Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

Литература

Основная:

· Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 03 ноября 2004 г.)

· Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2005 г.)

· Федеральный конституционный закон от 25 марта2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»

· Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 01 декабря 2004 г.)

· Указ Президента РФ от 09 марта2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 20 мая 2004 г.)

· Указ Президента РФ от 25 мая 1998 г. № 586 «О региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти»

· Указ Президента РФ от 02 апреля 1992 г. № 323 «О представительствах администраций краев и областей при Правительстве Российской Федерации»

· Постановление Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации»

· Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»

Дополнительная литература:

· Исполнительная власть в России: История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая Правовая культура, 2004.

 

План семинарского занятия по теме №8

Административно-правовой статус органов исполнительной власти

1. Понятие и содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти.

2. Элементы административно-правового статуса органов исполнительной власти: цели, задачи, функции, принципы деятельности, обязанности, права.

3. Гарантии реализации административно-правового статуса органов исполнительной власти.

4. Особенности административно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов исполнительной власти.

Основная:

· Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 03 ноября 2004 г.)

· Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2005 г.)

· Федеральный конституционный закон от 25 марта2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»

· Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 01 декабря 2004 г.)

· Указ Президента РФ от 09 марта2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 20 мая 2004 г.)

· Указ Президента РФ от 25 мая 1998 г. № 586 «О региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти»

· Указ Президента РФ от 02 апреля 1992 г. № 323 «О представительствах администраций краев и областей при Правительстве Российской Федерации»

· Постановление Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации»

· Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»

Дополнительная литература:

· Исполнительная власть в России: История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая Правовая культура, 2004.

 

 


[1]ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295. п.2 а)

[2]ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295. п.2 б)

[3]ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295. п.7

 

1 ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295. п.2 а,б)

2 ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295. п.7

[4] ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295.

[5] ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295. п.3 г)

[6] ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295. п.12 )

 

[7] ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295.)

 

[8] Действительно, категория "народность" содержит элементы демократичности (см.: Овсянко Д.М. Административное право. М., 1995. С. 17-18).

[9] ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295. п.12

[10] ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295. п.3

[11] ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295. п.2

[12] ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295

[13] ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295. п.2 б)

[14] ФЗ № 314 от 09.03.2004г с изменениями внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N 295. п.3 г)

Конституционные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

Участие политических партий в управлении. Участие политических партий в формировании органов исполнительной власти и принятии важнейших практических решений в области управления отвечает демократическим принципам современного правового государства. В данном случае речь идет о влиянии политических партий на выработку тактики, стратегии и практики управленческой (исполнительно - распорядительной) государственной деятельности. Сегодня уже можно утверждать, что в России сложилась полновесная и нормальная функционирующая многопартийная система. Стало очевидным, что многопартийность - это не простая множественность партий, а определенным образом организованная сила, где все составляющие ее элементы тесно взаимосвязаны. Для современной многопартийной системы характерны:

а) существование группы сравнительно устойчивых и влиятельных политических партий, которые находятся в постоянном взаимодействии между собой и с государственными структурами по поводу осуществления государственной власти;

б) наличие определенных правил и приемов политической деятельности (борьбы);

в) существование конкретной политической основы толерантного межпартийного взаимодействия на базе принципиального согласия относительно фундаментальных общественных ценностей - формы собственности, типа общественного устройства, соблюдения правил и свобод человека и гражданина.

Демократизм формирования и функционирования исполнительной власти. Иногда этот принцип называют принципом народовластия, народности[8]. Демократизм проявляется в свободном участии граждан в формировании органов исполнительной власти, в реальном их влиянии на практическую деятельность по управлению и осуществлению контроля за их работой, в использовании в необходимых случаях возможности судебной защиты. Статья 3 Конституции РФ определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Пункт 1 ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Выражая свое мнение, например, при проведении референдума или реализуя право на обращение в органы государственной власти, гражданин использует индивидуальную форму участия в процессе управления. Вместе с тем он может участвовать и в коллективных акциях, способных воздействовать на деятельность органов государственной власти: в митинге, демонстрации, забастовке.

Демократизм функционирования исполнительной власти проявляется прежде всего в признании, соблюдении и защите ею конституционных прав и свобод граждан. Сюда же относится и принцип равенства субъектов в государственном управлении: с одной стороны - исполнительная власть, а с другой - гражданин. В управленческой практике абсолютно недопустим произвол со стороны исполнительной власти (государственных служащих, должностных лиц ). Органы управления в этих условиях обязаны учитывать мнение граждан и решать управленческие задачи в условиях гласности, которая обеспечивается путем решения следующих проблем: а) создание механизма учета мнения граждан; б) установления правовых условий безопасности граждан за критику в адрес исполнительной власти и органов управления; в) обеспечение гласности в процессе осуществления государственными служащими своих управленческих функций (используя средства массовой информации ).

Принцип законности. В соответствии с п. 1-2 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов ( п. 4 ст. 76 РФ ).

Законность - один из главнейших принципов в сфере организации исполнительной власти, деятельности государственного управления и осуществления управленческих действий. Формирование и функционирование системы органов исполнительной власти должно базироваться на нормах права и преследовать цели обеспечения выполнения государственных функций, признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина является одним из главных проявлений принципа законности.

Учитывая это, идею господства закона заменили требованием к государственному управлению не противоречить закону. При этом проблема "свободного" усмотрения чиновников в начале нынешнего века сузилась до исследования конкретных административных актов с точки зрения допустимых пределов в ходе применения правовых норм аппаратом государственного управления.

Принцип федерализма. Принцип федерализма в организации и функционировании исполнительной власти вытекает из федеративного устройства РФ (гл.3 Конституции РФ).

Федеративная система обусловила сложную схему распределения полномочий исполнительной власти. С организационно - структурной точки зрения, принцип федерализма задает два уровня органов исполнительной власти : а) федеральные органы исполнительной власти ; б) органы исполнительной власти субъектов РФ, т.е. республик, краев, областей, городов федерального значения , автономной области и автономных округов.

Принцип федерализма раскрывается также через такой описанный выше признак исполнительной власти, как ее единство на всей территории РФ.

Единство системы исполнительной власти обеспечивается прежде всего тем , что деятельность ее органов осуществляется на основе Конституции РФ, имеющей верховенство на всей территории РФ .

Важным свойством принципа федерализма исполнительной власти является возможность урегулирования спора между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросам совместного ведения и полномочий. В соответствии с п. 1 ст. 85 Конституции РФ Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ, а также между органами

Государственной власти субъектов Российской Федерации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...