Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия человека и гражданина как участника позитивных и юрисдикционных правоотношений.

Административно-правовой статус граждан определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и административную дееспособность. Административная правоспособность – способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения. Так, наприме, КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за соответствующие нарушения Правил дорожного движения. Административная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет – получение паспорта, затем в 16 лет – возможность привлечения к административной ответственности и полная дееспособность – по достижении гражданином 18 лет. На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указанных обстоятельств граждане могут, призваны частично или полностью недееспособными. Статья 2.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит: «Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики». Кодекс об административном правонарушении статья 2.3 гласит «Административной ответственности подлежит лицо, к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет». Часть 2 «С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних».[7]

В зависимости от механизма реализации права граждан подразделяются на:

Абсолютные (безусловные) права – права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользование публичными библиотеками, получение общего среднего образования. Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина;

Относительные права – права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).

В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения различают:

Общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);

Специальные права – права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).

По содержанию выделяют следующие группы прав:

Право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и другие);

Право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организации (получение организационной, технической, санитарно- эпидемиологической, медицинской помощи и другие);

Право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций). Одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации является право обращаться лично.

Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления»[8].

Право граждан Российской Федерации на подачу обращений закреплено в ряде федеральных законодательных актов и законов субъектов Федерации, например, в Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», от 27 апреля 1993 года №4866 (в ред. От 14 декабря 1995 года № 197-ФЗ). Указе Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1986 года ( в ред. От 4 марта 1980 года и от 2 февраля 1988 года), Налоговом кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ, Законе города Москвы «Об обращениях граждан» от 18 июня 1997 года № 25 и другие.

Под обращениями граждан в этих законах понимаются: предложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения и петиции граждан.

Предложение – это устное или письменное обращение граждан конкретного характера, не связанное с нарушением его прав и свобод, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в решении вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни.

Заявление – это устное или письменное обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, не связанное с их нарушением.

Жалоба – это устное или письменное обращение гражданина по поводу восстановления его прав и свобод, нарушенных действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений.

Ходатайство – это письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.

Коллективное обращение – это обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, имеющее общественный характер и принятое на митинге, собрании и подписанное их организаторами или участниками.

Петиция – это коллективное обращение граждан в письменном виде в органы государственной власти о необходимости проведения общественных реформ или изменения законодательства.

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны. Для приема устных обращений граждан руководители и другие должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений обязаны проводить личный прием граждан.

Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства.

Предложения, заявления, ходатайства подаются гражданами в те государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.

Жалобы подаются в те органы и организации, тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия, которых обжалуются, а также в суд. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.

В том случае, если гражданину должностными лицами органов власти и управления причинен ущерб, он вправе обратиться в вышестоящий орган или суд с заявлением о возмещении ущерба. Порядок возмещения ущерба регламентируется статьей 15 части 1 Гражданского Кодекса РФ. В соответствии с нею:

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В-третьих, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (напри­мер, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подверга­ется административному задержанию и доставлению в мили­цию).

Одним из прав граждан, находящихся в административной правовой сфере, является право на хранение и ношение определенных видов оружия. Оно реализуется Федеральным Законом от 13.12.96 «Об оружии» и контролируется органами внутренних дел.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...