Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и правовые основания института аккредитации.

При раскрытии данного вопроса лекции необходимо обратиться к самому определению «аккредитация».

Итак, под аккредитацией в международном праве понимается процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство. В национальном праве под аккредитацией понимается процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.).

Из данных определений следует, что по своей природе аккредитация является особой формой государственного регулирования, в рамках которой, специально уполномоченные органы государственной власти наделяют определенных субъектов особыми полномочиями.

По способу воздействия на субъекты, в отношении которых проводится аккредитация, можно говорить о наличии административного инструмента применяемого в данном процессе, что в свою очередь позволяет выделить данную процедуру в качестве самостоятельного института административного права.

Выделение аккредитации в качестве самостоятельного института административного права, подразумевает наличие механизма нормативно-правового регулирования возникающих, в этой связи общественных отношений, субъектами которых выступают с одной стороны государственные органы, а с другой органы (учреждения), претендующие на получение разрешения обладать особыми полномочиями.

При этом, следует сказать, что данные правоотношения, возникающие между государством и субъектами, претендующими на получение государственной аккредитации являются правоотношениями по вертикали, так как складываются в порядке государственного регулирования данной процедуры.

Для оптимизации этой процедуры, весьма важно выявить ее основные принципы. Действующее законодательство не содержит какого-либо о них упоминания. Вместе с тем, практикой аккредитации выработаны некие общие подходы, которые лежат в основе осуществления аккредитационной деятельности любого уполномоченного органа. Они в известной степени закреплены в самом законодательстве, без указания на них как на исходные начала такой деятельности.

В числе этих принципов можно выделить такие как:

- принцип возмездности (платности) за проведение аккредитации;

- принцип непередаваемости особых полномочий полученных в результате аккредитации другим лицам;

- принцип публичности;

- принцип законности;

Раскрывая особенности нормативно-правового регулирования данного вида деятельности необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует единый кодифицированный нормативно-правовой акт, регламентирующий процедуру аккредитации. Разрозненные подзаконные нормативно-правовые акты определяют данную процедуру для строго определенных видов деятельности, что безусловно, негативно сказывается на самом процессе аккредитации.

Анализ имеющихся нормативно-правовых актов регулирующих данную сферу общественных отношений позволяет выделить отдельные этапы данной процедуры, ее участников, порядок и сроки ее проведения, а также наступающие в связи с этим юридические последствия.

Одним из условий подачи заявления со стороны органа претендующего на проведение аккредитации, является предварительное положительное заключение аттестационной комиссии проводящей аттестацию в установленном законе порядке.

Это является наиболее важным и основным условием для начала проведения аккредитации со стороны государственных органов в числе которых выступают:

- министерства Российской Федерации;

- ведомственные отраслевые государственные органы управления;

- государственные органы управления образованные на территории субъектов Российской Федерации.

Помимо заявления подаваемого органом для проведения аккредитации в законодательстве определен перечень и иных документов, к которым относятся:

а) копия заключения аттестационной комиссии;

б) копия приказа о признании учреждения аттестованным;

в) копия лицензии на право ведения определенного вида деятельности.

Для проведения государственной аккредитации государственный (ведомственный государственный) орган управления создает аккредитационную комиссию (коллегию), в состав которой включаются представители органа управления субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного учреждения.

Предметом и содержанием деятельности аккредитационной комиссии (коллегии) является установление типа, вида и категории конкретного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним.

При установлении государственного статуса учреждения в обязанности аккредитационной комиссии (коллегии), непосредственно входит рассмотрение следующих показателей:

а) уровень реализуемых задач в конкретной сфере— на основании заключения аттестационной комиссии;

б) направленность реализуемых задач — на основании анализа организационной структуры данного учреждения;

в) качество осуществляемой деятельности- на основании заключения аттестационной комиссии;

г) кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации руководящих, .работников — при определении вида учреждения в части превышения минимальных требований (контрольных лицензионных нормативов), предъявляемых к учреждению соответствующего типа;

д) информационно-техническое оснащение для реализации стоящих задач — при определении вида учреждения в части превышения минимальных требований, предъявляемых к учреждениям соответствующего типа;

е) медико-социальные условия сотрудников данного учреждения — в части превышения минимальных требований, предъявляемых к учреждениям соответствующего типа.

Дополнительно могут быть рассмотрены показатели, устанавливающие соответствие деятельности учреждения требованиям законодательства Российской Федерации и устава в части обеспечения в нем прав сотрудников учреждения.

После рассмотрения основных и дополнительных показателей государственный (ведомственный государственный) орган управления принимает решение о государственной аккредитации конкретного учреждения либо об отказе в государственной аккредитации на основании представления аккредитационной комиссии (коллегии).

Свидетельство о государственной аккредитации или уведомление, об отказе в государственной аккредитации с указанием причин отказа выдается (высылается) учреждению в 2-недельный срок после принятия соответствующего решения.

Законодательство также предусматривает отказ в государственной аккредитации при наличии определенных оснований предусмотренных положениями, правилами для конкретного вида деятельности.

Так, в частности основанием для отказа в государственной акккредитации является несоответствие заявленных в учредительных документах типа, вида, категории учреждения требованиям, предъявляемым к ним, применительно к средним показателям, установленным для подобного рода учреждений соответствующего типа, вида и категории на территории данного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, необходимо добавить, что законодательно предусмотрена процедура пересмотра государственного статуса учреждения и проведения повторной государственной аккредитации основаниями для которой являются:

- заявление образовательного учреждения;

- отказ от прохождения (непрохождение) аттестации в установленные сроки;

- признание учреждения не аттестованным;

- представление органа, проводящего лицензирование, о несоответствии условий осуществления учреждением конкретной деятельности, предъявляемым к ней государственным и местным требованиям;

- решение общего собрания сотрудников учреждения о невыполнении руководством учреждения требований, предъявляемых со стороны государственных органов;

- официальное представление органа местного самоуправления или местного (муниципального) органа управления или государственной аттестационной службы субъекта Российской Федерации;

-официальное представление органа управления образованного в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, институт аккредитации несмотря на нормативную разобщенность имеет законодательное оформление и предусматривает определенные этапы реализации и контроля со стороны органов государственной власти Российской Федерации.

 

Литература

 

 

1.Административное законодательство Российской Федерации : Сб. норматив, правовых актов/ Под ред. Хаманевой Н.Ю.; Ин-т государства и права РАН. -М.: Юристь, 2000. -829 с.

2.Административное право. Общая часть / Под общ. ред. Сальникова В.П.; Авт. коллектив: Аникин Е.М., Бородин С.С., Бородушко И.В. и др. -СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. -255 с. -(Высшее профессиональное образование).

3.Бабушкин А.В. Чем нам грозит новый административный Кодекс?/ А.В. Бабушкин; Ком. за гражданские права. -М.: Сам себе адвокат, 2000. -32 с.

4.Бахрах Д. Н. Административное право России / Демьян Николаевич Бахрах. -М.: Норма, 2000. -623 с.

5.Бунеева Ю. А. Теоретические проблемы административной правосубъективности гражданина : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : Спец.: 12.00.02-Конституц. право. Гос. упр. Адм. право. Муницип. право/ Юлия Александровна Бунеева; Воронеж, гос. ун-т. -Н.Новгород, 2000. -24 с.

6.Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия :/ И.А. Василенко. -М.: Логос, 2000. -200 с.

7.Головкин Р.Б. Сфера государственной власти в современной России: проблемы, тенденции развития, взаимодействие с частной жизнью граждан/ Р.Б. Головкин, А.И. Гудков; Владимир, юрид. ин-т России. -Владимир, 2000. -132 с.

8.Гражданское общество: истоки и современность/ Науч. рук. И.И. Калькой; С.-Петерб. юрид. ин-т; Ген. прокуратура Рос. Федерации; Ассоц. Юрид. центр. -СПб.: Пресс, 2000. -255 с. -(Право. Политика. Экономика).

9.Гражданское общество: первые шаги / С.-Петерб. гуманитарно-политолог. центр "Стратегия"; Под ред. Сунгурова А.Ю. -СПб.: Стратегия, 2000. -272 с.

10.Зарубежный опыт в развитии гражданского общества в России : Метериалы Междунар. науч.-практ. конф., 23-24 июня 2000 г./ Редкол.: Чуркин К.А., Чекалева Н.В., Пузиков В.Г.; Ом. гос. пед. ун-т и др. -Омск, 2000. -187 с.

11.Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Отв. ред. Тихомиров Ю.А.; Ин-т законодательства и сравнит, правоведения при Правительстве РФ; Фонд правовых реформ. -М.: Юстицинформ, 2000. -239 с.

12.Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества/ Под ред. Горного М.Б.; С.-Петерб. гуманитар.-политол. центр "Стратегия". -СПб.: Норма, 2000. -266 с.

13.Костенников М. В. Теоретические кодификации административного права России/ Михаил Валерьевич Костенников. -М.: Щит-М, 2000. -185 с.

14.Крутов А. В. Взаимодействие гражданского общества и государства как фактор политической стабилизации российского общества : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит, наук : Спец.: 23.00.02- политические институты и процессы/ Александр Владимирович Крутов; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М., 2000. -25 с.

15.Максимов С. В. Коррупция; Закон. Ответственность/ Сергей Васильевич Максимов. -М.: ЮрИнфоР, 2000. -143 с.

16.Нудненко Л. А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России/ Лидия Алексеевна Нудненко. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. -300 с.

17.Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих: Материалы круглого стола, 25-26 мая 1999 г./ Редкол.: Витрук Н.В., Боголюбов С.А., Баранов В.М. и др.; Журн. Государство и право; Белгор. юрид. ин-т МВД РФ. -Белгород, 2000. -258 с.

18.Психомахов Р.М. Коррупция как явление разрушения конституционно-правовых и административно-правовых форм/ Р.М. Психомахов. -М.: Агент, 2000. -41 с.

19.Публично-правовая ответственность субъектов Российской Федерации : Материалы обсуждения/ Под общ. ред. Мальцева Г.В.; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М.: Изд-во РАГС, 2000. -161с.

20.Российский Б. В. Административное право : Слов.-справ. / Борис Вульфович Российский. -М.: Закон и право, 2000. -271 с.

21.Старилов Ю.Н. Административное право / Ю.Н. Старилов. -М.: Юристъ, 2000. -334 с.

22.Управление. Государство и право : Материалы 28 Междунар. науч. студенч. конф. "Студент и науч.-техн. прогресс", 10-14 апр. 2000 г./ Сиб. отд-ние РАН. Новосиб. гос. ун-т. Сиб. акад. гос. службы; Редкол.: Зенков М.Ю. -Новосибирск: Сиб. акад. гос. службы, 2000. -16с.

23.Чиркин В.Е. Государственное управление : Элементарный курс. -М.: Юристь, 2002. -320с.

24.Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права, Б.м., 2003

25.Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления/ А.И.Бобылев, Б.м., 2003. -304 с.

26.Костенников М.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы (отечественный и зарубежный аспекты)/ М.В.Костенников, Б.м., 2003. -214 с.

27.Авцинова Г.И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления/ Г.И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 3. - С. 90-104.

28.Килясханов И.Ш. Концепция института защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти/ И.Ш.Килясханов // Правовая наука на рубеже XXI столетия : Сб. науч. тр. -Омск, 2000. - С. 233-242.

29.Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и юридических лиц с органами государственного управления/ И.М. Лазарев // Статьи и тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов и соискателей Института государства и права Российской Академии наук. -М., 2000. - С. 148-154.

30.Бачило И.Л. Функции государства и задачи административной реформы/ И.Л. Бачило // Модернизация российской экономики : В 2 кн. -М, 2002. - Кн. 2 . - С. 190-198.

31.Тихомиров Ю.А. Административные процедуры для публичной власти и граждан/ Ю.А. Тихомиров, И.Л. Бачило, К.Э. Экштайн, Э.В. Талапина // Законодательство и экономика. - 2002. - N 6. - С. 4-7.

32. Тихомиров Ю.А. Административные процедуры и право/ Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. - 2002. - N 4. - С. 3-13.

33.Багандов. А. К вопросу о понятии лицензирования.-Москва,2003./ Право и жизнь /.

34.Олейник О.П. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности./ Закон. 1994., №6.

35. Ионова Ж.А. Правовые проблемы государственной регистрации и лицензирования предпринимательства. / Автореф. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1997.

36.Мильшин Ю.Н. Лицензирование как административно-правовой институт./ Саратов, 1999.

 

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Постановление Губернатора Московской области от 21 декабря 1999 г. N 486-ПГ "О приведении отдельных нормативных правовых актов Московской области в соответствие с законодательством Российской Федерации" (с изм. и доп. от 2 июня 2000 г., 24 июля 2002 г.)

 

2. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1998 г. N 1493 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания"

 

3. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения"

 

4. Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 514 "Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности"

 

5. Постановление Правительства РФ от 11 октября 1997 г. N 1291 "О государственной аккредитации научных организаций" (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.)

 

6. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. N 1419 "О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц"

 

7. Постановление Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. N 176 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля" (с изм. и доп. от 22 января 2001 г., 3 октября 2002 г.)

 

8. Приказ Государственной регистрационной палаты при Минюсте РФ от 31 декабря 1999 г. N 33/об "О тарифах на работы и услуги, оказываемые Палатой"

 

9. Приказ Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. N 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" (с изм. и доп. от 11 августа 2000 г.)

 

10. Приказ Минобразования РФ от 3 июля 2001 г. N 2578 "Об утверждении Порядка рассмотрения документов при проведении государственной аккредитации высшего учебного заведения"

 

11. Приказ Минобразования РФ от 4 ноября 2000 г. N 3193 "О государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений и организаций"

 

12. Приказ Минобразования РФ от 6 декабря 2000 г. N 3532 "О государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений"

 

13. Приказ Минобразования РФ от 9 декабря 1999 г. N 1134 "О порядке оплаты за проведение Минобразованием России аттестации образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы и программы начального профессионального образования"

 

14. Приказ Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. N 38н "Об утверждении Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации"

 

15. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.)

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...