Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая природа и предназначение института ученой степени и ученого звания.

Сегодня наличие ученой степени приобретает все большую популярность. И это очевидно, так как степень дает важнейшие преимущества, будь то отсрочка от армии, продвижение по службе или повышение социального статуса в обществе.

Стоит отметить, что часто имеется путаница в понятиях "ученая степень" и "ученое звание". Здесь необходимо разъяснить: ученая степень- это степень доктора или кандидата наук, которая присваивается по результатам защиты докторской или кандидатской диссертации; ученое звание - это звание профессора или доцента по кафедре или специальности, которое присваивается за успехи в научно-педагогической деятельности.

Теперь необходимо выяснить, кто имеет право на получение ученых степеней и ученых званий?

Прежде всего, к таким субъектам относятся научные и научно-педагогические работники, для которых присвоение ученой степени и ученого звания является аттестацией их профессиональных навыков, оценкой их квалификации. В этих целях государство устанавливает правовые основы оценки их квалификации, т.е. критерии, которым они должны соответствовать. Такие критерии отражены в ряде нормативных правовых актах. Например, в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 № 74 «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2003 N 490), а также Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 194, утвердившее Положение о порядке присвоения ученых званий.

Кроме того, оценка квалификации научных и научно-педагогических работников обеспечивается государственной системой аттестации, которая включает в себя не только нормативные правовые акты, устанавливающие основные правила в этой сфере, но и наличие субъектов, осуществляющих функции по подготовке научно-педагогических кадров и присвоению им ученых степеней и ученых званий. К таким субъектам можно отнести Министерство образования и науки РФ, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ, Высшую аттестационную комиссию, высшие образовательные учреждения и диссертационные советы.

Но в связи с этим возникает вопрос: «Могут ли получить ученую степень кандидата или доктора наук, лица, постоянно не занимающиеся наукой или педагогической деятельностью?». Конечно, могут. И такая гарантия определена в статье 44 Конституции Российской Федерации, где говорится, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Но для этого необходимо без отрыва от основной работы прикрепиться соискателем к научному или образовательному учреждению для подготовки диссертационного исследования.

Как, мы выяснили, основными субъектами, претендующими на получение ученой степени или ученого звания, являются научные и научно-педагогические работники. В чем заключается их деятельность, каковы их права и обязанности?

Согласно Федеральному закону РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике», регулирующему отношения в научной сфере, научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Исследования, проводящиеся в научной сфере подразделяется на два вида:

- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Образовательная деятельность – это деятельность направленная на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством реализации образовательных программ[7].

Субъектами, осуществляющими научную деятельность, являются научные работники - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, лица без гражданства, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной или научно-технической деятельностью.

Правовой статус научных работников определяется их правами и обязанностями.

Научный работник имеет право на:

- признание его автором научных или научно-технических результатов;

- получение доходов от реализации научных результатов, автором которых он является;

- объективную оценку своей научной деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;

- осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;

- участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;

- участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных за пределами территории Российской Федерации);

- доступ к информации о научных и научно-технических результатах;

- публикацию в открытой печати научных или научно-технических результатов;

- мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду;

- повышение научной квалификации;

- создание общественных объединений.

При этом научный работник обязан:

- осуществлять научную, научно-техническую деятельности или экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;

- объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных или научно-технических результатов и экспериментальных разработок.

Проявляя свою заинтересованность в развитии научной деятельности, органы государственной власти Российской Федерации законодательно установили ряд гарантий субъектам этого вида деятельности:

- предоставляется свобода творчества и право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

- гарантируется защита от недобросовестной конкуренции;

- признается право на обоснованный риск в научной и научно-технической деятельности;

- обеспечивается свобода доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

- гарантируется подготовка, повышение квалификации и переподготовка научных работников и специалистов государственных научных организаций;

- гарантируются финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Научные работники осуществляют свои профессиональную деятельность в научных организациях. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников.

Выделяется несколько видов научных организаций. Они подразделяются на:

- научно-исследовательские организации,

- научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования,

- опытно-конструкторские,

- проектно-конструкторские,

- проектно-технологические.

Субъектами, осуществляющими образовательную деятельность, являются научно-педагогические работники высшего учебного заведения - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, лица без гражданства, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научно-педагогической деятельностью.

Научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право:

1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения;

2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения;

3) пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором;

4) определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования;

5) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;

6) на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

В то же время, научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны:

1) обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;

2) соблюдать устав высшего учебного заведения;

3) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

4) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;

5) систематически заниматься повышением своей квалификации.

Научно-педагогические работники осуществляют свою профессиональную деятельность в высших учебных заведениях.

Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Существуют следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет :

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт :

реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

ведет фундаментальные и прикладные научные исследования.

Одним из субъектов института ученой степени и ученого звания, осуществляющим государственно-властные функции в этой сфере, является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Положение об этой Службе утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 300. Этот документ определяет правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Согласно Положению данная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки. Она находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и осуществляет следующие полномочия, в части касающейся присвоения ученых степеней и ученых званий:

1. осуществляет контроль и надзор:

- за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования и науки, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

- за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных учреждений и иных организаций;

2. осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии;

3. рассматривает в установленном порядке вопросы

- присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре,

- доцента по специальности и доцента по кафедре,

- присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук,

- выдачи соответствующих аттестатов и дипломов,

- лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней;

4. выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций;

5.подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

Целью института ученой степени и ученого званияявляется предоставление гражданам Российской Федерации возможности заниматься наукой и повышения уровня своей научной и научно - педагогической квалификации.

 

Институт ученой степени

Ученая степень представляет собой научную квалификацию в определенной отрасли знания. Как правило, она присуждается после соответствующих этапов обучения в высшем учебном заведении и защиты диссертации.

Институт ученой степени представляет собой систему правообеспечительных мер, направленных на самореализацию граждан Российской Федерации.

В ряде нормативных актов присвоение ученых степеней относится к функциям органов государственной власти. Подготовка научно-педагогических кадров, работа диссертационных советов, присуждение ученых степеней доктора и кандидата наук, выдача соответствующих дипломов, лишение (восстановления) указанных ученых степеней, юридические последствия всех перечисленных действий, а также текущий надзор компетентными государственными органами за соблюдением установленных условий и требований регламентируется правовыми нормами.

Следовательно, все отношения, возникающие в процессе подготовки научно-педагогических кадров, присуждения, лишения, восстановления ученых степеней, выдачи соответствующих документов, надзора за деятельностью диссертационных советов являются правовыми. А совокупность нормативных правовых актов, регулирующих названные отношения, составляют институт ученой степени.

Таким образом, институт ученой степени – это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между компетентным государственным органом и физическим лицом по поводу получения, лишения, восстановления ученой степени, последствиями которых являются возникновение или прекращение специальной правоспособности физического лица.

Целью данного института является признание научной квалификации физического лица в определенной отрасли знаний.

Основные задачи института ученой степени:

- обеспечение единой государственной политики в данной области;

- координация деятельности в области присуждения, лишения и восстановления ученой степени;

- разработка номенклатуры специальностей научных работников;

- оценка квалификации научных и научно-педагогических кадров и установление критериев этой оценки;

- установление системы аттестации научных и научно-педагогических кадров;

- улучшение качественного состава научных и научно-педагогических кадров;

- повышение эффективности их подготовки;

- повышение качества диссертационных исследований.

Функцииинститута ученой степени:

1. Регулятивная. Она заключается в разработке нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в данной сфере.

2. Организационная. Она направлена на организацию: подготовки научных и научно-педагогических кадров; деятельности субъектов данного института (Высшей аттестационной комиссии, диссертационных советов, экспертного совета и др.).

3. Контрольная. Она предполагает осуществление текущего надзора и контроля деятельности субъектов данного направления деятельности;

4. Экспертная. Проведение экспертизы диссертационных исследований и подготовка рекомендаций по ее результатам.

5. Аналитическая. Эта функция подразумевает проведение анализа количественного и качественного состава защищенных диссертаций.

6. Информационная. Т.е предоставление информации о результатах аналитической и экспертной деятельности заинтересованным субъектам, а также использование результатов диссертационных исследований в научной, инновационной и практической деятельности.

Правовой основой присуждения ученой степени является Федеральные законы «Об образовании», от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике", от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 № 74 «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней»(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2003 N 490).

В соответствии с данными нормативными правовыми актами устанавливаются следующие виды ученых степеней:

ученая степень доктора наук по отрасли науки;

ученая степень кандидата наук по отрасли науки.

Для получения ученых степеней научным и научно-педагогическим работникам необходимо представить диссертацию на соискание ученой степени. Диссертация - это научно-исследовательская работа, которая имеет квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени.

Положения о порядке присуждения ученых степеней устанавливает критерии, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученой степени:

- диссертация должна быть написана единолично,

- содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты,

- иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку;

- предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными решениями;

- в диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов,

- в диссертации, имеющей теоретическое значение, должны содержаться рекомендации по использованию научных выводов;

В случае использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии ее рассмотрения без права повторной защиты.

Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, устанавливаемым Министерством образования Российской Федерации.

Диссертация, как правило, пишется на русском языке. Для решения вопроса о возможности представления диссертации, написанной не на русском языке, диссертационный совет направляет в Высшую аттестационную комиссию мотивированное ходатайство.

Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в научных изданиях.

Основные научные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях. Перечень указанных журналов и изданий определяет Высшая аттестационная комиссия.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук представляет собой научно-квалификационную работу, которая может быть представлена в трех видах:

1. В виде специально подготовленной рукописи.

В такой работе на основании выполненных автором исследований должны быть разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.

2. В виде научного доклада

Эта работа должна быть подготовлена соискателем на основе совокупности ранее опубликованных им научных и опытно-конструкторских работ по соответствующей отрасли знаний, имеющих большое значение для науки и практики, представляет собой краткое обобщенное изложение результатов проведенных им исследований и разработок, известных широкому кругу специалистов.

Защита докторской диссертации в виде научного доклада проводится с разрешения экспертного совета Высшей аттестационной комиссии на основании ходатайства диссертационного совета. Порядок представления такого ходатайства устанавливается в Положении о диссертационном совете.

3. В виде монографии

Такая работа является научным книжным изданием, содержащим полное и всестороннее исследование темы, прошедшим научное рецензирование и удовлетворяющим критериям, установленным Положением.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.

Кандидатская диссертация может быть представлена в двух видах: специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии.

Соискатель ученой степени кандидата наук должен сдать соответствующие кандидатские экзамены, перечень которых устанавливается Высшей аттестационной комиссией и утверждается Министерством образования Российской Федерации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...