Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы осуществления исполнительной власти.

Осуществление исполнительной власти (государственного управ­ления) реализуется в конкретных формах исполнительно-распоряди­тельной деятельности органов исполнительной власти и их должност­ных лиц.

Под административно-правовой формой государст­венного управленияпонимается определенное правом внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица, осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее юридические последствия. Вид конкретной формы государственного! управления определяется задачами, стоящими перед органом исполнительной власти или должностным лицом, а также реализуемыми ими функциями.

Виды административно-правовых форм государственного управле­нияв административном праве классифицируются по содержанию и способу выражения.

По содержанию административно-правовые формы государственного управления можно разделить на правотворческую и правоприменительную.

Правотворческая форма госуправления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих обществен­ные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности.

Правоприменительная форма государственного управления в свою очередь подразделяется на издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права), а также совершение действий юридического характера.

Издание индивидуальных правовых актов управления осуществляется, субъектом госуправления тогда, когда по обстоятельствам дела этот субъект в соответствии с правовыми нормами должен принять решение в виде индивидуального правового акта.

Совершение действий юридического характера осуществляется в тех случаях, когда правовые нормы не требуют от субъекта государств венного управления принятия правового акта и он совершает преду­смотренные в этих случаях юридически значимые действия (напри­мер, составление протокола, выдача разрешения и др.).

По своему содержанию формы государственного управления подраз­деляются на регулятивные и правоохранительные.

Регулятивная форма используется в процессе госуправления в различных сферах госдеятельности (эко­номической, социально-культурной, оборонной, внешнеполит-ой и др.).

Правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы админ-ого пра­ва, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и органи­заций, а также разрешении споров, возникающих в сфере управления.

По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на письменные и устные.

Письмен­ная форма используется при решении управленческих во­просов, требующих письменного оформления действий субъекта госу­дарственного управления, что порождает юридические последствия. Содержание данной формы государственного управления состоит в подготовке и принятии соответствующими органами исполнительной власти правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), а также оформлении документов управленческого характера (протоко­лов, актов, справок и др.).

Устная форма госуправления применяется в преду­смотренных правовыми нормами случаях при решении вопросов опе­ративного характера и состоит в отдании устных приказов, распоряже­ний и команд, которые также влекут юридические последствия.

Наряду с административно-правовыми формами в процессе прак­тической реализации исполнительной власти важная роль отводится административно-правовым методам государственного управления.

Административно-правовые методы государственного управления находятся в единстве с формами государственного управления. Форма государственного управления обуславливает и выбор метода государ­ственного управления, связанного задачами управления. Метод госу­дарственного управления всегда имеет своим адресатом соответствую­щий объект (индивидуальный либо коллективный).

Под методами государственного управления пони­маются определенные правом конкретные приемы и способы деятель­ности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуще­ствленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические по­следствия. Выбор конкретных методов государственного управления определяется задачами, стоящими перед органом исполнительной власти или должностным лицом, а также их компетенцией.

В теории административного права административно-правовые методы государственного управления классифицируютсяпо различ­ным основаниям.

В сфере государственного управления действуют два универсаль­ных метода — убеждение и принуждение. Эти методы являются универ­сальными способами воздействия на волю и поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе и в госуправлении.

С помощью методов убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений, например посредством разъяснений, рекомендаций, приме­нения поощрений и др.

К методам принуждения относится привлечение лиц к админист­ративной ответственности, а также ряд иных мер административного принуждения. В случае нарушения требований админи­стративно-правовых норм принуждение выражается в применении дисципли­нарной или административной ответственности.

Из множества классификационных вариантов, наиболее распространенным является выде­ление двух групп методов, а именно — административных и экономиче­ских.

Административныеметоды - способы или средства внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они нахо­дят; в совершении субъектом управления таких управленческих дейст­вий, в содержании которых проявляется властное обеспечение долж­ного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение (правовой акт управления), юридически обязательное для объекта управления, т. е. адресата. Налицо прямое предписание («команда»), требование подчиниться установленному правопорядку.

Экономические методы - способы или средства экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответст­вующие объекты управления. С их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т. е. опосредованно в отличие от способов прямого властного воздей­ствия.

Например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот, на­логов, пошлин, квот, тарифов и т. п.). Тем самым стимулируется эко­номическая (материальная) заинтересованность объекта в выполне­нии поставленных перед ним задач.

-----------------------------------------------

В теории административного права методы государственного управления классифицируются и по другим основаниям.

Так, по содержанию выделяются следующие методы:

— установление правил поведения общеобязательного характера;

— предписание о совершении, запрещении или разрешении опре­деленных действий;

— государственная регистрация (лицензирование);

— установление стандартов;

— осуществление надзора и контроля;

— разрешение споров между участниками управленческих отно­шений;

— применение мер поощрения и административного принужде­ния;

— приостановление или отмена правовых актов подведомствен­ных государственных органов и должностных лиц и др.

По юридическим свойствам административно-правовые методы го­сударственного управления подразделяются на нормативные и инди­видуальные. К нормативным относится издание правовых актов, регу­лирующих управленческие отношения в определенных сферах, к ин­дивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений конкрет­ным лицам.

По способу воздействия на поведение субъектов административ­но-правовые методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определен­ные действия, а также запрещающие совершать какие-либо действия.

По форме предписания они могут быть подразделены на императив­ные, поручительные и рекомендательные.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...