Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 18. Институты поощрения, ученой степени ученого звания

Тема 18. Институты поощрения, ученой степени ученого звания

План

1. Институт поощрения

2. Правовая природа и предназначение института ученой степени и ученого звания.

3. Институт ученой степени

4. Понятие института ученого звания

Литература

Основная:

· Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (ред. от 22.08.2004)

· Указ Президента РФ от 02.03.1994 № 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (ред. от 28.06.2005).

· Распоряжение Президента РФ от 03.04.1997 № 96-рп "Об утверждении инструкции о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации"

· Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 № 194 "Об утверждении положения о порядке присвоения ученых званий"

· Указ Президента РФ от 25.06.2002 № 659 "О денежном поощрении лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации" (ред. от 10.12.2004)

· Постановление Правительства РФ от 30.01.2002 № 74 "Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и положения о порядке присуждения ученых степеней" (ред. от 20.08.2004)

 

Дополнительная:

· Бахрах Д.Н. административное право России: Учебник для вузов. – М.:Издательство НОРМА, 2002.

· Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.:Норма, 2005.

Институт поощрения

Поощрение – это публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми успехами в выполнении правовых обязанностей или общественного долга[1].

Для того, чтобы добиться эффективности труда, его совершенствования используют такой метод стимулирования как поощрение. Востребованность данного метода связана, прежде всего, с тем, что каждому человеку приятно признание его позитивной деятельности и заслуг. Поэтому институт поощрения не только будет существовать и дальше, но будет развиваться по мере совершенствования способов его воздействия на граждан.

Показательно, что в Указе Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» развитие российской государственности и поощрение граждан находится в тесной взаимосвязи. В этом документе необходимость поощрения обусловливается деятельностью граждан, направленной на обеспечение благополучия, процветания и безопасности России.

На практике широко используются такие средства морального и материального поощрения, как

- объявление благодарности;

- награждение грамотой;

- занесение на Доску Почета или в Книгу почета;

- награждение премией или ценным подарком.

К военнослужащим или сотрудникам правоохранительных органов, наряду с общепринятыми, применяются такие средства поощрения, как:

- досрочное присвоение очередного звания;

- награждение нагрудным знаком;

- снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;

- награждение именным оружием.

На федеральном уровне используются такие меры поощрения:

- награждение орденами и медалями;

- присуждение государственной премии;

- присвоение почетного звания Российской Федерации (Народный артист (художник) России, Заслуженный юрист РФ и др.).

Представленный здесь перечень является неполным, поскольку он во многом зависит от специфики той деятельности, которую осуществляют субъекты данных правоотношений и фактических оснований поощрения. Это могут быть призы и награды участникам соревнований и конкурсов, льготы заслуженным гражданам, медали выпускникам школ, дипломы с отличием выпускникам вузов и т.д.

В настоящее время институт поощрения объединяет большое количество норм права, регулирующих правоотношения в этой сфере. И эти нормы относятся к различным отраслям права. Прежде всего, трудовому праву, гражданскому, конституционному, административному, уголовно-исполнительному и др.

В действующих нормативных правовых актах закрепляются:

- виды правовых поощрений;

- основания их применения;

- полномочия субъектов власти поощрять;

- порядок поощрения (поощрительное производство[2].

Так, например, в статье 191 Трудового Кодекса РФ[3] говорится, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Федеральный закон от 4.03.2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» определяет условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации[4].

Дополнительное материальное обеспечение назначается:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации;

2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного;

3) гражданам, награжденным орденом Ленина;

4) гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени;

5) гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней;

6) Героям Социалистического Труда;

7) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней;

8) лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР);

9) гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней;

10) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Параолимпийских игр, чемпионам Сурдоолимпийских игр.

Наибольшее количество норм поощрительного характера принадлежит административному праву, и находятся они во многих источниках. Достаточно сказать, что все Положения, определяющие статус того или иного органа исполнительной власти содержат нормы, устанавливающие основания и порядок поощрения сотрудников данных органов.

Так, например, Министерство внутренних дел вправе учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации ведомственные награды, нагрудные знаки и почетные грамоты МВД России. А Министр внутренних дел вправе вносить Президенту РФ представления о награждении государственными наградами Российской Федерации сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России, сотрудников, федеральных государственных служащих и работников ФМС России, других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на МВД России и ФМС России задач, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации[5].

Таким образом, нормы, составляющие институт поощрения содержатся в:

- конституционных и федеральных законах РФ,

- законах субъектов РФ,

- нормативных правовых актах органов местного самоуправления,

- Указах Президента РФ,

- Постановлениях Правительства РФ

- ведомственных нормативных правовых актах.

Участниками правоотношений, складывающихся в сфере поощрения, являются, с одной стороны, поощряемые е субъекты, а, с другой стороны, субъекты осуществляющее поощрение. И те и другие могут быть как коллективными так и индивидуальными.

К поощряемым индивидуальным субъектам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:

- работники организаций различных форм собственности;

- государственные и муниципальные служащие;

- граждане, выполнившие свой общественный и гражданский долг, совершившие подвиги, добившиеся успехов в спорте, науке, культуре.

К поощряемым коллективным субъектам относятся предприятия, учреждения, воинские части, правоохранительные органы, другие организации и их структурные подразделения, города, области и другие территориальные образования.

К индивидуальным субъектам, осуществляющим поощрения относятся:

- Президент Российской Федерации;

- Главы субъектов Российской Федерации (президенты, мэры, губернаторы, главы администраций);

- Полномочные представители Президента РФ в Федеральных округах;

- Главы администраций муниципальных образований;

- Руководители органов исполнительной власти общей компетенции

- Руководители органов исполнительной власти специальной компетенции и их структурных подразделений;

- Руководители иных центральных государственных органов (Центральный банк России, Прокуратура, Центральная избирательная комиссия)

- Руководители предприятий, учреждений и иных организаций.

К коллективным субъектам, осуществляющим поощрения относятся

- Правительство Российской Федерации, правительства субъектов Российской Федерации;

- Министерства, агенства, службы Российской Федерации, органы исполнительной власти специальной компетенции субъектов Российской Федерации;

- предприятия, учреждения и иные организации.

Рассмотрим действие института поощрения на примере анализа Положения о Государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 (в ред. Указов Президента РФ от 06.01.1999 N 19, от 27.06.2000 N 1192, от 17.04.2003 N 444, от 25.11.2003 N 1389, от 05.10.2004 N 1272).

Государственные награды Российской Федерации - это высшая форма поощрения.

Основанием для награждения являются выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

К Государственным наградам Российской Федерации относятся:

- звание Героя Российской Федерации,

- ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;

- почетные звания Российской Федерации.

Субъектом, осуществляющим награждение является Президент Российской Федерации. Реализуя свои полномочия в данной области, он:

издает указы об учреждении государственных наград;

издает указы о награждении государственными наградами;

вручает государственные награды;

образует Комиссию по государственным наградам при Президенте Российской Федерации для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан. Комиссия работает на общественных началах;

образует Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.

Поощряемыми субъектами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Поскольку граждане могут быть удостоены Государственных наград Российской Федерации только на основании ходатайства, то в данных правоотношениях участвует еще ряд субъектов. К ходатайствующим субъектам относятся коллективы предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также органы местного самоуправления.

Соблюдение еще одного условия для осуществления награждения – внесение представления Президенту Российской Федерации, обусловливает участие таких субъектов, как:

- руководители федеральных органов государственной власти;

- главы республик, администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

- Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе

Представления к награждению государственными наградами иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, производятся на общих основаниях.

Представления иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за границей, производятся Министерством иностранных дел Российской Федерации.

По поручению Президента Российской Федерации и от его имени государственные награды могут вручать:

- руководители федеральных органов государственной власти и федеральных государственных органов;

- начальник Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам;

- руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- полномочные представители Президента Российской Федерации;

- послы Российской Федерации;

- военачальники - от командиров дивизий и им равных.

Президент Российской Федерации может поручить вручение государственных наград и иным лицам.

Государственные награды и документы к ним вручаются награжденным в торжественной обстановке не позднее двух месяцев со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации о награждении.

Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Повторное награждение государственной наградой за новые заслуги возможно не ранее чем через три года после предыдущего награждения государственной наградой, за исключением награждения за совершение геройского подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу.

Повторное награждение одноименными государственными наградами не производится, кроме награждения государственными наградами, имеющими степени, и награждения за проявленные мужество, смелость и отвагу.

За проявленные отвагу, мужество и героизм присвоение звания Героя Российской Федерации, награждение орденом или медалью может быть произведено посмертно.

Государственные награды и документы к ним лиц, награжденных посмертно, передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери (далее именуются - наследники).

В случае смерти награжденных государственные награды и документы к ним остаются у наследников. При отсутствии наследников государственные награды и документы к ним подлежат возврату в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам.

В случаях утраты орденов, медалей, знаков отличия и нагрудных знаков к почетным званиям в боевой обстановке, в результате стихийного бедствия либо при других обстоятельствах, когда не было возможности предотвратить утрату государственных наград, по решению Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации награжденным могут быть выданы дубликаты государственных наград либо их муляжи.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, награжденные государственными наградами, выезжающие из Российской Федерации за границу, имеют право вывозить эти государственные награды при наличии документов, подтверждающих их награждение.

Государственные награды, изъятые правоохранительными и таможенными органами у лиц, незаконно владеющих ими, в том числе лишенных государственных наград по приговорам судов, а также государственные награды, владелец которых не установлен, направляются в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам.

Президент Российской Федерации отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверность или необоснованность представления к награждению государственной наградой.

Граждане Российской Федерации могут быть удостоены иностранных государственных наград.

В системе государственных наград

1) учреждены, например, такие ордена и медали:

орден Святого апостола Андрея Первозванного,

орден "За заслуги перед Отечеством",

орден Мужества,

орден "За военные заслуги",

знак особого отличия - медаль "Золотая Звезда",

медаль "За отвагу",

медаль "За спасение погибавших",

медаль "За отличие в охране общественного порядка",

медаль "В память 850-летия Москвы",

знак отличия "За безупречную службу" и другие;

2) сохранены военный орден Святого Георгия и знак отличия - Георгиевский Крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника;

3) установлены:

а) звание Героя Российской Федерации;

б) почетные звания:

"Летчик-космонавт Российской Федерации",

"Народный артист Российской Федерации",

"Народный художник Российской Федерации",

"Заслуженный врач Российской Федерации",

"Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации",

"Заслуженный юрист Российской Федерации" и другие.

Таким образом, как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями:

- фактическим основанием для него является заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектами власти;

- оно связано с оценкой уже совершенных действий;

- оно персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;

- оно состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;

- оно косвенно, через интересы, эмоции сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его. Поощрение связано с существующей у подавляющего большинства людей потребностью в оценке их дел, в признании их заслуг и просто во внимательном отношении к тому, чем они занимаются[6].

Цельюинститута поощрения является публичное признание заслуг гражданина для стимулирования его позитивной деятельности, направленной на благо общества.

Задачамиэтого института являются:

- обеспечение нормотворческой деятельности, регулирующей данные правоотношения;

- стимулирование деятельности людей для повышения ее эффективности;

- обеспечение разработки новых поощрительных методов воздействия на сознание людей, создающих созидательную мотивацию их поведения.

К функцияминститута поощренияотносятся:

1. Регулятивная. Она заключается в разработке нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в данной сфере.

2. Организационная. Она направлена на организацию деятельности субъектов, применяющих меры поощрения.

3. Информационная. Т.е. объявление о награждениях в средствах массовой информации, занесение соответствующей записи в личные дела, трудовые книжки и другие документы.

Таким образом, совокупность нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с награждением орденами и медалями, вручением наград и премий, предоставлением льгот и осуществлением других способов признания заслуг граждан, составляют институт поощрения.

Институт ученой степени

Ученая степень представляет собой научную квалификацию в определенной отрасли знания. Как правило, она присуждается после соответствующих этапов обучения в высшем учебном заведении и защиты диссертации.

Институт ученой степени представляет собой систему правообеспечительных мер, направленных на самореализацию граждан Российской Федерации.

В ряде нормативных актов присвоение ученых степеней относится к функциям органов государственной власти. Подготовка научно-педагогических кадров, работа диссертационных советов, присуждение ученых степеней доктора и кандидата наук, выдача соответствующих дипломов, лишение (восстановления) указанных ученых степеней, юридические последствия всех перечисленных действий, а также текущий надзор компетентными государственными органами за соблюдением установленных условий и требований регламентируется правовыми нормами.

Следовательно, все отношения, возникающие в процессе подготовки научно-педагогических кадров, присуждения, лишения, восстановления ученых степеней, выдачи соответствующих документов, надзора за деятельностью диссертационных советов являются правовыми. А совокупность нормативных правовых актов, регулирующих названные отношения, составляют институт ученой степени.

Таким образом, институт ученой степени – это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между компетентным государственным органом и физическим лицом по поводу получения, лишения, восстановления ученой степени, последствиями которых являются возникновение или прекращение специальной правоспособности физического лица.

Целью данного института является признание научной квалификации физического лица в определенной отрасли знаний.

Основные задачи института ученой степени:

- обеспечение единой государственной политики в данной области;

- координация деятельности в области присуждения, лишения и восстановления ученой степени;

- разработка номенклатуры специальностей научных работников;

- оценка квалификации научных и научно-педагогических кадров и установление критериев этой оценки;

- установление системы аттестации научных и научно-педагогических кадров;

- улучшение качественного состава научных и научно-педагогических кадров;

- повышение эффективности их подготовки;

- повышение качества диссертационных исследований.

Функцииинститута ученой степени:

1. Регулятивная. Она заключается в разработке нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в данной сфере.

2. Организационная. Она направлена на организацию: подготовки научных и научно-педагогических кадров; деятельности субъектов данного института (Высшей аттестационной комиссии, диссертационных советов, экспертного совета и др.).

3. Контрольная. Она предполагает осуществление текущего надзора и контроля деятельности субъектов данного направления деятельности;

4. Экспертная. Проведение экспертизы диссертационных исследований и подготовка рекомендаций по ее результатам.

5. Аналитическая. Эта функция подразумевает проведение анализа количественного и качественного состава защищенных диссертаций.

6. Информационная. Т.е предоставление информации о результатах аналитической и экспертной деятельности заинтересованным субъектам, а также использование результатов диссертационных исследований в научной, инновационной и практической деятельности.

Правовой основой присуждения ученой степени является Федеральные законы «Об образовании», от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике", от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 № 74 «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней»(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2003 N 490).

В соответствии с данными нормативными правовыми актами устанавливаются следующие виды ученых степеней:

ученая степень доктора наук по отрасли науки;

ученая степень кандидата наук по отрасли науки.

Для получения ученых степеней научным и научно-педагогическим работникам необходимо представить диссертацию на соискание ученой степени. Диссертация - это научно-исследовательская работа, которая имеет квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени.

Положения о порядке присуждения ученых степеней устанавливает критерии, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученой степени:

- диссертация должна быть написана единолично,

- содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты,

- иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку;

- предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными решениями;

- в диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов,

- в диссертации, имеющей теоретическое значение, должны содержаться рекомендации по использованию научных выводов;

В случае использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии ее рассмотрения без права повторной защиты.

Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, устанавливаемым Министерством образования Российской Федерации.

Диссертация, как правило, пишется на русском языке. Для решения вопроса о возможности представления диссертации, написанной не на русском языке, диссертационный совет направляет в Высшую аттестационную комиссию мотивированное ходатайство.

Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в научных изданиях.

Основные научные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях. Перечень указанных журналов и изданий определяет Высшая аттестационная комиссия.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук представляет собой научно-квалификационную работу, которая может быть представлена в трех видах:

1. В виде специально подготовленной рукописи.

В такой работе на основании выполненных автором исследований должны быть разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.

2. В виде научного доклада

Эта работа должна быть подготовлена соискателем на основе совокупности ранее опубликованных им научных и опытно-конструкторских работ по соответствующей отрасли знаний, имеющих большое значение для науки и практики, представляет собой краткое обобщенное изложение результатов проведенных им исследований и разработок, известных широкому кругу специалистов.

Защита докторской диссертации в виде научного доклада проводится с разрешения экспертного совета Высшей аттестационной комиссии на основании ходатайства диссертационного совета. Порядок представления такого ходатайства устанавливается в Положении о диссертационном совете.

3. В виде монографии

Такая работа является научным книжным изданием, содержащим полное и всестороннее исследование темы, прошедшим научное рецензирование и удовлетворяющим критериям, установленным Положением.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.

Кандидатская диссертация может быть представлена в двух видах: специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии.

Соискатель ученой степени кандидата наук должен сдать соответствующие кандидатские экзамены, перечень которых устанавливается Высшей аттестационной комиссией и утверждается Министерством образования Российской Федерации.

Диссертационные советы

Диссертационные советы Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации по защите докторских и кандидатских диссертаций являются основным звеном системы аттестации научных и научно - педагогических кадров высшей квалификации.

Диссертационные советы создаются для рассмотрения докторских или кандидатских диссертаций. Они осуществляют оценку квалификации научных и научно-педагогических работников и соответствие диссертаций, представленных ими на соискание ученой степени.

Защита диссертации должна проходить публично и носить характер научной дискуссии и проходить в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации.

Диссертационные советы создаются по решению Высшей аттестационной комиссии при высших учебных заведениях и научных организациях по их ходатайству. При этом высшие учебные заведения и научные организации должны быть широко известны своими достижениями в соответствующей отрасли знаний и иметь государственную аккредитацию.

Диссертационные советы проводят работу под руководством Высшей аттестационной комиссии, которая контролирует их деятельность и пересматривает сеть диссертационных советов по каждой научной специальности с учетом изменений, вносимых в Номенклатуру специальностей научных работников.

Диссертационные советы несут ответственность за качество и объективность экспертизы диссертаций, за обоснованность принимаемых решений и призваны обеспечивать высокий уровень требований при определении соответствия диссертаций установленным критериям.

Диссертационный совет имеет право запрашивать у организаций и учреждений материалы, необходимые для полного, всестороннего и объективного рассмотрения диссертации и вынесения обоснованного решения. Представители диссертационного совета имеют право присутствовать на заседаниях экспертных советов ВАК Минобразования России, где рассматривается защищенная в этом совете диссертация, давать устные и письменные пояснения по возникающим вопросам и представлять дополнительные материалы, связанные с решением, принятым советом.

Диссертационный совет работает в условиях гласности. О его заседаниях широко информируется коллектив учреждения, в котором он функционирует.

Всей своей деятельностью диссертационный совет должен способствовать созданию максимально благоприятных условий для защиты соискателем подготовленной им диссертации. Соискателю должна предоставляться возможность знакомиться с имеющимися в совете материалами, касающимися защиты его диссертации, получать квалифицированную помощь от руководителей совета по вопросам, связанным с защитой диссертации.

В случае нарушения порядка представления и защиты диссертаций президиум Высшей аттестационной комиссии вправе приостанавливать деятельность диссертационных советов и внести рекомендации о прекращении деятельности диссертационных советов.

Члены диссертационных советов выполняют свои обязанности на общественных началах.

Порядок формирования и организации работы диссертационного совета, соответствующие права и обязанности организации, при которой создается диссертационный совет, определяются Положением о диссертационном совете, утвержденным приказом Министерством образования Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 1707.

Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.

Ученая степень доктора наук присуждается президиумом Высшей аттестационной комиссии на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии.

Третийвид субъектов.

Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Граждане Российской Федерации принимаются в докторантуру, аспирантуру, адъюнктуру либо прикрепляются как соискатели к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям для подготовки диссертаций.

Граждане иностранных государств, включая граждан государств - участников СНГ, также принимаются в докторантуру, аспирантуру, адъюнктуру либо прикрепляются как соискатели к высшим учебным и научным учреждениям, организациям, но только на платной основе.

Прием лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в аспирантуру и докторантуру российских высших учебных заведений, научных учреждений и организаций осуществляется в порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации.

Докторант –физическое лицо, имеющие степень кандидата наук, зачисленный для обучения в докторантуру.

В период подготовки докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить завершенную диссертацию на кафедру (отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения.

Для оказания помощи докторанту в проведении диссертационных исследований может назначаться научный консультант из числа докторов наук. При необходимости в качестве консультанта могут привлекаться ведущие ученые и специалисты сторонних учебных и научных учреждений, организаций.

Докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно - методическими кабинетами, библиотеками, имеют право на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, на участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно - педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научных учреждений, организаций.

Для приобретения научной литературы каждому докторанту, обучающемуся за счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.

Ежегодно ученые советы высших учебных заведений или советы факультетов высших учебных заведений и научно - технические советы научных учреждений, организаций проводят аттестацию докторантов, по результатам которой принимается решение о дальнейшем пребывании их в докторантуре.

Докторант, не выполняющий план работы над диссертацией, отчисляется из докторантуры приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации.

Докторант, отчисленный до окончания срока из докторантуры, может быть восстановлен на оставшийся срок приказом руководителя высшего учебного заведения или научного учреждения, организации при наличии в высшем учебном заведении или научном учреждении, организации вакантных мест.

Лица, прошедшие полный курс подготовки в докторантуре, не переводятся на должности научных сотрудников для подготовки докторской диссертации.

Подготовка докторантов в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях в пределах установленных контрольных цифр осуществляется за счет соответствующих бюджетов.

Контрольные цифры приема в докторантуру высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям за счет средств бюджета устанавливают министерства и ведомства, в ведении которых они находятся. Подготовка докторантов сверх контрольных цифр приема может осуществляться по договорам с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами.

Докторантам, зачисленным в счет контрольных цифр приема, выплачиваются государственные стипендии.

Докторантам предоставляются ежегодные каникулы продолжител

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...