Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус Правительства РФ как высшего исп. органа гос. власти РФ.

В соотв. с Конституцией Правительство РФ — коллегиальный, центральный, фед. орган исп. власти общей компетенции, подчиненный Президенту. Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией, ФЗ-ми, указами Президента РФ. В КРФ закреплено положение, о том, что Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ.

Состав правительства, порядок его формирования, цели и основные направления деятельности, взаимоотношения с Президентом и Федеральным Собранием в общих чертах регламентируются КРФ. Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и фед. министров. Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ в порядке, установленном К.РФ (ст. 3).

Председатель Правительства РФ обладает особым статусом. Он предлагает Президенту РФ структуру фед. органов исп. власти в недельный срок после своего назначения, кандидатуры на должности своих заместителей и фед. министров; определяет основные направления деятельности Правительства и характеризует его работу. Так же он распределяет обязанности между своими заместителями, представляет Правительство в международных делах, издает по оперативным и другим текущим вопросам распоряжения, а также подписывает решения Правительства.

Более конкретно полномочия Правительства прописаны в ФКЗ РФ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997. Правительство РФ в пределах своих полномочий:

- организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

- осущ. регулирование в соц.-экономической сфере, осуществляет управление фед. собственностью, принимает меры по защите интересов отечественных производителей, обеспечивает проведение единой гос. соц. политики;

- обеспечивает единство системы исп. власти в РФ, направляет и контролирует д-ть ее органов;

- формирует федеральные целевые программы, обеспечивает их реализацию;

- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство РФ по соглашению с органами исп. власти РФ может передавать им осуществление части своих полномочий. С другой стороны, органы исп. власти субъектов РФ могут передать свои полномочия Правительству на основании соответствующих соглашений (ст. 13 ФКЗ).

Правительству как органу общей компетенции подчинены центр. фед.органы исп. власти специальной компетенции. Оно направляет их работу, дает им поручения, устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов и размеры ассигнований на их содержание. Председатель Правительства вносит Президенту предложения о назначении руководителей центр. фед. органов исп. власти, а Правительство назначает их заместителей. Кроме того, оно принимает положения о каждом центр. фед. органе исп. власти, утверждает его структуру, состав коллегии, а при необходимости делегирует свои полномочия. Правительство осущ. контроль за деятельностью фед.органов исп. власти, может отменить принятые ими акты. Оно вправе создавать комиссии, комитеты, центры и иные, непосредственно подчиненные ему, органы и назначать их руководителей.

В настоящее время под руководством Правительства действуют 3 группы центральных фед. органов исп. власти специальной компетенции, выполняющих в нашей стране основной объем административной работы:

фед. министерства, руководители которых по должности являются членами Правительства;

образуемые Президентом государственные комитеты, комитеты, службы и иные органы;

инспекции, комиссии, центры, создаваемые Правительством. И названия, и правовой статус всех этих органов регулируются не Конституцией, а частично текущим законодательством и в основном актами Президента и Правительства.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, принимаемых в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства и обязательны к исполнению в РФ.

Акты Правительства, в случае их противоречия КРФ, ФКЗ-ам, ФЗ-ам, и указам Президента могут быть отменены Президентом, так же, в случае несоответствия актов Правительства КРФ они могут быть отменены постановлением КС РФ, т.к. это входит в его полномочия.

В обеспечении деятельности Правительства РФ важную роль играет его аппарат, который образуют: руководство аппарата; секретариат Председателя и секретариаты заместителей Председателя Правительства; департаменты по сферам и отраслям деятельности (финансов, бюджета и денежного обращения; труда, здравоохранения и социальной защиты населения; международного сотрудничества и так далее), а так же и другие подразделения.

Конституция не устанавливает срока функционирования Правительства РФ, но закрепляет две формы прекращения его деятельности — сложение полномочий и отставку.

Предельный срок функционирования Правительства в данном составе — до формирования вновь избранным Президентом нового Правительства. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия, но по его поручению, пока не будет сформировано новое, продолжает действовать.

Конституция предусматривает возможность отставки Правительства в случаях, если:

1) такое решение принял Президент;

2) оно само подало в отставку, и Президент ее принял;

3) Председатель Правительства поставил перед Гос. Думой вопрос о доверии Правительству, Дума в доверии отказала, и Президент принял решение об отставке Правительства;

4) Гос. Дума выразила недоверие Правительству дважды в течение 3-х месяцев, и Президент принял решение о его отставке.

Во всех случаях Правительство коллективно уходит в отставку только после принятия Президентом соответствующего решения, изложенного в его указе. Очевидно, что Президент также вправе по собственной инициативе или по личному заявлению члена Правительства отправить его в отставку или просто освободить от должности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...