Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая характеристика специальных мер административного пресечения

 

Мерам специального административного пресечения, применяемым уполномоченными должностными лицами, присущи те же признаки, которые характеризуют административное пресечение в целом. Вместе с тем они обладают рядом отличительных черт, позволяющих объединить их в особую группу.

1. Применение данных мер воздействия в большинстве случаев обусловлено необходимостью преодоления оказываемого физического противодействия должностным лицам при пресечении уголовно наказуемых или административно наказуемых деяний, или прекращении посягательств на безопасность личности или общественную безопасность.

Их применение имеет вынужденный ответный характер. Необходимость применения данной группы мер, как правило, связана не только самим фактом совершения правонарушения, но и с нежеланием правонарушителя подчиниться законным требованиям уполномоченного должностного лица. Действия правонарушителя в таких случаях посягают не только на охраняемые законом права и интересы личности, но еще и на установленный порядок управления.

2. Целью их применения является прекращение «наличного» и «действительного» преступного или административно наказуемого посягательства, указанные меры одновременно обеспечивают возможность привлечения виновных лиц к ответственности.

3. Главным признаком, характеризующим меры специального административного пресечения, является то, что их применение состоит в прямом физическом воздействии, прежде всего, на правонарушителя, причем воздействии в форме прямого насилия. Это меры непосредственного принуждения. Под «непосредственным» принуждением следует понимать «прямое физическое воздействие, направленное на людей, животных и предметы с помощью мускульной силы, специальных (технических) средств принуждения, оружия и специальной (полицейской) техники»[14].

4. Применение специальных мер административного пресечения, как правило, представляет собой ответное применение силы и поэтому связано с причинением телесных повреждений, которые могут повлечь, особенно при применении огнестрельного оружия, смерть правонарушителя. Кроме физического вреда может быть причинен моральный и материальный вред правонарушителю.

5. Поскольку применение специальных мер административного пресечения влечет причинение физического, материального и морального вреда, их применение регламентируется как административно-правовыми нормами, устанавливающими условия, основания, и порядок их применения, так и нормами уголовного законодательства, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, т.е. нормами, которые исключают ответственность уполномоченных должностных лиц за вред, причиненный субъектам уголовно-правовой охраны, в результате применения специальных средств административного пресечения.

На основе перечисленных признаков можно сформулировать определение данной группы мер административного принуждения.

Под специальными мерами административного пресечения следует понимать установленные нормами административного права способы и средства прямого физического воздействия на людей, животных или предметы, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия с его стороны, понуждение его к исполнению юридической обязанности либо устранение угрозы безопасности личности или общественной безопасности.

К числу мер специального административного пресечения относятся:

• применение физической силы;

• применение специальных средств принуждения (других подручных средств);

• применение огнестрельного оружия;

• использование огнестрельного оружия.

По способу воздействия на правонарушителя их можно разделить на меры простого физического воздействия (использование приемов рукопашного боя, собак), меры физического воздействия, осуществляемые с помощью технических средств, и физическое воздействие посредством огнестрельного оружия.

С учетом криминологической классификации оружия[15], в основе которой лежат его поражающие свойства, и с учетом поражающих свойств применяемых сотрудниками органов внутренних дел специальных технических средств принуждения и огнестрельного оружия, специальные меры административного пресечения делятся на:

ошеломляющего действия;

убойно-травмирующего действия;

смертоносного действия.

По цели применения исследуемые меры подразделяются насредства активной обороны, к которым относится применение огнестрельного оружия, приемов рукопашного боя, резиновой палки, собак, слезоточивого газа, исредства обеспечения специальных операций –использование бронетехники, взрывных устройств, пожарных автоцистерн, светошумовых гранат и пр.

В зависимости от характера воздействия административно-пресекательные меры, осуществляемые с помощью технических средств, делятся на:

– вызывающие болевые ощущения (резиновая палка);

– воздействующие на органы дыхания (слезоточивый газ);

– воздействующие на зрительно-слуховые органы (светозвуковые устройства);

– препятствующие свободному передвижению (бронетехника, пожарные автоцистерны, устройства для принудительной остановки транспорта);

– вскрывающие помещения, захваченные правонарушителями.

Применение физической силы. Термин физическая сила[16] впервые был применен для регулирования полномочий милиции в Законе «О милиции», принятом 18 апреля 1991 года. Законодатель не дает определения физической силы, разве что, в качестве ее разновидности, он упоминает о «боевых приемах борьбы» (ст. 13 Закона «О милиции»).

Физической силой в соответствии с Законом «О милиции», по мнению его разработчиков, следует считать не сопровождающиеся применением спецсредств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника милиции, направленные против отдельных лиц либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества в целях прекращения активного противоправного поведения этих лиц или, в случае их противоправного бездействия, самостоятельного исполнения сотрудником милиции своего законного требования[17].

Особо подчеркнем, что подприменением физической силы следует понимать такое принудительное воздействие, которое основано на использовании мускульной силы и индивидуальных физических возможностей каждого конкретного сотрудника милиции и состоит во вступлении его в непосредственный физический (телесный) контакт с объектом воздействия (человеком животным, предметами, веществами, механизмами) и может сопровождаться причинением боли, телесных повреждений людям и животным, повреждением или разрушением предметов, механизмов, временным изъятием предметов, веществ и механизмов.

Применение специальных средств принуждения. Для воздействия на людей, животных и предметы в ходе осуществления правоохранительной деятельности уполномоченные лица в соответствии с действующим законодательством могут применять в целях принуждения специальные средства. Применение специальных средств, по сравнению с применением физической силы, позволяет усилить принудительное воздействие и обеспечить, к примеру, необходимый перевес в силе над правонарушителем.

Часть 2 статьи 14 Закона «О милиции» предоставила сотрудникам милиции право в качестве специальных средств применять резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебных собак, электрошоковые устройства.

Часть из приведенных выше видов специальных средств относится к числу служебных образцов «не летального» оружия (НО) или оружия не смертельного действия (ОНД)[18], в частности палки резиновые, аэрозольные распылители, газовые пистолеты, электрошоковые устройства. Наиболее точное название данного вида мер специального административного пресечения должно быть не просто «специальные средства», а «специальные средства принуждения».

Различные виды специальных средств имеют разный механизм принудительного действия. Так, не летальное оружие: от химического отравления газообразными раздражающими веществами, психофизиологического воздействия ярким светом и громким звуком до механического удара, связанного с возможным нарушением физической целостности организма; специальные устройства сковывающего действия.

Под применениемспециальных средств принуждения, как мерой специального административного пресечения следует понимать использование уполномоченными должностными лицами (сотрудниками) тактико-технических свойств (поражающих, сковывающих, для оказания непосредственного воздействия на людей, животных, предметы в случаях и порядке установленных законом.

Применение и использование огнестрельного оружия. Особое место среди средств принуждения, занимает огнестрельное оружие, поскольку оно обладает самой высокой степенью поражающей способности, в том числе, смертоносности. В качестве меры административного принуждения применяется или используется служебное и боевое ручное стрелковое оружие.

К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы специального строительства Российской Федерации, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации, войск гражданской обороны, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации (далее — государственные военизированные организации).

Нетрудно заметить, что определяющим критерием разграничения на перечисленные виды оружия являются как цели его использования, так и категории субъектов, которым предоставлено право владеть оружием (иметь его на вооружении).

Все случаи, когда сотрудники государственных военизированных организаций вправе прибегнуть к боевому ручному стрелковому оружию, для решения оперативно-служебных задач в действующем законодательстве разделены, как правило, на две группы: на случаи применения и использования огнестрельного оружия[19].

Несмотря на то, что в русском языке слова применение и использование весьма близки по смыслу, как юридические термины они вполне могут иметь различное, четко определенное содержание.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что под применением огнестрельного оружия как мерой административного принуждения нужно понимать производство сотрудником государственной военизированной организации или другим уполномоченным должностным лицом государственного органа, работником юридического лица с особыми уставными задачами, находящимся в состоянии необходимой обороны или при задержании лица, совершившего преступление, либо в состоянии крайней необходимости, прицельного выстрела из огнестрельного оружия на поражение посягающего (задерживаемого), в случаях, перечисленных в федеральном законе.

Под использованием огнестрельного оружия как мерой административного принуждения следует подразумевать производство сотрудником государственной военизированной организации или другим уполномоченным должностным лицом государственного органа, работником юридического лица с особыми уставными задачами, находящимся в состоянии крайней необходимости, либо необходимой обороны или при задержании лица, совершившего преступление, выстрела из огнестрельного оружия в случаях, перечисленных в федеральном законе, без намерения причинить и не причинившего ранение человеку.

Все иные факты производства выстрелов из боевого стрелкового оружия или вредные последствия произведенных выстрелов должны влечь самостоятельную юридическую оценку в соответствии с действующим законодательством.

Применение специальных мер административного пресечения сотрудниками государственных военизированных организаций и уполномоченными на то должностными лицами регламентируется как специальными нормами, устанавливающими основания, условия и порядок их применения, так и нормами уголовного законодательства, закрепляющими обстоятельства, исключающие преступность данного деяния. Иначе говоря, нормативно-правовая регламентация применения специальных мер административного пресечения имеет системный характер и включает в себя взаимосвязанные правовые предписания, которые отражают все юридически значимые стороны фактической ситуации применения данных мер принуждения. Совокупность указанных норм образует определенную целостность, в которой отраслевая принадлежность этих норм не имеет принципиального значения.

В нормах первой группы (административно-правовых) определяются условия, основания и способ принудительного воздействия, а также порядок (процедура) применения специальных мер административного пресечения (например, ст. 12, 15, 16 Закона «О милиции»). Они несут в себе, прежде всего, положительное содержание, так как совершение указанных в них действий позволяет защитить охраняемые законом субъективные права и интересы конкретного лица, ставшего объектом противоправного посягательства, а также законные интересы общества и государства.

Административно-правовые нормы, устанавливающие условия, основания и порядок применения специальных мер административного пресечения, к сожалению, имеют самостоятельное значение только до тех пор, пока совершаемые в соответствии с ними действия не влекут за собой причинение вреда. Например, сотрудник в установленных законом случаях обнажает табельное оружие, приводит его в готовность, производит предупредительные выстрелы в воздух, стреляет на поражение, но промахивается. Эти действия совершаются на основе административно-правовых норм, регламентирующих правила применения оружия, а уголовно-правовые нормы, исключающие преступность деяния, к ним не применяются, поскольку вред не причинен.

Нормы уголовного законодательства, посвященные обстоя-тельствам, исключающим преступность деяния, а именно нормы о необходимой обороне (ст. 37 УК РФ), причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ) и крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) устанавливают, прежде всего, условия правомерности, относящиеся к общественно опасному посягательству или событию. Это такие общие условия, как наличность и действительность посягательства (о них уже шла речь выше), без которых «само основание вообще не может иметь места». Причем характер общественной опасности посягательства конкретизируется в основаниях применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, закрепленных, к примеру, в ст. 13, 14, 15 Закона «О милиции».

Кроме того, указанные нормы уголовного законодательства устанавливают условия правомерности, относящиеся к защите от общественно опасного посягательства, т.е. устанавливают пределы правовой активности должностного лица, применяющего данную меру воздействия в конкретной ситуации. Действие этих норм определяется реальным причинением вреда в результате применения специальных мер административного пресечения. Поэтому законодательство о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, позволяет конкретизировать пределы принудительного воздействия применительно к особенностям той или иной ситуации, т.е. определить пределы достаточного причинения вреда при применении специальных мер административного пресечения, исходя из конкретных обстоятельств инцидента.

Взятые в единстве и взаимодействии перечисленные нормативные предписания составляют правовую основу применения и использования сотрудниками государственных военизированных организаций огнестрельного оружия. Они «направляют» правоприменителя на совершение действий, которые наиболее адекватны не только угрожающей опасности, но и обстоятельствам конкретной ситуации. В результате урегулированным в нормативном порядке оказывается общее и особенное применительно к каждой ситуации применения огнестрельного оружия.

В соответствии с Законом «О милиции» сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.

Сотрудники милиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в следующих случаях:

1) для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

2) для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;

3) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;

4) для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;

5) для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику милиции;

6) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

7) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций;

8) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника милиции остановиться;

9) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления.

В качестве специальных средств могут применяться:

резиновые палки - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 7 части I настоящей статьи;

слезоточивый газ - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 6, 7 части I настоящей статьи;

наручники - в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части I настоящей статьи. При отсутствии наручников сотрудник милиции вправе использовать подручные средства связывания;

светозвуковые средства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 6, 7 части I настоящей статьи;

средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 части I настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктом 8 части I настоящей статьи;

водометы и бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 4, 6, 7 части I настоящей статьи, и только по указанию начальника органа внутренних дел, начальника криминальной милиции, начальника милиции общественной безопасности с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения;

специальные окрашивающие средства - в случаях, предусмотренных пунктом 9 части I настоящей статьи. На объектах собственности специальные окрашивающиеся средства устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица;

служебные собаки - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 части I настоящей статьи;

электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 части первой настоящей статьи.

Все виды специальных средств, кроме того, могут применяться в случаях, предусмотренных частью I статьи 15 Закона «О милиции».

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.

Сотрудники милиции имеют право применятьогнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях:

1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;

6) для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться;

2) для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;

3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...