Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и предмет административного права как отрасли права и как науки.

Понятие и предмет административного права как отрасли права и как науки.

АП рассматривается как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина. АП– отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы ОИВ . Предметом АП права являются общественные отношения возникающие в процессе организации и деятельности ОИВ го-ва. Обязательным условием АП является то что одной из сторон является ОГВ. Наука АП - система научных взглядов, знаний и теоретических предложений о закономерностях существующих в сфере АП. Наука административного права изучает не только действующие нормы этой отрасли, но и общественные отношения, которые они призваны регулировать, а также их историю и перспективы развития.

 

 

Исполнительная власть в РФ: понятие, функции, характерные черты.

Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Характерные черты исполнительной власти: 1)самостоятельная ветвь государственной власти 2) является проводником в жизнь государственной политики 3) подзаконна 4) деятельность является исполнительно-распорядительной 5) является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера 6) существует в виде хорошо организованных органов исполнительной власти. ( через свои ОГВ) .

Функции исполнительной власти:
- Разработка и реализация государственной политики
- обеспечение равноправия всех форм собственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав собственника и т.п.).
- Управление государственными учреждениями и предприятиями.

-Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора.
- Обеспечение реализации законные прав и интересов, обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления.
- Осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

 

Понятие исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

· издание правовых актов управления;

· использование распорядительных и контрольных полномочий;

· заключение административных договоров;

· проведение организационных мероприятий.

 

Источники административного права. Проблемы систематизации административного законодательства на современном этапе.

 

Источники административного права - это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.

· Конституция РФ

· ФКЗ: Градостроительный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и многие другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права

· ФЗ «О Правительстве Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и другие

· Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 21 сентября 1970 г.

· Подзаконные акты : Указы Президента, постановления правительства, Приказы, постановления и распоряжения ОИВ.

· Законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (Основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и другие.

· НПА ОМС (местных муниципальных органов) исполнительной власти также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.

 

 

Взаимоотношения с палатами Федерального Собрания.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы в Фед. Собрании, которая осуществляется посредством внесения законопроектов в Гос.Думу.

Правительство РФ дает письменные заключения а). на законопроекты:

- о введении или об отмене налогов,

- об освобождении от их уплаты,

- о выпуске гос. займов,

- об изменении финансовых обязательств государства

б). на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет фед.бюджета. Заключение Правительства РФ направляется субъекту права законодательной инициативы и в Гос. Думу в срок до 1 месяца со дня поступления законопроекта в Правительство РФ.

Правительство может направлять в палаты Фед.Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами ФЗ-х и законопроектах. Эти отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении ФЗ-в и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Гос. Думы.

Все заключения Правительства на законопроекты, поправки к законопроектам и офиц.отзывы подписываются Председателем Прав-ва или его замом. и направляются в палаты Фед.Собрания.

Члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Фед.Собрания, отвечать на их вопросы.

Для представления в палатах Фед. Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается официальный представитель Правительства.

Правительство представляет Гос. Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Гос.Думе Правительством одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.

Правительство РФ в установленные сроки предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета в порядке, установленном федеральным законом.

Председатель Правительства может перед Гос. Думой поставить вопрос о доверии Правительству РФ. (В этом случае Гос. Дума вправе либо выразить доверие, или недоверие Правительству РФ).

Доставление

Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным,

Административное задержание

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Срок административного задержания не должен превышать три часа (есть исключения).

Досмотр транспортного средства

Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Изъятие вещей и документов

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства.

Привод

Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Временный запрет деятельности

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы и пр. Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток.

 

Правонарушениях судьям

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, разрешение которых законом отнесено к компетенции судебной власти, рассматриваются мировыми судьями.

Исключение:

1. Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ и совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

2. Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществлено в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов.

3. В случае временного отсутствия мирового судьи дела об административных правонарушениях, совершенных на его участке, рассматриваются судьями соответствующего районного суда.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ

ПРАВОНАРУШЕНИИ СУДЬЕЙ

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

По поступившему делу об административном правонарушении мировой судья в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ проверяет:

1) относится ли оно к его компетенции (т.е. дело возбуждено по факту совершения правонарушения, перечень которых дан в ч. ч. 1 и 2 ст. 28.1 КоАП РФ; исключений, содержащихся в ч. 3 этой же статьи, нет);

2) нет ли оснований для самоотвода;

3) правильно ли составлены: протокол об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом.

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (т.е. не имеется ли формальных поводов к прекращению дела производством, см. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (на данном этапе судья не вправе входить в оценку доказательств, предрешать вопрос о виновности; его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в судебном заседании);

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Ходатайства на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении являются одной из гарантий всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. По общему правилу на данном этапе процесса ходатайства могут быть заявлены только в письменной форме.

Ходатайства рассматриваются немедленно. По результатам их рассмотрения судьей выносится определение. О результатах рассмотрения ходатайства сообщается лицу, их заявившему (ст. 24.4 КоАП РФ).

Частное определение

1. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

2. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

 

Понятие и предмет административного права как отрасли права и как науки.

АП рассматривается как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина. АП– отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы ОИВ . Предметом АП права являются общественные отношения возникающие в процессе организации и деятельности ОИВ го-ва. Обязательным условием АП является то что одной из сторон является ОГВ. Наука АП - система научных взглядов, знаний и теоретических предложений о закономерностях существующих в сфере АП. Наука административного права изучает не только действующие нормы этой отрасли, но и общественные отношения, которые они призваны регулировать, а также их историю и перспективы развития.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...