос.службе

- гласности

- иерархичности и подчиненности органам ИВ

- научности

Значение вышеназванных принципов заключается в том, что они способствуют устранению пробелов в правовом регулировании, учитываются при осуществлении нормотворчества, применяются при разрешении коллизий.

4.АП как наука и уч.дисциплина

Наука АП - составная часть российской правовой науки, система научных взглядов, представлений, теорий о развитии административного законодательства и о совершенствовании гос.управления.

В предмет науки АП входят:1.зарубежное и российское административное законодательство, в том числе и недействующее2.практика его правоприменения3.вгляды и представления ученых и ГУ4.категориальный аппарат

Методы науки АП:

1.общенаучные-синтез-соединение составных частей-сравнение-дедукция - от общего к частному-индукция - от частного к общему-системный - рассматривание предметов в системе

2.частнонаучные-метод сравнительного правоведения-метод юридического эксперимента-метод правового прогнозирования - изучение перспектив развития какого-либо явления

Задачи науки АП:

-выявление проблем АП, сложностей применения его норм

-толкование АП норм

-разработка новых понятий, принципов, направлений развития АП

Следует отличать науку административного права от соответствующей учебной дисциплины.

Во-первых, учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Содержание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношения исследованы учеными. Во-вторых, результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях.

В-третьих, не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые для студентов, учащихся положения

В-четвертых, различны цели науки и учебной дисциплины.

Цель науки — систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. А учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации.

В-пятых, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, от авторов учебников.

Соотношение АП с др.отраслями права:

1.с КП - КП закладывает основы функционирования АП институтов, регулирует взаимоотношения высших органов власти, устанавливает принципы АП

2.с ГП - нормы АП определяют порядок передачи имущества, лицензирования отдельных видов деят., гос.поддержку предпринимателей

3.с УП - обеспечение порядка безопасности

4.с Фин.П - АП закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деят. ФП регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы

5.с Земельным и Экологич.П - АП регулирует гос.принуждение в области защиты экологии

6.с Труд.П - в области институтов гос.службы

7.с УПП и ГПП - в области институтов адм.процесса

Система А.п.

Система административного права – это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей.

Вобщей части административного права рассматриваются основные институты административного права. Общая часть включает главные структурные элементы общего административного права, например:

понятие административного права;

вопросы предмета, метода и системы административного права;

административно-правовые нормы и отношения;

наука административного права;

субъекты административного права;

административно-правовой статус гражданина, органов исполнительной власти, государственных служащих; правовые акты управления;

административно-правовые методы реализации исполнительной власти и административное принуждение;

административное правонарушение и административная ответственность;

компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Особенная часть включает главы о системе государственного управления в трех важнейших сферах: управление экономической сферой, управление социально-культурной сферой, управление административно-политической сферой. В особенной части административного права рассматриваются организация государственного управления, вопросы соотношения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области организации государственного управления; понятие регионального управления и т.п.

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

1. Служебное право

2. Политическое право

3. Образовательное право и т.д.

Административное право может бытьматериальным (устанавливающим основные положения, административно-правовой статус субъектов управления и административного права, а также права, обязанности, запреты, ограничения, ответственность) ипроцессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм административного права).

Институты административного права могут быть:

отраслевыми (например, институт правового акта управления) имежотраслевыми (институт административной ответственности);

материальными (институт административно-правовых форм управления) ипроцедурными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях);

регулятивными (институт государственной службы) иохранительными (институт административного принуждения);

простыми (институт аттестации государственных служащих) исложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).

Административное право может быть также внешнее и внутреннее.

Внешнее регулирует отношения между государством (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой.

Внутреннее регулирует правоотношения между государством, его органами и структурными подразделениями.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...