Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческие полномочия Президента РБ . Формы работы Президента РБ. Аппарат Президента РБ: понятие, структура.

В соответствии с Конституцией РБ Прези­дент РБ является Главой государства. Важным для определения статуса президента является занятия им такой должности. В РБ Президент избирается непосред­ственно народом на пять лет. Его правовой статус регламентиро­ван с учетом мирового опыта организации института президент­ства. Вместе с тем, этот институт в Республике Беларусь имеет свою специфику, в которой находят отражение белорусские усло­вия политической жизни общества.

Президент как Глава государства наделен различными функ­циями исоответствующими им полномочиями. Основными из них являются:общегосударственные (условное название), по взаимо­отношению сзаконодательной, судебной, прокурорской и испол­нительнойвластью.

К общегосударственным относятся: олицетворение единства народа; представление Республики Беларусь в отношениях с дру­гими государствами и международными организациями; решение вопросов о приеме в гражданство Республики Бе­ларусь, о его прекращении и предоставлении убежища; ведение переговоров и подписание международных дого­воров; прием верительных и отзывных грамот аккредитованных при Президенте дипломатических представителей иностранных государств; введение на территории Республики Беларусь или в от­дельных ее местностях чрезвычайного положения; отложение проведения забастовки или приостановление ее; выполнение обязанностей Главнокомандующего Вооружен­ными Силами Республики Беларусь; введение на территории Республики Беларусь в случае угрозы или нападения военного положения, объявление полной или частичной мобилизации.

В законодательной сфере Глава государства:

1) созывает внеочередные сессии Палаты представителей, Совета Республики (ст. 95 Конституции);

2) обращается с ежегодным посланием к Парламенту (п. 14 ст. 84 Конституции);

3) может участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением (п. 14 ст. 84 Конституции);

4) распускает палаты в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь (п. 3 ст. 84 Конституции);

5) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату 'Чюдставителей и Совет Республики;

6) подписывает и публикует законы; имеет право возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в палату представителей;

7) пользуется правом законодательной инициативы;

8) пользуется правом обращаться в Конституционный Суд осоответствии законов Конституции Республики Беларусь.

В судебной и прокурорской сферах Глава государства:

1) с согласия Совета Республики назначает на должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа су­дей этих судов (п. 8 ст. 84 Конституции);

2) с согласия Совета Республики назначает на должность су­дей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Гене­рального прокурора (п. 9 ст. 84 Конституции);

3) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных су­дей Республики Беларусь (п. 10 ст. 84 Конституции);

4) освобождает от должности Председателя и судей Консти­туционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Генераль­ного прокурора (п. 11 ст. 84 Конституции); об освобождении названных лиц Совет Республики лишь уведомляется;

5) осуществляет помилование осужденных (и. 19 ст. 84 Кон­ституции).

Президент Республики Беларусь активно воздействует на ру­ководителей указанных судов и Генерального прокурора с целью повышения эффективности работы судебных органов и прокура­туры. Председатели судов и Генеральный прокурор постоянно информируют Главу государства о работе их органов. Президент по результатам полученной информации в форме поручений (требований) нацеливает их на улучшение работы в целом или на определенном направлении.

Президент действует независимо от законодательной и су­дебной власти и им неподконтролен, так как получает свой мандат непосредственно от народа.

Широкие функции и полномочия Президент имеет в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Анализ правового статуса Президента Республики Беларусь позволяет сказать, что он пребывает на самой верхней ступени исполнительной власти, так как наделен верховной исполнитель­ной властью.

Формы управленческой деятельности Президента весьма многообразны, они вытекают из общих форм ГУ и определяются ими.

Управленческая деятельность выражается в правовой и неправовой формах.

К правовой форме в первую очередь относятся акты Президента. Акты Президента являются правовой формой, поскольку в них содержатся нормы права или иные волеизъявления, преобра­зующие общественные отношения. Декреты, указы, распоряжения называются правовыми акта­ми.

Иерархия президентских правовых актов очень желательна. В ней декреты должны находиться на верхней ступени, т.е. иметь значительно большую юридическую силу по сравнению с указами и распоряжениями. Указы предназначены для реализации обычных полномочий Президента.

Практика свидетельствует о том, что Президент РБ издает еще один вид актов — это директивы. Директивы — это скорее всего акты - призывы, пожелания, обращения, не имеющие юр.значимости, т.е. не регули­рующие общественные отношения.

Другой не менее важной, имеющей особое значение формой, является организационная форма. Через нее реализуются управ­ленческие действия, не требующие правового закрепления, при­дания им юридической значимости. Организационная форма многообразна. Это и проведение семинаров, совещаний, выезды на места и оказание практической помощи, изучение, обобщение и распространение передового опыта, разработка мероприятий по внедрению науки, научно обоснованных рекомендаций, разъяснение и мобилизация органов и лиц, изучение общественного мне­ния и др. Без организационной формы не может осуществляться госу­дарственное управление. Осуществление его только путем изда­ния декретов, указов и распоряжений могло бы привести к голо­му администрированию.

Определенную часть работы Президент осуществляет через свой аппарат, который подчинен только ему. Этот аппарат представляет собой совокупность органов (структурных подраз­делений), образуемых Президентом и состоящих при нем для вы­полнения соответствующей работы, особых функций, оказания Президенту необходимой помощи в осуществлении полномочий. Без него Президент не в состоянии осуществлять свою многогранную дея­тельность и широкие полномочия.

Аппарат Президента Беларуси особый: он состоит из органов ГУ, построенных по функциональному принципу, и имеет надведомственные полномочия внешнего ка­чества. В него входят:

1) Администрация Президента Республики Беларусь;

2) Управление делами Президента Республики Беларусь;

3) Совет Безопасности Республики Беларусь;

4) Комитет государственного контроля;

5) Служба безопасности Президента.

Аппарат Президента образует систему, объединенных в одно целое органов во главе с Президентом. Его звенья не имеют иерархии, т.е. среди них нет вышестоящих и нижестоящих. Одна­ко они взаимодействуют, дополняют друг друга, но отдельным вопросам работают друг для друга.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...