Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный и муниципальный заказ.

Институт государственных и муниципальных заказов является одним из элементов механизма реализации экономической политики государства, направленной на обеспечение экономического развития страны и благополучия ее населения.

В широком понимании под государственным заказомопределяют потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, удовлетворяемую за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Так, например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для государственного учреждения, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии реализуются через исполнение государственного заказа.

В узком смысле государственный заказ выражается в конкретном перечне товаров, работ и услуг, которые закупаются определенным органом государственной власти. Например, Правительство г. Москвы размещает заказ на ремонтирование московской кольцевой автомобильной дороги и др.

Государственный заказ отличает, прежде всего, то, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих федеральных или региональных бюджетах и внебюджетных фондах. Это так называемый принцип "источника средств". При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции - тот, кто ее приобретает, или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть: комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они рассматриваются в рамках понятия "государственный заказ".

Под понятие государственного заказа, согласно действующему законодательству, подпадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и т.д., например, Министерство Обороны Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации), так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, нужды Администрации Томской области или Правительства Республики Татарстан).

Институт государственного заказа базируется на следующих принципах: законности; экономности и эффективности; гласности и открытости; равенства и справедливости; подотчетности и ответственности.

Значительную часть функций, законодательно закрепленных за органами местного самоуправления, составляет деятельность по обеспечению населения муниципального образования социально значимыми услугами. К такого рода услугам относятся озеленение территорий и уборка улиц, организация работы городского транспорта, учреждений образования и здравоохранения и многое другое. Особое место в составе таких услуг занимают предоставляемые населению жилищные услуги, так как они формируют основополагающие условия жизни местного населения.

Принципиально важным моментом в процессе организации муниципальных услуг является то, что муниципалитеты вовсе не обязаны производить социально значимые услуги собственными силами - силами своих служащих или муниципальных предприятий [8]. Во многих случаях муниципалитету целесообразнее ограничиться организацией услуг, которая предусматривает:

- определение ассортимента, количества и качества необходимых населению услуг;

- привлечение на договорной основе поставщика услуг;

- обеспечение бюджетного финансирования услуг.

Т. о. под муниципальным заказом понимается документально оформленное и финансируемое из муниципального бюджета поручение хозяйствующему субъекту выполнить работы, поставить товары или оказать услуги, направленные на удовлетворение нужд местного населения.

Исходя из вышеприведенных определений, можно выделить основные признаки государственного и муниципального заказа. К ним относятся:

- обеспечение потребностей государственного или муниципального образования, т.е. населения в целом;

- финансирование за счет федерального или муниципального бюджета;

- исполнение заказа хозяйствующими субъектами любых форм собственности, получившими этот заказ в соответствии с установленным порядком;

- нормативно-правовая регламентация деятельности по размещению заказа.

Следует заметить, что конкурсное размещение публичных заказов не является чем-то абсолютно новым для России, привнесенным в нашу экономику с Запада. Подобный способ решения местных проблем известен с петровских времен. Тем не менее, в советский период традиции размещения заказов на конкурсной основе были утрачены. Современная Россия вынуждена заново создавать правила и формировать традиции проведения подрядных торгов.

Рассматривая институт государственного и муниципального заказа, нельзя не сказать о терминах, наиболее часто встречающихся в законодательстве, регламентирующем сущность и характерные особенности размещения государственных и муниципальных заказах. Они включают в себя следующее содержание.

Государственные нужды - обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Муниципальные нужды - обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Государственные и муниципальные заказчики - органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд- действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Специализированная организация -юридическое лицо, осуществляющее функции по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.

Конкурс - торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного контракта, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Аукцион -торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта.

Запрос котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Комиссии по размещению заказов - это, конкурсная, аукционная или котировочная комиссия создаваемая при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги.

Конкурсная комиссия - комиссия, осуществляющая вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, отбор участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса.

Аукционная комиссия-комиссия,осуществляющая рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона.

Котировочная комиссия - комиссия, осуществляемая предварительный отбор участников размещения заказа, рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе, а также рассмотрение, оценка и сопоставление котировочных заявок, определяющая победителя в проведении запроса котировок.

Участники размещения заказов - юридические и физические лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта.

Государственным или муниципальным контракт- договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Следует заметить, что для заключения государственного контракта не требуется вынесения правоприменительных, административных актов. Поэтому государственный контракт является гражданско-правовым договором.

На порядок его заключения распространяются нормы главы 28 "Заключение договора" ГК РФ, в том числе правила о заключении договора в обязательном порядке (ст. 445). Другие особенности государственного контракта находят отражение как в общих положениях о договоре, так и в специально посвященной им нормативно-правовой базе, как это имеет место быть и в отношении предпринимательского договора, а также отдельных его видов. Обращая внимание на данные особенности, Высший арбитражный суд РФ отмечал, что обязательства по поставке товаров для государственных нужд не следует рассматривать в качестве обычных предпринимательских договоров. Поэтому при рассмотрении споров нужно учитывать особенности этих отношений [9].

Поставка товаров для государственных нужд, таким образом, является самостоятельным видом договора купли-продажи. Квалифицирующий признак данного договора - цель использования приобретаемых товаров для государственных нужд, что обусловливает специфические основания его возникновения, субъектный состав и иные особенности, отличающие это обязательство от договора поставки.

К поставкам товаров для государственных нужд приоритетно перед правилами ГК РФ о договоре поставки применяются специальные законы, регулирующие отношения по поставкам товаров для государственных нужд и содержащие нормы различных отраслей права [10].

Новый Федеральный закон "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" устанавливает, что государственные и муниципальные заказчики в соответствии с заключенными контрактами (договорами), размещают заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Такие заказы размещаются специально созданными для этих целей конкурсными, аукционными или котировочными комиссиями из числа лиц, лично не заинтересованных в результатах размещения заказов.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства уплачивается неустойка (штраф, пеня) в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ст. 4, 7 и 9).

Закон установил, что контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется уполномоченным на то органом исполнительной власти путем плановых и внеплановых проверок. При выявлении в результате проведения таких проверок нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, неисполнении предписаний или внесенных предложений уполномоченный орган исполнительной власти вправе, помимо прочего, обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным или с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа, а также с требованием заменить члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (ст. 17).

В Законе устанавливается, что заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя конкурса заключить контракт, если тот уклоняется его заключить, а также потребовать возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. В случае уклонения победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, от заключения контракта денежные средства, внесенные ими в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются (ст. 29).

Кроме того, заказчик также вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить контракт в случае, если победитель аукциона уклоняется от его заключения, и потребовать возмещения причиненных убытков. При этом денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются (ст. 38, 41).

Заказчик также вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также возместить убытки в случае его уклонения от заключения такого контракта (статья 47).

В ряде статей Закона предусмотрено, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если также действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. В этом случае жалобы заинтересованных лиц должны содержать полный перечень приложенных к ним документов (статьи 57, 58). Решение о возвращении жалобы участнику размещения заказа может быть обжаловано также в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика (статьи 59, 60)[11].

Рассмотрим более подробно материальные нормы рассматриваемого Закона, регламентирующие способы размещения государственного или муниципального заказа. Так, ст. 10 закрепляет, что размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом. Размещение заказов осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона устанавливаются Правительством Российской Федерации. В том числе и решение о проведении совместных торгов для нужд обороны страны и безопасности государства также принимается Правительством.

К участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов закон предъявляет следующие виды обязательных требований:

1) соответствие участников размещения заказа законодательно установленным требованиям;

2) не проведение в отношении участника размещения заказа процедуры банкротства;

3) не приостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или в аукционе;

4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня за прошедший календарный год.

5) обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности;

6) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

7) наличии у участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.

Необходимо отметить также и тот факт, что товары, происходящие из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, выполняемые, оказываемые иностранными лицами, допускаются для целей размещения заказов в строгом соответствии с запретами и ограничениями, установленными Правительством Российской Федерации, и на определенных условиях, установленных нормативным регулирование в сфере размещения заказов.

Отдельным аспектом необходимо выделить регламентированные в ст. 14, 15 Федерального Закона от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", нормы на участие учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов в размещении заказов, которым предоставляются преимущества при участии в размещении заказов в соответствии с законом.

Под организациями инвалидов закон понимает организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

Для эффективности выполнения государственного заказа могут привлекаться предприниматели малого бизнеса. Привлечение малого предпринимательства к выполнению государственного заказа служит целям реализации государственной политики поддержки предпринимательства, развития рыночных отношений, экономного и эффективного выполнения государственного заказа.

В связи с этим, федеральный закон содержит обязывающие нормы, фиксирующие особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа путем проведения торгов. Так, государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати процентов общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов.

Информационное обеспечение размещения заказов также нашло свое отражение в новом Федеральном законе. Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией определяется официальное печатное издание, официальный сайт Российской Федерации, официальный сайт субъекта Российской Федерации, официальный сайт муниципального образования в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов. Информация о размещении заказа, размещенная на официальных сайтах, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Институт квотирования.

Квотирование внешнеторговой деятельности, как и другие инструменты государственного регулирования, вводятся в целях защиты национальных интересов страны, отечественных товаропроизводителей и защиты национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.

Под квотированием понимают административно-правовой режим, используемый в экономических отношениях для количественного ограничения производства, добычи, экспорта, импорта товаров (по физическому объему или стоимости), вводимый межгосударственными или внутригосударственными органами (органами государственной власти) с целью регулирования международной или внутренней торговли, защиты внутреннего рынка, национальных товаропроизводителей, окружающей природной среды и т.д.

В основе определения "квотирование" лежит термин "квота", производный от лат. "guota" - доля участия в производстве, сбыте, экспорте или импорте продукции, устанавливаемая для предприятий или компаний, входящих в национальные или международные картельные и иные соглашения. Квотирование как механизм успешного ведения торговых переговоров, позволяющих достигать взаимовыгодные договоренностей, вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств.

Квотирование является мерой экономической политики, применяемая государственными и международными органами с целью ограничения экспорта, импорта и производства отдельных товаров и состоящая в установлении квот (долей) для определенных участников этой деятельности. Квота устанавливается как для отдельных предприятий, так и для компаний, входящих в национальные или международные картельные соглашения (квота в МВФ, квота в страховании и пр.), на определенный период. Основанием для квотирования могут быть как обязательства страны по международным соглашениям, так и необходимость соблюдения национальных интересов. Например, как правило, реализация квотирования внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт и экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Таким образом, под квотирование можно понимать совокупность наиболее распространенных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, заключающиеся в установлении квот на ввоз или вывоз ряда товаров. В пределах указанных квот экспортно - импортные операции осуществляются на основании выданных лицензий. Перечни лицензируемых товаров определяются Правительством России, а лицензии выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ.

Для наиболее полного раскрытия темы необходимо определить основные понятия и термины, о которых в дальнейшем будет идти речь.

Квота - доля в общем, производстве или сбыте, устанавливаемая в рамках картельного соглашения для каждого участника; величина паевого взноса; определяется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти [12].

Общая квота – количественные ограничения экспорта и импорта, вводимые Правительством Российской Федерации.

Введением импортной квоты устанавливается максимальный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определенного товара определенным иностранным производителям в пределах оговоренного периода; количественный показатель, характеризующий значимость экспорта или импорта для народного хозяйства.

Экспортные квоты вводятся в соответствии с международными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в производстве или экспорте каждого товара. Импортные квоты (контингента) являются одной из форм количественного ограничения импорта и устанавливают максимальное количество (или сумму) товаров, которые могут быть импортированы в страну в определенный период времени.

В рамках установленных квот экспорт и импорт товаров осуществляются по лицензиям, копии которых прилагаются к грузовой таможенной декларации (ГТД).

Квотируемые товары - это товары, импорт или экспорт которых подлежит ограничениям или должен сопровождаться получением разрешения.

Российским законодательством установлена единая система квотирования. Это означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами. Регулирование экспорта товаров и услуг путем квотирования осуществляется только в отношении товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами РФ.

Объектами квотирования в данном случае являются товары, ресурсы (например: рыбные ресурсы), продукции и услуги.

Как правило, квотирование выполняет ряд функций, среди которых можно выделить следующие:

- реализация экономической политики;

- регулирование экспорта и импорта;

- регулирование торговли;

- снижение конкуренции на внутреннем рынке.

При квотировании не выявляется способность осуществлять ту или иную деятельность, а предоставляется право совершить то или иное действие исходя из целей применения данного административно-правового режима, а именно - обязанности государства обеспечить защиту прав человека и гражданина, интересов потребителей, безопасность общества в целом.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации такой административно-правовой режим, как квотирование, применяется в области трудоустройства несовершеннолетних[13] и инвалидов,[14] в области внешнеторговой деятельности,[15] в качестве меры экономической политики,[16] в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции,[17] рыбы и морепродуктов, продуктов переработки нефти, природного газа, углеводородного сырья, угля, цветных металлов, серы, минеральных удобрений, древесины, целлюлоза и т.п.[18], иностранной рабочей силы [19]и др.

Единого правового акта о применении квотирования как регулятора экономических отношений в российском законодательстве нет. Нормы о квотировании, о требованиях и правилах квотирования содержатся и в законах, и в подзаконных нормативных актах. Так, институт квотирования прямо или косвенно регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" (в ред. от 3 ноября 2004 г.); Гражданским кодексом РФ (часть первой) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ; Бюджетным кодексом РФ; Таможенным кодексом РФ; Федеральным законом от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 22 августа 2004 г.); Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. №443 "об утверждения положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 №317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам"; Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2004 № 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 года № 1299 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных импортных квот при введении количественных ограничений и лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» (в ред. Постановления правительства РФ от 04.02.2005 №54); Постановлением Правительства Российской Федерации от

01 июля 1994 г. N 758 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг"; Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 июля 1994 N 758 - "Перечень товаров, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации"; Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 №1992 №853 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации"; иные законы и подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям Правительства РФ, исходя из норм Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", относится, в частности, регулирование экономических процессов, включающих, в том числе, принятие решений о введении квот на экспорт и импорт, определение методов их распределения и в соответствующем случае установление порядка проведения конкурса или аукциона, о чем свидетельствуют нормы Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Ст. 23 указанного Закона закрепляет положение о том, что распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот, является Минэкономразвития России. Квоты устанавливаются Минэкономразвитием России по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

НаМинистерство экономического развития и торговли возложено также ведение Федерального банка квот экспорта товаров.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием конкретного Министерства (например: Министерства сельского хозяйства) Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти исходя из баланса производства и потребления с учетом потребностей субъектов Российской Федерации разрабатывает общие объемы квот на товары, которые не должны превышать аналогичный показатель предыдущего года. Проекты общих объемов квоты закупки направляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственной монополии.

На основании предложений соответствующих федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерство экономики Российской Федерации с участием конкретного Министерства Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при необходимости разрабатывает и выносит ежеквартально, но не позднее, чем за 1 месяц до начала следующего квартала предложения в Правительство Российской Федерации по корректировкам общих объемов квот.

Корректировка квот юридическим лицам осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заявок юридических лиц в пределах общих объемов квот, при этом увеличение квоты производится только при условии отсутствия задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей.

Вместе с тем российское законодательство содержит как положения о применении квотирования, так и положения о запрете устанавливать квотирование. Например, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в отношении иностранного инвестора, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, нельзя устанавливать квотирование, лицензирование и другие меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299 утверждено Положение «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений» в целях организации согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по выполнению решений Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта, а также обеспечения равенства участников внешнеторговой деятельности, защиты их прав и законных интересов при проведении конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на получение квот, определяется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Например, организация-потребитель имеет право на получение квоты при условии, если она: а) представила декларации об обороте спирта за истекший год и первое полугодие текущего года в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; б) имеет выданную в установленном порядке лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности с использованием спирта. В выделении квоты может быть отказано при выявлении в представленных организацией-потребителем документах недостоверной или искаженной информации. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти об отказе в выделении квоты организации-потребителю может быть обжаловано этой организацией-потребителем.Рассмотрим положительные и отрицательные моменты использования института квотирования на примере установления квот как средства ограничения импорта. Положительные стороны:- квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает;- квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями;- использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.Негативные эффекты использования квоты приводит к:- ограничению ценовой конкуренции;- возможности монополизации экономики;- тому, что распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, что приводит к произвольному и недостаточному эффективному административному решению и развитию коррупции.Но, безусловно, эффективность института квотирования заключается в том, что квотирование позволяет государству установить определенные нормы на добычу и производство определенного вида сырья и товаров. Таким образом, она, ограничивая производство отдельных видов товаров, ликвидирует их переизбыток. А ограничение притока иностранных товаров позволяет развивать отечественное производство. ТЕСТЫ.

I. Основные функциональные обязанности по установлению квот возложены на:

1. федеральная антимонопольная служба,

2. федеральная служба по финансовым рынкам,

3. министерство экономики и торговли, *

4. министерство внешних экономических связей,

5. федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

 

II. Финансирование государственног

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...