Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






По реализации норм административного права.

Понятие административно-правового статуса человека и гражданина. Полномочия человека и гражданина по реализации норм административного права.

2) Полномочия человека и гражданина как участника позитивных и юрисдикционных правоотношений.

3) Гарантии реализации административно-правового статуса человека и гражданина.

Понятие административно-правового статуса человека и гражданина. Полномочия человека и гражданина

План семинарского занятия по теме №7

Административно-правовой статус человека и гражданина

Понятие административно-правового статуса человека и гражданина. Полномочия человека и гражданина по реализации норм административного права.

2) Полномочия человека и гражданина как участника позитивных и юрисдикционных правоотношений.

3) Гарантии реализации административно-правового статуса человека и гражданина.

Основная:

· Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 159-160.

· Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 02 ноября 2004 г.)

· Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 02 ноября 2004 г.)

· Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (ред. от 10 января 2003 г.)

· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 21 декабря 2004 г.)

· Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 21 июля 2005 г.)

· Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (ред. от 22 августа 2004 г.)

· Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 22 августа 2004 г.)

· Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 02 ноября 2004 г.)

· Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 29 июня 2004 г.)

· Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

· Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (ред. от 01 сентября 2000 г.)

· Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение»

· Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (ред. от 22 декабря 2004 г.)

 

Дополнительная:

· Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3. С. 16-24.

· Агеев А.А. Административное право и права человека // Советское государство и право. 1991. № 5. С.143-145.

 

 


[1] См: Конституцию Российской Федерации 12 декабря 1993г. часть 2.

[2] См: Конституцию РФ 12 декабря 1993 г ст.20 ч.1

[3] См: Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г. ст.23 ч.1

[4] См: Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г. ст.27 ч.2

[5] См: Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г. ст. 34 ч.1

[6] См: Конституцию РФ от 12 декабря1993 г. ст.32 ч. 2

[7] См: КоАП. – М: «ЮРКНИГА», 2004. – с.6 ст.2.3 ч.2

[8] См: Конституцию РФ от 12 декабря 1993г . ст.33

Понятие административно-правового статуса человека и гражданина. Полномочия человека и гражданина по реализации норм административного права.

2) Полномочия человека и гражданина как участника позитивных и юрисдикционных правоотношений.

3) Гарантии реализации административно-правового статуса человека и гражданина.

Понятие административно-правового статуса человека и гражданина. Полномочия человека и гражданина

по реализации норм административного права.

Административно-правовой статус гражданина- это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления). Правовой статус граждан России устанавливается Конституцией РФ, Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, а также международными правовыми актами, в частности, Всеобщей декларацией прав человека.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую часть их общего правового статуса и закрепляется во многих законах и подзаконных актах.

Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют:

- комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

- гарантии реализации прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;

Однако, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и другие. Права и обязанности граждан образуют в своей совокупности правовой статус. Административно-правовой статус человека и гражданина включает в себя четыре составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Эта мысль выражена в статье 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[1]. Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания, является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ. Они включают нормы конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

По степени возможности реализации административно-правовые обязанности граждан подразделяются на:

- абсолютные – возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов);

- относительные – возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля – платить налоги, поступающие в дорожные фонды).

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, личные права и гражданские права. Личные, или гражданские, права охватывают права и свободы, необходимые для защиты основополагающих ценностей человека: его жизни, индивидуальной свободы, достоинства, частной жизни. По своей природе они:

1) являются правами человека, то есть принадлежат каждому, не связаны с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. Неотчуждаемый характер прав и свобод указывает на то, что каждый человек по самому факту рождения обладает определенным равным набором прав и свобод, которые составляют внутреннюю структуру личности. Права и свободы в этом смысле есть атрибут личности, ее неотъемлемое качество. Они определяют все возможные проявления человеческого существования и могут быть утрачены полностью только в случае смерти человека. Отсюда все эти права и свободы именуются «естественными», присущими каждому человеку: право на жизнь ( «Каждый имеет право на жизнь»[2] статья 20 часть 1);право на свободу и личную неприкосновенность ( «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность»[3] статья 22 часть 1);Гражданские права: право на неприкосновенность жилища( «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» статья 25); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени («Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений»), каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45 часть 2). Ограничение этого права допускается на основании судебного решения» Статья 23 часть 2); право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию («Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию»[4] статья 27 часть 2).

Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы («Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» статья 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» статья 58);Экономические права: запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию («Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» статья 34 часть; «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности»).[5] Политические права: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Социальные права: Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Культурные права: Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Установлены кроме обязывающих норм запрещающие нормы: Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. «Никто не может быть, без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам» (статья 21 часть 2). «Принудительный труд запрещен». ( Статья 37 часть 2).

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет статус гражданина Российской Федерации. Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус. Нормы административного права, определяющие его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства («Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» статья 32 часть 2)[6]; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование (статья 31 Конституции РФ), обязанность нести воинскую службу (статья 59 часть 2) и другие. Далее – это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 часть 1), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (статья 37 часть 1), право частной собственности, в том числе на землю (статья 35,36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (статья 35 часть 3). Таким образом, гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса – социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной профессиональной трудовой деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются, тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет, свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители- охотники, любители-водители. В том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Это право участвовать в управлении делами государства, право работать на государственной службе, право на обращения, на объединение и др.

Особую группу основных прав и свобод составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизнедеятельности, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально-значимые потребности личности (право на занятие предпринимательской деятельностью, право частной собственности, право на социальное обеспечение, на образование и др.).

В систему административного права, кроме вышеуказанных, входит значительное число норм, касающихся охраны общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с антиобщественными проступками.

Однако есть обязанности, которые могут быть возложены только на граждан России, в частности, обязанность нести военную службу (ст.59 Конституции РФ).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...