Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность правового статуса субъектов административного права.

Субъекты административного права весьма разнообразны, что определяется не столько названием (наименованием), сколь­ко их правовым статусом.

Правовой статус — юр.свойство. Оно связано с правом, с наличием соответствующих административно-правовых норм.

Правовой статус — это не только комплексная, но и дифференцированная система, которая имеет групповую и видовую структуру.

Деление на составные части правового статуса: общий; организационный; структурный; процедурный; компетенционный (компетенцию).

В общий блок входят определение названия органа; цели; за­дачи; функции.

Организационный блок включает порядок образования (приме­нительно к служащим — порядок замещения (занятия) должности); всевозможные реорганизации органа, его структурных подразделе­ний (применительно к служащим— перемещение по должности, увольнение); определение подчиненности; подконтрольность, подот­четность.

Структурный блок объединяет определение системы, в кото­рую входит субъект; определение внутренней структуры; закреп­ление принципов построения системы и структуры.

В процедурный блок (порядок деятельности) входят организа­ция; порядок и принципы деятельности.

Компетенционный блок состоит из прав (свобод — для служа­щих), обязанностей, подведомственности, масштаба распростра­нения полномочий, сферы ведения; методов деятельности.

Каждый носитель исполнительной власти выполняет и эконо­мические задачи. В понятие «экономические задачи» входят финансовое, де­нежно-кредитное, материально-техническое обеспечение, рацио­нальное использование сырья, материалов, расчетливость, экономия, обеспечение сохранности государственного имущества, надлежа­щее хозяйствование и др.

Экологические задачи выражаются в бережном, экономном использовании природных и иных ресурсов, охране окружающей среды и т.д.

Социальные задачи связаны с людьми, удовлетворением потребностей, заботой о членах коллектива, организацией культурно-бытового обслуживания и т.п.

Всем рассматриваемым субъектам присуща и такая задача, как работа с кадрами: подбор, расстановка, воспитание, повыше­ние их квалификации и т.п.

Функции — важный структурный элемент правового статуса. Они закрепляются в нормах права, определяющих статус того или иного субъекта (органа, осуществляющего управление).

Специальные функции формируются на основе общих и спо­собствуют их развитию. Они присущи тем или иным органам, структурным подразделениям, системе, отрасли, сфере или должности, отражая их особенности и специфику.

По специфике функций обособляются органы, отрасли и сферы управления.

Порядок образования органа- первый элемент организационного блока.. Сущность его заключается в том, что нормы админист­ративного права устанавливают, каким органом (должностным ли­цом) формируется, создается тот или иной орган (структурное подразделение). Таким же образом решается вопрос и о реорганизации или упразднении органа.

Подчиненность указывает на место и зависимость одного органа от другого.

Предусматривается и двойное подчинение, т.е. наличие у подчиненного двух руководителей, двух вышестоящих органов.

Подчиненность нередко предполагает и подконтрольность, подотчетность.

Подконтрольность заключается в проверках, наблюдениях за подконтрольными объектами и осуществляется, как правило, по подчиненности, т.е. вышестоящими субъектами. Однако провер­ки, контроль могут осуществлять и субъекты по отношению к не подчиненным объектам.

Подотчетность — это обязанность отчитываться, делать со­общение, доклад о своей деятельности. Она в определенном смысле выражается в подконтрольности.

Нормы административного права определяют, в какую систему входит соответствующий орган и каково его место в ней.

Структура является внутренним устройством органа. Структуру образуют соответствующие подразделения в виде служб, отделов, управле­ний, департаментов и т.п. Определение ее осуществляет руково­дитель органа или по его предложению вышестоящее звено.

Установление системы и структуры органов подчиняется со­ответствующим принципам. Принципы — это надлежащие требо­вания, правила, закрепленные в нормах права и имеющие обяза­тельный характер.

Отраслевое управление присутствует в таких областях, как образование, промышленность, сельское хозяйство, культура, тор­говля, лесное хозяйство, здравоохранение, капитальное строи­тельство.

Функциональное управление осуществляется министерствами: статистики и анализа, труда и социальной защиты, природных ре­сурсов и охраны окружающей среды.

С учетом территориального принципа образованы и действу­ют Совет Министров Республики Беларусь, местные исполни­тельные и распорядительные органы, местные администрации.

Линейный и штабной принципы проявляются преимуществен­но при построении внутренней структуры органов. При этом при­сутствуют и функциональный принцип, а иногда и отраслевой принципы.

Процедурный блок занимает важное место в системе элементов правового статуса. На первый взгляд, может показаться, что право­вой статус — это статика, а не динамика, т.е. процедура деятель­ности.

Порядок деятельности — это осуществление ее по установ­ленным правилам и в соответствии с принци­пами деятельности.

Компетенция является наиболее важным и общепризнанным элементом правового статуса носителя исполнительной власти.

Устанавливая компетенцию того или иного органа, государ­ства одновременно определяет и его: области; сферы ведения; подведомственность; масштаб распространения полномочий.

Компетенция связана с методами и средствами реализации управленческой деятельности.

С помощью методов происходит соответствующее воздействие управляющих на управляемых с целью достижения каких-либо намеченных результатов.

Административно-правовой статус носителей прав и обязаннос­тей в сфере ГУ определяется их отноше­ниями с органами ГУ (исполнительной власти).

В правовой статус включаются права и обязанности, которые закреплены в нормах разных отраслей права (конституционного) гражданского, финансового, земельного, трудового и др.), но реа­лизуются в сфере государственного управления.

Права и обязанности для одних субъектов являются единственной составляющей их правового статуса, для других— основной.

Некоторые ученые рассматривают вопрос о правовом поло­жении граждан с учетом пребывания их в разных качествах: сту­дента, военнослужащего, жителей территорий с особым админист­ративно-правовым режимом, субъектов административной опеки и т.д.1 Подобная позиция дает им возможность полагать о нали­чии общего и специального правовых статусов граждан.

Общий правовой статус граждан распространяется и на госу­дарственных служащих, и на членов общественных объединений, и на индивидуальных предпринимателей и т.д. Деление граждан но специальным статусам правомерно, но нежелательно, поскольку только усложняет понимание рассматриваемого вопроса.

Следует различать правовой статус граждан, индивидуальных предпринимателей, студентов, аспирантов, учащихся средних специ­альных учебных заведений, школ и др. Всех их можно объединить в одну категорию — индивидуальные субъекты, что, однако, не исклю­чает присущих каждому из них особенностей в правовом статусе.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...