Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
Правовая норма – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на неоднократное применение и распространяющееся на персонально не определенный круг его исполнителей.
Понятие А-П нормы. А-П норма – правило поведения, установленное государством в лице его полномочного органа государственной власти в целях урегулирования общественных отношений в сфере государственного управления, связанных с реализацией соответствующими органами исполнительной власти и иными государственными органами предоставленных им публично-властных полномочий и выполнением возложенных на них обязанностей, а также предусматривающее права, свободы и обязанности граждан, их организаций в указанной сфере.
Структура А-П нормы. Гипотеза (выражает условия, при наступлении которых необходимо руководствоваться данной нормой; фактически она предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений); диспозиция (само правило поведения, выраженное в правовой норме; этот элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия); санкция (мера государственного принуждения, предусмотренная за нарушение установленных нормой правил поведения; чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя).
Виды А-П норм. 1) В зависимости от юридического назначения – материальные (устанавливают правовое положение участников управленческих отношений); процессуальные (регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами АП); 2) по юридическому содержанию – обязывающие (содержат предписания субъектам действовать в предусмотренных нормой условиях определенным образом); запрещающие (содержат предписания, указывающие на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой); уполномочивающие (содержат предписания, позволяющие субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению); стимулирующие (содержат предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их поведения); рекомендательные (содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных действий с точки зрения их эффективности); 3) по характеру диспозиции – императивные (содержат строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов); диспозитивные (позволяют субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего поведения); 4) по степени общности – общие (правило поведения дается в целом); специальные (данное правило поведения конкретизируется). При коллизии норм применяются специальные нормы; 5) по степени полноты – определенные; бланкетные (само правило поведения не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган местного самоуправления может их установить); 6) в зависимости от государственного устройства – общефедеральные; республиканские субъектов РФ; региональные; местные; 7) по юридической силе – содержащиеся в законах; подзаконных актах; 8) в зависимости от адресатов – устанавливающие правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих; организаций; 9) с учетом сферы действия – общеобязательные (действие распространяется на все регулируемые ими отношение); внутрисистемные (регулируют отношения между управленческими звеньями системы данного органа); 10) по действию во времени – ограниченные сроком действия; неограниченные сроком действия; 11) по целевому назначению – предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе; нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений.
Порядок рассмотрения обращений В соответствии с К РФ (ст. 33) граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Виды обращений: предложение (рекомендация гражданина по совершенствованию НПА, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления); заявление (просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод либо сообщение о нарушении НПА, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц); жалоба (просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц). Порядок рассмотрения обращений граждан в РФ регламентирован в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 года, № 59-ФЗ. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления. Если в письменное обращении есть вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа, то оно направляется в течение 7 дней со дня регистрации в тот орган, в компетенцию которого входит решение вопроса. Обращение, поступившее в соответствующий, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Порядок рассмотрения отдельных обращений В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо вправе принять решение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. Сроки рассмотрения. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |