Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 15: «Институты квотирования и государственных заказов»

Тема № 15: «Институты квотирования и государственных заказов»

 

Специальности: 030501 – юриспруденция,

030505 – правоохранительная деятельность.

 

Подготовил:

ст. преподаватель кафедры АП

кандидат юридических наук, доцент

ст. лейтенант милиции Соломатина Е.А.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

20 апреля 2006 г., протокол № 11

 

 

Москва - 2006

 

ЛЕКЦИЯ 14.

Институты квотирования и государственных заказов.

1. Правовое регулирование размещения государственных заказов.

2. Государственный и муниципальный заказ.

3. Институт квотирования.

 

Основная литература.

Конституция Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 3 ноября 2004 г.)

Бюджетный кодекс Российской Федерации (часть II, раздел III) от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.05.2005 №49-ФЗ)

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I) от 31 июля 1998, №147-ФЗ (в ред. ФЗ от 01.07.2005 №78-ФЗ).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) от 21 июня 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.03.2005 №25-ФЗ).

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", вступающий в юридическую силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 22 августа 2004 г.).

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 года № 1299 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных импортных квот при введении количественных ограничений и лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» (в ред. Постановления правительства РФ от 04.02.2005 №54)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 1994 г. N 758 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг".

Дополнительная литература.

Федеральный закон от 14 июня 1995г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Федеральный закон от 27 декабря 1995 №213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (в ред. ФЗ 26.02.1997 №29-ФЗ).

Федеральный закон от 02 декабря 1994 №53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (в ред. ФЗ 10.01.2003 №15-ФЗ).

Федеральный закон от 13 декабря 1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в ред. ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ).

Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997г. №305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".

Указ Президента РФ N 630 от 25 июня 1997 года об установлении звания "Поставщик продукции для государственных нужд России".

Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации".

Постановление Правительства России от 25 августа 1997 г. N 1062 "Об утверждении Положения о звании "Поставщик продукции для государственных нужд России".

Постановление Правительства Российской Федерации от 01 июля 1994 N 758 "Перечень товаров, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации".

Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 30 сентября 1997г. №117 "Об утверждении методических рекомендаций по проведению торгов (конкурсов) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) (конкурсная документация)".

Письмо ВАС РФ от 11 августа 2005 г. N С4-7/УЗ-938 "О Федеральном законе "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Письмо ВАС РФ от 19.08.1994 N С1-7/ОП-587 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике".

Белов В.Е. Правовое регулирования размещения государственных заказов // Право и экономика, 2005, № 2.

Гребенщикова Я.Б. Развитие нормативно-правовой базы проведения закупок продукции для муниципальных нужд в России // Конституционное и муниципальное право, 2002, № 2.

Серветник А.А. Применение гражданско-правовых норм в обязательствах по поставке товаров для государственных нужд // Современное право, 2005, № 4.

 

Институт квотирования.

Квотирование внешнеторговой деятельности, как и другие инструменты государственного регулирования, вводятся в целях защиты национальных интересов страны, отечественных товаропроизводителей и защиты национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.

Под квотированием понимают административно-правовой режим, используемый в экономических отношениях для количественного ограничения производства, добычи, экспорта, импорта товаров (по физическому объему или стоимости), вводимый межгосударственными или внутригосударственными органами (органами государственной власти) с целью регулирования международной или внутренней торговли, защиты внутреннего рынка, национальных товаропроизводителей, окружающей природной среды и т.д.

В основе определения "квотирование" лежит термин "квота", производный от лат. "guota" - доля участия в производстве, сбыте, экспорте или импорте продукции, устанавливаемая для предприятий или компаний, входящих в национальные или международные картельные и иные соглашения. Квотирование как механизм успешного ведения торговых переговоров, позволяющих достигать взаимовыгодные договоренностей, вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств.

Квотирование является мерой экономической политики, применяемая государственными и международными органами с целью ограничения экспорта, импорта и производства отдельных товаров и состоящая в установлении квот (долей) для определенных участников этой деятельности. Квота устанавливается как для отдельных предприятий, так и для компаний, входящих в национальные или международные картельные соглашения (квота в МВФ, квота в страховании и пр.), на определенный период. Основанием для квотирования могут быть как обязательства страны по международным соглашениям, так и необходимость соблюдения национальных интересов. Например, как правило, реализация квотирования внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт и экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Таким образом, под квотирование можно понимать совокупность наиболее распространенных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, заключающиеся в установлении квот на ввоз или вывоз ряда товаров. В пределах указанных квот экспортно - импортные операции осуществляются на основании выданных лицензий. Перечни лицензируемых товаров определяются Правительством России, а лицензии выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ.

Для наиболее полного раскрытия темы необходимо определить основные понятия и термины, о которых в дальнейшем будет идти речь.

Квота - доля в общем, производстве или сбыте, устанавливаемая в рамках картельного соглашения для каждого участника; величина паевого взноса; определяется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти [12].

Общая квота – количественные ограничения экспорта и импорта, вводимые Правительством Российской Федерации.

Введением импортной квоты устанавливается максимальный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определенного товара определенным иностранным производителям в пределах оговоренного периода; количественный показатель, характеризующий значимость экспорта или импорта для народного хозяйства.

Экспортные квоты вводятся в соответствии с международными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в производстве или экспорте каждого товара. Импортные квоты (контингента) являются одной из форм количественного ограничения импорта и устанавливают максимальное количество (или сумму) товаров, которые могут быть импортированы в страну в определенный период времени.

В рамках установленных квот экспорт и импорт товаров осуществляются по лицензиям, копии которых прилагаются к грузовой таможенной декларации (ГТД).

Квотируемые товары - это товары, импорт или экспорт которых подлежит ограничениям или должен сопровождаться получением разрешения.

Российским законодательством установлена единая система квотирования. Это означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами. Регулирование экспорта товаров и услуг путем квотирования осуществляется только в отношении товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами РФ.

Объектами квотирования в данном случае являются товары, ресурсы (например: рыбные ресурсы), продукции и услуги.

Как правило, квотирование выполняет ряд функций, среди которых можно выделить следующие:

- реализация экономической политики;

- регулирование экспорта и импорта;

- регулирование торговли;

- снижение конкуренции на внутреннем рынке.

При квотировании не выявляется способность осуществлять ту или иную деятельность, а предоставляется право совершить то или иное действие исходя из целей применения данного административно-правового режима, а именно - обязанности государства обеспечить защиту прав человека и гражданина, интересов потребителей, безопасность общества в целом.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации такой административно-правовой режим, как квотирование, применяется в области трудоустройства несовершеннолетних[13] и инвалидов,[14] в области внешнеторговой деятельности,[15] в качестве меры экономической политики,[16] в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции,[17] рыбы и морепродуктов, продуктов переработки нефти, природного газа, углеводородного сырья, угля, цветных металлов, серы, минеральных удобрений, древесины, целлюлоза и т.п.[18], иностранной рабочей силы [19]и др.

Единого правового акта о применении квотирования как регулятора экономических отношений в российском законодательстве нет. Нормы о квотировании, о требованиях и правилах квотирования содержатся и в законах, и в подзаконных нормативных актах. Так, институт квотирования прямо или косвенно регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" (в ред. от 3 ноября 2004 г.); Гражданским кодексом РФ (часть первой) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ; Бюджетным кодексом РФ; Таможенным кодексом РФ; Федеральным законом от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 22 августа 2004 г.); Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. №443 "об утверждения положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 №317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам"; Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2004 № 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 года № 1299 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных импортных квот при введении количественных ограничений и лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» (в ред. Постановления правительства РФ от 04.02.2005 №54); Постановлением Правительства Российской Федерации от

01 июля 1994 г. N 758 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг"; Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 июля 1994 N 758 - "Перечень товаров, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации"; Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 №1992 №853 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации"; иные законы и подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям Правительства РФ, исходя из норм Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", относится, в частности, регулирование экономических процессов, включающих, в том числе, принятие решений о введении квот на экспорт и импорт, определение методов их распределения и в соответствующем случае установление порядка проведения конкурса или аукциона, о чем свидетельствуют нормы Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Ст. 23 указанного Закона закрепляет положение о том, что распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот, является Минэкономразвития России. Квоты устанавливаются Минэкономразвитием России по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

НаМинистерство экономического развития и торговли возложено также ведение Федерального банка квот экспорта товаров.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием конкретного Министерства (например: Министерства сельского хозяйства) Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти исходя из баланса производства и потребления с учетом потребностей субъектов Российской Федерации разрабатывает общие объемы квот на товары, которые не должны превышать аналогичный показатель предыдущего года. Проекты общих объемов квоты закупки направляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственной монополии.

На основании предложений соответствующих федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерство экономики Российской Федерации с участием конкретного Министерства Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при необходимости разрабатывает и выносит ежеквартально, но не позднее, чем за 1 месяц до начала следующего квартала предложения в Правительство Российской Федерации по корректировкам общих объемов квот.

Корректировка квот юридическим лицам осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заявок юридических лиц в пределах общих объемов квот, при этом увеличение квоты производится только при условии отсутствия задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей.

Вместе с тем российское законодательство содержит как положения о применении квотирования, так и положения о запрете устанавливать квотирование. Например, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в отношении иностранного инвестора, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, нельзя устанавливать квотирование, лицензирование и другие меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299 утверждено Положение «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений» в целях организации согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по выполнению решений Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта, а также обеспечения равенства участников внешнеторговой деятельности, защиты их прав и законных интересов при проведении конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на получение квот, определяется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Например, организация-потребитель имеет право на получение квоты при условии, если она: а) представила декларации об обороте спирта за истекший год и первое полугодие текущего года в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; б) имеет выданную в установленном порядке лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности с использованием спирта. В выделении квоты может быть отказано при выявлении в представленных организацией-потребителем документах недостоверной или искаженной информации. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти об отказе в выделении квоты организации-потребителю может быть обжаловано этой организацией-потребителем.Рассмотрим положительные и отрицательные моменты использования института квотирования на примере установления квот как средства ограничения импорта. Положительные стороны:- квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает;- квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями;- использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.Негативные эффекты использования квоты приводит к:- ограничению ценовой конкуренции;- возможности монополизации экономики;- тому, что распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, что приводит к произвольному и недостаточному эффективному административному решению и развитию коррупции.Но, безусловно, эффективность института квотирования заключается в том, что квотирование позволяет государству установить определенные нормы на добычу и производство определенного вида сырья и товаров. Таким образом, она, ограничивая производство отдельных видов товаров, ликвидирует их переизбыток. А ограничение притока иностранных товаров позволяет развивать отечественное производство. ТЕСТЫ.

I. Основные функциональные обязанности по установлению квот возложены на:

1. федеральная антимонопольная служба,

2. федеральная служба по финансовым рынкам,

3. министерство экономики и торговли, *

4. министерство внешних экономических связей,

5. федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

 

II. Финансирование государственного заказа осуществляется за счет:

1. органов государственной власти,

2. Органов исполнительной власти *,

3. Органов местного самоуправления,

4. Органов законодательной власти,

5. Малого предпринимательства.

 

III. Эффективность института квотирования заключается в:

1. ограничении притока иностранных товаров, что позволяет развивать отечественное производство *,

2. увеличении притока иностранных инвестиций,

3. успешному процессу собираемости налогов,

4. наращиванию производства товаров, различными организациями,

5. в контроле организаций прошедших аккредитацию и аттестацию.

IV. Государственный заказ это:

1. это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах *,

2. меры экономической политики применяемые с целью ограничения экспорта, и импорта производства отдельных видов товаров,

3. это метод правового регулирования общественных отношений между гражданами и органами власти,

4. реализация государством своих полномочий по регулированию и
упорядочению рынка, и защите экономических интересов государства,

5. проведение органами государственной (власти контрольно-надзорныхфункций, в отношении организаций осуществляющих определенный вид деятельности, устанавливаемый правительством РФ.

 

Тема № 15: «Институты квотирования и государственных заказов»

 

Специальности: 030501 – юриспруденция,

030505 – правоохранительная деятельность.

 

Подготовил:

ст. преподаватель кафедры АП

кандидат юридических наук, доцент

ст. лейтенант милиции Соломатина Е.А.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

20 апреля 2006 г., протокол № 11

 

 

Москва - 2006

 

ЛЕКЦИЯ 14.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...