Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности административно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской власти и местных органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Конституции система органов исполнительной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Образование, формирование и деятельность этих органов регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

В субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым его руководителем.

Конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Федерации, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа) избирается гражданами России, проживающими на территории субъекта Федерации, на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации (например, президент республики, губернатор края, мэр города федерального значения).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, в частности он:

осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации проект бюджета, а также проекты социально-экономического развития субъекта Федерации;

обеспечивает исполнение бюджета и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации;

формирует иные органы исполнительной власти субъекта Федерации.

управляет и распоряжается собственностью субъекта Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Федерации;

вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Федерации, а также вправе обратиться в суд;

заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.

Расширение прав и повышение самостоятельности регионов, которое наблюдается в последние годы, является объективным процессом в развитии федеративного государства. В то же время недопустим любой выход за пределы установленной им компетенции, так как это означает незаконное присвоение властных полномочий. В своей практической деятельности органы исполнительной власти субъектов Федерации должны строго руководствоваться ст. 73 Конституции Российской Федерации.

Юридически органы исполнительной власти субъектов Федерации не находятся в организационном подчинении аналогичных федеральных органов. Поэтому последние вправе лишь координировать работу соответствующих их профилю органов исполнительной власти субъектов Федерации (министерств, управлений, комитетов, департаментов, отделов).

Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего органа исполнительной власти) издает указы (постановления) и распоряжения.

 

Местные органы исполнительной власти.

Местные органы исполнительной власти (органы местного самоуправления) как таковые не предусмотрены Конституцией Российской Федерации, однако в ряде конституций республик, входящих в состав России (Ингушетии, Коми, Кабардино-Балкарии, Хакасии), прямо предусматриваются органы местной государственной власти и управления, т.е. исполнительные и распорядительные органы.

Так, например, в ст. 94 Конституции Республики Коми записано: «Местная администрация – орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий государственное управление; она входит в систему исполнительной власти республики».

В соответствии с законами Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Указом Президента Российской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными актами, местное самоуправление представляет собой организационную форму осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечивать самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций. Такими органами могут являться: собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.); глава местного самоуправления (глава местной администрации, мэр, староста и т.д.).

В соответствии с конституцией, другими местными федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами:

1) путем референдума, выборов, через собрания, сходы, другие формы прямого волеизъявления;

2) через выборные и другие органы местного самоуправления;

Органы местного самоуправления – муниципальные органы – это наделенные полномочиями органы по непосредственному, оперативному управлению муниципальной собственностью, финансами, хозяйственной, социально-культурной и иными сферами жизнедеятельности местного значения.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Компетенция органов местного самоуправления определяется законами и уставами муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, избирая депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании . численный состав представительного органа определяется уставом.

В соответствии с данным уставом на органы местного самоуправления могут быть возложены следующие обязанности:

- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов;

- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами.

Деятельность органов местного самоуправления гарантируется предоставлением им права на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, а также в связи с неправомерными действиями этих органов. Они обладают правом самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью, которая не может быть передана в собственность государства без согласия органов местного самоуправления или без решения суда.

Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов законодательства, устава муниципального образования.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

 

 

Литература

Основная:

· Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 03 ноября 2004 г.)

· Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2005 г.)

· Федеральный конституционный закон от 25 марта2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»

· Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 01 декабря 2004 г.)

· Указ Президента РФ от 09 марта2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 20 мая 2004 г.)

· Указ Президента РФ от 25 мая 1998 г. № 586 «О региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти»

· Указ Президента РФ от 02 апреля 1992 г. № 323 «О представительствах администраций краев и областей при Правительстве Российской Федерации»

· Постановление Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации»

· Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»

Дополнительная литература:

· Исполнительная власть в России: История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая Правовая культура, 2004.

 

План семинарского занятия по теме №8

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...