Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус СМ РБ: понятие, назначение, состав. Правовой статус Президиума СМ РБ. Правовой статус аппарата СМ РБ. Формы работы СМ РБ.

Совет Министров РБ - Правительство РБ является коллегиальным центральным органом государственного управления РБ, осуществляющим в соответствии с Конституцией исполнительную власть в РБ и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов. СМ в своей деятельности подотчетен Президенту и ответствен перед Национальным собранием. СМ в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции РБ, законов РБ, актов Президента РБ, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.

В состав СМ входят Премьер-министр РБ, Глава Администрации Президента РБ, Председатель Комитета государственного контроля РБ, Председатель Правления Национального банка РБ, заместители Премьер-министра РБ, министры, председатели государственных комитетов, Руководитель Аппарата Совета Министров РБ, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ и иные должностные лица по решению Президента РБ. Премьер-министр РБ назначается Президентом РБ с согласия Палаты представителей Национального собрания. Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом РБ.

СМ в соответствии с Конституцией, законами РБ, актами Президента в экономической сфере: обеспечивает проведение единой экономической политики; регулирует деятельность всех отраслей экономики РБ и принимает меры по их развитию; осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития РБ; обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития РБ, государственных программ; выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности РБ, организует управление государственной собственностью; имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица; содействует интеграции экономики РБ и экономики других государств; осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности.

СМ в финансовой сфере: обеспечивает проведение единой финансовой политики; в соответствии с бюджетным законодательством РБ ежегодно представляет на рассмотрение Президенту проекты законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год; осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга РБ; обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг РБ.

СМ в области науки, образования: обеспечивает проведение единой государственной политики; участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической и инновационной политики; осуществляет общее управление системой образования; принимает меры по развитию и укреплению сети государственных учреждений образования; обеспечивает меры по государственной социальной поддержке обучающихся.

СМ в области культуры, в сфере архивного дела: обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры; проводит государственную политику, направленную на сохранение и развитие белорусского и русского языков; осуществляет меры по развитию и улучшению работы организаций культуры, государственных архивных органов и учреждений, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурного уровня, а также содействует развитию профессионального искусства, литературы, национального книгоиздания и периодической печати; принимает меры по обеспечению права граждан Республики Беларусь на свободу вероисповеданий.

СМ в области здравоохранения: обеспечивает проведение единой государственной политики; обеспечивает разработку и реализацию государственных программ.

СМ в области социального обеспечения, охраны и оплаты труда: утверждает прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения; разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, детей, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий; принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд.

СМ в области охраны окружающей среды: обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; устанавливает лимиты на природопользование; устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды; объявляет отдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска и зонами экологического кризиса.

СМ в области обеспечения законности и правопорядка: принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций в области правового просвещения граждан; вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов Республики Беларусь.

СМ в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства: осуществляет контроль за выполнением государственной программы вооружения; организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь вооружением, военной техникой и другими материальными ценностями и ресурсами по их заказам, а также решает вопросы строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов; осуществляет руководство гражданской обороной Республики Беларусь; обеспечивает проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны.

Совет Министров в области внутренней и внешней политики Республики Беларусь:

разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации; осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями; заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции; принимает меры по обеспечению исполнения международных договоров Республики Беларусь.

В области кадровой политики: участвует в формировании кадрового реестра Главы государства РБ; утверждает кадровый реестр Совета Министров РБ.

Совет Министров РБ обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента, по собственной инициативе, а также в случаях, предусмотренных законами РБ, Совет Министров организует разработку проектов законов РБ. Национальный банк РБ совместно с Советом Министров РБ обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики РБ и представляет Президенту для ежегодного утверждения Основные направления денежно-кредитной политики РБ.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров РБ в составе Премьер-министра РБ, его заместителей, Главы Администрации Президента РБ, Председателя КГК РБ, Председателя Правления Национального банка РБ, Министра экономики РБ, Министра финансов РБ, Министра иностранных дел РБ.

Заседания Президиума Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц под председательством Премьер-министра, а при его отсутствии - под председательством Первого заместителя Премьер-министра. Заседание Президиума Совета Министров считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров РБ принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются, как правило, в виде постановлений Совета Министров и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров РБ. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров РБ (без рассмотрения на заседаниях).

Для организации и контроля исполнения принимаемых Советом Министров РБ решений создается Аппарат Совета Министров, который действует на основании положения, утверждаемого Советом Министров. Руководитель Аппарата Совета Министров по статусу является министром, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РБ по представлению Совета Министров РБ. Аппарат Совета Министров является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный. Структура и штатное расписание Аппарата Совета Министров, размер оплаты труда и условия материально-бытового, медицинского обеспечения его работников определяются Советом Министров в соответствии с законодательством РБ. Работники Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетны Премьер-министру, его заместителям и Руководителю Аппарата Совета Министров РБ.

Заседания Совета Министров РБ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров РБ считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Совета Министров. Заседания Совета Министров проходят под председательством Премьер-министра. Президент РБ имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров.

Решения Совета Министров РБ принимаются большинством голосов членов Совета Министров, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

21. Понятие и виды республиканских органов госуправления. Звенность в системах, возглавляемых респ.органами госуправления.

Органы государственного управления разнообразны, что обусловлено многими факторами. У них неодинаковый масштаб деят-ти, порядок образования, характер компетенции и др. существует много, и зависят они от различных характеристик, особенностей органов. Основными из них являются: масштаб деятельности, по­рядок образования, характер компетенции, порядок разрешения подведомственных вопросов, источник финансирования.

Под масштабом деят-ти прежде всего понимается территория, на которую могут распространяться полномочия орга­на. По территориальному масштабу деятельности различают орга­ны общегосударственные и местные. К общегосударственным органам относятся: аппарат Прези­дента РБ; Совет Министров РБ, министерства, государственные комитеты; администрации государственных организаций, подчиненных СМ РБ. Все они разные по своим качествам, но имеют общий признак -территориальный масштаб деятельности. Их полномочия распрост­раняются на всю территорию республики. Термин «центральный» применяется в отношении Совета Министров. Если его использовать и для других органов, то может сложиться мнение о их отождествле­нии в правовом статусе с Советом Министров, что недопустимо. Нежелательно использовать и термин «республиканские». Им обоз­начены министерства, государственные комитеты, государствен­ные организации, подчиненные Сонету Министров.

Органами местного уровня являются те, которые свою дея­тельность распространяют, как правило, на административ­но-территориальную единицу. К ним относятся местные исполнит. и распорядит. органы и органы республиканских органов на местах. В части 2 статьи 9 Закона «О местном управлении и самоуп­равлении в РБ» определено, что органами местного управления являются исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)), базового (городские (городов областного подчине­ния), районные), областного уровней. Масштаб их деятельности ограничен соответствующей территорией. К такого рода органам относятся и местные администрации, которые находятся на территории района в городе с районным делением. К рассматриваемым органам относятся также отделы и управления местных исполнительных комитетов (местных адми­нистраций). Их деят-ть ограничена территорией р-на, г. или обл.

Респ. органы на местах в адм.- территориальных единицах могут образовывать свои органы, подчиненные не местным исполкомам (администрациям), а толь­ко органам, их создавшим, т.е. по вертикали - министерствам и другим вышестоящим органам.

По отношению к другим организациям органы государствен­ного управления можно разделить на органы: внутреннего; внешнего; смешанного (внутренне-внешнего) действия. К первому виду относятся преимущественно органы отрасле­вого характера. Они в основном действуют внутри отрасли, управляют подчиненными им и входящими в отрасль органами, учреждениями, предприятиями. Органами внутреннего действия являются некоторые структурные подразделения (отделы, управ­ления) местных комитетов (например, юриди­ческая служба, Аппарат Совета Министров). Таких органов в настоящее время существует немного. Органы внешнего действия — это органы, которые распространяют свои полномочия за пределы отрасли, не являются отраслевыми. К ним относятся: Совет Министров; КГК; Совет Безопасности и др. Органами смешанного действия (внутренне-внешнего) явля­ются Администрация и Управление делами Президента. Они в немалой степени обеспечивают деятельность Президента РБ.

По порядку образования органы государственного управления делятся на органы, образуемые Президентом, Советом Минис­тров, республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Наиболее важные, значимые органы образуются Президен­том. К ним относятся: Совет Безопасности, Администрация Пре­зидента, Управление делами Президента, КГК, Совет Министров, республиканские и иные орга­ны государственного управления.

По характеру компетенции органы государственного управ­ления разделяются на органы: общей компетенции; специальной компетенции; отраслевой компетенции; межотраслевой компетенции; хозяйственного руководства.

Органы государственного управления общей компетенции осуществляют свои функции в той или иной мере по отношению ко всем или значительной части объектов управления определенно­го уровня. К таким органам относятся СМ РБ, местные исполнительные и распорядительные ор­ганы (исполкомы).

К органам специальной компетенции следует отнести те, кото­рые осуществляют особые функции: например, Администрация, Управление делами Президента, Совет Безопасности, ВАК. Рассматриваемые органы обособлены от общей массы орга­нов государственного управления, у них отличные от других компетенция и место в системе механизма государственного управления. К третьей группе по характеру компетенции относятся отраслевые органы. Они на республиканском (некоторые минис­терства, государственные комитеты) или на местном уровне (отделы, управления местных исполкомов) управляют отдельны­ми отраслями, группами родственных и подчиненных предприя­тии, учреждений по всем вопросам их деятельности. В противоположность таким органам органы межотраслевой компетенции выполняют отдельную функцию в отнош. подчин. органов, предприятий, учреждений, осуществляемую в виде координации. К ним относится значительная часть министерств, государственных комитетов и некоторые отде­лы, управления местных исполкомов. К органам хозяйственного руководства относятся управления (администрации) объединений (концернов), администрации госу­дарственных предприятий, учреждений. Они призваны осущес­твить хозяйственное управление, непосредственно управлять ими, создают материальные блага, оказывает услуги.

По источнику финансирования органы государственного уп­равления делятся на госбюджетные и хозрасчетные. Первые фи­нансируются из средств государственного бюджета, вторые со­держатся за счет отчислений от прибыли предприятии, входящих в их состав (управления объединении (концернов), или за счет предприятия, организации, управленческим звеном которой они являются (администрация).

По порядку разрешения подведомственных вопросов орга­ны государственного управления делятся на коллегиальные и единоначальные. Коллегиальными органами являются СМ, местные исполнительные и распорядительные органы, комиссии, наделенные государственно-властными полномочиями (административная комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних), Совет Безопасности, Правление и Совет директоров НБ. Комиссии, имеющие консультативный характер, к рассматриваемым органам не могут относиться, поскольку являются вспомогательными.

Единоначальными органами являются министерства, госу­дарственные комитеты, Администрация Президента, Управление делами Президента, КГК, отделы и управления местных исполкомов, администрации государствен­ных организаций (концернов), предприятий, учреждений. Все они значит. часть вопросов своей компетенции решают единоначально. В чистом виде практически не существует ни тех, ни др. В коллегиальных органах применяет­ся единонач. форма работы, и наоборот. Но такие формы работы не являются для них основными.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...