Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения.

Понятие административного правонарушения, закрепленное в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит общие признаки присущие всем без исключения административным правонарушениям. Однако каждый вид административного правонарушения имеет свои специфические признаки, характеризующие деяние, его последствия и личность правонарушителя. Их совокупность в юриспруденции получила название состава административного правонарушения. Именно в составах административных правонарушений конкретизируются общие признаки административного правонарушения. Так, общественная опасность и противоправность деяния «Мелкое хулиганство», определяется законодателем указанием на такие его признаки, как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Таким образом, совокупность установленных законом признаков, определяющих деяние как конкретный вид административного правонарушения, именуется составом административного правонарушения.

Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. Однако в них указываются не все признаки состава, а лишь те, которые характерны для данного вида административного правонарушения и необходимы для его индивидуализации. Указания на иные признаки состава административного правонарушения – общие для всех административных правонарушений, содержатся в нормах Общей части КоАП РФ. Так, при отсутствии в тексте статьи, предусматривающей ответственность за «мелкое хулиганство», указания на то, что изложенные в ней действия могут быть признаны административным правонарушением (мелким хулиганством), если они совершены виновно, вменяемым лицом, достигшим возраста 16 лет, подразумевается, что эти признаки входят в состав данного правонарушения, как и в состав любого другого административного правонарушения.

Таким образом, правильное понимание содержания той или иной статьи Особенной части КоАП РФ невозможно при ее изолированном рассмотрении, вне связи с другими статьями данного акта. Определение признаков любого состава административного правонарушения требует не только анализа соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ, но и обращение к нормам Общей части, содержащим указания на признаки, обязательные для любого состава административного правонарушения.

Следует сказать, что статьи Общей и Особенной части КоАП РФ содержат указание не на все признаки административных правонарушений. Каждое административное правонарушение как явление реальной действительности обладает множеством своеобразных признаков. В частности, мелкое хулиганство может быть совершено на улице, в общественном транспорте, в дневное или вечерние время, лицом находящемся в состояние опьянения или в трезвом виде и др. Однако далеко не все признаки совершенного административного правонарушения имеют юридическое значение. К их числу относится лишь те, которые в соответствие с законом определяют правовые последствия совершенного деяния. Эти признаки именуются конструктивными признаками, Помимо них юридическое значение имеют и некоторые признаки, не входящие в состав административного правонарушения: обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, либо определяющие ее особенность, ответственность несовершеннолетних, военнослужащих, должностных лиц.

Нашедшие свое закрепление в соответствующей статье КоАП РФ, эти признаки становятся обязательными. Поэтому отсутствие в фактически совершенном деянии одного из указанных в соответствующей статье КоАП РФ признаков состава означает, что лицо не совершило административного правонарушения, предусмотренного данной статьей.

Состав административного правонарушения – это своеобразная правовая модель административного правонарушения, включающая в себя совокупность определенных признаков, выраженных в единстве внешних действий и сознании человека, то есть объективных и субъективных моментов. Поэтому выделяются объективные и субъективные признаки состава административного правонарушения. Объективные признаки характеризуют объект противоправного посягательства и внешнее выражение такого деяния, а субъективные признаки отражают юридическую характеристику личности, психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.

Среди объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения имеются как обязательные, так и факультативные признаки. Обязательные признаки присущи всем составам административных правонарушений. Отсутствие в совершенном деянии одного из обязательных признаков означает отсутствие состава административного правонарушения. Факультативными являются признаки, которые характерны лишь для определенных составов административных правонарушений, в связи с чем, не имеют юридического значения для квалификации других административных правонарушений.

К числу объективных признаков состава административного правонарушения относятся объект и объективная сторонаадминистративного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение. Деяние может быть признано административным правонарушением лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.

В качестве объекта административного правонарушения могут выступать отношения, урегулированные нормами различных отраслей права: финансового, гражданского и др. Основная часть общественных отношений, выступающих в качестве объектов административных правонарушений, регулируется нормами административного права. Все общественные отношения, признаваемые объектами административных правонарушений, охраняются санкциями норм административного права. Законодательством об административных правонарушениях охраняется множество общественных отношений, складывающихся в различных сферах государственного управления. Вся совокупность названных общественных отношений является объектом административных правонарушений.

Множественность и разнообразие общественных отношений, образующих объект административного правонарушения позволяет произвести их классификацию. В юридической литературе выделяется общий, родовой и непосредственный объект административного правонарушения.

В качестве общего объекта административного правонарушения рассматривается вся совокупность указанных в КоАП РФ общественных отношений.

Родовым объектом признается группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существования общественных отношений. Такая относительно самостоятельная группа общественных отношений является частью общего объекта административного правонарушения. Выделение родовых объектов необходимо для систематизации составов административных правонарушений, которые группируются по признаку родового объекта.

Отдельное административное правонарушение причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению или нескольким отношениям, которые могут быть и неоднородными по содержанию. Конкретное общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение, именуется непосредственным объектом административного правонарушения. Следует сказать, что значительное число статей КоАП России, формулировки которых не содержат указаний на непосредственный объект административного правонарушения. Но его выяснение является для правоприменителя необходимым во всех случаях квалификации деяния. Значительная часть административных правонарушений посягает лишь на какой-то один видовой (непосредственный) объект (общественный порядок и др.).

В некоторых случаях при формулировании составов административных правонарушений законодатель называет предмет[1] административного правонарушения или его отдельные характеристики, что имеет значение для квалификации административных правонарушений. Так, предметом административного правонарушения, предусмотренного статьей устанавливающей ответственность за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, законодателем называется алкогольная и спиртосодержащая продукция. Для квалификации административного правонарушения имеет значения их крепость (ст. 20.20 КоАП России). Определенное значение для квалификации административных правонарушений в некоторых случаях имеют указанные в соответствующей статье КоАП России признаки предмета: размер, стоимость и др. Так, мелкое хищение, (хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации ст. 7.27 КоАП России). Предмет административного правонарушения в ряде случаев имеет определяющее значение для разграничения административных правонарушений и преступлений.

Объективная сторона состава административного правонарушения – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения. Нормы административного права как нормы иных отраслей российского права предусматривают наказания за совершение запрещенных действий или не за выполнение лицом своих правовых обязанностей. В связи с этим обязательным элементом объективной стороны состава административного правонарушения является деяния, которое может выражаться в действии или бездействии.

В отличие от действий бездействие выражается в пассивном поведение лица, в невыполнение возложенных на него обязанностей. Следует учитывать, что бездействие в некоторых случаях не тождественно физическому бездействию. Уклоняясь от выполнения обязанности лицо, может вести себя весьма активно (например, невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования ст. 12.26 КоАП России). Однако если его деятельность направлена не на выполнение обязанности, а на уклонение от ее исполнения, то юридически лицо признается бездействующим (например, невыполнение законного требования сотрудника милиции – пройти освидетельствование на определение состояния опьянения, водитель транспортного средства убегает от него и тем самым уклоняется от освидетельствования, совершая административное правонарушение ст. 12.26 КоАП России).

Бездействие признается противоправным лишь в тех случаях, когда лицо обязано совершить какое-либо действие в силу своего служебного положения или по прямому законному предписанию должного лица и органа. В качестве примера можно привести следующее: в соответствие с «Положением о паспорте гражданина Российской Федерации» утвержденным Постановлением Правительства России от 6 июля 1997 г. паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. Невыполнение этого требования о необходимости получения паспорта является юридическим бездействием, составляющим объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей ст. 19.15 КоАП РФ (Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации.

Помимо выше изложенных конструкций объективной стороны состава административного правонарушения, встречаются так называемые длящиеся административные правонарушения. Данное правонарушение начинается с какого-либо одного действия или бездействия и осуществляется потом непрерывно путем неисполнения обязанности, либо пребывания лица в противоправном состоянии (например, проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации и др.).

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения являются: последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ и средства его совершения административного правонарушения.

Любое административное правонарушение влечет за собой отрицательные последствия для личности, общества и государства, однако далеко не все из них являются материализованными, полежат измерению и оценке. В связи с чем в конструкциях большинства составов административных правонарушений, не содержатся указания на такие последствия. Подобные составы именуются формальными. В этих случаях правоприменителю не требуется устанавливать фактические последствия совершенного деяния, поскольку они не влияют на квалификацию содеянного. Так, нецензурная брань в общественных местах и иные действия оцениваемые законодателем как мелкое хулиганство оскорбляют честь и достоинство личности, отрицательно влияют на настроение граждан находящихся в общественных местах. Однако эти предполагаемые последствия названного административного правонарушения не включены законодателем в конструкцию его состава, что освобождает правоприменителя от необходимости установления и доказывания подобных последствий. В данном случае достаточно установления лишь факта совершения действий указанных в диспозиции статьи предусматривающей ответственность за мелкое хулиганство, что квалифицировать содеянное как мелкое хулиганство.

Помимо так называемых формальных составов КоАП России содержит и материальные составы, конструкция которых включает указания как на характер деяния так и на его последствия. В таких ситуациях объективная сторона административного правонарушения помимо деяния включает в себя и его последствия, требующие установления, доказывания и оценки правоприменителей.

Объективная сторона материальных составов административных правонарушений помимо деяния и его последствий содержит такой признак, как причинная связь между деянием и наступившими последствиями. О наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими последствиями можно говорить лишь тогда, когда деяние закономерно порождает последствия и предшествует ему, являясь его причиной. Вывод о наличие причинной связи между деянием и последствием является обоснованным в том случае, когда можно утверждать, что если бы не было противоправного деяния, то не могли бы наступить и указанные в законе противоправные последствия (ст. 12.24 КоАП России).

К числу факультативных признаков объективной стороны состава административного правонарушения относятся также место, время, способ совершения правонарушения. Признаки места и временисодержаться во многих статьях КоАП РФ, описывающих составы административных правонарушений, которые посягают, в частности на общественный порядок. Под способом совершения противоправного деяния понимается совокупность приемов и методов его выполнения. Способ включен в конструкцию незначительного числа составов административных правонарушений, так как не имеет существенного юридического значения. Но в некоторых случаях законодатель указывает на способы совершения противоправных действий. В частности, мелкое хищение чужого имущества может быть совершено путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты (ст. 7.27 КоАП России). Если же мелкое хищение совершено путем грабежа, разбоя, вымогательства, то оно выходит за рамки состава административного правонарушения и квалифицируется по соответствующей статье УК РФ.

В число конструктивных признаков объективной стороны некоторых составов административных правонарушений входит средство его совершения – орудие или предмет, используемый для воздействия на объект посягательства. В качестве средства совершения административного правонарушения законодатель наиболее часто называет транспортные средства, огнестрельное оружие.

От предмета административного правонарушения средство совершения правонарушения отличается местом или ролью в механизме противоправного действия. Если предмет правонарушения испытывает противоправное воздействие, то с помощью средства такое воздействие осуществляется на объект административного правонарушения.

Субъективными признаками состава административного правонарушения являются субъективная сторона административного правонарушения и субъект административного правонарушения.

Понятие субъекта административного правонарушения включает в себя совокупность указанных в законе признаков, которые должно иметь лицо, чтобы совершенное им деяние было признано административным правонарушением.

Эти признаки подразделяются на общие и специальные.

Общие признаки являются обязательными для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица. В соответствие с КоАП административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В связи с чем, обязательным признаком субъекта административного правонарушения является достижение лицом, совершившем деяния, возраста 16 лет.

Вменяемость лица – второй обязательный признак субъекта административного правонарушения. Вменяемость – это способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины. Только вменяемое лицо способно сознавать характер своих деяний, предвидеть их вредные последствия и относиться к ним сознательно (желать, допускать или рассчитывать на их предотвращение).

КоАП России определят, что не под­ле­жит ад­ми­ни­стра­ти­вной от­ветс­твен­но­сти фи­зи­че­ское ли­цо, ко­то­рое во вре­мя со­вер­ше­ния про­ти­во­прав­ных дейс­твий (без­дейс­твия) на­хо­ди­лось в со­сто­янии не­вме­ня­емо­сти, то есть не мог­ло осо­зна­вать фак­ти­че­ский ха­рак­тер и про­ти­во­прав­ность своих дейс­твий (без­дейс­твия) ли­бо ру­ко­во­дить ими вследс­твие хро­ни­че­ско­го пси­хи­че­ско­го рас­стройс­тва, вре­мен­но­го пси­хи­че­ско­го рас­стройс­тва, сла­бо­умия или ино­го бо­ле­знен­но­го со­сто­яния пси­хики (ст. 2.8 КоАП России). Это значит, что совершенное таким лицом противоправное деяние законодателем не рассматривается как административное правонарушение.

Следует учитывать, что невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критерием. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хро­ни­че­ско­го пси­хи­че­ско­го рас­стройс­тва, вре­мен­но­го пси­хи­че­ско­го рас­стройс­тва, сла­бо­умия или ино­го бо­ле­знен­но­го со­сто­яния пси­хики (шизофрения, некоторые формы эпилепсии, идиотизм,дебильность и др.). Юридический критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания на способность лица осознавать совершаемые действия, руководить ими.

Специальные признаки субъекта административного правонарушения присущи лишь некоторым составам административных правонарушений, поэтому они могут рассматриваться как факультативные признаки, указание на которые содержатся в статьях Особенной части КоАП. Специальные признаки отражают либо особенности должностного положения лица, либо иные особенности правового статуса лица, прямо указанные в правовой норме, формулирующей состав административного правонарушения: военнообязанные, иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 2.4 КоАП России). Законодательству об административных правонарушениях известны составы правонарушений, субъект которых характеризуется либо только общими признаками, либо помимо них еще и наличием и специальных признаков. Применительно к составам первой группы говорят, что субъект этих правонарушений – общий. Характеризуя субъект административного правонарушения второй названной группы составов, его именуют специальным. В ряде составов административных правонарушений может содержаться указание, как на общий, так и на специальный субъект.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует внутреннее, психическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина – психическое отношение лица к своим действиям и их последствиям, которая может проявляться в формах умысла или неосторожности. Эти формы вины различаются соотношением интеллектуальных и волевых моментов, характеризующих внутренние отношение лица к содеянному и его последствиям.

Интеллектуальные критерии отражают процессы, происходящие в сфере сознания правонарушителя – понимание общественной опасности совершенного деяния и предвидение его опасных последствий. Волевой критерий характеризует состояние воли лица – его желание (или предвидение) наступления указанных последствий.

Административное правонарушение признается совершенным умышлено, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Умысел характеризуется осознанием характера совершенного деяния, предвидением его вредных последствий и желанием их наступления (прямой умысел) или сознательным допущением этих последствий (косвенный умысел) (ст. 2.2 КоАП России).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступление вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожность может быть в двух формах: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность выражается в осознании общественно опасного характера совершаемого деяния, в предвидении возможности наступления вредных последствий такого деяния и в надежде на их предотвращение. Такая надежда основывается на реальных обстоятельствах, но является легкомысленной. Небрежность заключается в том, что лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя могло и должно было их предвидеть. Возможность предвидения таких последствий основывается также на оценке реальной обстановки, в которой действовало лицо.

Административному праву известны составы, как с умышленной, так и с неосторожной формой вины. Причем многим административным правонарушениям свойственны обе формы вины. Однако для некоторых составов характерна только умышленная форма вины (мелкое хулиганство ст. 20.1. КоАП России), для других – только неосторожная. Относительно последней следует сказать, что она встречается довольно редко.

Факультативным признаком субъективной стороны состава административного правонарушения является цель, то есть существующее в сознании правонарушителя представление о ценности или интересе, которое он желает получить, совершая административное правонарушение. Данный признак включен в конструкцию незначительного числа составов административных правонарушений.

Юридическое значение состава административного правонарушения состоит в том, что установление в деянии лица всех его признаков состава правонарушения дает основание установить факт совершения лицом административного правонарушения и позволяет осуществить квалификацию деяния.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...