Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и правовые основы института лицензирования.

Литература

 

 

1.Административное законодательство Российской Федерации : Сб. норматив, правовых актов/ Под ред. Хаманевой Н.Ю.; Ин-т государства и права РАН. -М.: Юристь, 2000. -829 с.

2.Административное право. Общая часть / Под общ. ред. Сальникова В.П.; Авт. коллектив: Аникин Е.М., Бородин С.С., Бородушко И.В. и др. -СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. -255 с. -(Высшее профессиональное образование).

3.Бабушкин А.В. Чем нам грозит новый административный Кодекс?/ А.В. Бабушкин; Ком. за гражданские права. -М.: Сам себе адвокат, 2000. -32 с.

4.Бахрах Д. Н. Административное право России / Демьян Николаевич Бахрах. -М.: Норма, 2000. -623 с.

5.Бунеева Ю. А. Теоретические проблемы административной правосубъективности гражданина : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : Спец.: 12.00.02-Конституц. право. Гос. упр. Адм. право. Муницип. право/ Юлия Александровна Бунеева; Воронеж, гос. ун-т. -Н.Новгород, 2000. -24 с.

6.Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия :/ И.А. Василенко. -М.: Логос, 2000. -200 с.

7.Головкин Р.Б. Сфера государственной власти в современной России: проблемы, тенденции развития, взаимодействие с частной жизнью граждан/ Р.Б. Головкин, А.И. Гудков; Владимир, юрид. ин-т России. -Владимир, 2000. -132 с.

8.Гражданское общество: истоки и современность/ Науч. рук. И.И. Калькой; С.-Петерб. юрид. ин-т; Ген. прокуратура Рос. Федерации; Ассоц. Юрид. центр. -СПб.: Пресс, 2000. -255 с. -(Право. Политика. Экономика).

9.Гражданское общество: первые шаги / С.-Петерб. гуманитарно-политолог. центр "Стратегия"; Под ред. Сунгурова А.Ю. -СПб.: Стратегия, 2000. -272 с.

10.Зарубежный опыт в развитии гражданского общества в России : Метериалы Междунар. науч.-практ. конф., 23-24 июня 2000 г./ Редкол.: Чуркин К.А., Чекалева Н.В., Пузиков В.Г.; Ом. гос. пед. ун-т и др. -Омск, 2000. -187 с.

11.Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Отв. ред. Тихомиров Ю.А.; Ин-т законодательства и сравнит, правоведения при Правительстве РФ; Фонд правовых реформ. -М.: Юстицинформ, 2000. -239 с.

12.Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества/ Под ред. Горного М.Б.; С.-Петерб. гуманитар.-политол. центр "Стратегия". -СПб.: Норма, 2000. -266 с.

13.Костенников М. В. Теоретические кодификации административного права России/ Михаил Валерьевич Костенников. -М.: Щит-М, 2000. -185 с.

14.Крутов А. В. Взаимодействие гражданского общества и государства как фактор политической стабилизации российского общества : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит, наук : Спец.: 23.00.02- политические институты и процессы/ Александр Владимирович Крутов; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М., 2000. -25 с.

15.Максимов С. В. Коррупция; Закон. Ответственность/ Сергей Васильевич Максимов. -М.: ЮрИнфоР, 2000. -143 с.

16.Нудненко Л. А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России/ Лидия Алексеевна Нудненко. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. -300 с.

17.Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих: Материалы круглого стола, 25-26 мая 1999 г./ Редкол.: Витрук Н.В., Боголюбов С.А., Баранов В.М. и др.; Журн. Государство и право; Белгор. юрид. ин-т МВД РФ. -Белгород, 2000. -258 с.

18.Психомахов Р.М. Коррупция как явление разрушения конституционно-правовых и административно-правовых форм/ Р.М. Психомахов. -М.: Агент, 2000. -41 с.

19.Публично-правовая ответственность субъектов Российской Федерации : Материалы обсуждения/ Под общ. ред. Мальцева Г.В.; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М.: Изд-во РАГС, 2000. -161с.

20.Российский Б. В. Административное право : Слов.-справ. / Борис Вульфович Российский. -М.: Закон и право, 2000. -271 с.

21.Старилов Ю.Н. Административное право / Ю.Н. Старилов. -М.: Юристъ, 2000. -334 с.

22.Управление. Государство и право : Материалы 28 Междунар. науч. студенч. конф. "Студент и науч.-техн. прогресс", 10-14 апр. 2000 г./ Сиб. отд-ние РАН. Новосиб. гос. ун-т. Сиб. акад. гос. службы; Редкол.: Зенков М.Ю. -Новосибирск: Сиб. акад. гос. службы, 2000. -16с.

23.Чиркин В.Е. Государственное управление : Элементарный курс. -М.: Юристь, 2002. -320с.

24.Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права, Б.м., 2003

25.Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления/ А.И.Бобылев, Б.м., 2003. -304 с.

26.Костенников М.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы (отечественный и зарубежный аспекты)/ М.В.Костенников, Б.м., 2003. -214 с.

27.Авцинова Г.И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления/ Г.И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 3. - С. 90-104.

28.Килясханов И.Ш. Концепция института защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти/ И.Ш.Килясханов // Правовая наука на рубеже XXI столетия : Сб. науч. тр. -Омск, 2000. - С. 233-242.

29.Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и юридических лиц с органами государственного управления/ И.М. Лазарев // Статьи и тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов и соискателей Института государства и права Российской Академии наук. -М., 2000. - С. 148-154.

30.Бачило И.Л. Функции государства и задачи административной реформы/ И.Л. Бачило // Модернизация российской экономики : В 2 кн. -М, 2002. - Кн. 2 . - С. 190-198.

31.Тихомиров Ю.А. Административные процедуры для публичной власти и граждан/ Ю.А. Тихомиров, И.Л. Бачило, К.Э. Экштайн, Э.В. Талапина // Законодательство и экономика. - 2002. - N 6. - С. 4-7.

32. Тихомиров Ю.А. Административные процедуры и право/ Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. - 2002. - N 4. - С. 3-13.

33.Багандов. А. К вопросу о понятии лицензирования.-Москва,2003./ Право и жизнь /.

34.Олейник О.П. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности./ Закон. 1994., №6.

35. Ионова Ж.А. Правовые проблемы государственной регистрации и лицензирования предпринимательства. / Автореф. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1997.

36.Мильшин Ю.Н. Лицензирование как административно-правовой институт./ Саратов, 1999.

 

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Постановление Губернатора Московской области от 21 декабря 1999 г. N 486-ПГ "О приведении отдельных нормативных правовых актов Московской области в соответствие с законодательством Российской Федерации" (с изм. и доп. от 2 июня 2000 г., 24 июля 2002 г.)

 

2. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1998 г. N 1493 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания"

 

3. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения"

 

4. Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 514 "Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности"

 

5. Постановление Правительства РФ от 11 октября 1997 г. N 1291 "О государственной аккредитации научных организаций" (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.)

 

6. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. N 1419 "О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц"

 

7. Постановление Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. N 176 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля" (с изм. и доп. от 22 января 2001 г., 3 октября 2002 г.)

 

8. Приказ Государственной регистрационной палаты при Минюсте РФ от 31 декабря 1999 г. N 33/об "О тарифах на работы и услуги, оказываемые Палатой"

 

9. Приказ Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. N 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" (с изм. и доп. от 11 августа 2000 г.)

 

10. Приказ Минобразования РФ от 3 июля 2001 г. N 2578 "Об утверждении Порядка рассмотрения документов при проведении государственной аккредитации высшего учебного заведения"

 

11. Приказ Минобразования РФ от 4 ноября 2000 г. N 3193 "О государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений и организаций"

 

12. Приказ Минобразования РФ от 6 декабря 2000 г. N 3532 "О государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений"

 

13. Приказ Минобразования РФ от 9 декабря 1999 г. N 1134 "О порядке оплаты за проведение Минобразованием России аттестации образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы и программы начального профессионального образования"

 

14. Приказ Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. N 38н "Об утверждении Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации"

 

15. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.)

 

 

Понятие и правовые основы института лицензирования.

Провозглашение Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности как высшей ценности требует наличие действенного механизма их реализации. А это означает, что необходимо изменить традиционные подходы к исследованию административно-правовых институтов, которые должны рассматриваться через призму обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Необходимо применить данный метод и к лицензированию как административно-правовому институту, который, по сути является системой правообеспечительных мер, способствующих самореализации гражданина.

Введение лицензирования в Российской Федерации обусловлено переменами в характере воздействия государства на общественные отношения, складывающиеся в области экономики и социального развития. Проникая во многие сферы производственной и социальной деятельности, оно дает возможность соблюдать баланс интересов потребителей, предпринимателей и иных субъектов, с одной стороны, и государства - с другой. Именно лицензия является официальным документом, который разрешает физическому или юридическому лицу заниматься тем или иным видом деятельности, потребителям дает возможность среди коммерческих структур находить ту, которая работает на данном рынке цивилизованно.

Продолжительное время в законодательстве не было определения понятия лицензирования с указанием всех его существенных признаков, что затрудняло поиск ответа на поставленный вопрос.

В переводе с латинского слово «лицензия» - означает право, разрешение. Определение лицензирования содержится в частности, в Большом Экономическом Словаре, где лицензирование трактуется как выдача разрешения на право проведения те или иных операций.

В ряде нормативных актов лицензирование относится законодателем к функциям государственной власти; некоторые нормативные акты включают лицензирование в перечень обязанностей государственных органов. Кроме того, законодатель, употребляя термин «лицензирование», часто подменяет его словосочетанием «выдача лицензий». Получение лицензии, продление срока ее действия, отзыв, юридические последствия всех перечисленных действий и текущий надзор компетентны государственных органов за соблюдением лицензиатом соответствующих лицензионных условий и требований регламентируются правовыми нормами. Следовательно, все отношения, возникающие в процессе получения, продления, отзыва лицензии и надзора за деятельностью лицензиата, являются правовыми, а совокупность правовых норм, регулирующих названные отношения, составляет институт лицензирования. Данное определение является слишком широким и обсуждается многими специалистами как в России, так и за рубежом.

В отечественной доктрине вопрос об отраслевой принадлежности этого правового института является спорным. Многие специалисты в области лицензирования дают свои определения этого термина.

Как полагает О.М. Олейник, «в масштабах гражданского права конструирование института лицензирования теоретически и практически невозможно, поскольку предмет регулирования и его метод явно выходят за рамки указанных принципов (свобод воли, равенство сторон и диспозитивность). Вполне обоснованным представляется лицензирование хозяйственной деятельности, рассматривать как самостоятельный институт хозяйственного права».

А.П. Алехин и Ю.М. Козлов рассматривают лицензирование как один из видов правовых форм управления. К административно-правовым формам управления указанные авторы относят внешне выраженное действие исполнительных органов, осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные юридические последствия.

Лицензирование можно отнести к числу правовых форм исполнительной деятельности, поскольку оно оформляется, осуществляется на основе правового акта (лицензии), в результате которого, наступают юридические последствия, выражающиеся возникновении административно-правовых отношений между лицензиатом и органом исполнительной власти, выдавшим лицензию (контроль со стороны лицензирующего органа, возможность привлечения лицензиата к административной ответственности в случае нарушения условий, составляющих содержание лицензии).

Ю.Н. Мильшин рассматривает лицензирование как правовой институт, то есть совокупность правовых норм регулирующих следующие группы отношений:

- отношения, возникающие по поводу создания и организации деятельности лицензирующих органов;

- отношения, возникающие между органами исполнительной власти и лицом, желающим получить, получившим или утратившим лицензию;

Наиболее полно сущность понятия лицензирования раскрыл А.Б. Багандов. По его мнению, лицензирование- это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между компетентным государственным органом и хозяйствующим субъектом по поводу получения, продления, отзыва специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности, правовыми последствиями которых являются соответственно возникновение, продления или прекращение специальной правоспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Теперь, после рассмотрения всех определений понятия лицензирования, следует сказать, что оно не однозначно и являет комплексным правовым институтом, поскольку включает в себя лицензирование и в гражданско-правовом, и в административном смысле а также очень близко по своим целям, механизмам, предмету и методам к институту государственной регистрации юридических лиц. В гражданско-правовом смысле к лицензированию можно отнести нормы, регламентирующие правовые последствия получения лицензии, продления срока ее действия или отзыва, касающиеся правосубъектности юридических лиц индивидуальных предпринимателей, а также необходимость получения специального разрешения (лицензии) для занятия определенными видами предпринимательской деятельности и последствия заключения сделок без соответствующей лицензии.

Следует заметить, что в гражданском праве институт лицензирования рассматривается потому, что Гражданский кодекс является первым нормативно-правовым актом рыночной экономики, поэтому в него включается достаточно большое количество: вопросов, связанных со многими сферами жизни.

В административно-правовом смысле к лицензированию относятся все нормы процессуального характера, регулирующие процедуру получения, продления, отзыва лицензии и надзорные полномочия государственных органов.

Как видно из вышесказанного, вопросы лицензирования решаются с двух сторон - с гражданской и административно хотя по своей правовой природе лицензирование является мерой прямого административного воздействия на хозяйствующие субъекты, чтобы создать зависимость предпринимателей от лицензирующих органов. Такой процесс необходим для того, чтоб обезопасить человека, общество, государство. Но такое ограничение не может выходить за рамки статьи 55 Конституции РФ, в которой сказано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Предметом института лицензирования являются правоотношения, опосредующие воздействия управомоченных органов управления на хозяйствующие субъекты, исходя из публичных интересов государства и личности. Основной метод регулирования правоотношений в рамках этого института - императивный, существенно ограничивающий автономию воли их субъект, предписывающий им модель поведения или запрещающий какие-либо юридически значимые действия. Все это в полной мере позволяет идентифицировать лицензирование как институт административного права, в связи с чем можно выделить следующие особенности.

Во-первых, это система государственно-исполнительных отношений, содержанием которых является организация деятельности граждан и юридических лиц в тех сферах деятельности, где требуется неукоснительное выполнение параметров определенного правового поведения. Лицензируемая деятельность допустима лишь при соблюдении специальных обязанностей, запретов. Отступление от требований лицензионных условий приводит не только к правонарушениям, но и влечет пагубные макроуправленческие последствия, а в отдельных случаях разрушает систему управления.

Во-вторых, лицензионная деятельность имеет свои принципы организации управленческого воздействия, к числу которых относится ограничение государственного вмешательства в деятельность социальных институтов, «демонополизация» профессиональной деятельности, заинтересованность граждан в выполнении административных условий лицензируемой деятельности, координация государства и граждан при реализации программ управления, специализация управленческого воздействия, профессиональная компетентность.

В-третьих, лицензирование выступает формой контроля над приобретением специального правового статуса, фактическим выполнением обязательных лицензионных условий, прекращением деятельности в качестве субъекта лицензионных правоотношений.

В-четвертых, лицензирование - это особый административно-правовой режим, «порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запрет позитивных обязываний и создающих особую направленность правового регулирования», которая в данном случае связана с получением субъектом специального правового статуса, в структуре которого преобладают обязанности, определенные органами исполнительной власти.

В-пятых, нормы, регулирующие систему лицензирования, охватывают «однородные, тесно связанные отношения в рамках одной отрасли», то есть составляют самостоятельный правовой институт, относимый по критериям предмета и метода к административно-правовому; императивные предписания и запреты для лицензируемых видов деятельности установлены не в частном порядке и не «ради осуществления интересов лица, которому адресована правовая норма, а ради чужого интереса», то есть в публичных целях.

В-шестых, названные содержательные признаки находятся в диалектическом единстве с их юридической формой, и лицензия с юридической стороны представляет юридический документ органа государственного управления, подтверждающий право на осуществление определенных видов деятельности с соблюдением законодательства Российской Федерации и лицензионных условий.

Рассмотрев понятие и сущность «лицензирования»,необходимо остановиться на отдельных правовых аспектах лежащих в основе организации и функционирования данного института. На сегодняшний день, основным правовым актом, регламентирующим порядок лицензирования является принятый 8 августа 2001 года Федеральный Закон РФ « О лицензировании отдельных видов деятельности» Данный документ, можно охарактеризовать как фундамент развития нового этапа лицензирования. Ценность его заключается в том, что в нем четко обозначен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определен круг субъектов лицензионных отношений, а также закреплена процедура получения лицензии.

Принятие Закона позволило также раскрыть теоретические основы осуществления лицензирования:

Во-первых, даны его определение и основные понятия (ст.2):

лицензия - специальное разрешение (право) на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о представлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов подтверждающих наличие лицензии, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Во-вторых, названы основные принципы осуществления лицензирования, в числе которых можно выделить:

1. Защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

2. Обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

3. Установление единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории РФ;

4. Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5. Гласность и открытость лицензирования;

6. Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В-третьих, даны критерии определения лицензируемых видов деятельности .

В соответствии с настоящим Федеральным законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В-четвертых, приведен перечень полномочий Правительства Российской Федерации при проведении лицензирования.

В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство РФ в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

1. Утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

2. Определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

3. Устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В-пятых, приведены полномочия лицензирующих органов в числе которых Закон выделяет:

1. Предоставление лицензий;

2. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

3. Приостановление действия лицензий;

4. Возобновление действия лицензий;

5. Аннулирование лицензий;

6. Ведение реестра лицензий;

7. Контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; Кроме того, Закон уточняет, что

8. федеральные органы исполнительной власти, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление своих полномочий.

Таким образом, со всей полнотой ответственности можно делать вывод, что Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 года положил начало нового цивилизованного этапа становления и развития системы лицензирования на всей территории РФ. Хочется выразить надежду, что данный Закон полностью будет реализован на практике и при рассмотрении данной проблемы через несколько лет мы сможем больше внимания уделять ее положительным аспектам.

После рассмотрения нормативно-правовых основ института лицензирования, необходимо более подробно, остановиться на отдельных правовых аспектах механизма его реализации, рассмотреть субъектный состав, вступающий в различные правоотношения, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности, сам порядок лицензирования, механизм ответственности соискателей и обладателей лицензии в случае неисполнения ими установленных законом требований.

Итак, как было сказано выше, лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

В лицензии в частности указываются:

1. Наименование органа, выдавшего лицензию.

2. А) для юридических лиц — наименование и юридический адрес предприятия, организации, учреждения, получающего лицензию; Б) для физических лиц—фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства) или данные свидетельства;

3) вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;

4) срок действия лицензии;

5) условия осуществления данного вида деятельности;

6) регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Лицензии можно классифицировать по ряду оснований, а именно:

1. По срокам действия:

А) временные- до 5 лет;

Б) бессрочные- без указания срока

2. По способам получения:

А) заявленные — выдаются по заявительному принципу; Б) разрешительные — выдаются по специальному разрешению соответствующего государственного органа;

В) рекомендательные — несут функцию необязательного сертификата, наличие которого указывает на то, что государство выступает гарантом качества деятельности предпринимателя.

3. По территориальному признаку:

А) городские — на уровне города и области;

Б) федеральные—на уровне РФ;

В) международные — на уровне СНГ.

4. По видам деятельности:

А) простые — на лицензирование одного вида деятельности;

Б) генеральные — на право осуществления нескольких видов деятельности.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на который получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой федеральным органам государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории РФ.

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта РФ выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта РФ ими на территории иных субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ, если иное не установлено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральными законами.

За осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта РФ, на территориях иных субъектов РФ без уведомления лицензирующих органов данных субъектов РФ лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но он не может быть менее 5 лет. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продолжении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных званий, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалифицированные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалифицированные требования к работникам.

С одной стороны, субъектами процесса лицензирования являются государство и его органы, а с другой — предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Стороны обладают следующей совокупностью прав и обязанностей:

Государство имеет право:

1) требовать от соискателя лицензии представления пакета документов в точном соответствии с установленным законом порядком;

2) осуществлять комплекс дополнительных мероприятий по проверке данных, представленных соискателем лицензии, для ее получения;

3) в течение срока действия лицензии, осуществлять контроль за деятельностью лицензиата, за соблюдением им требований законодательства и условий, указанных в лицензии. Государство обязано:

1) соблюдать права и законные интересы предпринимателей в процессе выдачи лицензии, в частности: требовать исключительного представления пакета документов, определенного положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, не допускать направления лицензиата на получение дополнительного заключения экспертного центра, не указанного в соответствующем положении;

2) выдавать лицензию ее соискателю в случае соответствия представляемой им информации установленным требованиям;

3) незамедлительно реагировать на нарушение соискателем лицензии установленных законом требований в порядке и форме, определяемыми действующим законодательством. Лицензиат имеет право:

1) осуществлять после получения лицензии предпринимательскую деятельность в данном направлении, по своему усмотрению и на свой страх и риск;

2) обращаться в соответствующие государственные органы с предложениями, замечаниями, за разъяснениями отдельных вопросов, касающихся взаимоотношений государства и соискателя лицензии и требовать ответа по факту своего обращения;

3) защищать свои нарушенные права, используя при этом любые установленные законом средства.

Лицензиат обязан:

1) получить лицензию на осуществляемый им вид предпринимательской деятельности и получить новую лицензию после истечения срока действия прежней;

2) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с требованиями, указанными в лицензии;

3) представлять по первому требованию лицензирующего органа всю необходимую информацию о своей деятельности и ее отдельных этапах.

Стороны вступают между собой в административно-правовые отношения, основанные на подчиненности по вертикали субъектов второй группы субъектам первой группы, где государство и его органы осуществляют непосредственно выдачу лицензии, контроль за соответствием лицензиатов, требованиями закона и наложением санкций в случае отступления лицензиатов от существующих требований, а соискатели лицензий ведут свою предпринимательскую деятельность только после получения соответствующего разрешения государства и в соответствии с установленными этим же государством требованиями.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о их соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Важное место в Законе уделено осуществлению контроля (ст. 12) Контроль, за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции. Лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право:

— проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия осуществляемой им деятельности лицензионным требованиям и условиям;

— запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

— составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

— выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

— вносить предупреждение лицензиату;

— осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.

Порядок осуществления лицензирующими органами контрольных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами, устанавливается законодательством РФ и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензиат в соответствии с законодательством РФ и положением о лицензировании конкретного вида деятельности обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, осуществляют контроль, за соблюдением условий, предусмотренных лицензией. Порядок контроля устанавливается в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности.

Руководители и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение установленного законом РФ порядка ее ведения в соответствии с действующим законодательством.

Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии и аннулировать лицензию.

Лицензия может быть приостановлена в случае:

— выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов неоднократных нарушений лицензиатом лицензионных требований и усл

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...