Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-правовой статус граждан

 

 

Административно-правовой статус граждан РФ, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем: комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права; гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;

В формировании и реализации составляющих административно-правового статуса граждан России, помимо Конституции

Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

1. издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

2. организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;

3. помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав

(например, в вопросах социальной защиты);

4. осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Таким образом, административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно- правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения. Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.)

Административная дееспособность гражданина – признаваемая за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами.

 

Особенности административно-правового статуса отдельных категорий граждан

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает равенство прав и свобод всех граждан России, может быть узаконено неравенство отдельных категорий людей в зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенные особенности в правовом статусе вынужденных переселенцев, беженцев, безработных и некоторых других категорий граждан.

Так, Закон РФ от 19.04.91 (ред. от 20.04.96) "О занятости населения в Российской Федерации” определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Федеральный Закон от 19.02.93 (ред. от 28.06.97) "О беженцах" определяет основания и порядок признания беженцем на территории

Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Закон РФ от 19.02.93 (ред. 20.12.95) "О вынужденных переселенцах" определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

14.Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти

 

Требования к структуре регламента ФОИВ даны в постановлении Правительства РФ «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» от 28 июля 2005 г. № 452.

Регламент подразделяется на главы следующим образом.

I. Общие положения.

В них устанавливаются общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Затем приводится структура и штатное расписание ФОИВ и территориального органа федерального органа исполнительной власти. Структура центрального аппарата федерального органа исполнительной власти включает в себя руководство (руководителя и его заместителей) федерального органа исполнительной власти, помощников (советников) руководителя и структурные подразделения по основным направлениям деятельности – департаменты в федеральных министерствах или управления в федеральных службах и федеральных агентствах. В департаментах (управлениях) федерального органа исполнительной власти образуются отделы. В штатное расписание департаментов (управлений) включаются должности федеральной государственной гражданской службы, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы. Также должны быть определены сферы деятельности и компетенция департамента (управления). Далее дается раздел «Полномочия руководителей в федеральном органе исполнительной власти», в котором перечисляются полномочия руководителей и их заместителей. После этого должен быть раздел «Административные регламенты и стандарты государственных услуг», где даются указания по поводу разработки ФОИВ административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

II. Порядок планирования и организации работы.

Вначале дается глава «Формирование планов и показателей деятельности ФОИВ», затем «Особенности организации подготовки материалов по разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год», затем «Участие федеральных органов исполнительной власти в планировании заседаний Правительства и порядок подготовки к заседаниям Правительства». Потом должен быть определен порядок работы координационных и совещательных органов, рабочих групп, коллегии ФОИВ. Также в данной главе должны быть приведены основные правила организации документооборота.

III. Порядок подготовки и оформления решений федерального органа исполнительной власти.

В данной главе предусматриваются правила оформления решений ФОИВ, всякого рода договоров (контрактов, соглашений).

IV. Порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти.

В данной главе должны быть предусмотрены правила исполнения поручений, данных руководителем своему подчиненному в пределах ФОИВ и контроль за исполнением поручений.

V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями).

В данной главе должно быть определено, в каком виде издается тот или иной НПА ФОИВ и в какой последовательности он может быть принят.

VI. Порядок подготовки и рассмотрения проектов актов, которые вносятся в Правительство (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями).

В данной главе определяется порядок внесения проектов актов, порядок их рассмотрения при поступлении на согласование.

VII. Законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности Федерального Собрания (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями).

Здесь должен быть учтен порядок следующих процедур: планирование законопроектной деятельности, участие в работе Федерального Собрания, подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства на законопроекты, рассмотрение парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

VIII. Порядок взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также порядок осуществления федеральным министерством полномочий по координации и контролю деятельности соответствующих федеральных служб и федеральных агентств.

IX. Правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

X. Порядок взаимоотношений с органами судебной власти

XI. Порядок рассмотрения отдельных видов обращений

Здесь предоставляется информация о порядке рассмотрения обращений иных ФОИВ или должностных лиц.

XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан

XIII. Порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти.

 

15.Система органов исполнительной власти в области образования

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Управление образованием осуществляют различные государственные и муниципальные органы. К ним относятся:

а) федеральные государственные органы: Министерство образования и науки РФ (ФОИВ, специально созданный для управления образованием в стране; осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений); федеральное агентство по образованию (осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов);

б) федеральные ведомственные органы управления народным образованием (например, Министерство обороны РФ, МИД РФ);

в) государственные органы управления образованием субъектов РФ (например, департаменты по образованию, отделы);

г) муниципальные органы управления народным образованием муниципальных районов и муниципальных округов.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...