Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективность административного надзора

Характеризуя институт административного надзора, отметим, что надзор:

- осуществляется особыми органами, в некоторых случаях - органами отраслевой компетенции;

- может обеспечиваться системой собственных нормативных средств, либо включаться в систему государственного контроля (регламентируется прежде всего в законах, а также подзаконных актах);

- предметное поле довольно-таки узко – перечень правил и норм, подлежащих проверке, строго зафиксирован в нормативно-правовых актах;

- круг поднадзорных объектов фактически неограничен;

- к поднадзорным объектам могут быть применены предупредительные меры воздействия; при выявлении случаев нарушения правил возможно наложение санкций на юридических и физических лиц, виновных в нарушениях;

- содержанием надзорного производства являются юрисдикционными процедуры по сбору и оценке информации и доказательств, фиксированию правонарушений, разбору дел, принятию административных решений, передаче дел органам управления или прокуратуры[4].

Система контроля в государственном управлении необходима для организации функционирования институтов и элементов государства. Надзор – особая форма контроля – служит цели создания правового режима деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений. Осуществление полномочий по надзору возложено на особые, уполномоченные на то органы государства. Однако исследования показывают, что деятельность контролирующих и надзирающих органов излишне сложна, подвержена бюрократизму. В целях совершенствования системы управления в государстве была начата административная реформа, целями которой является сокращение контрольных функций органов исполнительной власти, упрощение управленческих процессов в государстве, обеспечение доступа граждан к представителям органов исполнительной власти, предоставление широких контрольных полномочий гражданам, общественным объединениям и политическим партиям, средствам массовой коммуникации.

Для того, чтобы проводимая административная реформа была действенной, необходимо организовать эффективную контрольно-надзорную систему. В этих целях необходимо:

- определить сферы общественной жизни, регулирование которых требует строго определенных правил поведения, и объекты, подлежащие контролю в данной сфере;

- анализируя объем предстоящих надзорных мероприятий и функции существующих органов управления, принять решение о создании самостоятельных надзорных органов либо о наделении существующих органов надзорными полномочиями;

- разработать и утвердить правила поведения и механизмы обеспечения функционирования поднадзорной части государственной системы;

- на основе разработанных правил и норм деятельности определить периодичность и объем осуществления надзора;

- сформировать систему контролируемых показателей, которая поможет определить качество выполнения утвержденных моделей деятельности в той или иной сфере.

Для обеспечения действительно эффективной системы надзоры необходимо учитывать, что:

- нормы и правила деятельности должны быть основаны на анализе опыта функционирования государства и его составных частей в регулируемой сфере деятельности (например, организация надзорной системы для регулирования рынка ценных бумаг требует тщательного изучения общемировых традиций организации фондовых рынков и анализа реалий деятельности российского рынка);

- оценочные показатели качества выполнения утвержденных правил могут носить разный характер для отдельных типов центров ответственности, для отдельных направлений деятельного поднадзорного объекта (однако при этом необходимо обеспечить сводимость всех контролируемых показателей по объекту надзора и в целом, и по отдельным направлениям);

- количественные стандарты, на основании которых производится надзор, могут носить стабильный или подвижный характер (подвижные количественные стандарты могут быть использованы при контроле показателей гибких бюджетов, корректировки стандартов при изменении учетной ставки, темпов инфляции);

- необходимо построение общей, доступной для поднадзорных объектов, системы мониторинга показателей, положенных в основу надзорных мероприятий;

- в законодательстве должны быть предусмотрены меры позитивной ответственности – для тех поднадзорных объектов, которые выполняют правила и нормы деятельности в сфере надзора.

Деятельность государственных органов по надзору, несмотря на реформирование, должна стать центральным элементом системы обеспечения законности. Это позволит сформировать законодательную и организационную основу для создания правового государства и развивать институты гражданского общества. Основа эффективности реализации института надзора, отмечают многие специалисты по проблемам административного контроля и надзора, заключается в том, что необходимо не ужесточать надзор, используя его как «мелочную опеку за поведением государственных и негосударственных структур и граждан»[5]. Необходимо развивать аналитическую, сигнализирующую и профилактическую функции надзорной деятельности, обеспечивая тем самым ее последовательность, бескопромиссность, прозрачность для общества.

 

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Институт надзора: понятие, функции.

2. Гарантии реализации института надзора.

3. Субъекты надзора.

4. Эффективность надзора.

 

 

Тестовые задания по теме:

1. Административный надзор осуществляется в форме [Б]

А. Контроля государственными органами и представителями общественности за деятельностью государственных органов и общественных организаций;

Б. Наблюдения уполномоченными на то государственными органами за исполнением в сфере управления общеобязательных правил, а также специальных норм и положений ведомственных нормативных актов;

В. Проверки государственными органами и представителями общественности эффективности управленческих решений в государственных органов и общественных организациях;

Г. Применения уполномоченными на то государственными органами мер по наблюдению за исполнением решений в сфере управления;

Д: Применения мер по контролю деятельности по принятию управленческих решений в сфере управления.

 

2. Организационные формами административного надзора являются [В]

А. Полная и всеобъемлющая проверка всех направлений деятельности государственных органов, предприятий, общественных организаций;

Б. Внутренний контроль;

В. Периодическое осуществление руководителями органов и специально создаваемыми ими комиссиями проверки информации, содержащейся в поступающих заявлениях, жалобах, сообщениях и наблюдение особыми органы государства, наделенными широкими надведомствеными полномочиями, за деятельностью государственных органов, предприятий и учреждений, общественных организаций коммерческой и некоммерческой направленности.

Г. Наблюдение особыми органы государства, наделенными широкими надведомствеными полномочиями, за деятельностью государственных органов, предприятий и учреждений, общественных организаций коммерческой и некоммерческой направленности.

Д. Контроль деятельности общественных организаций.

 

3. Предметом общего (прокурорского) надзора является [А]

А. Соблюдение положений текущего законодательства, а также прав и свобод человека и гражданина;

Б. Соблюдение законодательства;

В. Эффективность принятия управленческих решений;

Г. Соответствия принимаемых управленческих решений требованиям текущего законодательства;

Д. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

 

4. Административный надзор осуществляется [Д]

А. Федеральными министерствами;

Б. Федеральными службами и агентствами;

В. Всеми органами исполнительной власти;

Г. Исключительно федеральными службами;

Д. Федеральными службами и агентствами, а также рядом федеральных министерств.

 

5. Эффективность реализации института административного надзора обеспечивается за счет [Б]

А. Ужесточения мер контроля;

Б. Обеспечения прозрачной для общества системы надзора;

В. Увеличением числа надзорных органов;

Г. Применением административно-предупредительных и административно-пресекательных мер к поднадзорным субъектам;

Д. Полной замены государственного контроля надзором.

 


[1] Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Юридическая литература, 2002. - С. 169-175.

[2] Дмитриев А.Т. Правовые и организационные проблемы административного надзора органов внутренних дел: Диссертация …к.ю.н. М.: Академия управления МВД России, 1998.

[3] Петров Е.Е. Правовое регулирование надзорной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации: Дисс. … к.ю.н. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002.

[4] Тихомиров Ю.А. Административное право. М., 2002. С. 87.

[5] Петров Е.Е. Правовое регулирование надзорной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации: Дисс. … к.ю.н. СПб.: Санкт-Петербургский университете МВД России, 2002.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...