Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации

Алена Владимировна Либина

Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации

 

 

Аннотация

 

Данная книга является первым изданием в мировой психологии, интегрирующим в рамках одного концептуального подхода основные теоретические и экспериментальные направления совладания человека со стрессом, жизненными кризисами и сложными ситуациями. Предлагаемая многомерная модель совладания, названная автором Совладающий Интеллект, описывает универсальную систему диагностики и анализа эффективных и неэффективных способов разрешения жизненных проблем. Построенная на научных принципах единая классификация совладающего и защитного поведения помогает каждому читателю освоить эффективные способы разрешения жизненных проблем.

Издание предназначено для профессиональных психологов, консультантов, студентов и преподавателей гуманитарных и медицинских вузов. Книга будет интересна и очень полезна широкому кругу читателей, которые хотят научиться справляться со стрессовыми ситуациями.

 

Алена Владимировна Либина

Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации

 

 

ЧАСТЬ I СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СОВЛАДАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

 

...

Прежде чем перейти к подробному анализу феномена Совладающего Интеллекта , рассмотрим основные определения феноменов совладания и психологической защиты , а также традиционные подходы к изучению совладающих и защитных способов взаимодействия человека с миром. Так как феномены совладания и защиты возникли в рамках эго -ориентированной теории, а когнитивная теория стресса и совладания относится к наиболее распространенной, проанализируем их более детально.

 

 

Развитие личности с точки зрения теории совладания Нормы Хаан

Исследуя феномен совладания с позиции психоанализа и опираясь во многом на ее основные положения, Норма Хаан стремится быть объективной и последовательной в своих выводах. Она дает критический анализ механистического отношения к личности, прослеживающийся в теории Зигмунда Фрейда ( 1923, 1927, 1932, 1937 ), с точки зрения которого личность активизируется изнутри примитивными импульсами, так называемыми влечениями (drive) или энергией Оно. Согласно Фрейду на пути импульсов стоят защитные механизмы, которые останавливают, задерживают или препятствуют доступу энергии Оно к базовой структуре Я .

Норма Хаан также критически относится к основному положению бихевиористов об активизации личности извне посредством внешних стимулов. Как справедливо отмечает Хаан, в свете перечисленных выше положений человек предстает в образе некоего набора состояний, пассивно ожидающего подходящего влечения или стимула извне не только для активации своего Я , но и для перехода на следующую ступень своего личностного развития. В этом случае личность человека предстает в образе безвольной марионетки, абсолютно безынициативной и приходящей в движение лишь под воздействием внешних стимулов или крайней необходимости, нужды. Линейная зависимость поведения человека либо от внутренних, либо от внешних стимулов уподобляет его жизнь автоматическому существованию, подобному функционированию машины. Его реакции оказываются стереотипными и прогнозируемыми. Как пишет Хаан, в этом случае «ответные реакции являются непосредственно зависимыми от известного и протоптанного пути в соответствии с цепью событий, ведущих к известным и предсказуемым результатам» ( 1977, с. 20 ).

К счастью, человек не является машиной. Каждый из нас становится компетентным и переходит на новую ступень развития в результате проявления вовне собственной активности. Следовательно, мы развиваемся посредством активного участия в жизни, в результате собственных поступков и действий. В то же время, опираясь на положение об активном участии человека в событиях своей жизни, неправомерно, к примеру, отождествлять стадии развития, предложенные Эриком Эриксоном ( Erikson, 1963 ), со шкалой достижения. Невозможно раз и навсегда достичь какой-то ступени развития. Человек развивается постоянно, непрерывно справляясь с ежедневными задачами и трудностями, с которыми, увы, неизбежно сопряжена жизнь.

На процесс непрерывного совладания также указывает и сам Эриксон ( Erikson, 1963 ), при этом несколько иронизируя над фактом неизбежного вовлечения человека в опасность своего существования: «Индивидуальность вовлечена в опасность существования непрерывно даже в том смысле, что метаболизм постоянно справляется с разрушениями тела» ( 1963, с. 273–274 ). Далее он продолжает свою мысль, говоря об абсурдности проведения диагностики развития личности по наличию или отсутствию у нее достоинств и изъянов: «Диагностируя стадии развития относительно своих достоинств и изъянов, мы лишь с еще большей ясностью видим парадоксы и трагедию человеческой жизни» ( 1963, с. 273–274 ).

Заключение

Вместо традиционного понимания психологической защиты в качестве скрытых механизмов Вейллант рассматривает защиту в качестве внешне наблюдаемых проявлений человека, дающих о себе знать в повседневной жизни. Направленность на изучение особенностей индивидуального поведения является несомненным достоинством созданной исследователем иерархической классификации защит и их интерпретации. Однако одностороннее понимание психологической защиты в качестве единственно возможного проявления эго, или Я, является продолжением традиционной линии классического психоанализа. Иерархическая организация защит позволяет анализировать лишь внешне наблюдаемые симптомы нарушений функции эго. Миролюбивые и эффективные способы совладания с жизненными трудностями остаются за рамками внимания исследователя, что, несомненно, является ее существенным ограничением. За рамками внимания Вейлланта также остался вопрос о переходе от защитных механизмов инфантильного уровня к более зрелым уровням. Вопросы: «Каким образом осуществляется этот переход?» и «Как его осуществить в повседневной жизни?» по сей день остаются открытыми.

Основные положения главы:

>Джордж Вейллант анализирует внутренний мир человека через внешне наблюдаемые индивидуальные проявления – аффекты, образы и идеи.

>Каждый из четырех уровней защит предложенной Вейллантом иерархической классификации отражает специфические особенности восемнадцати эго -механизмов:

– психотические механизмы первого уровня объединяют иллюзорную проекцию, отрицание внешней реальности и искажение реальности;

– к инфантильным механизмам второго уровня относятся проекция чувств, шизоидное фантазирование, ипохондрия, пассивно-агрессивное и компульсивное поведение;

– невротические защитные механизмы третьего уровня объединяют интеллектуализацию, репрессию, перенос чувств, наигранное поведение и разотождествление, или невротическое отрицание;

– зрелые механизмы самого высшего, четвертого, уровня объединяют альтруизм, юмор, подавление импульсов, антиципацию худшего и сублимацию.

>Коррекция защитных механизмов, согласно Вейлланту, должна осуществляться в зависимости от уровня защит:

психотическая защита является вполне обычным явлением для здоровых детей в возрасте до пяти лет или частично вплетена в мечты и фантазии взрослых. Избавиться от нее можно лишь в результате принятия игнорируемой реальности;

инфантильные механизмы характерны для здоровых детей от трех лет и до подростков пятнадцатилетнего возраста, а также взрослых с нарушениями характера и нуждающихся в психотерапии. От инфантильной защиты возможно избавиться либо в результате освоения навыков создания близких и благоприятных взаимоотношений с окружающими, либо в ходе длительной психотерапии;

невротическая защита характерна для здоровых людей в возрасте от трех до девяноста лет, а также в случае невротических расстройств и при острых стрессовых состояниях. Корректируется такая защита в ходе психотерапии;

зрелая защита является своеобразным способом интеграции реальности, межличностных взаимоотношений и личных чувств, однако под давлением стресса она с легкостью принимает незрелые формы.

>Классификация Вейлланта построена на модели психического здоровья, созданной по аналогии с физическим здоровьем и принципом гомеостаза, предполагающего сохранение человеком своих личностных затрат. С этой точки зрения, оставаясь неосознаваемыми и защитными, симптомы депрессии, тревоги и стресса могут быть признаками, также присущими творческим и здоровым людям.

>Пытаясь отойти от психоаналитической трактовки базовых понятий, Вейллант рассматривает «эго» в качестве адаптивной или исполнительной функции мозга. Классические «защитные эго-механизмы» исследователь трактует в качестве «совладающих или адаптивных механизмов», которые относит к «интра-физическим стилям адаптации».

Ключевые термины:

адаптивная функция защиты в теории Вейлланта; адаптивные механизмы; адаптация; иерархия психологических защит, модель психического здоровья; адаптивная функция мозга; гомеостаз; принцип гомеостаза.

Базовые понятия главы:

Под адаптивной функцией защиты в концепции Вейлланта подразумевается адаптивное значение процесса эго в жизни человека.

Адаптивными механизмами в концепции Вейлланта являются все защитные механизмы, которые, оставаясь, по сути, неосознанными и защитными, могут играть творческую и здоровую роль в процессе адаптации человека к жизни.

Адаптацией в концепции Вейлланта является процесс сохранения гомеостаза.

Модель психического здоровья в концепции Вейлланта создана по аналогии с физическим здоровьем и принципом гомеостаза, предполагающего сохранение человеком своих личностных затрат.

Концепция гомеостаза разработана Клодом Бернардом, согласно которому способные сохранять физиологическое равновесие индивиды имеют больше шансов на выживание.

Под принципом гомеостаза в теории адаптивной защиты Вейлланта

подразумевается здоровый консерватизм человека, то есть характерное для человека свойство оценивать и сохранять свои собственные энергетические затраты, а именно сохранять свое физиологическое равновесие.

Вопросы по теме:

1. Какой метод использует Джордж Вейллант для анализа внутреннего мира человека?

2. Как трактуются Вейллантом классические « защитные эго-механизмы» и базовое в психоанализе понятие « эго »?

3. Какие критерии предложены Вейллантом для коррекции защитных механизмов?

4. Чем зрелая защита отличается от инфантильной, невротической и психотической ?

5. Какой механизм направлен на переделывание внутреннего мира человека с целью избегания эмоционального напряжения? К какому уровню этот защитный механизм относится?

Контрольные задания:

Какие два из четырех ответов являются неверными?

1. Вейллант рассматривает «эго» в качестве ___________________________________.

(а) зрелой функции мозга

(б) исполнительной функции мозга

(в) инфантильной функции мозга

(г) адаптивной функции мозга

Какие два из четырех ответов являются верными?

2. Классификация Вейлланта построена на модели психического

здоровья, созданной по аналогии с ______________________________________________.

(а) творческим процессом

(б) принципом гомеостаза

(в) физическим здоровьем

(г) здоровым стрессом

Какой из ответов является неверным?

3. Принцип гомеостаза связан со здоровым консерватизмом человека, под которым подразумевается характерное для человека свойство __________________________________________________.

(а) сохранять зрелые эго -механизмы

(б) сохранять физиологическое равновесие

(в) сохранять личные энергетические затраты

(г) оценивать собственные ресурсы

Какой из ответов является неверным?

4. Зрелые механизмы самого высшего четвертого уровня в иерархической классификации психологических защит Вейлланта включают __________________________________________________________.

 

(а) альтруизм

(б) юмор

(в) подавление импульсов

(г) ипохондрию

Какой из ответов является неверным?

5. Инфантильные механизмы второго уровня в классификации Вейлланта проявляются в виде _____________________________________________________________.

(а) принятия роли «козла отпущения»

(б) провокационного поведения с целью привлечь всеобщее внимание

(в) мнимых подозрений и злопамятности

(г) использования юмора для снятия напряжения

 

Заключение

Предложенная Нормой Хаан утилитарная иерархия совладания, защиты и фрагментации характеризуется не традиционными для психоанализа критериями осознаваемости или неосознаваемости внутренних конфликтов, а наличием или отсутствием у человека возможности справиться с затруднением . Выбор совладания, защиты и фрагментации осуществляется в зависимости от наличия у человека возможности справиться с затруднением. Совладание, защита и фрагментация являются тремя разновидностями эго -процесса. Каждая из трех модальностей является качественной характеристикой четырех функций эго , описывающих выделенные Зигмундом Фрейдом десять классических механизмов. Относительно двух остальных модальностей совладание в концепции Нормы Хаан и Тэда Кроубера относится к нормативной характеристике, описывающей наиболее оптимальные процессы функционирования эго .

Основные положения главы:

>Норма Хаан и Тэд Кроубер рассматривают совладание, защиту и фрагментацию в качестве трех модальностей, или разновидностей, эго -процесса.

>Совладание характеризуется наличием цели и возможностью выбора, изменчивостью и гибкостью, а также четкой ориентацией на межличностную действительность и логику.

>Отличительной особенностью защиты является ее вынужденный характер, проявляющийся в ригидности, отрицании реальности, искажении логики и восприятия межличностной действительности.

>Фрагментация обусловлена лишениями и ограничениями, она отличается автоматизированностью и ритуалистичностью, аффективной и иррациональной направленностью вовне.

>В зависимости от модальности качественно изменяются и трансформируются четыре функции эго, описывающие выделенные Зигмундом Фрейдом классические десять механизмов защиты. Так, когнитивная функция разотождествления на уровне защиты проявляется в виде интеллектуализации. На уровне фрагментации разотождествление становится бессмыслицей.

Лишь на уровне совладания когнитивная функция разотождествления становится проявлением интеллектуальности или конструктивным проявлением интеллекта.

> Предложенная Нормой Хаан утилитарная иерархия совладания, защиты и фрагментации характеризуется отличными от традиционного психоанализа критериями, в качестве которых выступают наличие или отсутствие у человека возможности справиться с затруднением.

> В классификации Хаан совладание, защита и фрагментация располагаются иерархически. Совладание располагается на самом верхнем уровне, отражающем оптимальные процессы эго. Затем идет защита. Фрагментация располагается на самом нижнем уровне, отражающем разрушительные тенденции эго.

> Относительно защиты и фрагментации совладание является «нормативной» модальностью, характеризующей жизнь и деятельность человека в качестве открытой системы. Тем не менее совладание не отождествляется с достижением или недостижением социально желательного уровня, успехом или неудачей, а лишь описывает, каким образом человек достиг триумфа или потерпел поражение.

Ключевые термины:

модальность эго; нормативная модальность эго; совладание в качестве нормативной модальности в теории Нормы Хаан и Тэда Кроубера; э го -пути; совладание как процесс; согласованность поведения; открытая система; самоактуализация; утилитарная иерархия.

Базовые понятия главы:

Термин «нормативная модальность эго» введен Нормой Хаан для описания «рациональных, логических, продуктивных, разумных, цивилизованных, любящих, игровых и сензитивных аспектов проявления человеческого эго».

Модальностями эго в концепции Нормы Хаан и Тэда Кроубера называются три разновидности эго -процесса, в качестве которых выступают совладание, защита и фрагментация.

Нормативной модальностью в теории Нормы Хаан и Тэда Кроубера считается совладание относительно двух других модальностей – защиты и фрагментации как проявление более высокого уровня развития эго.

Совладание в качестве нормативной модальности характеризует жизнь и деятельность человека в качестве открытой системы , базирующейся на самопознании, самоактуализации, расширении личного опыта и поиске новизны.

Совладание в концепции Нормы Хаан и Тэда Кроубера не становится очередной ступенью развития человека, а является функциональным, продолжающимся и развивающимся процессом.

Процесс совладания в концепции Хаан и Кроубера представляет собой реалистичные и гибкие мысли и действия, направленные на разрешение проблемы и способствующие снижению стресса или внутреннего конфликта, воспринимаемого человеком в качестве тягостного эмоционального состояния.

Защитные тенденции в концепции Хаан и Кроубера отражаются в импульсивных реакциях и в ожидании устранения внутреннего беспокойства без непосредственного разрешения проблемной ситуации.

Согласованность поведения в теории Нормы Хаан относится к базовой характеристике поведения, согласно которой логику поступков того или иного человека можно найти даже на основе его планов, намерений и перспектив.

Эго-путями в концепции Хаан и Кроубера являются совладание, защита и фрагментация, относительно которых один и тот же импульс может проявиться вовне различными способами или путями, с различными целями и привести к различным результатам.

Утилитарная иерархия модальностей эго-процесса обусловлена наличием или отсутствием у человека возможности справиться с затруднением, в зависимости от чего он выбирает совладание, защиту или фрагментацию.

Открытая система в психологическом понятии характеризует жизнь и деятельность человека в качестве саморазвивающейся системы, проявляющейся в стремлении к самопознанию и самоактуализации, к расширению личного опыта и поиску новизны.

Самоактуализацией называется стремление человека стать тем, кем он может быть.

Вопросы по теме:

1. Как располагаются относительно друг друга фрагментация, защита и совладание в иерархической модели Нормы Хаан?

2. Какая из трех модальностей – совладание, фрагментация и защита – движима мотивацией приобретения компетентности?

3. Чем обусловлен утилитарный характер иерархической классификации Нормы Хаан?

4. Как в теории Нормы Хаан и Тэда Кроубера обосновывается положение о том, что увеличение эффективности совладания не ведет к использованию более агрессивных способов достижения желаемых целей?

5. Какую позицию в отношениях с другими занимает человек в процессе совладания?

Контрольные задания:

Какой из ответов является верным?

1. Понятие _______________________________________ качественно отличает развиваемый Нормой Хаан подход от классического психоанализа и бихевиоризма.

(а) мотив

(б) внутренний импульс

(в) согласованность

(г) внешний стимул

Какие два из четырех ответов являются верными?

2. Совладание в теории Хаан и Кроубера определяется в качестве нормативной модальности эго относительно защиты и фрагментации в силу _______________________________________________.

(а) независимости совладания от процесса эго

(б) усиления эффективности совладания за счет агрессивных способов достижения желаемых целей

(в) направленности совладания на точное и адекватное разрешение проблем

(г) ориентированности совладания на социальное взаимодействие с позиции равных

Какой из ответов является верным?

3. В теории Нормы Хаан и Тэда Кроубера совладание показывает ___________________________________________________________.

(а) уровень достигнутого человеком успеха

(б) наличие у человека внутреннего или внешнего конфликта

(в) каким образом человек достиг успеха или потерпел поражение

(г) отсутствие у человека внутреннего или внешнего конфликта

Какой из ответов является верным?

4. Основным отличием иерархической классификации Нормы Хаан и Тэда Кроубера от других эго-ориентированных классификаций является ее _____________________ характер.

(а) ценностный

(б) свободный

(в) последовательный

(г) утилитарный

Какие два из четырех ответов являются неверными?

5. В отличие от самоактуализации, совладание, с точки зрения Нормы Хаан _______________________________________________________________________________.

(а) не является конечным социально желательным уровнем

(б) относится к постоянно развивающейся открытой системе

(в) является конечным социально желательным уровнем

(г) относится к более устойчивой системе

 

Заключение

В теории совладания со стрессом акцент смещен с анализа механизмов и процессов эго на изучение оценки человеком стрессового фактора и ее роли. Базовым понятием в теории стресса является оценка человеком специфических требований ситуации в качестве чрезмерных или подавляющих.

Смещение акцента с механизмов, функций и эго-процессов на процесс совладания является несомненным достоинством этой теории. Ричард Лазарус и Сюзан Фолкман различают три процесса, имеющих отношение к взаимодействию человека со стрессовыми факторами: первичная когнитивная оценка, вторичная когнитивная оценка и совладание. В концепции Лазаруса и Фолкман акцент также смещен с эго -механизмов на стратегии совладания. Еще одним достоинством теории стресса является смещение акцента со стабильных личностных свойств, черт и стилей на динамику процесса совладания.

Основные положения главы:

>В разрабатываемой Ричардом Лазарусом и Сюзан Фолкман теории совладание рассматривается через призму как взаимодействия человека со стрессовыми событиями, так и когнитивной оценкой самого стрессора. Предпочтение человеком стратегий совладания со стрессом зависит от имеющихся для совладания личностных ресурсов и когнитивной оценки стрессового события.

>Отличительными свойствами когнитивной оценки является ее сфокусированность на выявлении значимости стрессового события или фактора. Исследователи выделяют когнитивную оценку первого и второго уровня, соответственно названных «первичной когнитивной оценкой» и «вторичной когнитивной оценкой».

> Первичная когнитивная оценка интерпретирует характер столкновения со стрессовыми факторами и проявляется в виде типичных мыслей, например: «Извлеку ли я из этого пользу или же окажусь в какой-либо неприятной ситуации сейчас или в будущем?»

> Относительно влияния стрессора на благополучие человека различают три разновидности первичных когнитивных оценок: (1) безразличная; (2) слегка позитивная; (3) стрессовая. Стрессовые когнитивные оценки, в свою очередь, различаются между собой.

>К когнитивной оценке второго уровня относятся рефлексивные мысли человека по поводу негативного события, возникающие после первичной интуитивной оценочной реакции: «Возможно ли в этой ситуации что-либо предпринять?» От вторичной когнитивной оценки зависит как выбор стратегии, так и исход процесса совладания. Вторичной оценке исследователи дали определение проблемно-ориентированных, или когнитивно-ориентированных, стратегий совладания.

>Когнитивная оценка выступает в качестве медиатора между стрессовой реакцией и совладанием. От специфики когнитивной оценки также зависит тип эмоциональной реакции человека в стрессовой ситуации.

>Оценка стрессового фактора в качестве вызова способствует сохранению контроля как за ходом развития ситуации, так и за исходом совладания.

Ключевые термины:

когнитивная теория совладания со стрессом; стресс; стрессовое событие; стрессор; когнитивная оценка; первичная когнитивная оценка; вторичная когнитивная оценка; совладание со стрессовой ситуацией; личностные ресурсы; оценка угрозы.

Базовые понятия главы:

Совладание в когнитивной теории совладания со стрессом Лазаруса и Фолкман рассматривается в качестве независимой от эго -процесса категории, обусловленной субъективной когнитивной оценкой стрессового фактора.

Под совладающими способами в концепции Лазарус и Фолкман понимаются когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на взаимодействие с ситуацией, оцениваемой в качестве отягощающей или превышающей его личностные ресурсы.

Стрессом в концепции Лазаруса и Фолкман называют специфические отношения между окружающей средой и человеком, которые оцениваются им как отягощающие или превышающие его внутренние ресурсы или представляющие угрозу его личному благополучию.

Стрессором является любой стрессовый фактор, в качестве которого может выступать внешний или внутренний раздражитель.

Когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман рассматривается в качестве интуитивной реакции на любой внешний раздражитель, который человек автоматически воспринимает в качестве потенциально угрожающего фактора.

Первичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман

представляет собой первичную интуитивную оценочную реакцию человека, связанную с восприятием и интерпретацией стрессора в качестве угрозы, вреда или вызова.

Вторичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман

представляет собой рефлексивные мысли человека, связанные с размышлением о доступных способах разрешения стрессовой ситуации, которые возникают после первичной интуитивной оценочной реакции.

Стрессовой когнитивной оценкой в концепции Лазаруса и Фолкман

называется восприятие человеком стрессового фактора в качестве вреда, угрозы или вызова.

Оценка угрозы является результатом восприятия человеком стрессового фактора в качестве представляющего угрозу личному благополучию.

К личностным ресурсам относятся имеющиеся у человека для совладания со стрессором возможности, в качестве которых рассматриваются относительно устойчивые личностные и социальные переменные.

Вопросы по теме:

1. Что представляет собой первичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман?

2. Назовите разновидности первичных когнитивных оценок. Чем они отличаются друг от друга?

3. В качестве какой стратегии в концепции Лазаруса и Фолкман выступает вторичная когнитивная оценка?

4. От каких факторов, согласно теории Лазаруса и Фолкман, зависит сохранение контроля в ситуации стресса?

5. Какая ситуация рассматривается в теории Лазаруса и Фолкман в качестве стрессовой?

Контрольные задания:

Какие два из четырех ответов являются неверными?

1. Отличительной особенностью стрессо-ориентированного подхода является изучение феномена совладания в качестве ____________________________________ категории.

(а) противоположной защите

(б) независимой от эго , или Я

(в) вызванной стрессором

(г) зависящей от когнитивной оценки

Какой из ответов является неверным?

2. Вторичная когнитивная оценка в концепции Лазарус и Фолкман имеет отношение к ____________________________________________________________________________.

(а) рефлексивным мыслям о доступных способах разрешения стрессовой ситуации

(б) размышлению об имеющихся ресурсах для разрешения ситуации

(в) проблемно-ориентированному совладанию

(г) интуитивной оценочной реакции на стрессор

Какой из ответов является неверным?

3. Первичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман имеет отношение к ___________________________________________________________________.

(а) оценке стрессора в качестве угрозы, вреда или вызова

(б) когнитивно-ориентированному способу совладания

(в) интерпретации характера столкновения со стрессовыми факторами относительно благополучия человека

(г) интуитивной оценочной реакции человека на стрессор

Какие два из четырех ответов являются верными?

4. Согласно концепции Лазаруса и Фолкман сохранение контроля над стрессовой ситуацией обусловлено ____________________________________________________________.

(а) возможностью получения предполагаемого результата вследствие использования той или иной стратегии

(б) оценкой стрессового фактора в качестве вызова

(в) ожиданием потерь в будущем

(г) оценкой стрессового фактора в качестве угрозы

Какие два из четырех ответов являются неверными?

5. В качестве личностных возможностей или ресурсов в концепции Лазаруса и Фолкман рассматриваются _________________________________________________________.

(а) устойчивые личностные и социальные переменные

(б) имеющиеся у человека возможности справиться со стрессором

(в) доступная в ситуации стресса когнитивная оценка

(г) способность человека сохранять контроль над стрессовым событием

 

Концептуальная основа тренинга

В основе тренинга лежит концепция Совладающего Интеллекта , базирующаяся на дифференциально-психологическом подходе к изучению взаимодействия интегральной индивидуальности человека с миром. В разрабатываемом подходе интегрируются достижения общей и консультативной психологии, гуманистической психологии и психологии личности, позитивной психологии и конфликтологии, клинической и медицинской психологии, а также ситуационного подхода и анализа жизненного пути.

Базовое положение тренингаРаскрытие каждым человеком своего уникального своеобразия является базовым положением психологического тренинга развития Совладающего Интеллекта . С этой точки зрения совладающим является такой способ взаимодействия человека с повседневными трудностями, который ведет к воплощению в жизнь актуальных потребностей и значимых целей и способствует реализации уникальной индивидуальности каждого из нас. Совладание напрямую связано с субъективным ощущением психологического благополучия или счастья. Оказывая позитивное влияние на психологическое, социальное и психосоматическое благополучие человека, совладание является противоположностью психологической защиты. Под психологической защитой понимается использование человеком неоптимальных, неконструктивных и неэффективных стратегий, препятствующих раскрытию его уникального своеобразия и негативно влияющих на взаимодействие с другими людьми и с миром в целом. Психологическая защита отрицательно сказывается на удовлетворенности собой и своей собственной жизнью. Под совладанием понимается использование оптимальных, конструктивных и эффективных стратегий, способствующих раскрытию уникального своеобразия человека и оказывающих благоприятное воздействие на взаимодействие с другими людьми и с миром в целом.

Основная направленность и задача тренинга развития Совладающего Интеллекта Основная направленность тренинга. Тренинг развития Совладающего Интеллекта направлен на выявление и развитие благоприятных, а также диагностику неблагоприятных способов, используемых человеком для достижения желаемых целей и разрешения встречающихся на его жизненном пути трудностей.

Отличительные особенности тренинга развития Совладающего Интеллекта Отличительной особенностью тренинга развития Совладающего Интеллекта является смещение акцента – точки отсчета и направленности тренинга в базовых сферах психологического анализа и консультирования с неблагоприятных, защитных позиций на благоприятные, совладающие.

Анализ используемых человеком способов vs анализ личной жизни человека Отличительной особенностью тренинга является смещение акцента с анализа личной жизни человека на анализ используемых человеком способов разрешения жизненных затруднений . Тренинг направлен на анализ используемых человеком способов разрешения затруднительных ситуаций , а не анализ его самого или его личной жизни. Заложенный в тренинге подход назван нами «ИНКОГНИТО» ( Либина, 1988 ). В переводе с английского incognito означает «сохранение анонимности или неприкосновенности». Сохранение статуса-кво участника тренинга является принципиально важным. Каждый человек имеет право охранять свою внутреннюю жизнь от вмешательства других людей, включая психологические тренинги и индивидуальное консультирование. Довольно сложно научиться отстаивать собственные права в повседневной жизни, если в процессе тренинга или консультации человеку приходится допускать посторонних людей в самые интимные сферы своей личной жизни, образно говоря, «выворачивать свою душу наизнанку». В тренинге Совладающего Интеллекта каждый человек раскрывает свою личную жизнь лишь настолько, насколько это ему удобно и приемлемо.

Анализ затруднительной для человека ситуации vs анализ личности человека Смещение акцента с личности на затруднительную ситуацию

является еще одной отличительной особенностью методологии тренинга Совладающего Интеллекта . Вместо свойственного для психоаналитической практики использования ориентированного-на-личность анализа и/или ориентированного-на-социум-анализа , в развиваемом нами подходе акцент делается на самом предмете затруднения и связанной с ним сложной ситуации. Иными словами, в ходе ориентированного-на-предмет-анализа исследованию подвергается не частная жизнь участника, а вызывающая затруднение ситуация, а также используемые для ее разрешения способы. Вместо анализа личности человека, испытывающего затруднение, и деталей его личной жизни, анализу подвергаются особенности конкретной затруднительной ситуации, а также связанные с ней мысли, эмоции и поступки человека.

Психологическая диагностика психологических проблем vs наклеивание ярлыка «глупый», «патологичный», «больной» Смещение акцента с наклеивания ярлыка «глупый, «патологический», «больной» на использование всесторонней психологической диагностики проблем и затруднений является следующей отличительной особенностью тренинга. Наклеивать на человека ярлык «глупый» или «патологичный» только потому, что он испытывает в жизни затруднение и имеет психологические проблемы, явно неправомерно. Каждый человек имеет психологические проблемы. Каждый из нас в той или иной ситуации испытывает трудности. Справляясь с этими трудностями, мы используем как успешные, совладающие стратегии, которые приводят нас к желаемой цели, так и защитные стратегии, которые уводят от желаемой цели в сторону. Однако из этого не следует, что каждого испытывающего затруднение и имеющего психологические проблемы человека следует считать «патологичным», «дезориентированным» или «глупым».

Обыкновенный человек с обычными повседневными проблемами vs патологическая <

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...