Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ

Рассмотрим некоторые из критериев, которые помогут нам сравнить средний уровень развития технологий в каждом регионе.

В частности, важным показателем технологического потенциала является уровень и динамика производительности труда.

Производительность труда – объем работы, которую производит один рабочий за единицу времени. Сравним средние показатели производительности труда в трех выбранных регионах. Производительность труда рассчитывается по формуле:

где i – индекс региона, j – индекс отрасли.

Таблица 10. Показатели производительности труда в регионах [36]

Регион Производительность труда (тыс.р. на чел) в 2011 г Производительность труда (тыс.р. на чел) в 2012 г Динамика производительности труда 2012/2011 г
Краснодарский край 747 293 884 509 +18%
Ленинградская область 891 835 988 005 +11%
Томская область 941 987 1 161 196 +23%

Источник: Росстат, расчеты «Эксперта РА»

 

Проанализировав данные, можно заметить, что бесспорным лидером по производительности труда является Томская область – там наблюдается и наивысший уровень производительности, и наибольший прирост производительности за год. Это означает повышение эффективности производства, что, без сомнения, дает преимущество Томской области перед двумя другими регионами.

Таблица 11. Показатели исследуемых регионов в рейтинге инновационного развития регионов России для целей управления.

(расчет на основе данных за 2009-2010 гг.) [37]

№ в рейтинге Регион I=0,2K1+0,3K2+0,5K3 % от среднего показателя
Томская область 0,55
Ленинградская область 0,45
Краснодарский край 0,38

K1- региональный потенциал в создании инноваций

К2- региональный потенциал в коммерциализации

К3- результативность инновационной политики

Томская область также опережает другие исследуемые регионы в рейтинге инновационного развития регионов России для целей управления (на основе данных за 2009-2010 гг.). Рейтинг оценивает региональный потенциал в создании инноваций (К1), их коммерциализации (К2), а также результативность инновационной политики (К3). Составителями учитывались результаты интеллектуальной деятельности (патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства авторского права на программы ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем), затраты на НИОКР по регионам и уровень производительности труда и темпов роста производительности труда в субъекте РФ.

Томская область в ходит в число сильных, Ленинградская область – средне-сильных, Краснодарский край – средних инноваторов.

Для оценки технологического потенциала региона также представляется важным наличие в нем квалифицированных кадров для работы предприятия, поэтому нами были проанализированы необходимые вакансии для постройки, введения в эксплуатацию и дальнейшей работы предприятия и образовательные программы выбранных регионов.

Краснодарский край [38] и Томская область[39] располагают образовательными учреждениями (ВУЗы, техникумы, колледжи, училища) с программами обучения, позволяющими привлечь местных специалистов большинство основных позиций, требующий соответствующего профессионального образования.

Среди них:

· Автоматизация и управление

· Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

· Бухгалтерский учет, анализ и аудит

· Маркетинг

· Менеджмент организации

· Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

· Повар, кондитер

· Связи с общественностью

· Строительство

· Управление персоналом

· Управление качеством

· Химия

· Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

 

Кроме того, в Краснодарском крае производится обучение специалистов по программам:

· Машины и аппараты пищевых производств

· Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

· Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок

· Технология жиров и жирозаменителей

· Технология молока и молочных продуктов

· Технология продуктов питания

· Экспертиза качества потребительских товаров

 

В Томской области:

· Аналитический контроль качества химических соединений

· Машины и аппараты химических производств

· Монтажник технологического оборудования (по видам оборудования)

· Основные процессы химических производств и химическая кибернетика

· Управление инновациями

· Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

· Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений

· Электроснабжение

 

Ленинградская область не может похвастаться таким широким кругом специалистов: в регионе очень мало учреждений высшего образования. Имеются училища, колледжи и техникумы, которые не смогут удовлетворить потребности производства [40]. Из-за близости области с Санкт-Петербургом существует возможность привлечения выпускников городских ВУЗов, однако, как правило, это приводит к повышению затрат предприятия на заработные платы сотрудникам, так как уровень зарплат в Санкт-Петербурге выше.

ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНОВ

Еще одним важным технологическим аспектом для внешней среды компании является состояние инфраструктуры региона. Рассмотрим ее состояние в исследуемых нами регионах.

В целом, инфраструктура Ленинградской области развита достаточно хорошо. Однако ее нельзя назвать развитой на высоком уровне. Рассматривая инвестиционный потенциал этого региона, мы говорили, что инфраструктурная составляющая этого потенциала является самой высокой.

Также, мы установили, что наиболее инвестируемой отраслью является отрасль транспорта и связи. Это происходит из-за того, что транспортный комплекс Ленинградской области является важнейшим звеном внутрироссийской и даже мировой транспортных систем. Через этот регион проходят крупные маршруты экспорта и импорта, в первую очередь газа, нефти и нефтепродуктов. Территория соединяет Юго-Восточную Азию с Западной Европой. Транспортная система развита: существуют трубопроводный, водный, железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Аэропорт Пулково, хоть и находится не на территории Ленобласти, а на территории Санкт-Петербурга, находится в непосредственной близости к ней.

Энергетическая инфраструктура в регионе, хоть и представляет собой достаточно развитую систему, нуждается в реконструкции и строительстве новых станций. На данный момент, подключение электроэнергии является сложным процессом, занимающим много времени. С 2009 года в Ленинградской области действует программа повышения энергетической эффективности экономики. Результатом программы должны стать: модернизация предприятий электроэнергетики, снижение потерь при передаче электроэнергии и, как следствие совершенствование налоговой политики, создание условий для развития малого, среднего, а также крупного типа производств.

Также улучшения наблюдаются в области телекоммуникаций. Правительством области подписаны соглашения с операторами сотовой связи о совместной реализации проектов. Также осуществляется реализация проекта широкополосного доступа в интернет для достижения повсеместного доступа к нему[41].

Инфраструктура Краснодарского края приобрела особенно большое значение ввиду проводящихся в 2014 году Олимпийских Игр в городе Сочи. За несколько лет подготовки к Играм инфраструктура региона изменилась коренным образом. Миллиарды рублей были потрачены на создание в регионе развитой на высоком уровне инфраструктуры.

Транспортный комплекс – одна из наиболее важных составляющих инфраструктуры региона. На его долю приходится 17,4% валового регионального продукта, что намного больше, чем в других субъектах РФ. Такую значимость транспортному комплексу Краснодарского края придает его географическое положение: выход к Черному и Азовскому морям, связывающим Россию с иностранными партнерами. Обилие внутренних рек позволяет осуществлять также внутренние перевозки. Через регион пролегают международные и межконтинентальные транспортные коридоры, федеральные автомобильные магистрали и трубопроводы, здесь расположены крупнейшие порты и аэропорты. На территории края располагаются важнейшие транспортные узлы страны. Первостепенное значение для торговли и туристической отрасли имеет развитый железнодорожный транспорт. Также, внутри региона хорошо развито автомобильное сообщение.

Электроэнергетика в Краснодарском крае испытывает трудности, связанные с дефицитом собственных источников энергии. Около 66% электроэнергии поступает из соседних регионов. В то же время это слабо отражается на общем развитии региона, развитие которого идет очень динамично ввиду проводимых в Краснодарском крае международных мероприятий. Проблемой также является изнашивание и устаревание существующих электросетей, что повышает потери и, как неизбежное следствие, тарифы. Однако, Краснодарский край является одним из наиболее перспективных мест для развития возобновляемой энергетики, благодаря своим географическим и климатическим условиям.

Телекоммуникационная инфраструктура стремительно улучшается в течение последнего десятилетия. Номерная база, а также количество пользователей, подключенных к сети Интернет резко возросло[42].

Ситуация с инфраструктурой в Томcкой области другая. В отличие от предыдущих двух регионов, проблемой в этой области является транспорт. Область занимает лишь 60 место по состоянию транспортной инфраструктуры среди регионов России. Некоторые города и районные центры не соединены между собой дорогами с твердым покрытием. Из-за климатических условий в некоторых местах с ноября по март приходится использовать специальные «зимние дороги». Причиной проблемы является недостаточное финансирование. В последнее время начало наблюдаться некоторое улучшение, но для достижения заметного результата понадобится достаточно много времени и финансовых вложений.

Железнодорожный транспорт в Томской области развит тоже очень слабо. Железная дорога однопутна. Существует всего 4 направления для поездов дальнего следования. Это делает торговлю в регионе крайне невыгодной с точки зрения перевозок. Поставщикам приходится либо перегружать товар на автомобили в определенных местах, где нет возможности вести груз поездом, либо сразу осуществлять перевозку на автомобилях, что значительно дороже и также не очень удобно в связи с вышеуказанной проблемой с автомобильными дорогами.

В Томской области есть аэропорт, что делает возможным авиа-пассажиро- и грузоперевозку в регионе.

Также, на территории Томской области функционирует речной порт (работает не весь год), обеспечивающий промышленные и торговые грузоперевозки. Пассажироперевозки в порту крайне редки.

Географическое положение и климат влияют также и на потребление электроэнергии, которой требуется значительно больше, чем в регионах с более теплым климатом. Затраты бюджета на теплоносители составляют 44%. Положительным моментом является обилие собственных электростанций в Томской области и, как следствие, способность региона обеспечить себя электроэнергией самостоятельно. В ближайшее время планируется увеличение мощности электросистемы региона. Недостатком организации электроснабжения в регионе является то, что 41 город в области не подключен к общей энергосистеме, электроэнергия в которых обеспечивается местными дизельными электростанциями[43].

Телекоммуникационные услуги в регионе развиты достаточно хорошо. По уровню проникновения сотовой связи регион является лидером в Сибири. Регион занимает 3 место (после Москвы и Санкт-Петербурга) по уровню готовности к созданию информационного общества и электронному правительству.

Стоит отметить, что в Томской области особое место занимает инновационная инфраструктура. В 2003-2011 гг. в регионе реализовывалась программа по развитию инноваций, что позволило региону стать одним из лидеров по созданию инновационных проектов и предприятий[44].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-17

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...