Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная служба: понятие, принципы, виды

Служба - это деятельность по реализации обязанностей и прав по должности. Происходит от слова «служить», т.е. выполнять обязанности, права служащего, рабо­тать в качестве служащего. Служба государственного сектора связана с государственными органами, с их деятельностью. Это выполнение служащими на занимаемой должности в государственной организации обязанностей и прав за соответствующее вознаграждение (зарплату).

Каждый государственный служащий наделен определенными задачами и функциями, требующими их осуществления. Это осуществление происходит в процессе реализации служебной деятельности. Во-1, это государственная деятельность, деятельность в государственной организации, ибо она осуществляется от имени государства. Во-2, часть этой деятельности имеет государ­ственно-властный характер, так как в процессе нее реализуется государственная власть - законодательная, исполнительная, су­дебная и прокурорский надзор. В-3, рассматриваемая деятельность предназначена для претворения в жизнь государственных задач и функций, посколь­ку иной подобной деятельности просто не существует. В-4, она носит профессиональный характер. В-5, служба осуществляется в государственных органах и организациях. В-6, она связана с должностью в государственном секторе. В этой связи можно утверждать о том, что служба при­сутствует там, где наличествует должность. В-7, рассматриваемая деятельность реализуется слу­жащими. В-8, она носит правовой характер, ибо урегулирована правом и осуществляется на правовой основе, в рамках права.

Служба в государственном секторе - это профессиональ­ная деятельность в государственной организации служащих по занимаемой ими должности, направленная на осуществление задач и функций государственного органа, организации и в целом задач и функций государства. Под профессиональной деятельностью следует понимать основной род занятий лиц ее осуществляющих, свя­зана с наличием специальных знаний, специальной подготовки. Служба в государственном секторе не может отождествляться с государственной службой, поскольку она по­нятие более широкое, включающее и государственную службу.

У службы не существует своих задач и функций. Они обусловлены задачами и функциями органа, организации, в кото­ром осуществляется служба. В совокупности реализуемые задачи и функции в государстве превращаются в его задачи и функции. Поэтому, говоря о службе в государственном секторе, правомерно называть государственные задачи и функции. Служба в государственном секторе по своему характеру не одинакова. Можно разделить на два вида: государственную службу; в государственных учреждениях (организациях) службу. Второй вид не имеет такого названия и не регу­лируется одним правовым актом. Государственная служба регулируется Законом «О государ­ственной службе в Республике Беларусь» и другими законода­тельными актами. Для нее присущи общие признаки службы в государственном секторе и наличествуют особые (специальные) признаки. Основные из них: государственная служба - это профессиональная деятель­ность; ее осуществляет особая категория служащих - государ­ственные служащие; государственные служащие занимают государственные должности; государственная служба осуществляется в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций госорга­нов.

Другие признаки названы в иных статьях Закона. К ним относятся: особое содержание служебной деятельности, состоящей в осуществлении законодательной, исполнительной и судебной власти, прокурорского надзора; государственные должности находятся в государственных органах; государственные должности могут находиться и в государственных организациях, приравненных к государственным Органам; государственные должности находятся в милитаризован­ных государственных органах (организациях); особый порядок поступления па службу; особый порядок прохождения службы; наличие кадровых реестров; существование классов государственных служащих; налич резерва кадров; особый правовой статус; особый порядок прекращения госслужбы; особенности ответственности; материальное и соцобеспечение; особое пенсионное обеспечение.

Принципы (основные исходные положения, идеи, особенности, отражающие ее сущность): верховенства Конституции Республики Беларусь; служения народу Республики Беларусь; законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; гуманизма и социальной справедливости; единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; гласности; профессионализма и компетентности государственных служащих; подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; добровольности поступления граждан на государственную службу; равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти; экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

Госслужба неоднородна. Выделяют: гос.гражданскую службу; военную службу; правоохранительную службу.

 

 

23. Общие права и обязанности государственных служащих.

Всякая должность содержит точно отграниченную от других основную функцию, выполняемую служащим, занимающим данную должность, и имеет наименование. Название каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа (организации).

Должность предполагает наличие прав и обязанностей, т.е. определенных полномочий. Права и обязанности по должности производны от компетен­ции соответствующего государственного органа (организации) и определяются их задачами и функциями.

Законом РБ от 14.06.2003 «О государственной службе в РБ» определены общие права и обязанности госслужащих. Ст. 20: Государственный служащий имеет право на:

1.письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения; 2.принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; 3.посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций; 4.получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей; 5.повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования; 6.повышение в должности, классе государственного служащего; 7.заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом настоящим Законом, иными законодательными актами; 8.участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности; 9.публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных законодательством; 10.ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений; 11.проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; 12.уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан; 13.отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству; 14.свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь; 15.здоровые и безопасные условия труда; 16.отставку по основаниям, предусмотренным настоящим Законом; 17.государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Статья 21. Обязанности государственного служащего: 1.поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства; 2. исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством; 3. соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами; 4. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц; 5.исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции; 6. соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики; 7. не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности; 8. соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией; 9. в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством; 10. сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством; 11. не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; 12. поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

 

24. Общие ограничения, связанные с государственной службой.

Статья 22 Закона определяет общие ограничения, связанные с государственной службой. Госслужащий не вправе: 1. заниматься предприн. деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предприн. деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; 2. принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; 3. занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами; 4. принимать участие в забастовках; 5. заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом; 6. выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде; 7. использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы; 8. принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий (не является получением взятки принятие должностным лицом сувениров и подарков при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе. Если же будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки). Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность; 10. использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну; 11. иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев; 12. принимать без согласия Президента РБ государственные награды иностранных государств. Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Целесообразность публикаций и выступлений госслужащих, связанных с исполнением служебных обязанностей, определяется руководителем госоргана, в котором госслужащий занимает госдолжность, или уполномоченным им лицом. Госслужащий, нарушивший требования, подлежит освобождению от занимаемой должности.

 

25. Государственная гражданская служба как вид госслужбы: понятие, основное назначение и ее виды.

Государственная гражданская служба - это по существу государственная служба, за исключением милитаризованной службы. Она регулируется Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» и другими нормативными правовыми актами. Ей присущи признаки, характерные для государственной службы, за исключением признаков, относящихся к милитаризо­ванной службе.

Термин «государственная» свидетельствует о том, что слу­жебная деятельность является осуществляемой от имени государ­ства, если иметь в виду всю рассматриваемую службу. В конкрет­ном случае указанная служебная деятельность - это деятельность соответствующего государственного органа. Государственный характер государственной гражданской службы отличает ее от частной и службы в общественных объ­единениях.

Существенным признаком является и то, что эта служба реа­лизуется особым видом служащих - государственными граждан­скими служащими, занимающими государственные гражданские должности в государственных органах, перечень которых дается в части 1 статьи 7 Закона «О государственной службе в Респуб­лике Беларусь». К ним относятся: Палата представителей и Совет Республики Национального собрания РБ и их секретариат; Правительство Республики Беларусь и его Аппарат; Конституционный Суд РБ, Секретариат и его Аппарат; Верховный Суд РБ и его Аппарат; ВХС РБ и его Аппарат; иные общие и хозяйственные суды и их аппараты; Администрация Президента; Государственный секретариат Совета Безопасности; Управление делами Президента; иные госорганы, непосредственно обеспе­чивающие деятельность Президента; органы Комитета государственного контроля; органы Прокуратуры; Национальный банк; Центральная комиссия по выборам п проведению республиканских референдумов и ее аппарат; министерства, иные республиканские органы государ­ственного управления, их территориальные подразделения; дипломатические представительства, консульские учреж­дения и миссии РБ; местные Советы депутатов и их аппараты; местные исполнительные и распорядительные органы и их аппараты; государственные нотариальные конторы; таможенные органы; иные госорганы и приравненные к ним в соответствии с законодательством госорганизации. К иным органам и организациям относятся, например, ВАК - Высшая аттестационная комиссия, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте РБ, Республиканский центр но оздоровлению и санаторно-курортному лечению. Уполномоченный по делам религий и национальностей, Национальная государственная телера­диокомпания, Республиканский трудовой арбитраж. Националь­ный центр интеллектуальной собственности.

Особенность содержания государственной гражданской слу­жебной деятельности определяется тем, что она осуществляется в системе гражданских государственных органов, не является ми­литаризованной и проявляется в виде законодательной, исполнительной и судебной деятельности, прокурорского надзора, т.е. отличается особым свойством функций и полномочий. Существующих классов государственных служащих, призванных осуществлять такую службу, нет у служащих иных видов государственной службы.

Гос. гражданская служба отличается от иных видов госслужбы и службы в государственном учреж­дении (организации) по своему содержанию и статусу, определяемому статусом ее служащих. Во-1, наличествуют особые права и обязанности у служащих, ограничения, связанные co службой, присутствует резерв кадров служащих, во-2, имеет место особый порядок поступления, прохождения п прекращения службы, материальное и социальное обеспечение служащих, в-3, предусмотрена особенность ответственности служащих.

Гос. гражданская служба может быть разделена на виды: службу в органах государственною управления (аппаратную, чиновничью); депутатскую; судебную (службу в судах); прокурорскую (службу в органах прокуратуры); таможенную (службу в таможенных органах); дипломатическую службу.

Каждый названный вид службы имеет свои специфические черты, отличающие его от других. Особенности кроются как в самом характере деятельности каждого вида службы, так и в органах (системах), в которых она осуществляется.

Аппаратная служба - это служба в органах государственного управления, кроме милитаризованных и таможенных органов, а также в секретариатах палат Национального собрания РБ, аппаратах судов и местных Советов депутатов. Рассматриваемая служба - это чиновничья, административная служба, которая практически выражается в осуществлении госуправления.

Депутатская служба- это деятельность в качестве депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов на заседаниях палат, в их комиссиях и избирательных округах, на сессиях местного Совета депутатов, и постоянных и временных комиссиях. Для каждого депутата Па­латы представителей, члена Совета Республики, депутата местно­го Совета в отдельности не определены обязанности и права, обособленные полномочия как по государственной должности. Депутатская деятельность приравнена к государственной службе, поскольку она осуществляется на профессиональной основе. Депутатская служба - «парламентская служба» не отве­чает всем признакам государственной службы. Особенность ви­дится и в том, что эта служба выражается в законодательной деятельности и деятельности местного Совета депутатов. Правовой статус парламентариев, депутатов местных Советов депутатов и государственных служащих не во всем одинаков. Права, обязан­ности, поступление на службу, прохождение и т.д. у депутатов во многом отличаются от государственных служащих. Тем не менее, по Закону «О государственной службе в Республике Беларусь» государственные должности существуют в Палате представите­лей и Совете Республики Национального собрания РБ.

Судебная служба (служба в судах) - это государственная служба в судебных органах (судах), предназначенная для осуществления судебной деятельности - правосудия. Кроме названных, присутствуют и другие специальные отличительные особенности, связанные с поступлением, прохождением службы, ответственностью судей, и некоторые другие характерные черты.

Прокурорская служба (служба в органах прокуратуры) тоже имеет свои особенности. Во-1, она направлена на осу­ществление прокурорского надзора как специфической государ­ственной деятельности, во-2, регулируется не только Зако­ном «О государственной службе в Республике Беларусь», и Законом «О прокуратуре Республики Беларусь», Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Бела­русь. Специфика имеется в поступлении, прохождении, прекра­щении службы и ответственности прокурорских работников.

Подобное наблюдается и у таможенной службы (службы в таможенных органах). В части 2 статьи 325 Таможенного кодек­са РБ установлено, что на должностных лиц таможенных органов и работников учреждений, подчиненных ГТК РБ, которым присваиваются персональные звания, распространяется законодательство о государственной службе в той мере, в которой их правовое положение не определено Таможенным кодексом. Кроме того, порядок и условия прохождения службы в таможен­ных органах определяются Президентом, а дисциплинарная ответственность наступает в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных орга­нов.

 

 

26. Понятие гос. гражданского служащего. Гос.гражданская должность: понятие, основное назначение. Виды гос.гражданских служащих. Должностные лица. Представители административной власти.

Гос. гражданские служащие - это отдельный вид госслужащих, определяемый характером осу­ществляемой деятельности – гос. гражданской службой. Одним из признаков таких служащих является пребывание в госдолжности гражданских госорга­нов, перечень которых дан в части 1 статьи 7 Закона. Под гос. гражданским служащим понимается гражданин РБ: занимающий госдолжность в гос. гражданском органе; наделенный соответствующими полномочиями; выполняющий служебные обязанности; получающий денежное вознаграждение; денежное вознаграждение осуществляется из средств рес­публиканского или местных бюджетов либо других предусмот­ренных законодательством источников финансирования.

По Закону гос. гражданским служащим может быть только гражданин РБ, т.е. лицо, имеющее гражданство РБ. Иностранные граждане и ища без гражданства, проживающие в РБ, не обладают правом занимать госдолжность в любом госоргане. Подобное имеет место и в иных государ­ствах. Гос. гражданские служащие призваны осущес­твлять гос. власть, единственным источником кото­рой является народ РБ. Иностр. гражд. и лица без гражданства таким источником не являются, стало быть, и осуществлять ее не вправе.

Гос. гражданский служащий занимает гос. гражданскую должность в госоргане. Гос. гражданская должность - это должность, предусмотренная Конституцией РБ, Законом О госслужбе и иными за­конодательными актами, либо должность, учрежденная в уста­новленном законодательством порядке как штатная единица го­с. гражданского органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного гос. гражданско­го органа. Гос. гражданский орган - это любой госорган за исключением милитаризованного органа. Основные признаки госдолжности: это штатная единица гос. гражданского органа; должность предполагает наличие прав и обязанностей (полномочий), являющихся частью компетенций гос. гражданского органа; должность может быть предусмотрена Конституцией РБ, Законом «О госслужбе в РБ», иными законодательными актами либо учреждена как штатная единица гос. гражданского органа.

Перечень основных госорганов дается в части I статьи 7 Закона. В иных госорганах, а тем более в государственных организациях, не приравненных к госорганам, гос. гражданских должностей быть не может. Термин «штатная единица» обозначает, что гос. гражданская должность наличествует постоянно и предполагает постоянный состав гос. гражданских служащих. Гос. гражданская должность включает в себя права и обязанности (полномочия), представляющие часть полномочий гос. гражданского органа. Полномочия устанавливаются Конституцией РБ, законами, инструкциями и другими нормативными правовыми актами. Нередко полномочия по должности закрепляются в служеб­ных инструкциях, индивидуальных контрактах, приказах и дру­гих правовых актах, издаваемых руководителем гос. гражданского органа.

Гос. гражданский служащий наделяется со­ответствующими полномочиями. Т.о., госу. гражданский служащий - это гражданин РБ, занимающий в гос. гражданском органе, названном в Законе «О государственной службе в РБ», госдолжность.

Гос. гражданские служащие обладают признаками, присущими в целом служащим государ­ственного сектора: работа па благо граждан РБ; работа в госорганизации; пребывание па служебной должности госсектора; профессиональная подготовка, соответствующая занимае­мой служебной должности.

В зависимости от видов государственной гражданской службы ее служащих можно разделить на: аппаратных служащих (чиновников); депутатов; судей судов; работников прокуратуры; работников таможенных органов.

 

27. Госслужба в органах госуправления (аппаратная служба). Аппаратные служащие.

Аппаратные служащие (чиновники) - это государственные гражданские служащие, занимающие государственные граждан­ские должности, предназначенные для осуществления государственного управления (исполнительной власти). Такой вид слу­жащих занимает должности в органах госуправления (исполнительной власти), в секретариатах палат На­ционального собрания РБ, аппаратах судов, аппаратах местных Советов депутатов. Из органов государственного управления исключаются милитаризованные органы, служба в которых выделена нами в отдельный вид государственной службы.

В настоящее время не существует единого пе­речня должностей аппаратной службы. Закон предусматривает ведение кадровых реестров Главы государства РБ, Пра­вительства РБ, областных и Минского город­ского исполнительных комитетов. Кадровый реестр Главы государства утвержден Указом Пре­зидента РБ 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утвер­ждении кадрового реестра Главы государства РБ». Названные кадровые реестры охватывают руководящий (на­чальствующий) состав соответствующих государственных орга­нов и не представляют исчерпывающий перечень аппаратных служащих.

Кадровые реестры представляют собой систему учета госу­дарственных должностей государственных органов РБ. Они способствуют повышению эффективности работы с кадрами, улучшают систему их подбора, подготовки и расста­новки. Порядок ведения кадровых реестров включает в себя: утверждение перечней госдолжностей; сбор и изучение данных о кандидатах на госдолжности. При назначении на государственные должности осуществля­ется формирование сведений о кандидатах, необходимых для реализации их должностных полномочий. Это воплощается Правительством РБ, Администрацией Президента РБ, Государственным секретариатом Совета Безопасности РБ, областными и Минским го­родским исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией.

Изучение сведений о кандидатах на государственные должности, перечень которых определяется Президентом РБ, поручено организовывать и проводить Государ­ственному секретариату Совета Безопасности РБ во взаимодействии с Прокуратурой РБ, КГК РБ, Службой безопасности Президента РБ, КГБ РБ, МВД РБ, ГТК РБ, МНС РБ, Госу­дарственным пограничным комитетом РБ, иными государственными органами к другими государственными организациями в соответствии с законодательством.

Одной из особенностей аппаратных служащих является на­личие у них классов. Порядок присвоения классов аппаратным служащим регла­ментируется статьей 13 Закона. На каждого аппаратного служащего и в целом государствен­ного служащего ведется личное дело. В нем отражаются сведения о прохождении службы служащего. Оно содержит анкетные данные и автобиографические данные. К личному делу приобща­ются документы об образовании, о переподготовке, повышении квалификации, стажировке, об аттестации служащего и другие сведения. Такое дело ведется кадровой службой соответствующе­го государственного органа в порядке, определяемом законода­тельством.

Закон предусматривает необходимость и обязательность создания в государственных органах резерва кадров служащих. Резерв - это запас, в котором находятся граждане, приняв­шие участие в конкурсном отборе и рекомендованные конкур­сной комиссией длязачисления в кадровый резерв, а также госу­дарственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности или штата ра­ботников. В резерве не могут быть лица: достигшие пенсионного возраста; достигшие предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе. Граждане, находящиеся в резерве, при прочих равных усло­виях с другими претендентами на занятие государственной должности обладают преимущественным правом на занятие со­ответствующей государственной должности. Закон устанавливает возможность исключения из резерва. Обстоятельствами для подобного являются: назначение на должность, не считая назначения в качестве вмещающих временно отсутствующих; в случае прекращения гражданства РБ вследствие выхода из гражданства или его утраты; подача заявления об исключении из резерва по собствен­ному желанию; смерть, объявление умершими или признание безвестно отсутствующими в установленном законодательством порядке; установление инвалидности I или II группы.

Права и обязанности аппаратных служащих составляют полномочия и являются составной (важной) частью их правового статуса. Госслужащие в первую очередь наделяются обязанностями для осуществления своей деятельности. Права предоставляются для эффективной ре­ализации обязанностей. Права и обязанности аппаратных служащих являются слу­жебными полномочиями. Их использование допустимо только в целях осуществления служебной деятельности (государственной службы). Их можно разделить на: общетрудовые; общеслужебные.

Общие права аппаратных служащих перечислены в ст. 20 Закона: письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения; принятие решений или участие в их подготовке в соответ­ствии со служебными обязанностями; посещение в установленном порядке для исполнения слу­жебных обязанностей государственных органов, иных организа­ций; получение в установленном порядке от граждан, государ­ственных органов, иных организаций информации и других мате риалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей; повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования; повышение в должности, классе; заработную плату и дополнительное стимулирование тру­да в порядке, определяемом Законом и иными законодательными актами; участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности; получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством РБ по согласованию с Президентом РБ; ознакомление с материалами своего личного дела и дру­гими документами перед внесением их в личное дело, приобще­ние к делу своих письменных объяснении; проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; уважение личного достоинства, справедливое и уважи­тельное отношение к себе со стороны руководителей, иных граждан; отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству; свободу объединений, за исключением случаев, предус­мотренных Конституцией РБ; здоровые и безопасные условия труда; отставку по основаниям, предусмотренных Законом; гос. социальное страхование, пенсионное
обеспечение.

Госслужащие не наделены общегражданскими правами и обязанностями, а следовательно, не могут ими пользоваться. Все аппаратные служащие имеют управленческие права и обязанности и в первую очередь внутри орга­на (организации). Не исключаются и так называемые трудовые права и обязанности. Конечно, осуществление государственного управления, прокурорского надзора, судеб­ной и законодательной деятельности происходит в процессе тру­довой деятельности.

Общеслужебные права и обязанности относятся ко всем слу­жащим государственного сектора. Однако они не получили закрепления в одном нормативном правовом акте. В Законе «О государственной службе в Республике Беларусь» регламентиро­ваны права и обязанности только государственных служащих, являющиеся правами и обязанностями аппаратных служащих. Права и обязанности государственных аппаратных служащих многочисленны и разнообразны. Подобное позволяет их класси­фицировать на: общие; конкретные. Общие присущи в той или иной мере всем государственным служащим и аппаратным служащим. Конкрет­ные -отражают специфику службы в том или ином государ­ственном органе и замещаемой государственной должности. К общим обязанностям аппаратных служащих относятся: поддержание конституционного строя РБ, обеспечение неукоснительного соблюдения норм Конститу­ции РБ и иных актов законодательства; исполнение служебных обязанностей в пределах полномо­чий, предоставленных служащему законодательством; соблюдение ограничений, связанных с государственной службой, установленных Конституцией РБ; обеспечение соблюдения и зашиты прав и законных инте­ресов физических и юридических лиц; исполнение в установленном законодательством порядке приказов, распоряжений руководителей, изданных в пределах их компетенции; соблюдение культуры общения, других норм; недопущение действий и поступков, порочащих государ­ственную службу и несовместимых с занятием государственной должности; соблюдение установленных в государственном органе регламента, правил внутреннего трудового распорядка, должнос­тью положений и инструкций, порядка работы со служебной информацией; в пределах своих должностных полномочий своевремен­ное н объективное рассмотрение обращений граждан и юридичес­ких лиц и разрешение их; сохранение, нераспространение доверенных служащему гос. секретов, в том числе после прекращения госслужбы в течение срока, установленного законода­тельством; неразглашение полученных при исполнений служебных обязанностей сведений, затрагивающих личную жизнь, честь и достоинство граждан и истребование от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных зак-вом; поддержание на необходимом уровне квалификации.

Конкретные же обязанности определяются на основе со­ответствующих квалификационных характеристик и закрепляют­ся в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых ру­ководителями государственных органов в пределах их компетенции.

Не исключается, что законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.

Если служащий нарушил указанные ограничения, он подле­жит освобождению от занимаемой должности.

28. Общие квалификационные требования, предъявляемые при поступлении на гос. аппаратную службу. Предварительное испытание.

Специальные требования - это по существу к<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...