Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административно-правовые гарантии охраны прав и свобод граждан.Это осуществление исп. органами (должн. лицами) действий по наблюдению за реализацией прав и свобод граждан, по их непосредственной защите, наконец, по применению административно-правовых санкций в случае их нарушения. Наблюдательная функция исп. органов (должностных лиц) находит свое практическое выражение в осуществлении ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, предприятиях и учреждениях, государственными служащими. Другой вариант такого рода функций выражается в осуществлении ими на основе специальных полномочий такого же характера наблюдения в отношении неподведомственных объектов и лиц. В данном случае имеются в виду полномочия надзорного характера. Наблюдательными (контрольно-надзорными) полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствующем объеме все органы исп. власти как общей, так и отраслевой и межотраслевой компетенции. Действуют также специальные надзорные органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных и т.п. При этом они следят за тем, как обеспечивается реальность прав граждан в соответствующих областях общественных отношений. Непосредственная защита прав граждан исп. органами (должн. лицами) предполагает практическое использование ими достаточно широкого арсенала юридически властных средств. К ним можно отнести: а) приостановление действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент РФ может приостанавливать действие правовых актов органов исп. власти субъектов РФ; Правительство РФ полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств республик, входящих в состав РФ. Т.е. имеются в виду случаи, когда в приостанавлив. актах содержатся те или иные нарушения или ограничения прав и свобод граждан; б) приостановление работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (например, органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля, гос. надзора в области охраны труда и т.п.); в) отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство РФ вправе отменять такого рода акты фед. органов исп. власти, а Президент РФ – акты самого Правительства и т.п. Т.Е. Конституционная позиция: любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться (ч. 3 ст. 15). И хотя в данном случае имеется в виду обязательное условие их офиц. опубликования, есть основания для того, чтобы считать, что акты тем более не могут применяться, если ими нарушаются права, свободы и законные интересы граждан. В осуществлении защиты прав граждан существенна роль отводится органам судебной власти и прокуратуры. В частности, правом отмены актов управления наделены суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды. КС РФ может признать такие акты неконституционными, что влечет за собой утрату ими юридической силы.Органы прокуратуры опротестовывают правовые акты управления в случае нарушения ими прав граждан. Таким образом, гарантируется государственная защита прав и свобод граждан. Наконец, нельзя не отметить и то, что самим гражданам предоставляется юр. возможность своими средствами защищать свои права в сфере государственно-управленческой деятельности. Конечно, гражданин не обладает полномочиями по отмене или приостановлению правовых актов, ущемляющих его права и законные интересы. Но путем обжалования такого рода актов он приводит в движение государственный механизм защиты его прав. Применение адм.-правовых санкций как средства защиты их прав и законных интересов. При этом, естественно, подразумевается юридическая ответственность прежде всего должностных лиц государственно-управленческого аппарата. Предусмотрены в основном два вида такой ответственности названных лиц: дисциплинарная и административная. Конечно, за преступные деяния должн. лица несут и уголовную ответственность. - Дисциплинарная ответственность наступает при нарушении гос. служащим возложенных на него служебных обязанностей, в числе которых значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет за собой наложение на него органом или руководителем, имеющим право назначать служащего на должность, дисциплинарных взысканий. - Адм. ответственность наступает для должн. лиц за совершение ими адм. правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, гос. и обществ. порядка, природы, здоровья населения и т.п. Конечно, имеются определенные ограничения этого вида юр. ответственности. Так, должностные лица отвечают за нарушение таких общеобязательных правил, действующих в сфере реализации исп. власти, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Их адм. ответственность наступает в случаях, когда совершенными ими действиями либо бездействием нарушаются права и свободы граждан. КоАП предусматривает широкий круг составов таких нарушений, субъектами которых являются должностные лица. Например, это воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав; нарушение законодательства о труде и его охране; воспрепятствование проведению митинга, демонстрации и т.д. Адм. ответственность должностные лица несут перед органами, наделенными полномочиями по осуществлению административного надзора. Постановление о возбуждении административного производства вправе выносить прокурор. Названные виды юр. ответственности носят персональный характер (отвечает конкретное должностное лицо). Ответственность исполнительных органов не предусматривается. Гражданин имеет право на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями исп. органов (должн. лиц). Такое возмещение осуществляется в гражданско-процессуальном порядке.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |