Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы административно-правового статуса граждан

Административно-правовой статус граждан РК составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного КонституциейРК, Законом «О гражданстве РК», другими законодательными актами РК и ее субъектов.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют:
а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти.

Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса.

Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся:

а) в комплексных правовых актах, содержащих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека и гражданина (акты о земле, собственности и др.);

б) в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы статуса человека и гражданина

 

8. Административная правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность гражданина представляет собой признаваемую за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Частичная правоспособность возникает с момента рождения (например, право на имя). Она не одинакова для всех граждан и зависит от многих факторов (пола, состояния здоровья, возраста и т.п.). В основном объем, и содержание административной правоспособности установлены в Конституции РК, а также в изданных в соответствии с Конституцией актах субъектов РК. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.Гражданин может иметь на праве собственности имущество, в том числе иностранную валюту, как в пределах РК, так и за ее границами; наследовать и завещать имущество; свободно передвигаться по территории республики и выбирать место жительства; свободно покидать пределы республики и возвращаться на ее территорию; заниматься любой не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не запрещенные законодательными актами сделки и участвовать в обязательствах; иметь право интеллектуальной собственности на изобретения, произведения науки, литературы и искусства, иные результаты интеллектуальной деятельности; требовать возмещения материального и морального вреда; иметь другие имущественные и личные права.

 

Административная дееспособность гражданина - это признанная законом и иными правовыми актами способность гражданина лично своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Законодательством точно не определен момент возникновения административной дееспособности. Ее появление связано с возрастом, интеллектуальным взрослением человека. гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. На основе административной правоспособности граждане вступают в административно-правовые отношения. В таких отношениях они могут выступать в качестве стороны, обязанной выполнять обращенные к ней требования административно-правовых норм, исходящих от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать требования органов санитарно-эпидемического надзора); стороны, реализующей принадлежащие ей законные права и вступающей в связи с этим в правоотношения (например, реализуя право на защиту, гражданин обращается с административной жалобой, с иском в суд).

9. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Видыправ граждан в сфере государственного управления:1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;2) на поступление на государственную службу; 3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно; 4) на свободу передвижения; 5) на неприкосновенность личности; 6) на неприкосновенность жилища;7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований; 9) на изменение фамилии и имени; 10) на свободу передвижения;11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений; 12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан; 13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; 14) на образование; 15) на охрану здоровья; 16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе; 17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами; 18) на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления –это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны:соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

 

10. Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения. Виды административно-правовых гарантий:экономические; политические;идеологические;организационные; юридические.

Способы защиты субъективных права и свобод:самозащита;судебная защита; внесудебная защита.

Граждане вправе обратиться за защитой нарушенных прав и интересов в вышестоящие органы и к вышестоящим должностным лицам в порядке их подчиненности.

При этом: граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам; граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц; рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

 

 

61. контроль и надзор. их соотношение.

Контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

1) органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

2) объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;

3) контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

4) контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

5) контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

 

62. контрольные полномочия Президента РК.

Полномочия Президента в отношении законодательной власти:

1. Назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики Казахстан и принимает присягу его депутатов народу Казахстана;

2. Выдвигает кандидатуру на должность Председателя Сената Парламента;

3. Открывает сессии Парламента;

4. Подписывает или возвращает закон, отдельные его статьи, представленный Сенатом, для повторного обсуждения и голосования;

5. Вправе передать на рассмотрение Парламента проект о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

6. Определяет приоритетность рассмотрения проектов законов, а также вносить в Парламент предложение об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

7. Рассматривает обращение Сената или Мажилиса Парламента об освобождении от должности члена Правительства;

8. Имеет право присутствовать на любых заседаниях палат Парламента.

Полномочия Президента в отношении исполнительной власти:

1. С согласия Парламента назначает на должность Премьер - Министра; освобождает его от должности;

2. По представлению Премьер - Министра определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности его членов;

3. Заслушивает доклад Премьер - Министра о деятельности Правительства;

4. По представлению Премьер - Министра утверждает единую систему финансирования и оплаты труда;

5. Поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента, дает законодательные поручения Правительству;

6. Отменяет или приостанавливает действие актов Правительства;

7. Принимает решение об отставке, заявленной Правительством или любым его членом в 10-дневный срок;

8. Принимает решение о прекращении полномочий Правительства, освобождении от должности Премьер - Министра или любого его члена.

Полномочия Президента в отношении судебной власти и правоохранительной деятельности:

1. Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента, основанному по рекомендации Высшего Судебного Совета Республики Казахстан;

2. По рекомендации Высшего Судебного Совета Президент назначает на должность председателей областных и приравненных к ним судов, председателей коллегий и судей областных и приравненных к ним судов;

3. По представлению Министра Юстиции Президент назначает на должность председателей и судей других судов Республики;

4. Президент назначает на должность Председателя Высшего Судебного Совета Республики;

5. С согласия Сената Парламента Президент назначает Генерального Прокурора Республики Казахстан;

6. По представлению Генерального Прокурора назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального Прокурора Республики Казахстан;

7. Не реже одного раза в квартал заслушивает отчет Генерального Прокурора о состоянии законности в стране.

Полномочия Президента в осуществлении внешней политики:

1. Ведет переговоры и подписывает международные договоры;

2. Выдает полномочия на ведение переговоров и подписание международных договоров;

3. Подписывает ратификационные грамоты;

4. Принимает решения о приостановлении действия не подлежащих ратификации международных договоров, заключенных Республикой;

5. Вносит в Парламент представление о денонсации международных договоров, заключенных Республикой;

6. Назначает и отзывает глав дипломатических представительств Республики Казахстан;

7. Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств.

 

63. контроль органов законодательной власти.

Парламентский контроль проводиться в форме: парламентских слушаний; контрольной деятельности органов Парламента; парламентского расследования, через деятельность специальных комиссий; обсуждение и утверждение республиканского бюджета и отчетов об их исполнении; делегирование Президенту законодательных полномочий; дачи Президенту РК согласие на производство назначений должностных лиц; получение отчетов Правительства, его органов и должностных лиц; обсуждение и разрешение вопросов о вотуме доверия или недоверия к Правительству; депутатские вопросы и запросы; взаимного контроля Палат Парламента в вопросах законодательного процесса, разрешение ситуации с импичментом и досрочным освобождением главы государства от должности; деятельности депутатов; деятельности парламентского уполномоченного по правам человека; правительственного часа и заслушивания членов Правительства; ведения приема посетителей, избирателей, ознакомление с почтой; иные формы контроля.

 

64. контроль органов исполнительной власти.

Правительственный контроль проводиться в форме: проведение совещаний, коллегий, получения отчетов подчиненных и подотчетных органов; проверки, отмены или приостановления действия актов центральных и местных исполнительных органов; получение информации о ходе выполнения программ государства и Правительства; участие представителей Правительства на заседаниях коллегий центральных и местных исполнительных органов; участия представителей центральных ведомств в работе коллегий и иных заседаний руководства, их территориальных подразделений

 

65. органы судебной власти. прямой и косвенный судебный контроль.

Значительную роль в системе государственного контроля занимают органы судебной власти, предназначенные для осуществления судебного контроля – правосудия. суды устроены системно, образуют систему логически полностью приспособленную к контролю и надзору. Контроль судебной власти устроен так, что рассматриваемые дела могут переходить для нового рассмотрения из одной судебной инстанции в другую, то есть контроль осуществляется в рамках квалифицированной системы, одна инстанция перепроверяет решение другой и конечное решение объявляется от имени всей судебной власти. Например, Верховный Суд РК осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за деятельностью судов общей юрисдикции. Таким образом, надзор, в судебной системе многоэтапный имеющий целью исключить ошибку и обеспечить максимальную защиту права.

 

66. административный надзор.

– вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

1) является особой разновидностью государственного контроля;

2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

3) деятельность по надзору осуществляется систематически;

4) цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

7) осуществляется при помощи определенных методов;

8) оценка объекта дается только с позиции законности. Методы осуществления административного надзора:

1) постоянное наблюдение;

2) периодические проверки;

3) обследование поднадзорного объекта;

4) истребование и анализ документов;

5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

 

67. конституционный контроль.

конституционный контроль представляет собой самостоятельный вид государственно-властной деятельности, заключающийся в официальном толковании норм Конституции, даче заключений, проверке конституционности нормативных - правовых актов, а также в разрешении конституционно – правовых конфликтов и споров. Основным содержанием этой деятельности является, прежде всего, проверка соответствия спорного акта Конституции страны, в результате которой может быть зафиксирована его не конституционность, а также выявление иных нарушений, которые могут возникнуть в конституционной системе между высшими органами власти /4/. К органам, осуществляющим конституционный контроль помимо Конституционного Совета, относится Глава государства, Парламент, Правительство и судебные органы. Эти органы обобщает специальная компетенция, которая направлена на поддержание и обеспечение конституционной законности в государстве.

 

68. прокурорский надзор.

Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

1) протест прокурора;

2) представление прокурора;

3) постановление прокурора;

4) предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

 

69. понятие и виды административно-правовых режимов.

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Признаки административно-правовых режимов:

• устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;

• регламентируются, в основном, нормами административного права;

• закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;

• вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;

• широко применяются административные методы воздействия;

• вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;

• нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.

Виды:

1. правовой режим чрезвычайного положения.

2. режим особого положения.

3. режим военного положения.

4. режим охраны гос.границы РК.

 

70. правовой режим чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение является временной мерой, вводимой в соответствии с Конституцией Республики Казахстан на всей территории либо части территории республики и означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, устанавливающий ограничения прав и свобод граждан, прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение вводится исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя республики.

Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая стабилизация обстановки, восстановление законности и правопорядка, а также создания условий, необходимых для проведения неотложных спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится или продляется Указом Президента Республики Казахстан с немедленным уведомлением Верховного Совета Республики Казахстан.

В акте о введении или продлении чрезвычайного положения указываются:

 

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения или продления чрезвычайного положения, в соответствии с требованиями статей 3 и 4 настоящего Закона;

 

б) обоснования необходимости введения или продления чрезвычайного положения в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Закона;

 

в) перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан, а также правомочий юридических лиц, с соблюдением требований статей 17 и 18 настоящего Закона;

 

г) государственные органы, ответственные за осуществление режима чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов;

 

д) границы территории, на которой вводится или продляется чрезвычайное положение;

 

е) время вступления в силу акта, а также точный срок, на который вводится или продляется чрезвычайное положение.

 

Акт о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не позднее, чем за 6 часов до вступления его в силу.

Чрезвычайное положение вводится на всей территории Республики Казахстан на срок до 3 суток, на части территории Республики Казахстан - до 6 суток.

 

По истечении этого срока чрезвычайное положение отменяется Президентом Республики Казахстан. При неустранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президент Республики Казахстан вправе неоднократно продлять его действие на сроки, установленные частью первой настоящей статьи. Указы о продлении сроков действия чрезвычайного положения также утверждаются Верховным Советом Республики Казахстан.

 

Президент Республики Казахстан вправе отменить чрезвычайное положение до истечения установленного срока, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его объявления.

 

Решение об отмене или продлении чрезвычайного положения вступает в силу с момента принятия и незамедлительно обнародуется.

Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов внутренних дел, национальной безопасности, других правоохранительных органов, Республиканской гвардии.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...