Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивная оценка в качестве медиатора между реакцией стресса и стратегией совладания

Лазарус и Фолкман отмечают, что гнев, возникший в результате экстернализации чувства вины из-за неспособности справиться с проблемой, отличает пятую ситуацию от первой, где чувству депрессии способствовала оценка ситуации в качестве безнадежной. Оценка стрессовой ситуации обусловливает тот или иной тип эмоциональной реакции. Как отмечают авторы: «…мы можем перевернуть рассуждения о когнитивной оценке и применить обратную логику от специфического вида эмоций, скажем, гнева, депрессии, беспокойства, зависти, ревности и так далее, к специфическому паттерну оценки, вызвавшей эту эмоцию. К примеру, чувство неизбежного, но неоднозначного и символического вреда закончится беспокойством, а суждение о том, что некто был намеренно оскорблен, вызовет гнев» ( 1984, с. 37 ). В таком случае когнитивная оценка выступает в качестве медиатора между реакцией стресса и совладанием (рис. 3).

В рассматриваемой теории понятие стресса изучается как с точки зрения процесса совладания со стрессовым событием, так и отношений между человеком и стрессором.

Стрессором считаются специфические взаимоотношения между окружающей средой и человеком, когнитивно воспринимаемые в качестве отягощающих или превышающих внутренние ресурсы человека или же представляющие угрозу для его личного благополучия.

 

Рис. 3. Когнитивная оценка в качестве медиатора между реакцией стресса и стратегией совладания по материалам Лазарус и Фолкман (Lazarus & Folkman, 1984)

Значение стрессора или стрессового события определяется с помощью первичной и вторичной когнитивных оценок.

>В результате первичной когнитивной оценки человеком оценивается значимость взаимоотношений со средой с точки зрения выяснения характера влияния ситуации на состояние личного благополучия.

>Вторичная когнитивная оценка направлена на оценку человеком имеющихся в его распоряжении личных ресурсов и возможностей, необходимых для того, чтобы справиться с конкретной ситуацией.

Таким образом, совладанием в концепции Ричарда Лазаруса и Сюзан Фолкман называются «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на то, чтобы справиться с определенными внешними или внутренними требованиями, оцениваемыми в качестве отягощающих или превышающих личностные ресурсы человека» (1984, с. 178).

В когнитивной теории совладания со стрессом огромное внимание исследователями уделяется сохранению или утрате человеком контроля над ситуацией. Под потерей контроля понимается невозможность получения предполагаемого результата вследствие использования той или иной стратегии. Сохранением контроля считается возможность получения предполагаемого результата вследствие использования конкретной стратегии. В случае потери контроля над ситуацией человек испытывает стресс. В случае сохранения контроля над развитием процесса совладания и его исходом стресса не возникает. Оценка стрессового фактора в качестве вызова напрямую связана с сохранением контроля как за ходом развития ситуации, так и за исходом совладания, поэтому «…вызов может быть определен в качестве сохранения самоконтроля перед лицом бедственной ситуации…» (1984, с. 36). Тем не менее когнитивная оценка вызова и сопутствующие ей позитивные эмоции не возникают без предпринимаемых человеком для совладания со стрессовым фактором усилий.

Заключение

В теории совладания со стрессом акцент смещен с анализа механизмов и процессов эго на изучение оценки человеком стрессового фактора и ее роли. Базовым понятием в теории стресса является оценка человеком специфических требований ситуации в качестве чрезмерных или подавляющих.

Смещение акцента с механизмов, функций и эго-процессов на процесс совладания является несомненным достоинством этой теории. Ричард Лазарус и Сюзан Фолкман различают три процесса, имеющих отношение к взаимодействию человека со стрессовыми факторами: первичная когнитивная оценка, вторичная когнитивная оценка и совладание. В концепции Лазаруса и Фолкман акцент также смещен с эго -механизмов на стратегии совладания. Еще одним достоинством теории стресса является смещение акцента со стабильных личностных свойств, черт и стилей на динамику процесса совладания.

Основные положения главы:

>В разрабатываемой Ричардом Лазарусом и Сюзан Фолкман теории совладание рассматривается через призму как взаимодействия человека со стрессовыми событиями, так и когнитивной оценкой самого стрессора. Предпочтение человеком стратегий совладания со стрессом зависит от имеющихся для совладания личностных ресурсов и когнитивной оценки стрессового события.

>Отличительными свойствами когнитивной оценки является ее сфокусированность на выявлении значимости стрессового события или фактора. Исследователи выделяют когнитивную оценку первого и второго уровня, соответственно названных «первичной когнитивной оценкой» и «вторичной когнитивной оценкой».

> Первичная когнитивная оценка интерпретирует характер столкновения со стрессовыми факторами и проявляется в виде типичных мыслей, например: «Извлеку ли я из этого пользу или же окажусь в какой-либо неприятной ситуации сейчас или в будущем?»

> Относительно влияния стрессора на благополучие человека различают три разновидности первичных когнитивных оценок: (1) безразличная; (2) слегка позитивная; (3) стрессовая. Стрессовые когнитивные оценки, в свою очередь, различаются между собой.

>К когнитивной оценке второго уровня относятся рефлексивные мысли человека по поводу негативного события, возникающие после первичной интуитивной оценочной реакции: «Возможно ли в этой ситуации что-либо предпринять?» От вторичной когнитивной оценки зависит как выбор стратегии, так и исход процесса совладания. Вторичной оценке исследователи дали определение проблемно-ориентированных, или когнитивно-ориентированных, стратегий совладания.

>Когнитивная оценка выступает в качестве медиатора между стрессовой реакцией и совладанием. От специфики когнитивной оценки также зависит тип эмоциональной реакции человека в стрессовой ситуации.

>Оценка стрессового фактора в качестве вызова способствует сохранению контроля как за ходом развития ситуации, так и за исходом совладания.

Ключевые термины:

когнитивная теория совладания со стрессом; стресс; стрессовое событие; стрессор; когнитивная оценка; первичная когнитивная оценка; вторичная когнитивная оценка; совладание со стрессовой ситуацией; личностные ресурсы; оценка угрозы.

Базовые понятия главы:

Совладание в когнитивной теории совладания со стрессом Лазаруса и Фолкман рассматривается в качестве независимой от эго -процесса категории, обусловленной субъективной когнитивной оценкой стрессового фактора.

Под совладающими способами в концепции Лазарус и Фолкман понимаются когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на взаимодействие с ситуацией, оцениваемой в качестве отягощающей или превышающей его личностные ресурсы.

Стрессом в концепции Лазаруса и Фолкман называют специфические отношения между окружающей средой и человеком, которые оцениваются им как отягощающие или превышающие его внутренние ресурсы или представляющие угрозу его личному благополучию.

Стрессором является любой стрессовый фактор, в качестве которого может выступать внешний или внутренний раздражитель.

Когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман рассматривается в качестве интуитивной реакции на любой внешний раздражитель, который человек автоматически воспринимает в качестве потенциально угрожающего фактора.

Первичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман

представляет собой первичную интуитивную оценочную реакцию человека, связанную с восприятием и интерпретацией стрессора в качестве угрозы, вреда или вызова.

Вторичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман

представляет собой рефлексивные мысли человека, связанные с размышлением о доступных способах разрешения стрессовой ситуации, которые возникают после первичной интуитивной оценочной реакции.

Стрессовой когнитивной оценкой в концепции Лазаруса и Фолкман

называется восприятие человеком стрессового фактора в качестве вреда, угрозы или вызова.

Оценка угрозы является результатом восприятия человеком стрессового фактора в качестве представляющего угрозу личному благополучию.

К личностным ресурсам относятся имеющиеся у человека для совладания со стрессором возможности, в качестве которых рассматриваются относительно устойчивые личностные и социальные переменные.

Вопросы по теме:

1. Что представляет собой первичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман?

2. Назовите разновидности первичных когнитивных оценок. Чем они отличаются друг от друга?

3. В качестве какой стратегии в концепции Лазаруса и Фолкман выступает вторичная когнитивная оценка?

4. От каких факторов, согласно теории Лазаруса и Фолкман, зависит сохранение контроля в ситуации стресса?

5. Какая ситуация рассматривается в теории Лазаруса и Фолкман в качестве стрессовой?

Контрольные задания:

Какие два из четырех ответов являются неверными?

1. Отличительной особенностью стрессо-ориентированного подхода является изучение феномена совладания в качестве ____________________________________ категории.

(а) противоположной защите

(б) независимой от эго , или Я

(в) вызванной стрессором

(г) зависящей от когнитивной оценки

Какой из ответов является неверным?

2. Вторичная когнитивная оценка в концепции Лазарус и Фолкман имеет отношение к ____________________________________________________________________________.

(а) рефлексивным мыслям о доступных способах разрешения стрессовой ситуации

(б) размышлению об имеющихся ресурсах для разрешения ситуации

(в) проблемно-ориентированному совладанию

(г) интуитивной оценочной реакции на стрессор

Какой из ответов является неверным?

3. Первичная когнитивная оценка в концепции Лазаруса и Фолкман имеет отношение к ___________________________________________________________________.

(а) оценке стрессора в качестве угрозы, вреда или вызова

(б) когнитивно-ориентированному способу совладания

(в) интерпретации характера столкновения со стрессовыми факторами относительно благополучия человека

(г) интуитивной оценочной реакции человека на стрессор

Какие два из четырех ответов являются верными?

4. Согласно концепции Лазаруса и Фолкман сохранение контроля над стрессовой ситуацией обусловлено ____________________________________________________________.

(а) возможностью получения предполагаемого результата вследствие использования той или иной стратегии

(б) оценкой стрессового фактора в качестве вызова

(в) ожиданием потерь в будущем

(г) оценкой стрессового фактора в качестве угрозы

Какие два из четырех ответов являются неверными?

5. В качестве личностных возможностей или ресурсов в концепции Лазаруса и Фолкман рассматриваются _________________________________________________________.

(а) устойчивые личностные и социальные переменные

(б) имеющиеся у человека возможности справиться со стрессором

(в) доступная в ситуации стресса когнитивная оценка

(г) способность человека сохранять контроль над стрессовым событием

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...