Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15.1. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах общества личности государства.

§15.1.1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности в общей системе государственного порядка

Конституционные термины и понятия «общественный порядок» (п. «е» ст. 114 Конституции РФ) и «общественная безопасность» (п. «б» ст. 72 Конституции РФ) не имеют единого конкретного ле­гального определения. В научном же, доктринальном истолковании этих терминов и понятий отмечается два принципиальных момента: во-первых, различается понятие общественного порядка в широком социально-политическом смысле и в более узком, собственно ад­министративно-организационном этого слова; во-вторых, понятие общественного порядка неразрывно связывается с более широкими категориями установленного государственного порядка и порядка управления.

В широком социально-политическом смысле под общественным порядком можно понимать всю систему общественных отношений, фактически сложившуюся в обществе на основе действующей в нем Конституции и другого законодательства в данный момент истори­ческого развития, независимо от конкретных форм государственного устройства и политического режима (капитализм, социализм, тота­литаризм, демократия и т.д.). В таком аспекте общественный порядок государственно-организованного общества включает в себя последо­вательно следующие категории: государственный по­рядок, порядок управления и общественный порядок, рассматриваемые в узком административно-организационном смысле.

Государственныйпорядок включает в себя установленные Консти­туцией РФ, федеральными конституционными законами и другим федеральным законодательством правовые нормы и правила, регла­ментирующие, политические, экономические, правовые основы орга­низации и деятельности государства: федеративное государственное территориальное устройство, организация избирательной системы, правила денежной эмиссии, защиты и обеспечение устойчивости рубля; установление системы федеральных органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной власти; порядок установления и использования символов государства (герба, флага, гимна) и другие основы жизнедеятельности государст­венно-организованного общества.

Нормы и правила соблюдения государственного порядка устанавливаются только высшими федеральными органами госу­дарственной власти, действуют в общегосударственном масштабе, а обязанность соблюдать государственный порядок возлагается на все государственные органы любого иерархического уровня всех ветвей власти и их должностных лиц, а также на всех российских и иност­ранных физических и юридических лиц, действующих на территории нашего государства.

Органами зашиты и охраны государственного порядка выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ. В случаях возникновения угроз национальной госу­дарственной безопасности от нарушений правил и норм государс­твенного порядка к его защите по указанию Президента РФ могут привлекаться необходимые силы и средства соответствующих спец­служб Российской Федерации.

Порядок управления,являясь продолжением государственного по­рядка и составной частью общественного порядка в широком смысле этого слова, включает в себя совокупность правил и правовых норм, регламентирующих деятельность только государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц во взаимоотношениях с различными звеньями государственного аппарата, а также с физи­ческими и юридическими лицами в различных областях, отраслях и сферах реализации исполнительной власти (государственного управ­ления). Сюда можно отнести, например, правила государственного учета и отчетности физических и юридических лиц о результатах сво­ей деятельности, правила работы кадровых служб государственного аппарата, правила пользования печатями и штампами, правила до­смотра ручной клади и багажа пассажиров аэрофлота, многочислен­ные таможенные правила и т. п.

Защита и охрана порядка управления, установленного в раз­личных областях, отраслях и сферах государственного управления, осуществляется силами и средствами действующих там многочис­ленных контрольных и надзорных органов различных министерств и ведомств. За административные правонарушения против порядка управления предусмотрена административная ответственность (ст. 19.1-19.33 КоАП РФ).

Общественный порядокв узком (юридическом, а не социально-политическом) значении и в собственном административно-органи­зационном смысле представляет собой комплексную совокупность установленных государством правил (норм) жизни и деятельности (по­ведения) граждан за пределами сферы трудовой (служебной) деятель­ности: в общественных местах (улицы, площади, парки, общественный транспорт и все другие места массового пребывания людей), по месту жительства (дом, квартира, гостиница). Правила общественного порядка распро­страняются и на рабочие (служебные) помещения, в случае совершения там противоправных действий, не связанных с трудовой и служебной деятельностью, нарушающие общественный порядок (пьянство на работе, драки, личные оскорбления и т. д.). Основными органами за­шиты и охраны общественного порядка выступают многочисленные органы, подразделения и службы системы МВД России.

15.2. Министерство внутренних дел РФ: компетенция, система, структура и основные направления деятельности

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.[288].

В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Центральный аппарат Министерства внутренних дел Российской Федерации включает в себя следующие структуры: Министр внутренних дел Российской Федерации, Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, Заместители Министра внутренних дел Российской Федерации, Статс-секретарь - заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, а также Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации - главнокомандующий внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации и Главное командование внутренних войск.

Кроме руководящего аппарата имеются различные департаменты и главные управления: Следственный департамент; Главное управление вневедомственной охраны; Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения; Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Главное управление по противодействию экстремизму; Главное управление собственной безопасности; Главное управление на транспорте; Главное управление уголовного розыска; Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции; Департамент государственной службы и кадров; Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций; Департамент информационных технологий, связи и защиты информации; Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению; Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий; Договорно-правовой департамент; Организационно-аналитический департамент; Национальное центральное бюро Интерпола; Контрольно-ревизионное управление; Оперативное управление; Организационно-штатное управление; Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации; Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации; Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий; Управление оперативно-розыскной информации; Управление по организации дознания.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел. МВД России возглавляет систему органов внутренних дел, в ко­торую входит полиция, предназначенная для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.[289] Перечень подразделений и служб полиции утверждается:

а) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации - Президентом Российской Федерации;

б) в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации - Министром внутренних дел Российской Федерации.

Подразделения и службы полиции создаются, реорганизуются и ликвидируются: в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органах Министерства на окружном и межрегиональном уровнях - Министром внутренних дел Российской Федерации, а в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях - руководителями соответствующих территориальных органов Министерства на региональном уровне на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих органов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

В линейных отделах Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - начальниками соответствующих управлений на транспорте Министерства по федеральным округам на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих отделов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

В территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном и региональном уровнях утверждается должность заместителя начальника соответствующего территориального органа Министерства - начальника полиции.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях; охрана общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за оборотом оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов по договорам; государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от формы собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав и законных интересов. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Основным опорным и решающим звеном системы МВД России, от уровня организации работы которых зависит эффективность борь­бы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности являются территориальные органы внутренних дел[290].

Начальник территориального органа внутренних дел несет всю полноту ответственности за организацию работы служб и подразделений,со­стояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом, самостоятельно принимает ре­шения об использовании всех сил и средств органа, сосре­дотачивая их основное внимание на охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пре­сечении преступлений и административных правонарушений, выяв­лении, раскрытии и расследовании преступлений, отнесенных к ком­петенции органов внутренних дел[291].

15.3. Организация полиции в Российской Федерации

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел[292]. Принятый в 2011г. Федеральный закон «О полиции» сохранил российские традиции правового регулирования полицейской деятельности, а также учел положения и нормы целого ряда международных документов, а также практический опыт зарубежных полицейских организаций.[293]

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции). Полиция входит в систему Министерства внут­ренних дел РФ.

На полицию возлагаются обязанности по приему и регистрации (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Полиция обязана осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.

В случае совершения преступления, административного правонарушения полиция обязана прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия, а также оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

В обязанности полиции входит также выявление причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принятие в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявление лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проведение с ними индивидуальную профилактическую работу; участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участие в пропаганде правовых знаний.

Обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах, а также совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий также относится к полномочиям органов полиции.

Участвуя в ликвидации чрезвычайных ситуаций, полиция обязана принимать неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

В соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, на полицию возложено право возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно, а также исполнение в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменных поручений следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении.

В целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом полиция имеет право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

Органы полиции осуществляют розыск: лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации; оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок.

Полиция обязана принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан, а также участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.

Контрольно-надзорная деятельность полиции состоит:

в осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулированием дорожного движения; оформлением документов о дорожно-транспортном происшествии; осуществлении государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения; приема экзаменов на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдаче водительских удостоверений; регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортных средств и прицепов к ним и выдаче в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов;

в выдаче гражданам и организациям, при наличии оснований, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на осуществление деятельности по экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в полиции; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему, а также последующем контроле за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

в выдаче при наличии оснований, лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и на осуществление охранной деятельности; выдавать для подтверждения правового статуса частного детектива и правового статуса частного охранника удостоверения установленного образца; принимать квалификационные экзамены у частных охранников и лиц, претендующих на получение удостоверения частного охранника; проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, а также контроль за деятельностью частных детективов и частных охранных организаций, а также участвовать в контроле за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, по соблюдению ими требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации;

в охране на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом; обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

в контроле (надзоре) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

в проведении в соответствии с федеральным законом государственную дактилоскопическую регистрацию и государственную геномную регистрацию;

в проверке и принятии мер по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлении по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлении охраны помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом;

в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

В своей деятельности подразделения полиции взаимодействуют с налоговыми органами, органами здравоохранения, оказывают содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность; информируют высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на соответствующей территории. Также оказывают содействие судебным приставам в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлении розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам.

Полиция Российской Федерации подразделяется по объек­там полицейского обеспечения и обслуживания на территори­альную и транспортную полицию.

Руководство территориальной милицией в субъектах РФ осущест­вляют министры внутренних дел республик, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел краев и областей, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ. При этом до внесения Президенту РФ представления по кандидатуре для назначения на должность министра внутренних дел, начальника управления (глав­ного управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по предлагаемой кандидатуре.

Руководство по полицией в районах, городах и иных муниципаль­ных образованиях осуществляют начальники отделений, отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ в порядке, опре­деляемом Министром внутренних дел РФ.

Руководство полицией на железнодорожном, водном и воздуш­ном транспорте, в закрытых административно-территориальных об­разованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяе­мом Министром внутренних дел РФ.

Основными принципами деятельности полиции (Глава 2 Закона «О полиции») являются: соблюдение прав и свобод граждан; законность; беспристрастность; открытость и публичность; обеспечение общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействие и сотрудничество полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Перечень обязанностей полиции содержится в главе 2 Закона «О полиции», где говорится, что данный перечень устанавливается только федеральным законом «О полиции» и не может быть расширен, кроме как внесением изменений в федеральный закон.

Административная деятельность полиции состоит в организа­ции и практическом осуществлении ее службами и подразделени­ями задач по охране общественного порядка и обеспечения обще­ственной безопасности административно-правовыми средствами и в административных формах. При осуществлении административ­ной деятельности органы и подразделения полиции и их сотрудни­ки выступают как субъекты прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами, вступают в административно-правовые отношения с физическими и юридичес­кими лицами, государственными и муниципальными органами и их должностными лицами. Административная деятельность полиции включает в себя несколько ее разновидностей: служба по охране порядка в общественных местах, по обеспечению порядка при проведении различного рода массовых мероприятий, уличных шествий, коллективных протестных действий и т. д.; осуществление лицензионно-разрешительной системы, административного надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами установлен­ных правил регистрационного учета российских граждан, а также соблюдения иностранцами и лицами без гражданства установлен­ных паспортно-визовых правил; контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы и условно осужденны­ми к лишению свободы, установленных для них ограничений; обес­печение безопасности пешеходов и правил движения транспорта по улицам и дорогам.

Вопросы применения полицией отдельных мер государственного принуждения отражены в главе 4 Закона «О полиции», где содержатся нормы, регламентирующие порядок применения полицией таких мер, как: задержание граждан: вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах. О пределен исчерпывающий перечень граждан, в отношении которых полиция может применять задержание, а также определены основания такого задержания. В соответствии с Декларацией о полиции, принятой в 1979г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы[294], и рекомендациями европейского Суда по правам человека в Закон «О полиции» включены положения, согласно которым задержанные и находящиеся под стражей лица должны содержаться в специально отведенных помещениях, под охраной, в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. В соответствии с Европейским кодексом полицейской этики[295] и для усиления гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина предусматривается ведение реестра лиц, подвергнутых задержанию.

Кроме того в Законе установлены полномочия полиции по сбору и обработке данных о гражданах в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011г. №261-ФЗ) "О персональных данных".[296]

В главе 5. «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» Закона «О полиции», разработанной на основе Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН[297], в которой определяются пределы, условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также особенности их применения. Установлены гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции, а также отражены вопросы проверки сотрудников полиции на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В принятом Федеральном законе «О полиции» определяются также правовое положение сотрудника полиции, устанавливается перечень ограничений и запретов, связанных со службой в полиции, перечисляются требования, предъявляемые к поведению сотрудников полиции.

Предусмотрены действующим законом не только гарантии правовой защиты сотрудников полиции (например, недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника полиции и доверие к его показаниям), но и устанавливается презумпция законности деятельности сотрудника полиции и их государственная защита.

Наиболее многочисленным подразделением полиции является система Госавтоинспекции, во главе которой Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Главное управление выполняет функции федерального органа управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России.

Правовыми основами деятельности Государственной инспекции безопаснос­ти дорожного движения(ГИБДД) являются многочисленные нормативно-правовые акты, среди которых, федеральные законы: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 N 140-ФЗ,)[298]: Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996г. (в ред. от 16.10.2012г. N 172-ФЗ)[299]; Федеральный закон "№ 59 от 02.05.2006г. (в ред. от 28.07.2012 N 131-ФЗ) "О безопасности дорожного движения"[300]; Федеральный закон"№ 59 от 02.05.2006 (в ред. от 27.07.2010г. N 227-ФЗ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[301]; Федеральный закон Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.07.2012г. №130-ФЗ)

"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспо

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...