Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды общественных объединений, основы их административно-правового статуса.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели) Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения - (ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30).

Практика последнего десятилетия наглядно показала, что успешное функционирование общественных объединений возможно лишь на основе совершенствования их административно-правового положения. Правовые связи общественных объединений весьма многочисленны и разнообразны. Это, прежде всего, конституционно-правовые и гражданско-правовые отношения. Значительную группу представляют правоотношения общественных объединений в сфере действия норм административного права. Нормы административного права в ряде случаев определяют цели создания общественных объединений, порядок создания общественного объединения, включая их государственную регистрацию, права, обязанности и гарантии общественных объединений, порядок приостановления их деятельности, вопросы их административной ответственности, процедуру ликвидации и др.

Таким образом, нормы административного права регулируют разнообразные отношения с участием общественных объединений, и, чтобы практика этих отношений складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем совершенствования нормативной правовой регламентации административно-правового положения общественных объединений.

Административно-правовое положение общественных объединений включает в свою структуру систему прав, обязанностей, гарантий нормальной реализации и защиты этих прав и обязанностей, юридическую ответственность, во многом отличающуюся от иных видов социальной ответственности. Административно-правовое положение общественных объединений - это составная часть их общего правового положения. Поэтому за ним закрепляются те же полномочия, которые присущи общественным объединением в целом. Помимо этого, административно-правовой статус общественных объединений характеризуется видовым своеобразием, присущими только ему юридическими правами, обязанностями, гарантиями и формами юридической ответственности.

Говоря об административно-правовом институте прав, обязанностей и гарантий общественных объединений, можно выделить в нем разнообразные юридические феномены:

1. Субъективные конституционные права и обязанности, гражданско-правовые, административно-правовые и иные права и обязанности общественного объединения, вытекающие из закона.

2. Субъективные права, обязанности, возникающие на основе определенных юридических фактов и реализуемые в рамках конкретизированных административно-правовых отношений Общественные организации, право и личность / Под ред. Ц.А. Ямпольской. М., 2001. С. 54. .

Административно-правовой статус общественного объединения, с одной стороны, составляет базу становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой - непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейший части.

Следовательно, административно-правовой статус общественного объединения в Российской Федерации в самом общем виде можно определить как систему предоставленных общественному объединению прав и возложенных на него обязанностей, как ответственность общественного объединения в сфере государственного управления.

Многие ученые-юристы рассматривают административно-правовой (и правовой статус в целом) как сложное явление, объединяющее не только права, обязанности, ответственность но и другие элементы - принципы, правоспособность, гарантии и т.д. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2004. С. 123; Козлова Е. Вступая в ряды… // Человек и закон. 2005. № 9-10. С. 85. Отметим одну общую закономерность, которая прослеживается почти у всех авторов, независимо от используемых ими подходов. Она заключается в том, что основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют права и обязанности, гарантии и юридическая ответственность. Рассматриваемые элементы являются настолько бесспорными составляющими правового статуса общественного объединения, что признаются в качестве таковых большинством ученых-юристов.

Административная правосубъектность общественного объединения возникает с момента принятия объединением решения о его создании, об утверждении устава объединения и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. После принятия решений объединение считается созданным. Оно осуществляет свою деятельность и приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях» Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2006. С. 139; Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. М., 2002; Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право. 2004. №4. С. 98. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного общественного объединения и является, как известно, важным юридическим свойством любого коллективного субъекта административного права. В юридической литературе считается, что правоспособность олицетворяет признаваемую государством общую, абстрактную юридическую способность (возможность) субъекта быть участником отношений, регулируемых правом, т.е. способность быть носителем прав и обязанностей. При этом следует отметить, что объем указанных прав и обязанностей в зависимости от обстоятельств может варьироваться. Однако это не влияет на саму правоспособность, ибо «увеличение или уменьшение круга прав предполагает наличие такого свойства субъекта, как правоспособность» Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации. М., 2004. С. 172..

Следовательно, административная правоспособность общественного объединения есть способность быть субъектом прав и обязанностей в сфере государственного управления. Административная правоспособность общественного объединения, как было выше замечено, имеет свои особенности, касающиеся ее возникновения и прекращения Гражданское право России / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч. 1. Санкт-Петербург, 1997. С. 89. .

Объем и содержание административной правоспособности общественного объединения устанавливаются и изменяются компетентными органами государственной власти в нормах административного права, и ее осуществление ограничивается рамками государственного управления

Административная правоспособность общественного объединения служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей общественного объединения в конкретных административно-правовых отношениях Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2001. С. 65..

Административная дееспособность общественного объединения - это признанная за ними способность своими действиями:

а) приобретать права и обязанности административно-правового характера;

б) осуществлять их. Такая дееспособность включает и способность общественного объединения нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами.

Перейдем к характеристике прав и обязанностей общественного объединения в сфере государственного управления.

Правовые возможности общественного объединения в сфере исполнительной власти многочисленны и разнообразны. Установленные административным законодательством в соответствии с конституционными основами, права и обязанности этого субъекта закрепляют их отношения и связи с органами исполнительной власти, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность.

Они могут складываться в связи с:

реализацией принадлежащих общественному объединению по закону прав;

выполнением возложенных на общественное объединение обязанностей в сфере государственного управления;

нарушением органами управления (должностными лицами) прав и интересов общественного объединения;

арушением общественным объединением своих правовых обязанностей в сфере государственного управления Кокотов А.Н. О статусе общественных организаций // Правоведение. 2003. №3. С. 19-25. .

Представляется, что классификация субъективных прав и обязанностей общественных объединений в сфере государственного управления может быть следующей Агапов А.Б. Федеральное административное право России. М., 1997. С. 87.:

а) общие права и обязанности общественного объединения в сфере государственного управления;

б) специальные права и обязанности общественного объединения в сфере государственного управления, в частности в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

К группе общих прав и обязанностей общественного объединения в сфере государственного управления в соответствии с действующим законодательством относится то, что общественное объединение имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

принимать участие в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

учреждать средства массовой информации и вести издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;х

участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в уставе данного объединения положения об участи его в выборах) и др. (статья 27 Закона).

В своей деятельности общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей деятельности и указывать действительное место нахождения постоянно действующего руководящего органа, его название и данные о руководителях объединения в объеме сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, решения руководящих органов и должностных лиц объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставленных в налоговые органы;

допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественное объединение, в ознакомлении с деятельностью объединения (статья 29 Закона).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...