Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧЕМ ЛУЧШЕ РЕБЕНОК РАЗБИРАЕТСЯ В СООТНОШЕНИЯХ ПОНЯТИЙ, ТЕМ ОН УМНЕЕ.

Нет-нет, компьютерная развивающая игра с картинками тоже нужна, но в меру. Важны приоритеты. У нас акцент — на соотношения понятий.

Поясню, что это такое. Вот ребенок перечисляет птичек: синичка, скворец, воробей. Это уже хорошо. Но надо научить его отображать это родовидовое соотношение понятий в условной схеме.

Ребенок знает, что в детсадовской группе есть мальчики, девочки, воспитатель и нянечка. А это соотношение понятий называется «части и целое». И здесь тоже можно и нужно сделать все наглядным.

И вот я спрашиваю, стая и птички — это целое и части или род и виды... Бывает, что и студенты задумываются, а бывает, что мои малыши быстро соображают, что, мол, целое и части.

Куколка превращается в бабочку. Это не части и целое и не род и вид. Это метаморфоза, трансформация, превращение.Такое соотношение понятий отобразим так:

А вот «подул ветер, он разогнал тучи, выглянуло солнце, высохли лужи...». Здесь ни первое, ни второе, ни третье... Здесь причины и следствия,которые, в свою очередь, становятся причинами других следствий. Договоримся о таком способе условно-образной передачи этого.

Я опасался, что переход к условной наглядности будет трудным. И сделал так: взял тарелку, миску и сковороду. В тарелке — хлеб. Миска — напитки. Сковорода — молочные блюда. Катя (четыре с половиной года) сразу же положила кусочек лаваша в тарелку, сыр в сковороду, чай в чашке — в миску. Коля Святит-ский — постарше Кати на полгода — положил булочку в тарелку, пепси в миску, творог в сковороду. Я осмелел и нарисовал три круга. Договорились, что первый — это хлеб, второй — напитки, третий — молочные продукты. Договорились, что будем в кругах рисовать кружочки и писать буквы. В одном большом круге хлебные продукты. В другом — напитки. В третьем — молочные продукты. А сам продукт будем рисовать маленьким кружочком

в больаюм и надписывать одной буквой: С — сыр, Б — булочка, П — пепси и т. д. Все получилось. Переход от миски, от тарелки и сковороды к нарисованным кругам произошел несказанно быстро. Так же, как и от реальной булочки к ее обозначению маленьким кружком с буквой Б... Включились в творчество и родители. Стало ясно, что детки подустали и надо перейти к подвижным мероприятиям. Алена Тимошенко со своей дочкой Дашей быстро вышли из дома на улицу, за ними устремились все. Дело-то было у нас на даче, так что пол и земля — почти на одном уровне. И сделали из проволоки большой круг. Папа Андрей Святит-ский вытащил из свой машины резиновый баллон — это был второй круг. А третий круг выложили из щебенки. Заодно мы перешли от продуктовой темы к технической. И в дело пошли другие понятия. Надина Юлька в качестве акулы приискала удлиненную ветку с «разинутой пастью», наша Катя рядом с акулой положила раскрытые плоскогубцы — они напоминали ей щуку. А Полина Соловей (пятилетняя из тринадцатиптенцово-го гнезда Марины Соловей) отыскала небольшую плоскую щепку, заявив, что это камбала, и положила к щуке и акуле. Коля Святитский запротестовал: щука и акула — хищные рыбы, а камбала — «мирная рыба». Пришлось внутри круга из проволоки сделать еще одно кольцо и окружить им щуку и акулу — это хищные рыбы. И еще одно тоже из проволоки и окружить им мирную камбалу...

Стоп!.. Я не собираюсь сейчас преподносить логико-графическое структурирование родителям. Это сделано подробно в нашей с Еленой Егидес книге «Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются».Здесь для нас с вами, дорогие родители, важно, что детский сад с его поделками — это детский лепет в смысле создания условий для интеллектуального саморазвития ребенка. Рыбы хищные и нехищные — это начало мыслительного саморазвития. Дальше дети вдруг обнаруживают такие глубины мышления, о которых преподаватели могут только мечтать. Ну, например... В учебнике ботаники для шестого класса пишется, что рыбы бывают хищные и нехищные, морские и пресноводные. Но не пишется, что морские рыбы могут быть хищными и нехищными, что так же обстоят дела с пресноводными рыбами. Они тоже могут быть хищными и нехищными. И что хищные рыбы могут быть пресноводными и морскими. А нехищные рыбы тоже бывают пресноводными и морскими. И главное, главное — что все это мои семиклассники изобразили так:

Дорогие родители, я настоятельно советую вам прочитать мою книгу «Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются»! Что-то из этой книги вы сможете использовать сами для умственного развития своего ребенка. А может быть, вы присоединитесь к нашей экспериментальной группе. Мой личный сайт в Интернете: www.egides.ru.

 

Я занимаюсь с четырех-пятилетними людьми музыкой. Большинство детей знают и любят детские песни, особенно из мультфильмов. Владимир Шаинский здесь непререкаемый авторитет. И Катя его принимает. Много кого она еще принимает. Это и Высоцкий с его песнями из «Алисы в Стране чудес». Это и «Бремен-ские музыканты». Но мы ставим задачу освоить высокую классику. Я с Катей получил эффект от многоразового прослушивания даже очень серьезных вешей (скрипичный концерт Бетховена, например). Но легче и быстрее она воспринимает классические миниатюры. «Серенада» и «Форель» Шуберта, «К Элизе» Бетховена же.

У нас с Леной — разделение труда в плане чтения с Катей книг. Доктор Айболит, Карлсон, Пеппи — это Лена. Она прочитывает все быстро и по нескольку раз. Это создает как бы массу. А я беру завышенную планку — «Путешествия Гулливера», «Маугли»,

«Белый пудель». И читаю медленно, с вопросами, разъяснениями, размышлениями. Разбирая и повторяя определения понятий. Например, дошли до описания засухи и «водного перемирия» в «Маугли».

— Так что такое водное перемирие? — спрашиваю я после прочтения отрывка.

— Пап, ну это когда звери не едят друг друга, а пьют воду, потому что напиться больше хочется, чем есть, а воды мало, потому что засуха... — захлебываясь от наплыва мыслей, спешит донести до меня главную мысль Катя.

Я, однако, не успокаиваюсь на этом, спрашиваю теперь наоборот. Описываю явление и прошу Катю назвать ею.

— Катя, наступила засуха, речка обмелела. В джунглях стало очень мало воды. Протрубил старый слон Гати. Звери перестали нападать друг на друга и давали возможность напиться из реки. Как это называется?

— Пап, ну что ты — разве не знаешь, что это водное перемирие?..

 

Кате три с половиной. Читаю ей мифы Древней Греции. Бой Ахилла с Гектором. Останавливаюсь на неуязвимости Ахилла. На том, что Гектор защищал родной город, а Ахилл пришел как завоеватель. А дальше — нравственно-психологический анализ. И Катя говорит, что Гектор — герой, он защищал свой город. А Ахилл — бандит, он грабитель. Долго не может оставить эту тему:

— Гела как схватила бы этого Ахилла за пятку, и он бы не убил Гектора. (Гела, как вы помните, — нашаротвейлериха.) Гела вообще не пустила бы греков в Трою, она ведь и нас охраняет... Гела как разорвала бы их паруса и погрызла бы их весла... Они бы и не доплыли...

Психотипы родителей

Как чувствуют себя дети в семье, зависит не только от отношений родителей между собой. Но и от психотипародителя. Мы много говорили о психотипных особенностях супруга по отношению к другому супругу, ну и вообще по отношению к другим членам семьи.

Паранойяльный отец детьми занимается мало, в основном дети воспитываются по подражанию. Отец сидит над текстами

не разгибаясь, или он весь в оргработе, и сын включается в это. В промежутках — обсуждение дел, и сын вовлечен в него. Отец может давать сыну поручения. Отнести записку. Перегнать текст по электронной почте. Но так, чтобы специально проверять дневники, ходить на родительские собрания и решать с ребенком арифметические примеры — это реже.

Паранойяльный не слишком ограничивает свободу передвижений ребенка и подростка, не опекает его сверх меры, и дети паранойяльного более самостоятельны. Он уравновешивает эпилептоидную или истероидную мать в рвении к ограничениям свободы сексуальной жизни сына и даже дочери. А до этого: пусть ребенок сам учится на собственных ошибках, за одного битого двух небитых дают. В детских конфликтах учит своего давать сдачи, не давать спуска, выстаивать. Учит работать локтями, расталкивать других, теснить, выгадывать, обыгрывать. Может быть, тренирует в боевых искусствах с целью самообороны, для самозахвата основных фондов, для будущих классовых и национальных войн.

Дети эпилептоидных родителей не бывают брошены в роддоме или заброшены в интернате. Типичная картина: коляска с ребенком и при ней эпилептоидный отец, готовый на все, если, не дай бог, какой-нибудь пьяный захочет сунуть нос в коляску. У эпи-лептоидов дети никогда не остаются без надзора. Нос всегда утерт. Накормлены. Обуты-одеты. Не расфранчены, но все добротно и по делу. Но, понятно, и особая строгость. Эпилептоидные родители аккуратно просматривают дневник. Ругают за плохие оценки. Ограничивают свободу. В детстве — свободу манипуляций с предметами, двигательную активность. Не тронь — будет больно, не бегай — упадешь, «не влезай — убьет». В подростковом возрасте родители-эпилептоиды сужают свободу социальных контактов своих детей. Запрещают дружить с одними детьми, навязывают других. Заставляют учиться по своему усмотрению. Никакой музыки, пойдет в финансовый техникум. Или: пусть идет по стопам родителей, в музыкальное училище — куда же еще. Но и помогают в учебе, регулярно ходят на родительские собрания. Часто они члены родительского комитета в школе. Своих детей на людях защищают, дома же ругают; иногда, впрочем, склонны отругать и в присутствии чужих.

Гипертимы детьми почти не занимаются. Дети тусуются вместе с курами во дворе. Дневники гипертимы не проверяют. На родительские собрания не ходят, но могут и заглянуть и побузить там.

Если учительница нажалуется на ребенка, гипертим даст ремня. Свободу передвижения и отношений, в том числе сексуальных, не ограничивают. Ребенок учится жизни на собственных ошибках. В конфликтах, по их мнению, надо дать сдачи. У гипертима не только жена — друг по выпивке, но и дети, особенно сыновья. Он спаивает и малолетних. А чего, пусть пьют. Один раз живем. Дети гипертима — партнеры в домино или своровать вместе.

Истероиды детьми занимаются много. Истероидный родитель может быть даже более заботливым, чем эпилептоидный. И больше регламентировать поведение своего ребенка. Но развивает он его «по поверхности»: скажем, воспитать этикет, чтобы с бантиками ходила, чтоб платьице было не как у всех. Обычно родитель с помощью ребенка и, увы, за счет ребенка старается решить свои проблемы. Так вот истероид в этом вопросе — чемпион. Для истероидки ребенок чаще всего желанен. Но не потому, что, дескать, она дает жизнь и образование новому существу, осуществляя продолжение рода человеческого. А потому, что материнство в российском обществе престижно, и смотрите на меня, я мать, а не так просто. В связи с этим — и отношение к ребенку как к средству самоутверждения. А значит, он у меня должен кататься в лучшей коляске: не из Турции или из Польши, а из Италии или из Франции. Коляска должна быть — трансформер. Он станет фигуристом, будет ходить в музыкальную школу, учиться в частной гимназии...

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...