Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 12 Возрастные особенности и половые различия в предпочтении защиты и совладания

 

На следующем этапе проведения международного исследования Совладающего Интеллекта проверялась гипотеза о возрастной динамике изменения репертуара стратегий совладания и защиты. В эксперименте принимали участие подростки от 13 до 15 лет, молодые юноши и девушки от 18 до 25 лет и взрослые от 30 до 55 лет. Специальное внимание уделялось анализу различий между мужчинами и женщинами в предпочтении совладающих и защитных стратегий. Изучение различий между группами испытуемых, объединенных по анализируемому признаку, проводилось с помощью t-критерия Стьюдента.

Возрастные различия в предпочтении стратегий совладающего и защитного поведения

Как показали результаты исследования, взрослые люди чаще прибегают к использованию совладающих стратегий, по сравнению с молодежью и подростками. В предпочтении стратегий подростки и взрослые находятся на крайних полюсах. Причем если подростки находятся на крайнем полюсе использования защитных стратегий, то взрослые находятся на крайнем полюсе предпочтения совладающих стратегий. Молодые юноши и девушки по частоте использования стратегий защитного и совладающего поведения занимают промежуточное положение между группами подростков и взрослых. Профиль выраженности стратегий у молодых людей имеет более усредненный характер. Этот факт дает основание предположить, что молодежь реже отдает явное предпочтение каким-либо определенным стратегиям перед другими, проявляя поисковую активность, основанную на переборе различных вариантов поведения.

В целом различия между подростками и взрослыми в использовании совладающих и защитных стратегий оказались статистически более значимыми, чем между подростками и молодежью, а также молодежью и взрослыми. Как показали данные исследования, в репертуаре поведения молодежи в затруднительных ситуациях чаще преобладают защитные стратегии, в то время как взрослые люди при разрешении жизненных трудностей чаще отдают предпочтение совладающему поведению. Устойчивое предпочтение определенных стратегий взрослыми и подростками носит более явный характер и имеет разную направленность.

Сравнение группы подростков (школьников) и взрослых позволило выявить различия между этими возрастными группами по предпочтению трех стратегий защитного характера подростками и предпочтению трех совладающих стратегий взрослыми.

Между школьниками (подростками) и студентами (молодежью) обнаружены существенные различия по предпочтению подростками одной защитной стратегии и предпочтению молодежью одной стратегии совладающего характера. Между молодежью и взрослыми обнаружены существенные различия по предпочтению юношами и девушками четырех стратегий защитного характера. Остановимся более подробно на содержательном анализе полученных данных.

Предпочтение стратегий совладания и защиты молодежью

В группе молодежи, по сравнению с группой взрослых людей, чаще отмечается предпочтение пассивной социально-ориентированной поведенческой защитной стратегии , связанной с манипулятивным поведением, склонностью в затруднительной ситуации полагаться на других и добиваться от окружающих конкретных действий по ее разрешению.

С другой стороны, молодым людям в большей степени по сравнению, например, с подростками свойственно отличать реалистичные установки по отношению к другим от искаженных.

Сравнительный анализ молодежи и взрослых. Отказ от социальной формы активности и уход от разрешения актуального затруднения в сочетании со склонностью к манипуляции являются отличительными особенностями поведения обследованной группы молодых людей. Молодым людям в большей степени свойственно манипулировать инструментальной социальной поддержкой без принятия на себя ответственности за сохранение справедливости в отношениях. Встречая на своем пути затруднения, молодые люди в большей степени, чем взрослые, полагаются на материальную помощь со стороны. При этом молодые люди полагают, что окружающие сами догадаются им помочь. Причем без всяких напоминаний и просьб. Юноши и девушки склонны добиваться от окружающих конкретных действий, направленных на разрешение их личных проблем и трудностей. Им также свойственно оттягивать с разрешением неблагоприятной ситуации, дожидаясь, пока кто-то не станет действовать вместо них.

Юноши и девушки чаще взрослых используют активную социально-ориентированную эмоциональную защитную стратегию , указывающую на свойственную им склонность реагировать на испытываемое затруднение компульсивным проявлением гнева и открытым проявлением враждебности по отношению к окружающим. Молодые люди также чаще взрослых склонны оказывать на других эмоциональное давление, обвинять как других, так и самих себя.

Молодежь чаще взрослых использует активную личностно-ориентированную эмоциональную защитную стратегию , указывающую на склонность воспринимать испытываемое затруднение в качестве проявления слабости и вытекающей из этого склонности к самообвинению и негативному к себе отношению. Для молодых людей характерно обращать эмоции против себя и усугублять их негативное воздействие.

Различия между молодежью и взрослыми также обнаружены в предпочтении пассивной социально-ориентированной эмоциональной защитной стратегии , указывающей на тенденцию молодых людей при встрече с затруднениями «предчувствовать» в свой адрес упреки за проявление сомнений и слабости, обижаться на окружающих и проявлять негативизм. Оказавшись в затруднительной ситуации, молодые юноши и девушки чаще взрослых людей страдают от возможного негативного к ним отношения со стороны других. Молодые люди глубоко страдают, представляя, как окружающие обрушиваются на них с обвинениями или критическими замечаниями по поводу тех или иных действий. Столкнувшись с проблемой, они переживают, что все статут считать их неудачниками в случае, если не удастся справиться с затруднением успешно. Им в большей степени свойственны необоснованные подозрения и компульсивные вспышки ненависти. Юноши и девушки зачастую представляют, что окружающие осуждают их за испытываемые в жизни затруднения или радуются их проблемам. Молодые люди чаще прибегают к косвенному проявлению агрессии в виде обиды, проявляя эту агрессию в пассивной форме в виде оказания окружающим сопротивления, а также игнорирования чужих интересов, эмоций и чувств.

Сравнительный анализ группы молодежи и подростков. Вместе с тем, сталкиваясь с препятствиями, молодые люди чаще подростков используют пассивную социально-ориентированную когнитивную совладающую стратегию, связанную с сохранением адекватности восприятия социума и социальной информации. Степень дифференциации социальной информации у юношей и девушек намного выше, чем у подростков. В критических ситуациях молодежь более способна различать свои и чужие мнения. Молодым людям в большей степени свойственно отличать реалистичные установки по отношению к другим от искаженных.

Предпочтение стратегий совладания и защиты подростками

У подростков чаще, чем у взрослых, встречается предпочтение социально-ориентированных стратегий защитного характера , в частности активной социально-ориентированной эмоциональной защитной стратегии . Сталкиваясь с препятствиями, подростки чаще взрослых характеризуются компульсивным проявлением испытываемого раздражения, обвинением окружающих в намеренном причинении проблем и оказанием на других эмоционального давления. В сравнении с молодежью подростки чаще вместо поиска возможностей разрешения затруднений акцентируют внимание на барьерах и препятствиях.

Сравнительный анализ группы молодежи и подростков. Из трех предпочитаемых подростками социально-ориентированных стратегий защитного характера две относятся к активным. Школьники отличаются от взрослых предпочтением активной социально-ориентированной эмоциональной защитной стратегии, характеризующей подростков как склонных к компульсивному проявлению эмоций по отношению к окружающим, к обвинению окружающих и открытому проявлению враждебности. Подростки чаще взрослых раздражаются и срывают свой гнев на «любого, кто под руку попадется». С целью достижения желаемого подростки чаще взрослых прибегают к эмоциональному шантажу, оказывая на других эмоциональное давление. Подростки также склонны к обвинению окружающих в намеренном причинении им проблем, упрекая их в черствости и непонимании.

Следующие по значимости различия между группами школьников и взрослых обнаружены по предпочтению подростками пассивной социально-ориентированной эмоциональной защитной стратегии, которая также оказалась выраженной в группе молодежи. Как показало исследование, молодежь использует эту стратегию чаще подростков. Тем не менее подростки также склонны к проявлению косвенной и пассивной агрессии. В затруднительных обстоятельствах подростки склонны обижаться на окружающих и проявлять негативизм, а также «предчувствовать» в свой адрес упреки за проявление сомнений и слабости.

Различия между школьниками и взрослыми людьми обнаружены в предпочтении активной социально-ориентированной когнитивной защитной стратегии, указывающей на довольно искаженные представления подростков о справедливости во взаимоотношениях с окружающими, что сказывается на восприятии социальной информации. Школьники склонны подозревать окружающих в намеренном причинении им неприятностей, усматривать в добрых намерениях других злой умысел и принимать поддержку окружающих за манипуляционные игры. При этом школьники склонны считать, что окружающие всегда и во всем должны оказывать им безусловную поддержку. Тем не менее следует отдать подросткам должное – они признают, что им свойственна склонность незаметно для себя нарушать справедливость в отношениях и что их представления о справедливости не всегда отличаются объективностью. И все же в затруднительной ситуации подростки зачастую воспринимают окружающих через призму причиненной им обиды, воспринимая возникшие на своем пути трудности в качестве подтверждения существования глобальной несправедливости в мире.

Сравнительный анализ группы молодежи и подростков. Школьники чаще студентов используют активную предметно-ориентированную когнитивную защитную стратегию , суть которой заключается в создании когнитивных барьеров, искажающих когнитивный процесс поиска реальных вариантов разрешения затруднительной ситуации. Подростки сосредотачивают внимание на отсутствующих возможностях вместо существующих гораздо чаще юношей и девушек старшего возраста. Для школьников характерно акцентирование внимания на барьерах, непреодолимых препятствиях и дополнительных сложностях, делающих разрешение ситуации невозможным. Отличительной особенностью подростков, по сравнению с молодежью, является негативная когнитивная антиципация, или искаженное прогнозирование будущего. Вместо объективного прогнозирования событий будущего они склонны сосредотачиваться на допущенных по отношению к ним в прошлом несправедливостях. Подростки в большей степени склонны считать, что судьба относится к ним неблагосклонно и что им никогда в жизни не везет.

Предпочтение стратегий совладания и защиты взрослыми людьми

Взрослых людей в затруднительных ситуациях отличает адекватность эмоционального самовосприятия, стремление понять эмоциональное состояние окружающих и учитывать их интересы. Взрослые, по сравнению со школьниками и молодежью, выгодно отличаются своей готовностью к сотрудничеству и стремлением к поддержанию и восстановлению справедливых взаимоотношений с окружающими в ходе разрешения проблем.

Сравнительный анализ взрослых и подростков. Взрослые чаще школьников отдают предпочтение пассивной личностно-ориентированной эмоциональной совладающей стратегии , связанной с сохранением в сложной ситуации адекватности эмоционального самовосприятия. Они способны к сохранению в затруднительной ситуации самоуважения и позитивного отношения к себе, а также сохранению адекватного восприятия собственных желаний и возможностей. Эмоциональная аутоэмпатия позволяет взрослым принимать собственные эмоциональные переживания в качестве существующей реальности. Принимая неприятности в качестве реального, хотя и весьма неприятного для себя факта, взрослым людям тем самым чаще удается сохранять эмоциональный самоконтроль. В трудные моменты жизни взрослые стремятся сохранять самообладание и регулировать проявление эмоций вовне.

Даже в самых крайних обстоятельствах они стремятся выражать испытываемые эмоции адекватно ситуации и в наиболее приемлемой форме.

Гораздо реже подростков взрослые люди воспринимают эмоциональные переживания в качестве проявления слабости и чаще используют пассивную социально-ориентированную эмоциональную совладающую стратегию , связанную с адекватной социальной антиципацией, попыткой понять эмоциональное состояние окружающих и стремлением при разрешении жизненных затруднений учитывать интересы других.

Самые значимые различия между взрослыми и подростками выявлены в предпочтении активной социально-ориентированной поведенческой совладающей стратегии. Эта стратегия связана с непосредственным осуществлением сотрудничества с другими, восстановлением и поддержанием справедливых взаимоотношений с окружающими в ходе разрешения затруднительных ситуаций. Взрослые люди используют эту стратегию гораздо чаще подростков. Полученные в ходе исследования результаты позволяют утверждать, что в сложных жизненных ситуациях поведение взрослых людей отличается зрелостью и конструктивной направленностью. Даже в самые трудные моменты жизни взрослые склонны концентрироваться на эффективном разрешении собственных проблем, при этом предпринимая усилия по поддержанию справедливых взаимоотношений с другими. Последовательное разрешение взрослыми людьми возникшего затруднения отнюдь не является помехой стремления к сотрудничеству. В отличие от подростков взрослые стремятся при достижении своих личных целей учитывать интересы и желания окружающих. Вместо свойственной подросткам тенденции устраняться из социальной сферы и манипулировать окружающими для достижения своих личных интересов, зрелые люди в ходе разрешения жизненных трудностей проявляют готовность взаимодействовать с окружающими и оказывать поддержку.

Сравнительный анализ взрослых и молодежи. Стремление к взаимопомощи и взаимной поддержке также кардинально отличает поведение взрослых от поведения юношей и девушек, которые, столкнувшись с затруднением, склонны полагаться на других, то есть прибегают к пассивной социально-ориентированной поведенческой защитной стратегии . Взрослые люди способны в процессе разрешения затруднительных ситуаций устанавливать перспективные взаимоотношения с окружающими, в то время как молодые люди невольно лишают себя социальной поддержки и восстанавливают окружающих против себя. В отличие от юношей и девушек, которые в затруднительных ситуациях имеют тенденцию невольно нарушать справедливость в отношениях и склонны к обвинению окружающих в намеренном причинении им неприятностей, взрослые стремятся в трудные моменты жизни восстановить справедливость в отношениях, принося свои извинения или выражая благодарность.

Возрастные различия в структуре темперамента в контексте исследования защиты и совладания у подростков, молодежи и взрослыхИсследование сферы темперамента позволило выяснить, какие формально-динамические характеристики оказывают большее влияние на свойственные для подростков, молодежи и взрослых людей предпочтения совладающих или защитных стратегий.

Возрастные различия в структуре темперамента в группе подростков и взрослыхСравнительный анализ темпераментальных характеристик показал, что бурная темпераментальная активность подростков свидетельствует о свойственной этому возрасту кипучей энергии во взаимодействии с окружающими. Тем не менее свойственная взрослым предметная пластичность (предметная гибкость) и общая предметная активность (предметная эргичность) способствуют совладанию в большей степени, чем высокая активность в социальной сфере ( социальная эргичность ) представителей юного поколения.

Можно предположить, что предметная направленность психомоторной активности ( предметной эргичности ) в сочетании с гибкостью в освоении предметной сферы ( предметной пластичностью ) позволяет взрослым людям успешно трансформировать энергию темперамента в конкретные совладающие стратегии. Предметная направленность эргичности и пластичности взрослых выгодно отличает их от социальной темпераментальной активности ( социальной эргичности) подростков. Подростки отличаются высокой активностью в социальной сфере, легче устанавливают контакты с окружающими и в большей степени стремятся к общению с широким кругом людей. Подростки более открыты новым знакомствам и стремятся к расширению своего круга общения. Однако, поскольку темпераментальная активность подростков еще не оформлена содержательными характеристиками, в затруднительных ситуациях ее социальная направленность зачастую принимает защитную форму.

Выраженная предметная гибкость взрослых ( предметная пластичность ), свидетельствующая о гибкости способов поведения, легкости переключения с одного вида деятельности на другой и стремлении к разнообразным видам активности, служит предпосылкой проявления гибкости в выборе адекватной стратегии поведения в затруднительных обстоятельствах жизни.

 

Возрастные различия в структуре темперамента в группе молодежи и подростковСопоставление темпераментальных характеристик в группе молодежи и подростков подтвердило обнаруженные ранее у подростков низкие значения предметной активности (предметной эргичности) . Однако юноши и девушки имеют более выраженные по сравнению с подростками характеристики предметной пластичности (предметной гибкости) , являющейся также отличительной особенностью взрослых. Вполне возможно, что высокая предметная пластичность молодежи также лежит в основе поискового поведения в сложных жизненных ситуациях, отражающегося в более уплощенном по сравнению с подростками и взрослыми профилем совладающих и защитных стратегий. Относительно высокие значения предметной пластичности показывают большую зрелость молодежи в сравнении с подростками. Когнитивные предпочтения юношей и девушек отличаются меньшей ригидностью и большим разнообразием, они в меньшей степени склонны к выбору стереотипных форм деятельности, что оказывает благоприятное влияние на формирование совладания с жизненными трудностями. Юноши и девушки уже отказались от некоторых защитных стратегий, преобладающих в группе подростков, но еще не освоили совладающие стратегии, характеризующие группу взрослых.

Возрастные различия в структуре темперамента в группе взрослых и молодежиВ структуре темперамента молодежи и взрослых обнаружены обратные отношения между социальной и предметной эргичностью . Молодые люди в большей степени стремятся к освоению социальной сферы ( социальная эргичность ), нежели к освоению предметной деятельности, то есть к энергичному проявлению себя в предметной сфере ( предметная эргичность ). В то время как взрослых людей характеризует освоение широкой сферы деятельности, повышенный жизненный тонус в освоении предметной деятельности, стремление к напряженной физической и умственной деятельности, молодых людей характеризует энергичное проявление себя в социальной сфере и стремление к установлению широкого круга контактов. В сравнении с освоением социальной сферы, освоению предметной сферы жизни и деятельности девушки и юноши уделяют гораздо меньше внимания. Они меньше взрослых стремятся к расширению предметной сферы деятельности, обладают меньшей работоспособностью, в меньшей степени стремятся к напряженной умственной и физической активности. В полученной закономерности нашли отражение различные условия жизни и деятельности молодых людей и взрослых. У молодых юношей и девушек взаимодействие с другими не так связано с конкретной предметной деятельностью, как у взрослых. Совсем не удивительно, что, столкнувшись с затруднением, молодые люди чаще полагаются на других, провоцируют окружающих на действия по разрешению собственных проблем и прибегают к защите в виде манипуляции ( пассивной социально-ориентированной поведенческой защитной стратегии ).

Различия между мужчинами и женщинами в предпочтении стратегий совладающего и защитного поведения Половые различия в предпочтении совладающих и защитных стратегий выявлены лишь на уровне тенденций. В сложных жизненных ситуациях женщины несколько чаще мужчин отдают предпочтение трем пассивным стратегиям, имеющим защитный характер. В частности, женщины несколько чаще мужчин прибегают к использованию пассивной предметно-ориентированной эмоциональной защитной стратегии , в которой находит отражение искаженная эмоциональная регуляция, потеря эмоционального контроля над ситуацией вследствие усугубления зависимости от негативных переживаний, проявляющаяся в следующих высказываниях: «Воспринимаю происходящее как страшный сон», «Отказываюсь верить в реальность случившегося», «Впадаю в глубокую депрессию».

Женщины несколько чаще мужчин используют пассивную личностно-ориентированную эмоциональную защитную стратегию , базирующуюся на искаженной аутосимпатии, которая проявляется в неадекватном отношении к испытываемым переживаниям, в их отрицании, игнорировании или превратном истолковании.

Женщины чаще мужчин прибегают к использованию пассивной предметно-ориентированной когнитивной защитной стратегии, отличительной особенностью которой является нарушение объективной логики происходящего. Женщины в большей степени склонны в затруднительной ситуации игнорировать значимые факторы и придавать слишком много внимания пустякам. Они в большей степени склонны фантазировать о чудодейственном разрешении возникшего затруднения и отвлекаться от поиска возможных вариантов совладания с трудностями фантазиями о том, как было бы хорошо, не случись эта неприятность. Для женщин более характерно вместо плодотворных рассуждений об актуальной ситуации примерять ее к распространенным предрассудкам или собственным заблуждениям, а также использовать стереотипы мышления типа: «Ничего не поделаешь, такая уж мне досталась горькая доля…»

Следует еще раз подчеркнуть, что описанные различия между мужчинами и женщинами в предпочтении совладающих и защитных стратегий выявлены лишь на уровне тенденций.

Заключение Отсутствие существенных различий в предпочтении совладающих и защитных стратегий между мужчинами и женщинами иллюстрируют относительную независимость от половых различий основных закономерностей Совладающего Интеллекта . Соотношение в индивидуальном репертуаре совладающих и защитных стратегий в большей степени обусловлено возрастными особенностями, чем различиями между мужчинами и женщинами. Выявленные различия между подростками, молодыми людьми и взрослыми позволяют сделать выводы о том, что уровень психологической зрелости человека оказывает влияние на развитие Совладающего Интеллекта. Возрастная динамика соотношения совладающих и защитных стратегий является наглядной иллюстрацией процесса формирования совладающего поведения.

Возрастная динамика изменения соотношения совладающих и защитных стратегий показывает, что в процессе взросления индивидуальный репертуар совладающих стратегий поведения расширяется за счет адекватного эмоционального самовосприятия и объективного восприятия окружающих, а также выработки умения в ходе разрешения затруднительной ситуации поддерживать справедливые взаимоотношения с окружающими, проявляя готовность к взаимной поддержке и сотрудничеству. Репертуар взаимодействия со сложными ситуациями зрелых людей выгодно отличается стремлением при достижении личных целей объективно относиться к собственным желаниям и учитывать интересы окружающих.

Основные положения главы:

> Возрастные различия в предпочтении совладающих и защитных стратегий выявлены между группой взрослых, подростков и молодежи. Молодые юноши и девушки занимают промежуточное положение между группами подростков и взрослых, которые оказались на крайних полюсах проявления защиты и совладания. Взрослые при разрешении жизненных трудностей чаще отдают предпочтение совладанию, в то время как в репертуаре подростков преобладают защитные стратегии.

– Взрослые в сложных ситуациях сохраняют адекватность эмоционального самовосприятия, реже воспринимают затруднения в качестве слабости, чаще используют объективную социальную антиципацию, пытаются понять эмоции и учитывать интересы окружающих. Кардинальные различия между взрослыми и подростками выявлены в готовности к сотрудничеству, поддержании и восстановлении справедливых взаимоотношений.

– При столкновении с препятствиями подростки чаще взрослых склонны к компульсивным проявлениям, к вспышкам раздражения, к обвинению окружающих в намеренном причинении проблем и оказанию на окружающих эмоционального давления.

– Юноши и девушки склонны воспринимать испытываемые затруднения в качестве проявления слабости и в связи с этим более склонны к самообвинению и негативному к себе отношению. Они чаще срывают свой гнев на окружающих и проявляют враждебность. Молодые люди склонны «предчувствовать» в свой адрес упреки за проявленные сомнения и слабости. Им свойственно обижаться «на всех подряд» и проявлять негативизм. В затруднительной ситуации юноши и девушки склонны чаще взрослых полагаться на других, манипулировать окружающими, а также добиваться от других конкретных действий по ее разрешению.

– В процессе взросления индивидуальный репертуар совладающих стратегий поведения расширяется за счет адекватного эмоционального самовосприятия и объективного восприятия окружающих. Кроме того, успешное совладание неизменно связано с развитым умением в ходе разрешения затруднительной ситуации сохранять справедливые взаимоотношения с окружающими и проявлять готовность к взаимной поддержке и сотрудничеству.

– Репертуар зрелых людей выгодно отличается стремлением при достижении личных целей объективно относиться к собственным желаниям и учитывать интересы окружающих.

> Различия между мужчинами и женщинами в предпочтении совладающих и защитных стратегий выявлены лишь на уровне тенденций. В сложных жизненных ситуациях женщины несколько чаще мужчин отдают предпочтение трем пассивным защитным стратегиям эмоционального и когнитивного характера. Женщины легче мужчин теряют эмоциональный контроль над ситуацией и слегка более зависимы от негативных переживаний. Женщины чаще склонны нарушать объективную логику происходящего и отвлекаться на фантазии о том, как было бы хорошо, «не случись эта неприятность».

Ключевые термины:

возрастная динамика соотношения совладания и защиты; возрастные различия в формировании Совладающего Интеллекта; влияние темперамента на проявление Совладающего Интеллекта; репертуар защитных и совладающих стратегий; индивидуальный репертуар стратегий; половые различия в проявлении Совладающего Интеллекта.

Базовые понятия главы:

Репертуаром стратегий совладания и защиты называется характерный для человека (или группы людей) набор совладающих и защитных стратегий, а также их количественное и качественное соотношение между собой.

К возрастной динамике соотношения стратегий совладания и защиты относятся изменения в предпочтении стратегий совладания и защиты в процессе взросления, а также специфические особенности предпочтения разными возрастными группами людей способов взаимодействия с затруднительными ситуациями в повседневной жизни.

Индивидуальным репертуаром стратегий называется свойственный человеку на данный момент набор защитных и совладающих стратегий, используемых им в затруднительных ситуациях.

Половыми различиями в структуре совладания и защиты называются отличительные особенности предпочтения мужчинами и женщинами способов взаимодействия с затруднительными ситуациями в повседневной жизни.

Вопросы по теме:

1. Предпочтение какой стратегии совладания выявило наибольшие различия между взрослыми и подростками? В чем эта стратегия проявляется?

2. Какие защитные стратегии чаще используются молодежью и подростками по сравнению с взрослыми людьми?

3. В чем проявляется свойственная подросткам защитная когнитивная антиципация или искаженное прогнозирование будущего? Как когнитивная защита влияет на прогнозирование событий будущего? Какое влияние она оказывает на процесс разрешения затруднительной ситуации?

4. Какая в процессе экспериментального исследовании Совладающего Интеллекта обнаружена связь между совладанием и умением поддерживать справедливость в социальных отношениях? В чем эта связь проявляется?

5. Какую роль в успешном разрешении жизненных трудностей играет объективное восприятие социального окружения, базирующееся на чувстве справедливости в отношениях с другими?

Контрольные задания:

Какой из ответов является неверным?

1. В процессе взросления индивидуальный репертуар совладающих стратегий поведения расширяется за счет _____________________________________________________

(а) снижения количества эмоциональных стратегий и увеличения количества когнитивных стратегий

(б) адекватного эмоционального самовосприятия и объективного восприятия окружающих

(в) выработки умения в ходе разрешения затруднительной ситуации поддерживать справедливые взаимоотношения с окружающими

(г) готовности к взаимной поддержке и сотрудничеству

Какие два из четырех ответов являются верными?

2. Репертуар совладающих и защитных стратегий подростков отличается от репертуара взрослых людей по преобладанию в репертуаре _________________________________________________________________________________.

(а) подростков защитных стратегий

(б) взрослых совладающих стратегий

(в) подростков совладающих стратегий

(г) взрослых защитных стратегий

Какой из ответов является неверным?

3. В затруднительных ситуациях взрослые стремятся поддерживать справедливые отношения с окружающими, в то время как молодые люди и подростки склонны __________________________________________________________________________________

(а) манипулировать окружающими

(б) обвинять окружающих в намеренном причинении им проблем

(в) предчувствовать в свой адрес упреки и критику со стороны окружающих

(г) восстанавливать справедливость в отношениях

Какой из ответов является верным?

4. В сложных обстоятельствах жизни взрослым людям свойственно восстанавливать справедливость в отношениях за счет ________________________________________________________________________________________________.

(а) выражения благодарности и принесения извинений

(б) игнорирования интересов и желаний окружающих

(в) проявления негативизма и сопротивления другим

(г) демонстрации своей обиды

Какие два из четырех ответов являются неверными?

5. Успешное совладание с возникшими затруднениями у взрослых, зрелых людей становится возможным благодаря ____________________________________________________________________.

(а) готовности к сотрудничеству

(б) достижению личных целей с учетом интересов и желаний окружающих

(в) личным жертвам в угоду желаниям окружающим

(г) тонкой манипуляции окружающими в личных интересах

 

Глава 13 Изучение влияния совладающих и защитных стратегий на академическую успешность и неуспешность

 

Совладающий Интеллект, не будучи напрямую связанным с академическими дисциплинами, играет ведущую роль в процессе обучения, способствуя лучшей успеваемости в предметной сфере, развитию личного потенциала студентов. Совладание и защита оказывают противоположное воздействие на академическую успешность и непосредственно на процесс обучения. Как показывают исследования, неспособность противостоять трудностям в процессе достижения значимых целей оборачивается для молодых людей академической неуспеваемостью, нарушением взаимоотношений со сверстниками, увеличением стресса и тревожности как непосредственно во время экзаменационной сессии, так и в ходе всего процесса обучения. Страх потерпеть поражение и неуверенность в себе увеличивают беспокойство студентов, вынуждая их пасовать перед возникшими трудностями, отказываться от желаемого, ставить перед собой заведомо низкие цели. Одним словом, использование защитных стратегий способствует возникновению страхов, беспокойства, неудовлетворенности собой и результатами во всех сферах жизни.

Влияние психологической защиты и совладающих стратегий на академическую успешность

Как показывают многочисленные исследования, совладающие стратегии оказывают позитивное воздействие на успешность обучения и на самооценку студентов, снижая стресс во время экзаменов ( Spielberger & Butcher, 1983 ) и обеспечивая более успешный переход на новый уровень обучения или жизни ( Locker & Cropley, 2004 ). Неэффективные стратегии оказывают негативное воздействие на самооценку студентов ( Zeidner & Schleyer, 1998 ), нарушают внимание ( Barriga, 2002 ) и усугубляют тревожное состояние во время сдачи экзаменов, что оборачивается снижением успешности процесса обучения и худшей успеваемостью студентов ( Cole et al., 1999; Zettle & Raines, 2000 ).

Трудности в обучении и когнитивная, эмоциональная и поведенческая защиты

Исследования Бандуры с коллегами социальной (social efficacy) и академической самодостаточности (academic efficacy) показали, что неуверенность в собственной социальной и академической компетентности приводит к низкой успеваемости и увеличивает количество проблем во взаимоотношениях с окружающими ( Bandura et al., 1999 ).

Следует заметить, что негативное воздействие защитных стратегий на академическую успешность характерно не только для подросткового возраста ( Harter, 1993 ), но и для более взрослых юношей и девушек ( Chang et al., 2004 ). Среди наиболее существенных факторов негативного воздействия защитных стратегий на академическую успеваемость можно назвать неудовлетворенность собой, заниженную самооценку ( Fenzel, 2000 ), низкий самоконтроль и проблемы в саморегуляции ( Mcevoy & Welker, 2000 ). Неуспевающие студенты чаще оценивают себя в качестве неспособных справиться с проблемами и трудностями, неизбежно возникающими в процессе обучения и жизни, и заранее настроены на неудачу. Страх неудачи обусловливает их дальнейшее взаимодействие с затруднительной ситуацией таким образом, что они просто из нее устраняются. Так, исследование Хэппнера и Бэйкера ( Heppner & Baker, 1997 ) показали, что находящиеся на грани отчисления студенты считали себя неспособными справляться с трудностями и уклонялись от действий по их разрешению.

Стремление к напряженной умственной деятельности и когнитивное совладание

Академическая успешность, или компетентность, включает как мыслительные, или когнитивные, так и эмоциональные и поведенческие аспекты жизни и деятельности ( Libin, Е., 2003; 2007 ).

В частности, огромное воздействие на успешность учебного процесса, его цели и результаты оказывают совладающие стратегии когнитивного характера. Эффективные когнитивные стратегии включают стремление к напряженной умственной деятельности, сохранение критического мышления при встрече лицом к лицу с затруднением, адекватную оценку сложной ситуации и принятие адекват<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...